Программа для леворуких детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа для леворуких детей составлена кандидатом психологических наук, учителем русского языка и литературы МКОУ «СОШ№9» г. Благодарного Ставропольского края Программой предусмотрено проведение совместных занятий детей с родителями, так как это обеспечивает решение общих социально-психологических и социально-педагогических проблем семьи. Тесная взаимосвязь с родителями также может считаться особенностью программы. Ведь специфика программы и заключается в том, чтобы полученные на занятиях знания и умения дети активно использовали в повседневной жизни, привлекая родителей к совместной деятельности.

Программа для леворуких детей (левшей) Занятия проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально или в группе до 6 человек. Особенно сложными могут оказаться зрительно-пространственные представления и зрительно-моторные координации именно для леворуких детей. Поэтому наша Студия даст серию заданий для тренировки моторики, зрительно-пространственного восприятия именно для леворуких детей, подготовит руку левши к письму и даст рекомендации по написанию прописных букв , для тех деток, которые уже скоро идут в школу (займёмся работой в специальных прописях). Родителям для справки. Выше приведённые понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: «Играем вдвоем - ты бросаешь мяч правой рукой ко мне к правой руке (левой руке)». Ребенок может все это выполнить, при этом важно зафиксировать его внимание на пространственных категориях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (для левши это характерно), терпеливо объясняйте, повторяйте игру. Если вы видите, что успеха нет, нужно позаниматься дополнительно. Еще сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора «Лего», кубики. Пространственное восприятие и зрительная память - необходимые компоненты подготовки к письму и чтению. Задания на развитие этих функций обязательно проводятся в нашей Студии , особенно с леворукими детьми в рамках этой программы . 10 советов родителям леворукого ребенка.

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. Формируя навыки правильной посадки и письма, особое внимание необходимо уделить леворуким детям. Существует несколько способов письма левой рукой. Первый способ: зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева, при письме ребенок закрывает их кистью руки и не может на них ориентироваться, выполняя графические упражнения. Поэтому при таком способе письма у леворуких детей очень часто наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное написание графических элементов. Второй способ: кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество графических ошибок при письме. Леворукие дети чаще всего сами приходят к такому способу письма. Третий способ: кисть левой руки с ручкой находится под строкой. При этом точкой опоры пишущей руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не смазывается. Правда, при таком способе происходит нарушение общепринятых требований наклона письма вправо
  9. При обучении письму помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  10. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами - эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  11. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша. Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.
  1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным .
  2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой (М.Безруких).
Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений. Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
  • Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
  • Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
  • После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
  • Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
  • Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку:
  • "Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или
  • "Положи книгу слева от себя".
Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить,
  • что справа - это ближе к правой руке,
  • слева - ближе к левой.
  • Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
  • Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"
  • Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева;
  • где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
  • Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей: Более подробная информация по телефону: +7 (917) 841-79-91

Коррекция почерка ПРИХОДИТЕ, Ваш ребёнок научится писать правильно, разборчиво, красиво! Оценки по русскому языку повысятся -теперь их не будут снижать за *непонятные буквы* ! Параллельно с этой программой предлагаем репетиторство и по русскому языку в одном занятии. Формирование графического навыка у первоклассника - процесс сознательный. В котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия,: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка. На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия. Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка. При управлении обучением нужно дать ребёнку полный набор ориентиров для правильного выполнения действия. С этой целью , уважаемые родители-мы проанализируем способ выполнения действия и условия его выполнения у Вашего ребёнка:

  • посадка на стуле,
  • положение корпуса,
  • положение ног,
  • расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса,
  • положение руки на столе,
  • положение левой руки,
  • положение тетради на столе,
  • положение плеч,
  • положение головы относительно корпуса,
  • отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса,
  • правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой - на тетрадь,
  • положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо,
  • расположение букв в тетради относительно туловища.
Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья ВАШЕГО РЕБЁНКА Мы будем прививать Вашему ребёнку самоконтроль за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

Анализ каллиграфических ошибок. К каллиграфическим ошибкам относятся

  • Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
  • Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
  • Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
  • Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
  • Не выдерживается нужная высота букв,
  • Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
  • Имеет место угловатость, «заборность» письма,
  • Не соблюдается связность букв при письме,
  • Наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка. Классификация каллиграфических ошибок помогает нам анализировать письмо ребёнка, выявлять недочеты и вырабатывать тактику корректировки почерка. При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость. Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и,которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.

