РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВОРОБОТЫ» В 4 КЛАССЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Кантемировский лицей" Кантемировского муниципального района Воронежской области

"Утверждаю"

Директор ___________

Приказ №______ от "____"___________2014 г.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР___________


Рассмотрена на заседании кафедры/МО

Протокол №______

от "_____" ___________ 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВОРОБОТЫ»

В 4 КЛАССЕ


Разработал:

Колесник Т.Е.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

р.п. Кантемировка

2014 -2015 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Первороботы» представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. Программа рассчитана на детей 9-10 лет. Срок реализации программы: один год. Новый конструктор в линейке роботов LEGO, предназначен, в первую очередь, для детей младшего возраста. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями. Использование LEGO-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Одновременно занятия LEGO как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования Robolab, и её графического интерфейса. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).. LEGO-конструирование - это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных LEGO-конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста поможет решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше.

Цели:

  1. Организация занятости школьников во внеурочное время.
  2. Всестороннее развитие личности учащегося:
    • развитие навыков конструирования;
    • развитие логического мышления;
    • мотивация к изучению наук естественно-научного цикла: физики, в первую очередь, информатики (программирование и автоматизированные системы управления) и математики.

Задачи:

  1. Ознакомление с основными принципами механики;
  2. Ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO
  3. Развитие умения работать по предложенным инструкциям;
  4. Развитие умения творчески подходить к решению задачи;
  5. Развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
  6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  7. Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВОРОБОТЫ»


Курс внеурочной деятельности «Первороботы» позволяет объединить занятия конструированием и программированием, что способствует развитию познавательных интересов, инженерного мышления через техническое творчество. Курс рассчитан на обучающихся, проявляющих интерес к конструированию. На основе учебного конструктора Lego WeDo учащиеся изучают функциональность роботов, рассматривают работу сенсоров и двигателей, конструируют различные модели роботов и пишут программы для управления ими. Целью использования «Первороботов» в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе. Курс направлен на приобретение первичного опыта конструирования, программирования и моделирования технических устройств. В процессе разработки, программирования и тестирования роботов обучающиеся приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы; встречаются с ключевыми понятиями информатики, прикладной математики, физики, знакомятся с процессами исследования, планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных результатов. В результате работы обучающие освоят правила безопасной работы; основные компоненты конструкторов LEGO; конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов; конструктивные особенности различных роботов; использование созданные программы; приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.). Обучающиеся получат возможность научиться работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию); самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.); создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO; создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы, корректировать программы при необходимости; демонстрировать технические возможности роботов; излагать логически правильно действие своей модели (проекта).

Ожидаемый результат

  1. Знание основных принципов механики.

  1. Знание основ программирования в компьютерной среде, моделирования LEGO

  1. Умение работать по предложенным инструкциям.

  2. Умения творчески подходить к решению задачи.

  3. Умения довести решение задачи до работающей модели.

  1. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  1. Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В учебном плане на изучение курса внеурочной деятельности «Первороботы» в четвертом классе начальной школы отводится 1 час в неделю (34 учебные недели), всего - 34 часа
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию. Обучающая среда LEGO позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия LEGO -конструированием помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся LEGO -конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической. Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.


5. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВОРОБОТЫ»

  1. Личностные результаты

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) развитие мотивов учебной деятельности; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не; использование имён для указания нужных объектов; использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий; сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке; выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи; достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения; использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.


6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВОРОБОТЫ»

Введение Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при работе с конструктором.

