- Преподавателю
- Начальные классы
- Правописание парных согласных в корне слова
Правописание парных согласных в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова Г.Э. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Смирнова Г.Э.
Урок русского языка . 3 класс. Традиционная система.
Тема : «Правописание парных согласных в корне слова».
Цели : обобщение знаний учащихся о парных согласных; отработка умения распознавать и осознанно выбирать способ проверки парного согласного; развитие орфографической зоркости, фонетического слуха; упражнение в разборе слов по составу, нахождении грамматической основы предложений, характеристике предложений; повторение и закрепление способов словообразования .
Оборудование : опорная таблица « Способы проверки парных по глухости - звонкости согласных», кроссворд , таблица со словами к упражнению по развитию фонематического слуха, веера с парными согласными , рисунки с изображением мальчиков.
Х О Д У Р О К А .
1. Организационный момент. Приветствие гостей. Эмоциональный настрой. Аутотренинг.
Грамматика, грамматика, наука очень строгая.
Тебя, моя грамматика, осилим понемногу все.
2. Повторение пройденного.
У.: Все уроки русского языка призваны научить вас грамотному письму.
- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово ?
Д.: - произнести слово, найти орфограмму,
- узнать, в какой части слова она находится,
- если в корне , то подобрать проверочное слово.
- Какое слово является проверочным ?
Д.: - такое слово, где звук находится в сильной
позиции.
3. Введение в тему урока.
Открыть запись на доске :
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
( А.С. Пушкин.)
У. : - Прочитайте выразительно. О каком времени года эти стихи ?
- Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите слово « зима »?
Д.: -снег, холод, мороз, лед, озноб, радость, восторг, гололед,
варежки, шапки, шубки .
( Учитель на доске записывает только слова с парными согласными.)
У.: Я записала слова с одной общей для них всех орфограммой. Посмотрите внимательно и назовите , какая орфограмма в этих словах.
Д.: - парные согласные в корне слова.
У.: Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке ?
Д.: - на уроке мы будем закреплять наше умение находить
орфограмму « парный согласный в корне слова»,
упражняться в подборе проверочных слов.
У. : Основная цель сегодняшнего урока - усвоение способов проверки парных по глухости - звонкости согласных в корне слова, находящихся на конце и в середине слова.
4. Чистописание.
- Посмотрите на строки А.С.Пушкина и назовите слово с изучаемой орфограммой .
Д.: - Снег.
-С какой буквы начинается слово ? Она - то и станет сегодня предметом нашего внимания на минутке чистописания . Это настоящая зимняя буква . Она состоит из завитков, будто её сам Дед Мороз рисовал во время снежной бури. Снежные вихри кружились и вертелись и вдруг , как по мановению волшебного посоха Деда Мороза , замерли в один миг, образовав причудливую букву.
Напишите эту букву у себя в тетрадях.
- Вглядитесь в строку , что вам подсказывает ваше воображение, на что похожи эти сочетания букв ?
Дети : на снежные холмы, на снежные шапки на ветках
деревьев и кустов.
- Напишите соединения с другими буквами.
РАБОТА НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ.
У.: - Назовите и запишите однокоренные слову «снег» слова.
Разберите по составу :
СНЕГ СНЕГОВИК СНЕЖКИ СНЕЖНЫЙ СНЕГОПАД СНЕЖИНКИ
Г
ЗАСНЕЖЕННЫЙ (обратить внимание на чередование согласных в корне----- )
Ж
У. : - Укажите способы словообразования ( суффиксальный, приставочно-
суффиксальный, сложение основ).
5. Способы проверки парных согласных.
У.: - Назовите парные согласные .
Почему они называются парными ?
Всегда ли надо проверять парный согласный ?
Д.: -Всегда, если он стоит на конце слова или в середине
слова перед другим глухим согласным.
У.: - Почему нужна проверка ?
Д.: -Звонкий согласный оглушается в конце корня и перед
глухими согласными. В этом случае письмо расходится с
произношением.
- Если парный согласный звук стоит в слабой позиции, то
слышится всегда глухой , а чтобы написать слово
правильно , надо поставить звук в сильную позицию.
У.: - Какая позиция для этой орфограммы является слабой? ( На конце слова и в середине слова перед другим глухим согласным, обычно перед согласным «к». )
Какая позиция для этой орфограммы является сильной ?
