Урок-исследование Четырехугольник 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-исследование Четырехугольник 2 классМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1

Подгоренского муниципального района Воронежской области









Урок - исследование

Четырехугольник

Выполнила:

Прохоренко Елена Борисовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории





2013 год


Конспект по математике. 2 класс УМК «Школа России».

Урок-исследование «Четырехугольник».

Цель урока: исследовать фигуру «четырехугольник», формировать представления о прямоугольнике и квадрате как о частном случае четырехугольника; научить сравнивать, выделять главное, выполнять чертежи в тетради, используя прямоугольный треугольник, добывать информацию в дополнительных источниках, решать задачи на нахождение периметра четырехугольника; развивать память, внимание, логическое мышление и умение рассуждать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с дополнительной литературой, распознавать прямоугольники и квадраты, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами, выполнять чертеж четырехугольника, прямоугольника и квадрата по клеточкам и с помощью прямоугольного треугольника, выполнять задания творческого характера, работать в группах, контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


  1. ОРГМОМЕНТ.

СЛАЙД МАТЕМАТИКА.

Математика - королева наук!

Без нее не летят корабли,

Без нее не поделишь ни арка земли, даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,

Что почем не узнаешь,

А узнав, не поймешь.

- Ребята, а вам нравится узнавать что-то новое, совершать увлекательные путешествия и делать очень интересные открытия?

- Да.

- Сегодня мы с вами отправимся в исследовательскую экспедицию, а вы будете настоящими исследователями, которые что делают?

- Совершают открытия.

- Но чтобы наша экспедиция прошла успешно, мы должны как с вами работать?

- Дружно.

- Ребята, давайте обратимся к мудрым народным изречениям, которые станут сегодня нашими спутниками.

Пословицы на доске написаны на ватмане. Они остаются весь урок

Одна пчела не много меда натаскает.

Вперед узнай, а потом рассуждай.

- В нашу экспедицию оправляется 6 исследовательских групп.

- Но сначала давайте разгадаем ребусы. Разогреем наш мозговой центр.


  1. Актуализация знаний.

Ребусы на доске.

- Наш путь окажется непростой и нам необходимо уметь решать задачи.

Логическая разминка

  1. В рюкзаке у Вовы 20 карманов. Мальчик уже заполнил 5 карманов. Сколько карманов еще осталось заполнить Вове?

  2. В путешествие собирались 14 девочек и 7 мальчиков. На место сбора уже пришли все мальчики и столько же девочек. Сколько девочек осталось дома?

  3. Во дворе прыгали 6 птичек. Прилетели еще 6 птички. Кот подкрался и схватил 1 птичку. Сколько птичек осталось во дворе?

  4. У Пети было 16 солдатиков. Он половину отдал Саше, а потом столько же - Сергею. Сколько солдатиков осталось у Пети?

  5. Батон разрезали на 6 кусков. Сколько сделали надрезов? (5)

  6. Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, которая могла уместить только одного человека. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали? (Они подошли к разным берегам реки).

- Ну, что теперь в путь!!!

Слайд. Звучит музыкальная заставка из кинофильма «Пираты Карибского моря».


- И так мы в пути. Давай узнаем жителей страны, куда мы сами отправляемся. А нам помогут в этом примеры.


  1. Самоопределение к деятельности.

Слайд с примерами внизу ответы с буквами.


Ф 20+5= (25)

Г 57-50= (7)

И 33+7= (40)

Ы 93-6= (87)

Р 75+9= (84)

У 100-21= (79)

Слайд с о словом ФИГУРЫ

Ф, И, Г, У, Р, Ы.

- А в какой стране живут фигуры? Как называется наука, изучающие фигуры?

- Геометрия.

Слайд ГЕОМЕТРИЯ

Исследование.

- У вас на столах находятся источники, которые помогут вам дать точное, определение слову «геометрия». Как только группа нашла определение и прочитала его, она смайликом показывает, что готова.

Ребята находят определения из словарей Ожегова, Даля, учебника Геометрии и зачитывают.

Слайд с КОРАБЛЕМ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ

- Что мы видим на картинке?

- А с точки зрения геометрии что здесь можно увидеть? (дети называют все геометрические объекты)

- Какие изображены углы? (острый, тупой, прямой).

- Как мы узнаем, прямой угол? (с помощью прямоугольника).

- Какие существуют способы вычерчивания прямых углов? (по клеточке и с помощью прямоугольника).

- Сегодня работу мы будем выполнять на листах, из которых и будет составлен нас исследовательский дневник, начертите известные вам углы и подпишите.

Вычерчивание углов и указание.

- В стране ГЕОМЕРТИЯ очень много фигур.

Слайд С РАЗЛИЧНЫМИ ФИГУРАМИ.

- Чем похожи все эти фигуры? (многоугольники) Обсудите это в группах.

- Какая из фигур лишняя на этом слайде? (пятиугольник).

- Сколько углов у остальных фигур? (4)

- Как их можно назвать? (четырехугольники)


Слайд ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК


  1. Работа по теме.

Исследование

- Посмотрите в ваших словарях, энциклопедиях, какое определение дается этой фигуре.

