Духовно – нравственное развитие и воспитание во внеурочной деятельности в контексте реализации ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Духовно - нравственное развитие и воспитание во внеурочной деятельности в контексте реализации ФГОС»

Доклад Евтушенко Елены Владимировны

руководителя РМО ОПК,

учителя начальных классов и ОПК МБОУ БСОШ№1

на районной конференции по духовно - нравственному развитию и воспитанию обучающихся Багаевского района

11 декабря 2014 г.

«Воспитание - это обучение нравственной жизни… Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх - духовность, а она бесконечна…
Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».

С. Соловейчик Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков, сами по себе не создают достаточного условия для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность не свободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Современный национальный воспитательный идеал:

  • высоконравственный

  • творческий

  • компетентный гражданин России

  • человек, принимающий судьбу Отечества как свою личную

  • осознающий ответственность

за настоящее и будущее своей страны

  • укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

(Концепция духовно-­нравственного развития
и воспитания личности гражданина России)

Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования. Он представляет собой нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы. Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, человек, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., - а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества( долг, честь, совесть, достоинство) стали внутренними стимулами каждого ребенка.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Наши традиционные источники нравственности: Россия, наш народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

В ходе работы секции ежегодных образовательных Димитриевских чтений в г. Аксае проходивших по проблеме: «Духовно-нравственный потенциал внеурочной деятельности образовательного учреждения в условиях реализации современных стандартов образования» были заслушали доклады, в которых был представлен интересный опыт работы педагогов области, педагогические инновации в духовно-нравственном воспитании и развитии учащихся в общеобразовательных учреждениях, обсуждались проблемы и опыт социального взаимодействия в реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в системе воспитательной работы школы в рамках реализации ФГОС, внедрение современных педагогических технологий в процессе преподавания курсов духовно-нравственной направленности во внеурочной деятельности, эффективные формы организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности в свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Мною был представлен многолетний опыт работы по театральной внеурочной деятельности.

По мнению психологов сегодня в России 40 -50% «пограничных» детей, у которых не очень понятно, где кончается дурной характер и начинается болезнь. Уровень речевого развития у многих ниже положенной нормы.

Актуальность выбора формы внеурочной деятельности определена тем, что одной из важнейших задач воспитания и образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.

Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции - «становиться лучше».

Школьники погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения. Они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и при этом рождается сотворчество, так как театр - это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Человек рождается для добра и любая деятельность должна учить прежде всего добру - не вообще, а конкретно, каждый день, каждый час и на каждом занятии.

Сегодня во всем мире известно, что детская игра не только развлечение, но и эффективнейшее средство коррекции самых разных поведенческих недостатков. Особенно полезен в этом отношении театр, где ребенок проигрывает разные роли и незаметно, исподволь усваивает оптимальные модели поведения.

Театральная деятельность ненавязчиво, между делом, в игре способствует развитию каждого ребёнка.

Через театральную игру ребёнок учится:

  • разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учится искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно - следственные связи в жизни;

  • постигает культурную традицию народа, которая отражается в литературе, фольклоре, в религии;

  • учится распознавать зло под лицемерной маской добра;

  • задумывается над сложнейшими понятиями - что такое счастье, справедливость, добро, честность, как бороться со своими недостатками, как научиться дружить и т. д.

Внеурочная театральная деятельность школьников позволяют достигать результатов первого уровня - приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни (познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений);

результатов второго уровня - формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества;

результатов третьего уровня - получение школьником опыта самостоятельного социального действия при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде (проведения социально ориентированных акций организуемые для воспитанников детских домов, обитателей домов престарелых).

Театральную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненных ситуаций, мощный психотренинг, развивающий детей целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Театр - искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ - актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение.

Тематика и содержание театрализованных игр и постановок имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и импровизированных постановках.

Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Внеурочная театральная деятельность школьников позволяют приобретать школьникам социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни (познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений); формировать позитивное отношение детей к базовым ценностям общества; получать опыт самостоятельного социального действия при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

За период существования театрального кружка нами были поставлены и показаны зрителям спектакли: «Дар Артабана» (по сказке Г.С. Петрова), «Три ржаных колоска» (по сказке З. Топелиуса), «Звезда» (свящ. Дионисия Астахова), «Под грибом» (спектакль к Покрову Божией Матери по сказке В.Г. Сутеева), «Как цыплёнок маму искал», «Сказка про Мальвину, блины и русскую масленицу» и другие.

Спектакли показываем на районном рождественском празднике в ДК, в доме престарелых, детских садах, участвуем в епархиальных фестивалях православной культуры.

Дети заметно изменяются в ходе даже одного занятия.

Устойчивая позитивная динамика наблюдается в течение всего периода занятий:

  • ребята становятся добрее, отзывчивее, острее чувствуют чужую боль;

  • складываются отношения детей друг с другом, развивается коллективизм, творческая активность детей;

  • совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма, «балансируют» процессы возбуждения и торможения;

  • они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности;

  • расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

  • развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

  • стимулируются мыслительные операции, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

  • совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

  • развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения;

  • развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

  • стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Театральная деятельность действительно активно влияет на процесс формирования личности, а социализация проходит более естественно и полноценно.

© 2010-2022