Школьные трудности леворуких
(трудности при овладении навыком письма и чтения)


Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Учитывая особенности леворукого ребенка, следует работать над синхронизацией межполушарного воздействия. И этому могут помочь кинезиологические упражнения. Это упражнения, направленные на содружественные движения рук и одновременные движения рук и ног. Возможно использование этих заданий на физкультминутках не только на логопедических занятиях, но и в классе. С использование логоритмики левши получают дополнительный шанс в успешном обучении. При обучении письму необходимо учитывать трудности зрительно-пространственной ориентировки. На данном этапе необходима работа по ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево - право». Для этого используются: пальчиковый сухой бассейн, «зашумленные картинки», графические диктанты разной сложности. При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. Очень важно при обучении леворукого ребенка письму научить его комментировать свои действия при написании «сложных» букв. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в формировании навыка письма, но практически не поддаются переучиванию. Умение комментировать пригодится при заучивании словарных слов, где каждую букву ребенок прописывает в воздухе «не ведущей» рукой и проговаривает. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей.) Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектория движения руки при написании букв, как показывает опыт, может быть самой разной и не соответствовать той, которой учат. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.

Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка. По мнению некоторых ученых, подобное положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же, как и у праворуких детей).

В последние годы, особенно в тех случаях, когда требование безотрывности при письме соблюдается неукоснительно, очень часто и леворукие, и праворукие ученики держат ручку инвертированно. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме.

Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме (буквально лечь, выдвинув сильно вперед плечо), либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвертированном ее положении. Такое положение ручки необходимо исправлять, так как оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого.
У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.

Как же можно помочь маленькому левше освоиться в этом мире? Вот несколько советов.

Рекомендации родителям леворукого ребенка.

  1. Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна лежать на столе:

а) левой руки;

б) правой руки;

в) обеих рук вместе.

  • Свободное постукивание кистями по столу поочередно и одновременно.

  • Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

  • «Бегают человечки» - указательный и средний пальцы правой, а потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

  • Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самой левой рукой.

  • Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

  • Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счёт «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.»

  1. Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. Часто дети изображают рисунки вверх ногами, пишут «зеркально». Чтобы помочь левше ориентироваться на листе бумаги, предложите ему простые графические диктанты и упражнения. Графические упражнения Узорова. С. Гаврина, Н. Кутявина. «Мой помощник карандаш»- 3-4 года, 5-6 лет, Т.А. Павлова - Альбом по развитию пространственного ориентирования. Графические диктанты. (Материал прилагается).

  2. Образное мышление левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква Х - это шагающий человечек, буква Ф похожа на очки, буква Ч- на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может это сделать самостоятельно.

  3. Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо - признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком.

    Что же такое зеркальное письмо? Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы, иногда слова и фразы.

    У леворуких детей отмечается и зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры меняются местами: правые - налево, левые - направо. А ребенок при этом может не осознавать, что он неправильно рисует.

    Важно постоянно помнить о том, что письмо, почерк являются своеобразным индикатором состояния нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, "вдруг" может вновь появиться зеркальное письмо. Зеркальное письмо наиболее часто появляется у переученных левшей, причем способность писать зеркально может сохраняться на всю жизнь.

В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами Р и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах забыть дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает сам. Задания.

  1. Развивать как правую так и левую руку (одновременное рисование двумя руками).

  2. Задания по письму должны быть очень небольшими ( 3-4предложения - записки поручения).

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Рекомендации для учителя.

1. При обучении леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому для лучшего понимания и запоминания учебного материала использовать рисунки, наглядные пособия.

