Правописание парных согласных в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смирнова Г.Э.

Урок русского языка . 3 класс. Традиционная система.

Тема : «Правописание парных согласных в корне слова».

Цели : обобщение знаний учащихся о парных согласных; отработка умения распознавать и осознанно выбирать способ проверки парного согласного; развитие орфографической зоркости, фонетического слуха; упражнение в разборе слов по составу, нахождении грамматической основы предложений, характеристике предложений; повторение и закрепление способов словообразования .

Оборудование : опорная таблица « Способы проверки парных по глухости - звонкости согласных», кроссворд , таблица со словами к упражнению по развитию фонематического слуха, веера с парными согласными , рисунки с изображением мальчиков.

Х О Д У Р О К А .

1. Организационный момент. Приветствие гостей. Эмоциональный настрой. Аутотренинг.

Грамматика, грамматика, наука очень строгая.

Тебя, моя грамматика, осилим понемногу все.

2. Повторение пройденного.

У.: Все уроки русского языка призваны научить вас грамотному письму.

- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово ?

Д.: - произнести слово, найти орфограмму,

- узнать, в какой части слова она находится,

- если в корне , то подобрать проверочное слово.

- Какое слово является проверочным ?

Д.: - такое слово, где звук находится в сильной

позиции.

3. Введение в тему урока.

Открыть запись на доске :

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

( А.С. Пушкин.)

У. : - Прочитайте выразительно. О каком времени года эти стихи ?

- Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите слово « зима »?

Д.: -снег, холод, мороз, лед, озноб, радость, восторг, гололед,

варежки, шапки, шубки .

( Учитель на доске записывает только слова с парными согласными.)

У.: Я записала слова с одной общей для них всех орфограммой. Посмотрите внимательно и назовите , какая орфограмма в этих словах.

Д.: - парные согласные в корне слова.

У.: Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке ?

Д.: - на уроке мы будем закреплять наше умение находить

орфограмму « парный согласный в корне слова»,

упражняться в подборе проверочных слов.

У. : Основная цель сегодняшнего урока - усвоение способов проверки парных по глухости - звонкости согласных в корне слова, находящихся на конце и в середине слова.

4. Чистописание.

- Посмотрите на строки А.С.Пушкина и назовите слово с изучаемой орфограммой .

Д.: - Снег.

-С какой буквы начинается слово ? Она - то и станет сегодня предметом нашего внимания на минутке чистописания . Это настоящая зимняя буква . Она состоит из завитков, будто её сам Дед Мороз рисовал во время снежной бури. Снежные вихри кружились и вертелись и вдруг , как по мановению волшебного посоха Деда Мороза , замерли в один миг, образовав причудливую букву.

Напишите эту букву у себя в тетрадях.

- Вглядитесь в строку , что вам подсказывает ваше воображение, на что похожи эти сочетания букв ?

Дети : на снежные холмы, на снежные шапки на ветках

деревьев и кустов.

- Напишите соединения с другими буквами.

РАБОТА НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ.

У.: - Назовите и запишите однокоренные слову «снег» слова.

Разберите по составу :

СНЕГ СНЕГОВИК СНЕЖКИ СНЕЖНЫЙ СНЕГОПАД СНЕЖИНКИ

Г

ЗАСНЕЖЕННЫЙ (обратить внимание на чередование согласных в корне----- )

Ж

У. : - Укажите способы словообразования ( суффиксальный, приставочно-

суффиксальный, сложение основ).

5. Способы проверки парных согласных.

У.: - Назовите парные согласные .

Почему они называются парными ?

Всегда ли надо проверять парный согласный ?

Д.: -Всегда, если он стоит на конце слова или в середине

слова перед другим глухим согласным.

У.: - Почему нужна проверка ?

Д.: -Звонкий согласный оглушается в конце корня и перед

глухими согласными. В этом случае письмо расходится с

произношением.

- Если парный согласный звук стоит в слабой позиции, то

слышится всегда глухой , а чтобы написать слово

правильно , надо поставить звук в сильную позицию.

У.: - Какая позиция для этой орфограммы является слабой? ( На конце слова и в середине слова перед другим глухим согласным, обычно перед согласным «к». )

Какая позиция для этой орфограммы является сильной ?

Д.: - перед гласными или перед сонорными согласными.

