Правописание безударных гласных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







«Словарные слова в ребусах»



Подготовила: учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Галахово (Екатериновского р-на Саратовской области)

Учайкина Елена Ефимовна









2014г.

Работа по правописанию слов с непроверяемой безударной гласной трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями, например, в таких словах, как вокзал, газета, север, трактор и других. Эти слова верно пишут лишь 59% учащихся. Слова комбайн, экскаватор и другие - только 55%. Все эти слова включены в учебники по русскому языку в начальных классах. Одна из причин такого положения - несовершенство методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребёнку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых «ходовых» словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников. Средством активизации познавательной деятельности учащихся и их памяти является использование мнемонических приёмов для запоминания словарных слов. Мнемоника (греч. - искусство запоминания) - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. К.Д.Ушинский точно подметил: "Ребенок мыслит образами". Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: 1)установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить; 2)заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; 3)яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; 4)образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму (В. В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности), привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своебразных рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток. Эффективными способами «усиления» орфограммы являются: 1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета; 2) составление ребусов; 3) заучивание обобщённым способом путём составление рассказов; 4) использование рифмовок. Один из самых эффективных способов оказался - ребус:

Правописание безударных гласных Правописание безударных гласных

молоко работа

Правописание безударных гласных

Правописание безударных гласных Правописание безударных гласных

ученик воробей

Правописание безударных гласных Правописание безударных гласных

собака корова

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Астрель, 2001.

2. Бакулина Г.С. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. № 3.

3. Куропаткина Т.И. Весёлый словарь. - СПб.: Литера, 2008.

5


© 2010-2022