  1. Не требовать от ребенка безотрывного письма и форсирование скорости обучения.

  2. Левши ранимы и чувствительны, давайте больше времени на выполнения задания (снять ограничения времени при работе в классе, индивидуальные задания), чаще хвалите его за маленькие достижения.

  3. Проговаривание при письме ( для усиления контроля к звуко-буквенному анализу).

  4. Часто ребенок- левша держит карандаш «крюком» или карандаш смотрит вбок, параллельно строке. В этом случае ему легко можно помочь, изменив положение листа бумаги или направление наклона. Ничего страшного если тетрадь лежит почти перпендикулярно к обычному положению.



Леворукие дети

На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных психологических занятий, направленных на развитие:

- зрительно-моторной координации,

- точности пространственного восприятия,

- зрительной памяти,

- наглядно-образного мышления,

- способности к целостной переработке информации,

- моторики,

- фонематического слуха,

- речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога.

В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь - навыков письма.

Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо (М.М. Безруких, М.Г. Князева, 1994). При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями (при обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей (М.М. Безруких, 1997)). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе рекомендуется сажать леворуких детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994). Последнее требование может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Однако справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству (B.C. Ротенберг, С.М. Бондаренко, 1989).

î развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве, потом - ориентировка на плоскости) - игра с мячом, конструкторы Лего, кубики, строительный материал

î развитие фонематического слуха

î развитие звукобуквенного анализа и синтеза

Этапы:

- выделение отдельных звуков из ряда гласных: А, О, У, Э, Ы

- сравнение пар гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И и слогов: РЫ-РИ, МЫ-МИ…

- различение и выделение согласных звуков в словах

- дифференциация звонких-глухих: С-З, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и т.д.

î развитие тонкокоординированных движений рук

Задания:

- лабиринты

- проведение прямых линий от точки к крестику

- штриховки

- шнуровки

- завязывание бантиков

- пальчиковые упражнения

-

î развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций

Задания:

- найди такую же фигуру

- найди такое же сочетание фигур

- найди такую же букву

- найди такое же сочетание букв

- найди такую же цифру

- найди сочетание цифр

- сложи фигуру из деталей

- найти, что написано неправильно

- спрятанные треугольники

- скопируй фигуры

- дорисуй фигуры

- дорисуй недостающие детали

î обучение пониманию схем, символов, таблиц, карты, циферблата

î предупреждение зеркального письма

î формирование навыка порядкового счета

Требования к работе за столом:

¨ свет при письме падает справа

¨ бумага лежит без наклона, чуть сдвинута влево, нижний край на уровне середины груди или чуть левее

¨ ручка направлена на пишущего, ребенок держит ее на 4 см. выше стержня

Существуют специальные прописи для леворуких детей. Отличия от обычных прописей:

q весь материал (образцы) пишется и демонстрируется с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны

q начало и конец строки помечаются специальным значком

q направление письма показано стрелкой

q прямое без наклона написание букв

q написание букв с отрывом линии

q написание букв сопровождается вспомогательными знаками - точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма)

q печатная буква пишется сверху на середине листа

q таблицы «Зачеркни неправильно написанные буквы» помещаются в конце работы над буквой

q последовательность этапов работы над буквой:

- обведи букву по точкам

- напиши элементы буквы

- напиши букву самостоятельно

- обведи слоги, слова

- напиши слоги, слова самостоятельно

- зачеркни неверно написанные буквы

- ребусы и игровые задания

При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.

К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отвести:

  • нарушение сна;

  • нарушение аппетита;

  • головные боли (боли в животе);

  • страхи;

  • энурез;

  • заикание;

  • тики; навязчивые движения;

  • повышенная возбудимость, раздражительность;

  • укачивание в транспорте:

  • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;

  • двигательное беспокойство, неусидчивость;

  • вялость, заторможенность.

Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие левшам затруднения ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы с помощью которых дети усваивают знания различны.

Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, т. к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.

Довольно часто, неправорукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что пространно временные отношения оказались не сформированы в полной мере как у правшей так и у левшей. Тем не менее, эксперимент проиллюстрировал различие в степени сформированности рядов. Опять же проявилось отставание левшей от контрольной группы.

Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - следа направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.

Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).

2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;

3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.

У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.

Для повышения эффективности обучения левшей (впрочем, как и правшей) необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, полнее используя его особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Учитывая все это, в данной программе сделан акцент на связь игротерапии с природой. Обращается особое внимание на предрасположенность правополушарных детей к поэтическому, чувственному, образному, обобщающему и целостному восприятию мира. Обязательно на занятиях проведение игр и упражнений на активизацию возможностей правого и левого полушарий, межполушарного взаимодействия, использование сказок, инсценировок, импровизаций, аудио- и видеоматериалов (записи звуков и видов природы, релаксационной музыки, фортепианные записи подвижных игр, записи детских песен, классической и русской народной музыки), режиссерских, подвижных и сюжетно-ролевых игр, эстафет, арттерапевтических техник и т.п.

В образовательной программе предполагается использование элементов современных кинезиологических методик, которые направлены на активизацию отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, развивающие мелкую моторику рук, мышцы глаз и языка, дыхательные упражнения и т.д.

Для того, чтобы эта работа стала успешной, необходимо взаимопонимание между педагогом, ребенком и родителями.

Левши и другие.

Леворукий ребенок - эта тема в последнее время очень популярна и в научных публикациях, и в литературе для родителей. Причем чаще всего такие дети описываются авторами публикаций как несчастные жертвы нашей системы воспитания и обучения. Были даже попытки создать специальные школы для левшей. Но особых практических результатов они пока не дали. И достоверной статистики о том, что "левшество" обрекает ребенка на неуспех в обычной массовой школе, пока тоже не опубликовано. Есть успешные школьники среди леворуких и есть огромное количество неуспевающих среди детей с традиционной моторной ориентацией.

Грамотный родитель и учитель начальных классов знают, что надо позволить ребенку работать той рукой, какой ему удобно. В этом случае левша развивается нормально. Есть некоторые сложности, но они чисто бытовые. Классических, ярко выраженных левшей всего 5-8 процентов. Вот наш мир и приспособлен для праворукого большинства - от направления написания фраз, разметки на дорогах до расположения дверных ручек.

Как выявить леворукость.

Для выявления леворукости, явной и скрытой, существуют специальные тесты. Одним из них вполне могут воспользоваться и родители дошкольников.

Не предупреждайте ребенка, что будете определять ведущую руку. Скажите просто, что дадите несколько заданий, и нужно постараться хорошо их выполнить. Все, что понадобится (бумагу, карандаши, ножницы и т. д.), кладите посередине стола, на одинаковом расстоянии от левой и правой руки.

Задание первое - нарисовать на листе бумаги что хочешь или что можешь. Когда малыш закончит, предложите сделать то же самое другой рукой. Если он говорит, что другой не получится, подбодрите его. Учитывать надо не только то, какой рукой ребенок работает, но и качество рисунка.

Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Предложите несколько коробков и попросите найти в одном из них спичку. Ведущей будет считаться та рука, которой ребенок совершает активные действия - закрывает, открывает, вынимает спичку.

Третье задание - построить колодец из спичек.

Четвертое - положите перед ребенком небольшой мяч (например, теннисный) и попросите несколько раз
бросить в заранее намеченную цель. Ведущей считается рука, которой он бросал мяч.

Пятое задание - вырезание по контуру рисунка (например, из открытки). Ведущей рукой ребенок обычно держит ножницы. Но бывает, что он просто плохо владеет ножницами: одной рукой он их держит, а активно работает ведущей рукой - поворачивает открытку.

Шестое задание - нанизывание бисера, бусинок, пуговиц на иголку с ниткой. Ведущая рука - та, которой выполняется активное движение, независимо от того, в какой руке иголка.

