- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по произведению Н. Сладкова «Апрельские шутки»
Урок литературного чтения по произведению Н. Сладкова «Апрельские шутки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартюкова О.Л. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Программа: «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Урок литературного чтения во 2 классе
по произведению Н. Сладкова «Апрельские шутки»
по учебнику Л.А. Ефросининой
Автор: Мартюкова Ольга Леонидовна
Тема: Образ апреля в произведении Н. Сладкова « Апрельские шутки»
Цель: Показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля
Задачи:
1. Формировать представление о весеннем месяце-апреле
2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения
3. Воспитывать любовь к родной природе
Тип урока - усвоение новых знаний
Формируемые УУД:
1. Коммуникативные - согласовать действия с партнером, построение речевых высказываний
2. Регулятивные - самоконтроль, целеполагание, прогнозирование, самоооценка
3. Общеучебные познавательные - умение работать с текстом, умение выделять существенное, главное, работа со словарем
4. Личностные - умение оценить свою работу
Оборудование:
Книга учащихся, электронный словарь, карточки для групповой работы, карточки для рефлексии, музыка, презентация.
Ход урока
Организационный момент
- Начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке мы будем изучать новый материал, познакомимся с новым литературным произведением. Китайская пословица гласит: «Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю» Мы будем слушать, запоминать, понимать и размышлять. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение. Давайте постараемся, чтоб урок прошёл интересно и познавательно. - Что для этого нужно? (хорошо работать, помогать друг другу) - Скажите, какой раздел учебника мы изучаем? («Весна, весна красная...») - Что дарит нам весна? (Вдохновение) - Благодаря вдохновению и написаны замечательные произведения о весне.
Работа в парах.
- Поработайте на карточках в парах. - Вспомните произведения о весне. Соедините автора и название произведения.
А. Чехов
«Весной»
Н. Сладков
«Снег и ветер»
Г. Скребицкий
«Весна-художник»
С. Маршак
«Весенняя песенка»
Н. Сладков
«Апрельские шутки»
- Определите тему сегодняшнего урока, назвав произведение из раздела «Весна, весна красная» которое мы не читали. (Н.Сладков «Апрельские шутки») -Тема урока:
Николай Иванович Сладков
« Апрельские шутки»
ОБРАЗ АПРЕЛЯ - Какая цель урока? (Цель урока: узнать о каких апрельских шутках рассказал Н.И.Сладков, познакомиться с произведением Николая Сладкова « Апрельские шутки»)
- Давайте спланируем свою деятельность. - Как мы будем достигать цель урока? - Какие учебные задачи должны решить на уроке? (Познакомиться с произведением. Проанализировать текст. Понять, что хотел донести до нас автор.)
Задачи урока:
- Познакомиться с произведением
- Проанализировать текст
- Понять, что хотел донести до нас автор
Ознакомительное чтение и беседа по содержанию.
- Какая первая наша задача? (Познакомиться с произведением) - Прочитаем. Я начну, а вы следите и слушайте. - Кому понравилось произведение? - Предположите и смоделируйте жанр этого произведения? (рассказ, сказка Н. Сладкова «Апрельские шутки»). - Почему вы считаете, что это сказка? - Какие факты (события) вымышленные? (Месяц не может думать и говорить). - Зачем Сладкову нужен такой «разговорчивый» месяц? - Зачем автор одушевил образ Апреля? (Чтобы было интересно слушателям). Вывод: Чтобы привлечь внимание читателя к произведению. - Какой художественный прием использовал автор? (Олицетворение) - А что такое олицетворение? Найдите значение этого слова в словаре. (Это оживление неживого предмета; наделение неодушевленных предметов живыми качествами) А какие факты реальные? - В тексте встретились слова: юннаты, дуплянки. Объясните их смысл. Давайте найдём значение этих слов в словаре. - Сравните свои ответы с толкованием слов. Юннат - юный натуралист, любитель природы. Морозом ударил - наступил мороз.
Выборочное чтение. Создание образа Апреля через анализ произведения.