У.: - Вспомним стихотворное правило :

«Парные согласные самые опасные.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй !

Рядом гласный подставляй !»

( Уж - ужи, труд - труды,

Ёж - ежи, мост - мосты.

Грядка. Нет чего ? - Нет грядок.

А тетрадка ? - Нет тетрадок.

Зубки ! Изменили - зубы.

Шубки ! Проверяем - шубы.

Ждем снежинок и салазок

И побольше чудных сказок. )

У.: - Как можно проверить парный согласный на конце слова ?

Д.: -Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово,

в котором после согласного стоит гласный .

Вывешивается табличка :

« Способы проверки парных согласных »

1) изменение формы слова 2) подбор однокоренного слова

(основа слова не изменяется ) (основа слова изменяется)

флаг - флаги гриб - грибок

друг - друга дуб - дубовый

зуб - зубной

У.: - Когда мы изменяем слово , значит мы делаем проверку , изменяя форму того же слова. Слово остается тем же, только в другой форме, с другим окончанием. Основа слова не изменяется при этом.

Когда подбираем однокоренное слово, то это всегда другое слово, слово с другой основой.

У. : - Как проверить орфограмму в слове снег ?

Дети : - Изменим форму слова : снег - снега ( после

согласного идет гласный .)

У. : - Докажите, что вы изменили форму слова.

Дети : - Изменили окончание, основа слова осталась без

изменения.

У. : - Как ещё можно проверить ?

Дети : - Подберём однокоренное слово : снег - снеговой.

У. : - Докажите, что вы подобрали однокоренное слово .

Дети : - Корни одинаковые, а основы разные.

У. : - Есть ли на доске ещё проверочное слово ? Назовите. Укажите способ проверки.

Докажите.

6. Работа со словарными словами.

На доске кроссворд .

( При заполнении кроссворда в вертикальном столбце просматривается слово

«РЕБЯТА».)

1. Б Е Р Е З К А

2. М Е Д В Е Д Ь

3. А В Т О Б У С

4. Я Г О Д К А

5. Т Е Т Р А Д К А

6. Р А С С К А З

Разгадав этот кроссворд, вы узнаете ответ на вопрос : кто больше всех радуется

зиме ?

1. Ласковое название любимого дерева русского народа.

2. Хозяин леса.

3. Транспортное средство.

4. Уменьшительно-ласкательное название плодов у кустарников и трав.

5. Школьная принадлежность.

6. Короткое прозаическое произведение.

- Вызванный ученик выходит к доске и вписывает слово - отгадку, называет орфограммы ( проверяемые и непроверяемые ), указывает проверочные слова и способ проверки.

Остальные пишут в тетрадях сначала проверочное слово, а затем слово из кроссворда .

Образец : береза - берёзка .

У.: - Прочитайте в выделенных клеточках ответ на вопрос : кто больше всех радуется зиме?

- А за что вы любите зиму ?

( Выслушать устные ответы. )

7 . Упражнение на развитие фонематического слуха .

( На доске открывается рисунок : мальчик на горке )

У. : - Давайте поможем мальчику съехать с горки . Постарайтесь услышать и назвать встречающиеся в стихотворении слова с орфограммой «парный согласный в середине слова».

Учитель читает стихотворение :

Есть и валенки с галошами,

Шапка теплая, хорошая,

Есть и шубка меховая -

У кого ещё такая ?

Прячет в варежках ладошки,

Ножки - в теплые сапожки.

Все как надо у Сережки.

В чем тогда помеха ?

Смелости б ему немножко, чтобы с горки съехать.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

У.: Приготовьте свои « веера ». По очереди называйте слова и показывайте, какую букву нужно писать. ( Слова, написанные на полосках бумаги, но с пропущенной орфограммой , по мере их называния прикрепляются к доске , образуя «горку» ( можно использовать вертикальное наборное полотно). Учитель перемещает фигурку мальчика на одну ступеньку вниз. ) :

1. ШАПКА

2. Ш У Б К А

3. В А Р Е Ж К А Х
4. Л А Д О Ш К И
5. Н О Ж К И
6. С А П О Ж К И
7. С Е Р Е Ж К А
8. Н Е М Н О Ж К О

У.: - Вот вы и помогли Сереже съехать с высокой горы . Теперь он станет смелым и дальше сам будет кататься без вашей помощи.