Седьмое задание - открывание и закрывание завинчивающихся крышек на пузырьках. Ведущая рука совершает активное движение - крутит крышку или пузырек.

Восьмое задание - развязывание заранее приготовленных узелков. Ведущей рукой ребенок развязывает узел.

Девятое - построить что-нибудь из кубиков. Этот вид работы выполняется обычно двумя руками. Понаблюдайте, какая рука чаще берет, укладывает, поправляет кубики.

Десятое - нарисовать определенный рисунок (дом, дерево, человека), а потом сделать то же самое другой рукой.

Отмечайте для себя ведущую руку в каждом задании. Не привлекайте внимание ребенка к тому, какой рукой он работает. Если больше пяти заданий малыш выполнял левой рукой, и в том числе десятый тест, - это значит, что он классический левша. Все графические задания (письмо, рисунок и т. д.) ему лучше выполнять левой рукой. В пользу этого решения говорит и наличие других левшей в семье.

Есть дети, которые могут писать и левой и правой рукой. Им это безразлично. Поэтому их путают с переученными левшами. Людей, одинаково хорошо владеющими обеими руками, называют амбидекстрами. Такого ребенка можно в дошкольном возрасте потихоньку приучать работать в основном правой рукой. Но прежде удостоверьтесь, что перед вами не классический левша.

На что следует обратить внимание.

Вы выяснили, какой рукой ребенок предпочитает работать и при работе какой рукой качество выше. Теперь ваша задача - просто предупредить учителя. Если у ребенка нормально развита мелкая моторика ведущей руки, проблем с письмом должно быть не больше, чем у правшей.

Левшей от других людей отличает не только то, какой рукой они пишут или рисуют. У них сильно развито образное мышление, они часто художественно одарены. А школьная программа построена в основном на логике, рассчитана на детей, у которых преобладает словесно-логическое мышление. Не требуйте от леворукого ребенка совершенства во всем, в том числе и в математике.

Есть дети, у которых вечная путаница в понятиях "право - лево". Родители левшей считают это вполне естественным и ссылаются на леворукость ребенка. Но тогда почему путают "право - лево" праворукие? Запомнить названия нескольких основных цветов и еще нескольких дополнительных ничуть не легче. Однако нормально развитый ребенок легко справляется с этим еще в дошкольном возрасте. Проблемы такого рода связаны, скорее всего, не с леворукостью ребенка, а с недостаточной ориентацией в пространстве вообще и недостаточным развитием пространственного воображения. Такой ребенок затрудняется точно назвать, где расположен предмет (за, перед, напротив, слева, справа и т. д.), при чтении - определить временную последовательность событий (что было раньше, что потом).

Проверьте, как ребенок воспринимает пространственно-временные отношения в услышанном или прочитанном. Например, в таком предложении: "Петя пошел в кино после того, как прочел книгу". Задайте вопрос: "Что Петя сделал раньше?"

Есть специальные упражнения, помогающие преодолеть затруднения с пространственной ориентацией. Приготовьте на листке бумаги в клеточку рисунок - контур животного или какого-то предмета. Можно взять образец узора для вышивания или вязания или придумать свой рисунок. Заранее не сообщайте ребенку, что у него должно получиться. На чистом листке ребенок выбирает с вашей помощью точку для начала рисунка, затем вы диктуете: "Из этой точки проведи линию на одну клетку вниз, теперь на две вправо и т.д.".

По окончании работы ребенок сам сможет оценить результат: если ни разу не отвлекся и не путал право - лево, получится забавный рисунок. Детям очень нравится это полезное упражнение, его можно и разнообразить. Например, ребенок может диктовать взрослому, это вовсе не так просто и служит хорошей тренировкой в пространственном различении.

Для моторной разрядки во время домашних занятий можно использовать упражнение "Открой - закрой ладошки". Взрослый командует: "Левую - закрыть (то есть сжать в кулачок), правую - закрыть, теперь правую открыть, левую открыть, обе закрыть, обе открыть, левую закрыть, правую закрыть и т. д.". Темп постепенно возрастает.