Дети зачитывают.

- _Давайте определим, какая тема нашей исследовательской экспедиции, о чем пойдет разговор на уроке?

ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.

- Запишите в своих исследовательских работах ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК - это объект нашего исследования.

- Начертите любой четырехугольник в ваших работах. Как это можно сделать?

У учителя в руках четырехугольник.

- Это четырехугольник - фокусник. Он может превращаться в любого своего родственника. Закройте глаза. Крибле-Крабле-Бумс! Учитель делает прямоугольник, загибая часть фигуры. Откройте глаза.

- Кто узнал фигуру, назовите ее.

Прямоугольник.

Исследование. Найти в своих источниках определение ПРЯМОУГОЛЬНИКА


Слайд с фигурами, выделение прямоугольников (лишние убрать)

- Давайте посмотрим на слайд. Все ли фигуры являются прямоугольника? Почему? Какие из них лишние?

- Давайте вместе определим признаки прямоугольника и его свойства.

Слайд Прямоугольник его признаки и свойства.

1. Сколько углов у прямоугольника?

2. Какие они?

3. Сколько сторон?

4. Что можно о них сказать?

Практическая работа

- Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. Если твой товарищ не может самостоятельно выполнить работу. Помоги ему!

- А что еще можно найти, зная две противоположные стороны прямоугольника? (Периметр)

- А что такое периметр?

- Найдите периметр данного прямоугольника?

Решение задачи.

- Ребята, знания, полученные нами о прямоугольнике, могут помочь решить очень много задач. Вот одна из них.

Слайд. Решение задачи по чертежу.

Папа решил сделать изгородь дачного участка. Ширина составляла 15метров, а длина на 20 метров длиннее. Сколько метров забора нужно установить папе. Чтобы весь участок был огорожен?

Используй схему участка и реши задачу.

15м

? на 20 м б

  1. 15+20 =35 (м) длина участка.

  2. 15+35+15+35=100 (м) забора.

Ответ: 100 м забора

Работа в группах. Решение задачи.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


- Продолжаем наши превращения. Крибле-Крабле- Бум! (Дети закрывают глаза) Из прямоугольника, загибая часть фигуры, учитель делает КВАДРАТ.

- Какая фигура получилась?

Исследование .

- Найдите в ваших источниках определение КВАДРАТА.


- Давайте определим признаки квадрата.

Слайд Свойства квадрата.

- Сколько у него углов?

- Что о них можно сказать?

- Сколько сторон?

- Какие они?

Практическая работа. Работа в группах.

- А теперь вы будете волшебниками, из своего прямоугольника, который вы начертили в своих работах, сделайте квадрат. Как это можно осуществить обсудите в группах и выполните работу. Если вы знаете, как это сделать, а ваш товарищ нет, помоги ему.

Начертите и раскрасьте квадрат. Найдите его периметр.

3. Исследование.

- Исследуя свойства прямоугольника и квадрата назовите, ПОЧЕМУ ОНИ РОДСТВЕННИКИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКУ, (работа в группах)

1. Что общего между этими фигурами?

2. Чем они отличаются?

Слайд. СРАВНЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКА И КВАДРАТА.

Геометрическая разминка.

- У вас на столах лежат различные геометрические фигуры, разложите их на группы.

- Какие получились группы?

- А по какому признаку еще можно разложить фигуры? (По цвету, по размеру)

- Если по форме, то какая из них вы считаете лишняя? (круг)

- Почему?

- Уберите круг, какая теперь фигура, по- вашему мнению, лишняя? (Четырехугольник)

Практическая работа.

- А сейчас построим для жителей страны ГЕМЕТРИИ дом, используя фигуры, которые перед вами. ( Дети на чистых листах приклеивают фигуры, создавая дома)

Тест. Правильны ли мои утверждения. Работаем с сайликами (желтый, красный)

  1. У квадрата все стороны равны.

  2. У прямоугольника только 2 угла прямые.

  3. У прямоугольника противоположные стороны равны.

  4. У квадрата 4 стороны и 3 угла.

  5. Любой квадрат - это прямоугольник.

  6. Любой прямоугольник - это квадрат.

  7. Любой четырехугольник - это прямоугольник.

  8. Периметр четырехугольника - это сумма всех его сторон.

- Отправляясь домой, из исследовательской экспедиции, давайте подведем итог.

Слайд. Корабль . На фоне музыки рефлексия.

Рефлексия

- Чем был интересен сегодняшний урок?

- Кому сегодня удалось сделать то, что раньше не получалось?

- Какое задание для вас оказалось трудным?

- О каком задании вы расскажите дома?

На доске плакат.

Итог

- Какие фигуры мы с вами исследовали?

- В какой стране он живут?

- Какими источниками пользовались в нашей экспедиции?

- Успешно ли, на ваш взгляд, была совершена экспедиция в страну Геометрия? Почему?

Домашнее задание: начертить в своей работе дом, в котором вы хотели бы жить, используя все изученные геометрические фигуры.

Отметить группы за работу на уроке!!!!!!

Песня «Дружба»

© 2010-2022