- Какая вторая задача? (Проанализировать текст) - Давайте прочитаем 1 абзац. Кто поможет? Любит пошутить этот Апрель. Взял нынче и прикинулся на первое апреля зимой. Снегу высыпал, морозом ударил. -Какую шутку придумал апрель? (прикинулся на первое апреля зимой) -Какой он по характеру? ШУТЛИВЫЙ ОЗОРНОЙ - Какие слова доказывают это? ( Прикинулся, пошутить, с первым апреля, надул). -Читаем дальше. Услыхал про то Апрель и перетрусил. - Что случилось с Апрелем? - Перетрусил. Это как? Перетрусил - струсить сильно, перепугаться, оробеть, опасаясь последствий чего-то. - Что можно сказать о словах перепугался-перетрусил? (Синонимы) - Почему Апрель перепугался? - Как об этом говорится в книге? Прочитайте. « Что ж я, - думает, - за Апрель, что за весенний месяц, коли всех птиц разогнал?» - Какой здесь апрель? ТРУСЛИВЫЙ ВЕСЕННИЙ - Прочитайте обращение Апреля к птицам. Прочитайте так, чтобы птицы поверили Апрелю (Ласковой, тревожной, просительной интонацией) Давай кричать: - Эй, птицы перелётные! Не бойтесь, не улетайте! Я пошутил. Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите! - Что значит с «первым апреля надул»? (Обманул) - В каком значении оно употреблено? (В переносном)
- Какой здесь апрель?
ОБМАНЧИВЫЙ
ИЗМЕНЧИВЫЙ
ПЕРЕМЕНЧИВЫЙ - Вывод: характер и поступки апреля изменчивы. - А ещё какой апрель, узнаем, прочитав 3 абзац. Ой, не твёрдое апрельское слово! Несерьёзный этот месяц, весенний. Всё бы ему шутить да обманывать. Не только на первое апреля может обмануть, но даже и на пятнадцатое, а то и на двадцатое. Ему - шутки, а лесным птицам и зверям - горе. - Как вы понимаете выражение не твердое апрельское слово? (непостоянство, несерьезность апреля). - Что можете сказать про характер Апреля? О какой черте характера Апреля это говорит? НЕСЕРЬЕЗНЫЙ НЕПОСТОЯННЫЙ - А ещё какой апрель, узнаем, прочитав последний абзац. Апрель тоже не одни шутки шутит, но и дело делает….
- О какой черте характера Апреля это говорит?
РАБОТЯЩИЙ
ДЕЛОВОЙ - Итак, какой Апрель? Прочитайте. озорной шутливый весенний трусливый непостоянный несерьёзный переменчивый деловой - Что мы составили? (Характеристику «ОБРАЗ АПРЕЛЯ»)
Какая наша третья задача? (Понять что хотел донести до нас автор) - А как может обмануть ещё месяц апрель? (подкинуть мороз, снег, холодный ветер) - Так что же Сладков называет апрельскими шутками? (Перемену погоды). - Какой месяц апрель? (Изменчивый, непостоянный.) Групповая работа-исследование
- Мы с вами познакомились с художественным произведением, а какую характеристику ещё дают месяцу апрелю узнайте исследовав научные тексты. - Что вы узнали из текстов об апреле? (Проверка групп. Оценивание.)
Вывод
-Ребята, а какой нынче апрель? Какая погода сегодня? -Вам не кажется, что нынешний апрель очень похож на «Апрельские шутки» Николая Сладкова. Переменчива погода в апреле. Да, любит пошутить этот апрель. - Как вы считаете, с какой целью автор написал это произведение? -Я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом? С какой целью автор написал это произведение (выбор варианта) Сообщить, что пришла весна Привлечь внимание читателя к приметам и краскам весны (дать характеристику апрелю, рассказать о погоде в апреле) Вызвать взаимное переживание
Итоги урока
-Какая тема урока? Назовите. -Какая цель была поставлена? - А как вы понимаете выражение «Но весне не верьте». Весна может и пошутить. -Какие приметы весны вы узнали? (В апреле всё возможно в природе: и снег, и ветер, и солнце.) - Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке?
Домашнее задание
Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить? Выберите.
- стр. 101-103, пересказ;
- Работа в тетради на печатной основе: стр. 66
- Творческая работа
Рефлексия
Пусть встанут те дети, которые считают, что хорошо потрудились. Молодцы.
Спасибо за работу. Мне с вами было интересно. Урок окончен.