Д.: - перед гласными или перед сонорными согласными.
У.: - Вспомним стихотворное правило :
«Парные согласные самые опасные.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй !
Рядом гласный подставляй !»
( Уж - ужи, труд - труды,
Ёж - ежи, мост - мосты.
Грядка. Нет чего ? - Нет грядок.
А тетрадка ? - Нет тетрадок.
Зубки ! Изменили - зубы.
Шубки ! Проверяем - шубы.
Ждем снежинок и салазок
И побольше чудных сказок. )
У.: - Как можно проверить парный согласный на конце слова ?
Д.: -Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово,
в котором после согласного стоит гласный .
Вывешивается табличка :
« Способы проверки парных согласных »
1) изменение формы слова 2) подбор однокоренного слова
(основа слова не изменяется ) (основа слова изменяется)
флаг - флаги гриб - грибок
друг - друга дуб - дубовый
зуб - зубной
У.: - Когда мы изменяем слово , значит мы делаем проверку , изменяя форму того же слова. Слово остается тем же, только в другой форме, с другим окончанием. Основа слова не изменяется при этом.
Когда подбираем однокоренное слово, то это всегда другое слово, слово с другой основой.
У. : - Как проверить орфограмму в слове снег ?
Дети : - Изменим форму слова : снег - снега ( после
согласного идет гласный .)
У. : - Докажите, что вы изменили форму слова.
Дети : - Изменили окончание, основа слова осталась без
изменения.
У. : - Как ещё можно проверить ?
Дети : - Подберём однокоренное слово : снег - снеговой.
У. : - Докажите, что вы подобрали однокоренное слово .
Дети : - Корни одинаковые, а основы разные.
У. : - Есть ли на доске ещё проверочное слово ? Назовите. Укажите способ проверки.
Докажите.
6. Работа со словарными словами.
На доске кроссворд .
( При заполнении кроссворда в вертикальном столбце просматривается слово
«РЕБЯТА».)
1. Б Е Р Е З К А
2. М Е Д В Е Д Ь
3. А В Т О Б У С
4. Я Г О Д К А
5. Т Е Т Р А Д К А
6. Р А С С К А З
Разгадав этот кроссворд, вы узнаете ответ на вопрос : кто больше всех радуется
зиме ?
1. Ласковое название любимого дерева русского народа.
2. Хозяин леса.
3. Транспортное средство.
4. Уменьшительно-ласкательное название плодов у кустарников и трав.
5. Школьная принадлежность.
6. Короткое прозаическое произведение.
- Вызванный ученик выходит к доске и вписывает слово - отгадку, называет орфограммы ( проверяемые и непроверяемые ), указывает проверочные слова и способ проверки.
Остальные пишут в тетрадях сначала проверочное слово, а затем слово из кроссворда .
Образец : береза - берёзка .
У.: - Прочитайте в выделенных клеточках ответ на вопрос : кто больше всех радуется зиме?
- А за что вы любите зиму ?
( Выслушать устные ответы. )
7 . Упражнение на развитие фонематического слуха .
( На доске открывается рисунок : мальчик на горке )
У. : - Давайте поможем мальчику съехать с горки . Постарайтесь услышать и назвать встречающиеся в стихотворении слова с орфограммой «парный согласный в середине слова».
Учитель читает стихотворение :
Есть и валенки с галошами,
Шапка теплая, хорошая,
Есть и шубка меховая -
У кого ещё такая ?
Прячет в варежках ладошки,
Ножки - в теплые сапожки.
Все как надо у Сережки.
В чем тогда помеха ?
Смелости б ему немножко, чтобы с горки съехать.
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
У.: Приготовьте свои « веера ». По очереди называйте слова и показывайте, какую букву нужно писать. ( Слова, написанные на полосках бумаги, но с пропущенной орфограммой , по мере их называния прикрепляются к доске , образуя «горку» ( можно использовать вертикальное наборное полотно). Учитель перемещает фигурку мальчика на одну ступеньку вниз. ) :
1. ШАПКА
2. Ш У Б К А
3. В А Р Е Ж К А Х
4. Л А Д О Ш К И
5. Н О Ж К И
6. С А П О Ж К И
7. С Е Р Е Ж К А
8. Н Е М Н О Ж К О
У.: - Вот вы и помогли Сереже съехать с высокой горы . Теперь он станет смелым и дальше сам будет кататься без вашей помощи.
