Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Школа безопасности» (социальное направление) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе авторской программы «Школа безопасности» (авторы: Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова) для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений. На изучение курса «Школа безопасности » по внеурочной деятельности в 3 классе отводится 34 занятия - по 1 занятию в неделю (с сентября по май) продолжительностью не более 40 минут. Главное условие - не перегружать обучаемого. Основная цель: формирование социального опыта школьника и осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации. В соответствии с целью определяются конкретные задачи:

  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
  • привитие учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
  • формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Содержание программы


В ходе реализации программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа данного курса построена с учётом уровня подготовки и общего развития обучающихся 3 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения данной программы являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. В связи с эти программа была скорректирована следующим образом.

№ п/п

Тема

Кол-во часов Безопасное поведение на улицах и дорогах (10 ч) 1 Движение пешеходов по улицам и дорогам 2 2 Дорога, ее составные части, виды автомашин 1 3

Улицы, перекрестки, площади 1 4

Сигналы светофора и регулировщика 1 5

Сигналы, которые подает водитель 1 6

Практическое занятие «Мне на улице не страшно!» 1 7

Безопасность пассажиров 2 8 Задания тестового характера 1

Пожарная безопасность и поведение при пожаре (3 ч) 9 Пожар в транспорте, правила поведения 1 10 Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника 2

Безопасное поведение в доме (12 ч) 11 Лифт - наш домашний транспорт 1 12 Опасные незнакомцы 2 13 Как защитить себя и свой дом 1 14 Звонок по телефону 1 15 Предметы бытовой химии и их безопасное применение 2 16 Как нужно обращаться с электроприборами 1 17 Газ, огонь и человек 1 18 Как растопить печку 2 19 Задания тестового характера 1

Чрезвычайные ситуации (9 ч) 20 Стихийные бедствия 1 21 Как предупреждают о стихийных бедствиях 1 22 Бури, ураганы, тайфуны и смерчи 1 23 Лесной пожар 1 24 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты) 1 25 Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения 1 26 Подготовка обучаемых к действия в ЧС мирного и военного времени 1 27 Задания тестового характера 1 28 КВН 1 Итого 34

Описание ценностных ориентиров содержания программы В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности курса «Школа безопасности»: - формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни; - формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах, безопасного поведения в природе, нравственного выбора и ответственности человека в отношении к самому себе и окружающим людям; - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Школа безопасности» учащиеся 3 класса должны знать: - правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение; - виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги; - правила движения пешеходов по загородной дороге; обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него; - правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте; - меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением; - признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений; - правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми; - как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; - о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения: ураган, буря, смерч (примеры, последствия); лесной пожар, действия по его предупреждению.
Уметь: - переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств; - оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь; - правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него; - двигаться: по загородной дороге, в том числе группой; - правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте; - разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону; - соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением; - оказать первую помощь при отравлении угарным газом; - действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов

личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и

общественной ценности.

Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных

ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных

ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в

различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей

деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к

обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием

различных источников;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека

на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты.

В познавательной сфере:
• знать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • о здоровом образе жизни;

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной

информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в

конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и

возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное

решение в различных ситуация.

Критерии оценивания

  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
  • Безотметочная система обучения.
  • Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
  • Поощрение высказывания оригинальных идей.
  • Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
  • Использование педагогом личного примера - творческого подхода к решению проблемы.
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.



















Календарно-тематическое планирование


№ п/п


Тема


Основные виды

учебной деятельности

Планируемые результаты



Материально-техническая база

Дата

Метапредметные УУД

Личностные УУД По плану По факту


БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ (10 ч)
1 2 Движение пешеходов по улицам и дорогам. Знать правила дорожного движения. Ознакомить с право- и левосторонним движе-нием. Знать, где можно кататься на роликах и велосипеде. Ознакомить с правилами движения пешеходов по дорогам. - Построение речевого высказывания в устной форме; - умение осуществлять действие по образцу; - умение слушать сверстника и учителя; - поиск и выделение необходимой информа-ции; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ.

03.09

10.09
3 Дорога, её составные части, виды автомашин. Знать из каких частей состоит дорога. Уметь различать виды транспорта. Знать, где нужно ожидать автобус и другие виды транспорта.
- Поиск и выделение необходимой информации; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ. 117.09
4 Улицы, перекрестки, площади. Ознакомить с правилами перехода дороги через различные виды перекрестков. - Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов; - делать выводы на основании полученных результатов; - уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Мотивация к бережному отношению к природе. Развитие навыков сотрудничества. Формирование ува-жительного отношения к иному мнению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ. 24.09
5 Сигналы светофора и регулировщика. Повторить правила движения пешеходов по дорогам. Изучить сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов; - уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Мотивация к бережному отношению к природе. Развитие навыков сотрудничества. Формирование ува-жительного отношения к иному мнению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

01.10
6 Сигналы, которые подает водитель. Повторить виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Изучить скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги. - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов; - уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

