- Преподавателю
- Начальные классы
- Правописание безударных гласных
Правописание безударных гласных
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Учайкина Е.Е. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Словарные слова в ребусах»
Подготовила: учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Галахово (Екатериновского р-на Саратовской области)
Учайкина Елена Ефимовна
2014г.
Работа по правописанию слов с непроверяемой безударной гласной трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями, например, в таких словах, как вокзал, газета, север, трактор и других. Эти слова верно пишут лишь 59% учащихся. Слова комбайн, экскаватор и другие - только 55%. Все эти слова включены в учебники по русскому языку в начальных классах. Одна из причин такого положения - несовершенство методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребёнку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых «ходовых» словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников. Средством активизации познавательной деятельности учащихся и их памяти является использование мнемонических приёмов для запоминания словарных слов. Мнемоника (греч. - искусство запоминания) - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. К.Д.Ушинский точно подметил: "Ребенок мыслит образами". Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: 1)установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить; 2)заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; 3)яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; 4)образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму (В. В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности), привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своебразных рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток. Эффективными способами «усиления» орфограммы являются: 1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета; 2) составление ребусов; 3) заучивание обобщённым способом путём составление рассказов; 4) использование рифмовок. Один из самых эффективных способов оказался - ребус:
молоко работа
ученик воробей
собака корова
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Астрель, 2001.
2. Бакулина Г.С. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. № 3.
3. Куропаткина Т.И. Весёлый словарь. - СПб.: Литера, 2008.
5