8. Дополните текст. Вставьте слова однокоренные слову «снег» .
На доске открывается текст с пропущенными словами (слова прикрыты полосками бумаги ):
Замелькали в воздухе … ( снежинки )
Теплым одеялом укрыл … ( снегопад ) землю.
( Снежные ) метели замели лесные тропинки.
А ребятам радость . Лепят … ( снеговика ), играют в … ( снежки ).
У. : - Дополните предложения подходящими по смыслу однокоренными словами.
- Назовите грамматическую основу в первых трех предложениях.
- Запишите предложение к схеме : Каким? чем? что сделал? что? что?
- Дайте характеристику предложения. ( Простое, повествовательное, полное, распространенное.)
- Дайте характеристику последнему предложению. ( Простое, повествовательное, неполное, распространенное - более развернутую характеристику предложения дети будут учиться давать позднее. )
- Какого члена предложения не хватает? ( Подлежащего.) Дополните предложение таким образом, чтобы оно стало полным. Запишите. Подчеркните главные члены .
( Проверка фронтальная .)
У.: - Есть ли здесь слова на изучаемую нами орфограмму ? Назовите.
Д.: - снегопад.
- В каком ещё предложении есть слово с изучаемой орфограммой?
Д. : - снежки .
У.: - Как узнали ?
Д.: - звук стоит в слабой позиции.
Снегопад - в конце слова, снежки - перед глухим согласным в
середине слова.
- Назовите проверочные слова и способы проверки.
Д. : - Снегопад - снегопады ( измен. ф.сл.) - падать (однокоренн.)
Снежки - заснеженный (однокоренн.) - снежинка (однокоренн.)
9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
У.: - Послушайте, как хвастаются эти мальчики :
Мы - ребята молодые,
Мы - ребята удалые ,
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
У.: - Не страшен, если знаешь, как грамотно писать слово « мороз» и как его проверить.
Я сейчас буду называть слова. Если это проверочное слово и способ проверки «изменение формы слова», то вы выполняйте наклоны вправо и влево, поставив руки на пояс.
Если это проверка однокоренным словом, то вы выполняйте махи руками через стороны вверх и вниз.
Если это вообще не проверочное слово, то топайте ногами : на морозе,… заморозить,… из-за мороза,… морозный,…Морозко,…
отморозил,… по морозу,… заморозка,… морозилка,… морозы,… без морозов...
10. Вставьте недостающие слова в предложения.
Подбор слов к схемам. Игра «Строим крепость».
( Слова написаны на кружках , орфограммы закрыты снежинками. Текст с пословицами оформлен в виде снежной крепости.)
Мороз, нос, снег, хлеб, холод, молод, шапку.
- Ребята строили крепость, но в ней некоторые комки снега выкатились со своих мест . Помогите им починить крепость. На этих комках слова из пословиц. Догадайтесь, куда их надо вставить. (Устно.)
( Мороз) ленивого за (нос) хватает , а перед проворным (шапку)
снимает. Зимой (снег) глубокий , летом (хлеб) высокий. В зимний
( холод ) всякий ( молод ).
У.: - Как понимаете эти пословицы ? Запишите пословицы в тетради.
В скобках указывайте проверочные слова.
Объясните орфограммы (Устный опрос. ) Вот теперь крепость достроена . Можно и в снежки поиграть.
А вот уже и первые игроки прибежали.
( Учитель прикрепляет фигурки мальчиков, играющих в снежки.)
11. Закрепление пройденного. « Игра в снежки»
У.: - Наши мальчики хотят поиграть в снежки. Давайте поможем им налепить комочков. Каждый ваш правильный ответ - это мальчику снежок. Снежками будут слова с парными согласными.
Один «бросает» слова с парными согласными на конце, другой - с парными
согласными перед глухими согласными . Выиграет тот мальчик, у которого больше наберется снежков. ( Дети называют орфограмму, проверочное слово , указывают способ проверки и выходят к доске рисовать кружки- снежки соответствующему игроку. )
12. Итог. Домашнее задание .
У. : - Наш урок подошёл к концу. Чему сегодня учились на уроке ? Что было легко? А что было трудно?
- Дома, подберите и запишите, пожалуйста, на карточку три загадки , содержащие слова с изучаемой орфограммой. В тетрадь запишите эти слова и проверьте их всеми возможными способами.