Правило работы с конструктором. Основные детали конструктора Lego We Dо

USB LEGO - коммуникатор, мотор, датчик наклона, датчик расстояния

Конструирование и программирование заданных моделей Правила работы с конструктором LegoWeDo. Основные детали конструктора LegoWeDo. Спецификация конструктора. Сборка моделей. Кнопки управления. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора. Изучение влияния параметров на работу модели. Повторение изученных команд. Разработка и сборка собственных моделей. Забавные механизмы. Танцующие птицы. Учащиеся должны сконструировать двух механических птиц, которые способны издавать звуки и танцевать, и запрограммировать их поведение. В модели используются система ременных передач. Создание группы «Танцующие птицы» - конструирование и программирование моделей. Умная вертушка. Учащиеся должны построить модель механического устройства для запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался. Обезьянка - барабанщица. Построение модели механической обезьянки с руками, которые поднимаются и опускаются, барабаня по поверхности. Создание из обезьян - барабанщиц группы ударных. Звери. Голодный аллигатор. Конструирование и программирование механического аллигатора, который мог бы открывать и закрывать свою пасть и одновременно издавать различные звуки. Создание макета заповедника. Рычащий лев. Учащиеся должны построить модель механического льва и запрограммировать его, чтобы он издавал звуки (рычал), поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложится. Создание львиной семьи ( мама - львица и львёнка). Порхающая птица. Построение модели механической птицы и программирование её, чтобы она издавала звуки и хлопала крыльями, когда её хвост поднимается или опускается. Футбол. Нападающий. Учащиеся должны сконструировать и запрограммировать механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному мячу. Попадание в мишень (соревнование нападающих) конструирование группы нападающих. Вратарь. Конструирование и программирование механического вратаря, который был бы способен перемещаться вправо и влево, чтобы отбить бумажный шарик. Групповая работа по конструированию вратаря и нападающего. Ликующие болельщики. Конструирование и программирование механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы, и подпрыгивать на месте. Создание группы болельщиков. Приключения. Спасение самолёта. Учащиеся построят и запрограммируют модель самолёта, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолёта. Придумывание истории про Макса и Машу, конструирование моделей истории и её проигрывание. Спасение от великана. Конструирование и программирование модели механического великана, который встает, когда его разбудят. Управление великаном «волшебной» палочкой. Непотопляемый парусник. Учащиеся должны сконструировать и запрограммировать модель парусника, которая способна покачиваться вперёд и назад, как будто он плывёт по волнам, что будет сопровождаться соответствующими звуками. Итоговое занятие по теме «Приключение» Конструирование и программирование всех трёх моделей из раздела, придумывание сценария с участием всех трёх моделей и его проигрывание. Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа, решение проблемы, практическая работа.

Программирование Визуальные языки программирования. Разделы программы, уровни сложности. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования. Изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор вперед; запусти мотор назад; стоп. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы. Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Проектная деятельность в группах Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Программирование роботов, выполняющих задания, которые происходят в реальной жизни (инструкции по сборке можно посмотреть по ссылке prorobot.ru/lego.php) Основный результат: учащиеся научатся программировать робота, выполняющего задания, которые происходят в реальной жизни. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Презентация моделей. Выставки. Соревнования. Повторение Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита моделей


7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№п/п

Тема

Возможные виды деятельности

Кол-во часов

1

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

Знакомство с правилами поведения и ТБ в компьютерном классе. Знакомство с порядком и правилами работы с конструктором Лего

1

2

Правила работы с конструктором LegoWeDo

Основные детали. Спецификация.

Работа в парах с соблюдением правил работы с конструктором. Знакомство с основными деталями и спецификой конструктора Лего

1

3

Правила работы с конструктором LegoWeDo

Основные детали. Спецификация.

Работа в парах с соблюдением правил работы с конструктором. Знакомство с основными деталями и спецификой конструктора Лего

1

4

Понятие программирование. Язык программирования

Работа в парах с соблюдением правил работы с конструктором. Знакомство с понятием программирование и языком программирования

1

5

Танцующие птицы

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы

1

6

Танцующие птицы

1

7

Умная вертушка

Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

8

Умная вертушка

1

9

Обезьянка-барабанщица

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

10

Обезьянка-барабанщица

1

11

Голодный аллигатор

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

12

Голодный аллигатор

1

13

Рычащий лев

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

14

Рычащий лев

1

15

Порхающая птица

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

16

Порхающая птица

1

17

Нападающий

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

18

Нападающий

1

19

Вратарь

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

20

Вратарь

1

21

Ликующие болельщики

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

22

Ликующие болельщики

1

23

Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков

Самостоятельное конструирование модели, ее программирование. Работа в группах

1

24

Презентация моделей

Получение опыта устного высказывания, представления собственной модели.

1

25

Спасение самолета

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

26

Спасение самолета

1

27

Спасение великана

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

28

Спасение великана

1

29

Непотопляемый парусник

Получение опыта работы с конструктором. Упражнение в чтении схем. Получение опыта составления программы для модели, запуска программы. Работа в парах

1

30

Непотопляемый парусник

1

31

Творческое конструирование собственной модели. Программирование.

Самостоятельное конструирование модели, ее программирование. Работа в группах. Получение опыта устного высказывания, представления собственной модели.

1

32

Творческое конструирование собственной модели. Программирование.

1

33

Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита моделей

1

34

Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита моделей

1

итого

34

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВОРОБОТЫ»


1. Конструктор LegoWeDo - 5шт.

2. Интерактивный практикум 1CD

3. Программное обеспечение LegoWeDo

4. Руководство пользователя - 2 шт.

5. Книга проектов

6. Книга для учителя -1 шт.

7. Компьютеры - 7 шт

8. Информационно-коммуникационные средства обучения

Интернет-ресурсы.

  • lego.rkc-74.ru/

  • prorobot.ru/

  • Сайт «Проробот.ру» prorobot.ru

  • Сайт «Образовательные конструкторы LEGOEducation» education.lego.com/

  • Сайт «Институт новых технологий» int-edu.ru/

  • Сайт ООО «Политехник» polytehnik.ru/

  • Сайт ФМЛ 239 239.ru/robot


© 2010-2022