- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему: Развитие орфографической зоркости – необходимое условие формирования грамотности учащихся
Доклад на тему: Развитие орфографической зоркости – необходимое условие формирования грамотности учащихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Потехина И.Н. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Доклад
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ - НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Доклад подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 4 Потехина Ирина Николаевна
г. Байконур
2015 г.
Развитие орфографической зоркости - необходимое
условие формирования грамотности учащихся (Слайд 1)
Слайд 2 Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Слайд 3 Слайд 4 Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант - не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Слайд 5 Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
- Углубление познавательных интересов;
- Чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
- Использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
- Повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- Положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
- Введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
- Организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них: 1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем, проверяют по словарю. Слайд 8 (фото Слайд 9-10) 2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А, О, И, Е, Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой. 3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 - с гласной А, 2 - с гласной О) . 4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?). 5. Выписать слова в которых два слога. 6. Выписать слова на тему «Животные». 7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось. 8. Дописать предложение. Весело чирикает … (воробей) . 9. Отгадать загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз) Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко) 10. Игра «Найди лишнее слово». Слайд 11 (Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки. 10. Орфографические минутки. Слайд 12 Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости: 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. 2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу. Проверяю такого рода работы выставлением оценок в диагностические ведомости (Приложение 1), где отслеживаются результаты, как усваивается тема учащимися. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Неумение выделять орфограммы при письме - одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слайд 13 Для успешного развития орфографической зоркости школьников необходимы следующие условия:
- Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
- Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
- Вставь пропущенные буквы.
- сколько букв в предпоследнем слове?
- сколько слов, состоящих из двух слогов?
- назовите третье слово;
- сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
- сколько слов заканчивается на букву «а»?
- какие слова женского рода?
- сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
- Слайд 19
с . ды, гр.бы Объясни, почему вставили такие буквы. 12. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Слайд 20 13. Игра «Доскажи словечко и запиши его»: Вяжет мама длинный шарф, Потому-то сын … жираф Если мы растём на ели, Мы на месте и при деле, А на лбах у ребятишек Никому не нужно… шишек. Можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе можно записать рассказ из 3 -х предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему: (Кто использует этот приём) Слайд 21 Весной лес оживает. е оие Весело щебечут птицы . ео еу ы Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед (составьте, пожалуйста, опорную схему к данным предложениям- (работа в группах) После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти; «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки, магниты) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет - ставлю на его месте сигнал опасности». Умение видеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове - это уже начало обучение самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием. Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы. (Показ книги) 1. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши Чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши, и моржи, машины, шины, камыши - запомни слоги жи и ши 2. «Рифмовки - тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала. Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок». Кошка Маринка, котёнок …., щенок Дружок, цыплёнок…., корова Бурёнка, коза …., поросёнок Хрюша, и бычок …. Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша. 3. Рифмовки - контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки. Чаща, чяйка, каланча чящя, ча чя роща, чаща и свечя щя чящя ча пищя, чайник, чяшки, чай - ща чя ча чя как напишешь? Отвечай! Чя Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание. Чайка, каланчя Чя ча 4. «Рифмовки - орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм. Булочка, чашка, чайник, чаек, кошка Пушинка, конёк Воронок, девочка Ира и мальчик Илья. Сколько здесь правил нашли вы, друзья? - Подчеркнуть все буквы на изученные правила. Например: Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел. Ветерок спросил пролетая: «Отчего ты, рожь, золотая?» А в ответ колоски шелестят: «Золотые руки растят».
Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Очень полезно использовать памятку «Работа над ошибками», которая выдаётся каждому ученику. Слайд 22 Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание. Памятка 1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. 2. Выучи или повтори заданное правило. Подбери свои примеры на это правило. 3. Прочитай задания упражнения. 4. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему. 5. Выполни упражнение письменно. 6. Проверь всю работу. Слайд 23 Для родителей провожу инструкцию домашнего задания и контролю за его выполнением. Памятка для родителей 1. Если ребенок затрудняется, вместе выполните вслух все задания, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. 2. При письменном выполнении упражнения ребенок еще раз все вспоминает. 3. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. 4. Не сердитесь на своего ребенка, если есть оплошности в выполнении упражнения, предложите поискать их самому. 5. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей. Слайд 24-27 Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость. Большую помощь в работе оказывают презентации, проекты и тесты - всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Современные образовательные технологии В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого использую следующие современные образовательные технологии:
- технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры);
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно - коммуникационные технологии;
- компьютерные технологии обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательский метод обучения;
- проблемное обучение;
- развивающее обучение.
Работу по развитию орфографической зоркости необходимо начинать с 1 класса и продолжать до конца 4 класса, увеличивая ее в объеме и сокращая во времени, т. к. у детей уже выработаны определенные умения и навыки. Слайд 28
Приложение 1.
Индивидуальная карта допущенных ошибок по русскому языку
учени__ ____________________
№
Орфограммы
вх
1
2
3
г 1 Большая буква в начале предложения.
2 Пропуск буквы.
3 Перенос слова.
4 Ь, обозначающий мягкость согласных.
5 Гласные после шипящих.
6 Сочетания чк, чн, нщ, щн.
7 Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
8 Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
9 Парные звонкие и глухие согласные.
10 Большая буква в имени собственном.
11 Разделительный ь.
12 Двойные согласные в слове.
13 Знаки препинания в конце предложения.
14 Гласные и согласные в приставках.
15 Правописание предлога со словом.
16 Разделительный ъ.
17 Непроизносимые согласные в корне слова.
18 Соединительные гласные в сложных словах.
19 Предлог с местоимением.
20 Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных.
21 Не с глаголом.
22 Ь у глаголов неопределённой формы.
23 Правописание безударных окончаний имён существительных.
24 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
25 Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
26 Правописание безударных личных окончаний глаголов.
27 Разбор слов по составу.
28 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
29 Знаки препинания в сложных предложениях.
30 Разбор предложения.
31 Морфологический разбор имён существительных.
32 Морфологический разбор имён прилагательных.
33 Морфологический разбор глаголов.