1. Актуальность. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи.

2. Методы и приемы, применяемые в нашей работе для развития познавательной сферы.

  • Биоэнергопластика

  • Кинезиологические упражнения

  • Гимнастика с учебными предметами

  • Игры в парах

  • Самомассаж пальцев рук

  • "Конструирование" из пальцев различных предметов и объектов

3. Мониторинг

Проводя экспериментальную работу, мы периодически отслеживали развитие мелкой моторики рук и ее влияние на развитие речи и познавательной сферы. В процессе коррекционных занятий используемые методы и приемы по развитию мелкой моторики рук, могут улучшить познавательную сферу и речь детей дошкольного возраста, а значит, ее применение является достаточно эффективным.

Самый благоприятный период для развития речи и интеллектуальных возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребёнка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребёнка недопустимо, т.к. в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счёт другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере, речи.

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить моторику, связную речь, помочь преодолеть трудности в обучении, мы в коррекционную работу включили, упражнения по тренировке движений пальцев рук.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Этим и объясняется актуальность темы.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антоновой - Фоминых) была подтверждена связь интеллектуального, речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи, детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и т.д. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряжённые, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолировано, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движение пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Далее в этой статье, мы хотим рассказать о тех приёмах и новых методах, которые применяются в нашей практике и конечно доработанные нами. Подход к этой проблеме не изменился, мы так же начинаем знакомство постепенно, с разнообразной пальчиковой гимнастики. Применяем в своей работе, как и много лет назад, игры с резиночками на сопротивляемость, выработку упругости мышц ручной мускулатуры, игры с кубиками, с верёвочкой. Сейчас наша промышленность создаёт очень красочные, эстетически оформленные пособия с верёвочками, которые многофункциональны. Мы успешно применяем их в работе. Используем бархатную бумагу, считаем, что этот материал подходит для массажа, тренировки подушечек пальцев. Много и часто применяем в работе природный материал (мелкие камешки, галька, скорлупа ореха и т.д.), спички для составления предметов и букв - всё это интересно. Для достижения лучших результатов, чтобы работа была занимательной и увлекала детей, применяем такой приём как биоэнергопластика (см. приложение №1 с.1) - этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такие как дизартрия, алалия, заикание. Что он из себя, представляет - это содружественное взаимодействие руки и языка, чтобы это было понятно и интересно детям, был создан специальный комплекс этих упражнений, который называется: "Театр пальчиков и языка "Пальчики в лесу" с красочными иллюстрациями. Этот комплекс может чередоваться и заменять массаж, который более нудный, это очень весёлое занятие, импровизация. Помощь в этой игре стимулирует воображение ребёнка, организует целенаправленную деятельность пальцев и языка, тем самым способствует самовыражению и саморазвитию малыша. (см.. приложение №2 с. 1-2)

В последнее время, мы обратили внимание на такой метод, и решили применить его в своей работе, как кинезиология (см. приложение № 1 с.2) - наука о развитии головного мозга через движения. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой, развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарные взаимодействия, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не на оборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Цели кинезиологических упражнений:

  • развитие межполушарной специализации

  • развитие межполушарного взаимодействия

  • синхронизация работы полушарий

  • развитие мелкой моторики

  • развитие способностей

  • развитие памяти, внимания, речи

  • развитие мышления

  • устранение дислексии

Продолжительность занятий 10 -15 минут, лучше всего вначале занятия, утром. Например:комплекс №1 (см приложение № 3 с. 1-2)

Работая с детьми на протяжении многого времени, отмечаем, что, приходя в логопедическую группу, имея общее недоразвитие, дети плохо ориентируются в пространстве, плохо знают или совсем не знают лево - право. Чтобы детям было интересно и весело запомнить эти знания, применяем такой приём: на панно закреплено несколько бутылок с откручивающимися крышками. Даются задания (возьми крышку правой рукой и закрути крышкой бутылку или закрути бутылку крышкой, которая находится в правом верхнем углу и т.д.). Этот игровой приём так же интересно применять при изучении звуков, особенно когда дети познакомились с символами гласных звуков. Можно попросить ребёнка найти на карточке указанный символ и спросить: " Где находится он? Какой символ в нижнем левом углу?". Можно соединить указательными пальцами рук несколько символов на карточках, при этом их, проговаривая, сливая - ау -.