8. Дополните текст. Вставьте слова однокоренные слову «снег» .

На доске открывается текст с пропущенными словами (слова прикрыты полосками бумаги ):

Замелькали в воздухе … ( снежинки )

Теплым одеялом укрыл … ( снегопад ) землю.

( Снежные ) метели замели лесные тропинки.

А ребятам радость . Лепят … ( снеговика ), играют в … ( снежки ).

У. : - Дополните предложения подходящими по смыслу однокоренными словами.

- Назовите грамматическую основу в первых трех предложениях.

- Запишите предложение к схеме : Каким? чем? что сделал? что? что?

- Дайте характеристику предложения. ( Простое, повествовательное, полное, распространенное.)

- Дайте характеристику последнему предложению. ( Простое, повествовательное, неполное, распространенное - более развернутую характеристику предложения дети будут учиться давать позднее. )

- Какого члена предложения не хватает? ( Подлежащего.) Дополните предложение таким образом, чтобы оно стало полным. Запишите. Подчеркните главные члены .

( Проверка фронтальная .)

У.: - Есть ли здесь слова на изучаемую нами орфограмму ? Назовите.

Д.: - снегопад.

- В каком ещё предложении есть слово с изучаемой орфограммой?

Д. : - снежки .

У.: - Как узнали ?

Д.: - звук стоит в слабой позиции.

Снегопад - в конце слова, снежки - перед глухим согласным в

середине слова.

- Назовите проверочные слова и способы проверки.

Д. : - Снегопад - снегопады ( измен. ф.сл.) - падать (однокоренн.)

Снежки - заснеженный (однокоренн.) - снежинка (однокоренн.)

9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

У.: - Послушайте, как хвастаются эти мальчики :

Мы - ребята молодые,

Мы - ребята удалые ,

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

У.: - Не страшен, если знаешь, как грамотно писать слово « мороз» и как его проверить.

Я сейчас буду называть слова. Если это проверочное слово и способ проверки «изменение формы слова», то вы выполняйте наклоны вправо и влево, поставив руки на пояс.

Если это проверка однокоренным словом, то вы выполняйте махи руками через стороны вверх и вниз.

Если это вообще не проверочное слово, то топайте ногами : на морозе,… заморозить,… из-за мороза,… морозный,…Морозко,…

отморозил,… по морозу,… заморозка,… морозилка,… морозы,… без морозов...

10. Вставьте недостающие слова в предложения.

Подбор слов к схемам. Игра «Строим крепость».

( Слова написаны на кружках , орфограммы закрыты снежинками. Текст с пословицами оформлен в виде снежной крепости.)

Мороз, нос, снег, хлеб, холод, молод, шапку.

- Ребята строили крепость, но в ней некоторые комки снега выкатились со своих мест . Помогите им починить крепость. На этих комках слова из пословиц. Догадайтесь, куда их надо вставить. (Устно.)

( Мороз) ленивого за (нос) хватает , а перед проворным (шапку)

снимает. Зимой (снег) глубокий , летом (хлеб) высокий. В зимний

( холод ) всякий ( молод ).

У.: - Как понимаете эти пословицы ? Запишите пословицы в тетради.

В скобках указывайте проверочные слова.

Объясните орфограммы (Устный опрос. ) Вот теперь крепость достроена . Можно и в снежки поиграть.

А вот уже и первые игроки прибежали.

( Учитель прикрепляет фигурки мальчиков, играющих в снежки.)

11. Закрепление пройденного. « Игра в снежки»

У.: - Наши мальчики хотят поиграть в снежки. Давайте поможем им налепить комочков. Каждый ваш правильный ответ - это мальчику снежок. Снежками будут слова с парными согласными.

Один «бросает» слова с парными согласными на конце, другой - с парными

согласными перед глухими согласными . Выиграет тот мальчик, у которого больше наберется снежков. ( Дети называют орфограмму, проверочное слово , указывают способ проверки и выходят к доске рисовать кружки- снежки соответствующему игроку. )

12. Итог. Домашнее задание .

У. : - Наш урок подошёл к концу. Чему сегодня учились на уроке ? Что было легко? А что было трудно?

- Дома, подберите и запишите, пожалуйста, на карточку три загадки , содержащие слова с изучаемой орфограммой. В тетрадь запишите эти слова и проверьте их всеми возможными способами.



© 2010-2022