Конспект урока литературного чтения по теме: Житие Сергия Радонежского

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Сергий Радонежский - святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского».



Цели:

- дать обучающимся представление о житие; продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа, расширять кругозор обучающихся; акцентировать внимание на добро, на силу воли, на духовную чистоту преподобного Сергия Радонежского;

- воспитывать у детей любовь к родной земле, к её истории, чувство гордости за свою Отчизну, прививать духовно-нравственные качества;

- развивать речь, память, мышление, воспитывать патриотические чувства.

Задачи:

Предметные: использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); научить детей осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, побудить детей участвовать в его обсуждении;

Метапредметные: - продолжать учить формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;

- помогать овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- продолжать учить правильно формировать мысль при ответе на вопросы учебника на основе художественного произведения.

Личностные: формировать чувство гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: карточка с заданиями, карточка с текстом речевой разминки, аудиозапись колокольного звона, ноутбук (картинки).

Ход занятия:

1. - Здравствуй Саша. Сегодня урок снова буду вести я.

- Начнём с проверки домашнего задания. (Пересказ по плану)

- Выбери из списка слов те слова, которые характеризуют Илью Муромца. (карточки)

- Прочитай стихотворение.

Он долго был безвестен люду.

Но наступили времена,

И имя Сергия повсюду

Узнала Русская земля.

И в тишине лесной пустыни,

Где начал дивный подвиг он,

Искать небесной благостыни

Пришёл народ со вех сторон.

Он пришлецов встречал со страхом,

Хотел опять уйти в леса.

Но быть наставником монахов

Ему судили небеса…».

- Теперь прочитай его «жужжащим» способом.

(Звучит запись колокольного звона)

- скажи мне, что ты сейчас услышал? (колокольный звон)

- где его можно услышать?

2. - Сегодня мы продолжим с тобой путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.

- Какие еще жанры древнерусской литературы ты знаешь? (Летопись, былина…)

- Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.

- Житие - это повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.

В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.

4. - Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок из «Жития Сергия Радонежского»

- Знаешь ли ты что-нибудь об этом человеке?

- Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давай перенесёмся на 700 лет назад.

(Картинка «Сергий Радонежский») - Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотри, перед нами портрет человека, который жил в том далеком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

- Что ты видишь необычного? (Одежда, которую сейчас не носят.)

- Одевали её монахи - это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

Над головой полукруг - это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.

- Итак, перед нами Святой Сергий Радонежский

На Руси писали иконы (Картинка «Икона»), на которых изображали святых людей. С тех далеких времен сохранились иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского.

- О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. (Картинка «Книга») Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Написал книгу монах Епифаний Премудрый. (Картинка «Епифаний Премудрый») Почему Премудрый? В том далеком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.

(Картинка «Рождение СР») - Родился преподобный Сергий в 1314 году в городе Ростов.

5. - Теперь открой учебник на странице 22.

Чтение текста на стр. 22-23 (до слов …У раба Божьего…)

- Как звали преподобного Сергия в детстве?

- Как звали его родителей?

5. - Слушай дальше и следи по тексту. (Продолжение, стр. 23-24, до слов …Однажды..)

(Иллюстрация на стр. 23) - Однажды отец отправил его искать лошадь. Там мальчик встретил святого старца. Старец посмотрел на отрока (Варфоломея) и понял, что мальчик будет избранным сосудом Святого Духа. Варфоломей рассказал ему о своей беде с грамотой. Старец помолился и подал мальчику кусок святой просфоры (богослужебный хлеб) и сказал съесть его. С этим хлебом и пришел Варфоломею дар чтения, случилось чудо: отрок, получив благословение от старца, стал хорошо знать грамоту. Сыновья Кирилла Стефан и Пётр женились, а Варфоломей стремился к иноческой жизни (образ жизни отшельников) и просил благословения родителей.

(Дальше пересказ со стр. 27 со слов …Но родители…)

6. Вопросы 1, 2 учебника

- Тебе понравился сегодняшний урок? Было интересно, правда?

- Что для тебя было трудным на уроке? Что тебе показалось легким?

- Как ты оценишь свою работу на уроке?

Домашнее задание: стр. 22-24 до слов …Однажды… читать.

Выставление оценок.

3


© 2010-2022