08.10
7 Практическое занятие «Мне на улице не страшно!» Вспомнить ПДД. Сыграть в игру. Выполнить контроль-ные задания. - Поиск и выделение необходимой информации; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
15.10
8
9 Безопасность пассажиров. Знать правила поведения пассажиров, как переходить через трамвайные пути. Изучить, что нужно сделать, чтобы спастись при аварии. - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении эксперимен-тов, делать выводы на основании полученных результатов; - уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Мотивация к бережному отношению к природе. Развитие навыков сотрудничества. Формирование уважи-тельного отношения к иному мнению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
22.10 29.10
10 Задания тестового характера.
Обобщить знания по правилам дорожного движения. - Построение речевого высказывания в устной форме; - умение осуществлять действие по образцу; - умение слушать сверстника и учителя. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; мотивация к обучению. Учебник
12.11


ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ (3 ч)


11 Пожар в транспорте, правила поведения. Ознакомить с правилами поведения при возникновении пожара в транспорте. - Поиск и выделение необходимой информа-ции; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
19.11
12
13 Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника. Изучить причины, по которым может возникнуть пожар. Знать правила безопасного поведения при возникновении пожара в общественных местах. - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов; - умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; мотивация к обучению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
26.11
03.12


БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДОМЕ (12 ч)


14 Лифт - наш домашний транспорт. Ознакомить с тем, как правильно пользоваться лифтом. Знать, как избежать нападения в лифте и что нужно делать, если на тебя напали.
- Поиск и выделение необходимой информа-ции; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
10.12
15
16 Опасные незнакомцы. Уметь предвидеть опасности с незнакомыми людьми. Изучить правила разговора с незнакомыми людьми. - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов; - умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; мотивация к обучению. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
17.12
24.12
17 Как защитить себя и свой дом. Составить правила защиты дома. Знать, как правильно вызвать полицию. - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов; - умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
14.01
18 Звонок по телефону. Разобрать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Знать, как правильно позвать на помощь. - Построение речевого высказывания в устной форме; - умение осуществлять действие по образцу; - - умение слушать сверстника и учителя. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ.
21.01
19
20 Предметы бытовой химии и их безопасное применение. Изучить меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии. - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов; - уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ. 28.01
04.02
21 Как нужно обращаться с электроприборами. Изучить меры безопасности при пользовании в быту электрическими предметами. Знать, что нужно делать при ударе электрическим током. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ.
11.02
22

Газ, огонь и человек. Изучить меры безопасности при пользовании в быту газовыми приборами. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ.
18.02
23
24 Как растопить печку. Изучить меры безопасности при пользовании в быту газовыми приборами и печным отоплением. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ.
25.02
03.03
25 Задания тестового характера. Обобщить знания по мерам безопасности в окружающем мире. - Построение речевого высказывания в устной форме; - умение осуществлять действие по образцу; - умение слушать сверстника и учителя. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

Учебник
10.03


ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (9 ч)


26 Стихийные бедствия. Ознакомить с ЧС природного и антропогенного происхождения. Изучить правила поведения при ЧС. - Поиск и выделение необходимой информа-ции; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ.
17.03
27 Как предупреждают о стихийных бедствиях. Вспомнить, как оповещают население о ЧС. Знать правила поведения по сигналу «Внимание всем!» - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов; - умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
31.03
28 Бури, ураганы, тайфуны и смерчи. Ознакомить с последствиями ураганов, бурь, смерчей. Знать правила поведения при ЧС. - Поиск и выделение необходимой информа-ции; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.
Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ.
07.04
29 Лесной пожар. Ознакомить с возникновением пожаров и их предупреждение. Знать действия при обнаружении загорания в лесу. - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов; - умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши. ИКТ.
14.04
30 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
Ознакомить с ЧС мирного и военного времени.
- Поиск и выделение необходимой информа-ции; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению. ИКТ.
21.04
31 Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Познакомить с мероприятиями гражданской обороны по защите населения. ИКТ.
28.04
32 Подготовка обучаемых к действия в ЧС мирного и военного времени. Знать правильному поведению в ЧС мирного и военного времени. - Проводить несложные наблюдения; - следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов; - умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. ИКТ.
05.05
33 Задания тестового характера. Обобщить знания по мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях. - Построение речевого высказывания в устной форме; - умение осуществлять действие по образцу; - умение слушать сверстника и учителя. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.

Учебник


12.05
34 КВН Обобщить знания по курсу. Бумага, карандаши. 19.05













Материально-техническая база
Книгопечатная продукция Литература для учащихся и учителя:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. - 4-е изд. - М.: Просвещение.
  • Ижевский П.В.. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь 3 класс.- Москва «Просвещение»
  • Сайт «Начальная школа» 1-4.prosv.ru/

Технические средства - Ноутбук для учителя с МФУ; - интерактивная доска; - мультимедийный проектор; - документ-камера.



15


© 2010-2022