Интересны так же звуковые дорожки, когда от одного символа тянется дорожка к другому, ребёнок сначала пробегает её глазками, затем ведёт пальчиком, при этом тянет звук, развивая голос (в старшей группе применяются только символы звуков)

В коррекционной работе используется такой приём, как манипулирование карандашом, гимнастика с учебными предметами. Эта гимнастика сопровождается стихами и упражнениями, учится легко и непринуждённо. По этой методике в подготовительной группе применяем упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а так же букв. Эти упражнения помогают сделать пальцы подвижнее и хорошо запомнить, как пишется та или иная буква. Процесс обучения идёт веселее и, главное быстрее. Если дети очень хорошо усваивают образ буквы, мы стараемся разнообразить игровые приёмы, применяя руку. Здесь интересны такие игры из серии "Угадай, какая буква?":

  1. Завязать ребёнку глаза. Затем на его ладони обратной стороной ручки или карандаша взрослый пишет букву. Ребёнок отгадывает.

  2. Определение на ощупь, какие буквы лежат перед ним (подходят пластмассовые буквы).

  3. На фанере спицей выдавить очертание букв. Ребёнок определяет на ощупь.

Часто на занятиях по обучению грамоте применяем трафареты букв, которые дети обводят, а затем по заданию раскрашивают, штрихуют в разных направлениях.

Хотелось бы отметить, что коммуникативные функции у детей тоже развиты очень плохо. Дети часто ссорятся, особенно если они пришли из разных групп, некоторые из дома. Чтобы быстрее познакомить детей и чтобы они научились играть и дружить, применяем игры в парах. Их цель - повысить у детей коммуникабельность, научить их общению, кроме того, подобные упражнения развивают силу и ловкость. Научившись играть в эти игры, дети с большей пользой будут проводить свободное время, например: дети сгибают большие пальцы правых рук, сцепляются ими и начинают тянуть каждый в свою сторону. Затем меняют руки.

Мы сплели большие пальцы,
А теперь начнём тянуть.
Чтоб победы нам добиться,
Надо сделать что-нибудь.

И так игра продолжается со всеми пальцами. Или дети становятся друг против друга, прижимают друг к другу правые ладони, сцепляются пальцами и надавливают на ладони.

Наши правые ладошки
Пусть поборются немножко.
Ну-ка, поглядим скорей,
Кто из всех борцов сильней!

И в продолжение темы подготовки руки ребёнка к школе, хотим отметить такой приём, который сейчас широко распространён - это самомассаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Интересен массаж пальцев и ладоней, который сопровождается стихами.

Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем
И к другому перейдем.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук.

В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук. (см. приложение № 3 с. 3)

Продолжаем внедрять в свою работу, такие упражнения как "конструирование" из пальцев различных предметов и объектов. Дети изображали животных, различные предметы быта (стол, стул), растения. Опыт показал, что такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Такие игры хорошо подходят для мобилизации внимания. Отлично зарекомендовал себя эксперимент: "конструирование" из пальцев и составление предложений, маленьких рассказов. Немного усовершенствовали форму восприятия, все символы расположены на длинных отдельных полосках, чтобы восприятие предложения было правильным, т.к. в этом случае видны отдельные части предложения и конец. Дети видят строчку и как бы структуру слова. А приём остался тот же, обыграть, почувствовать зашифрованное слово, предлог, знак препинания через себя, через движения, через мелкую моторику, потому что каждое предложение у нас оживает, движется, говорит. При этом появляется азарт, соревнование, кто первый догадался. Дети эмоционально раскрепощены, при усложнении задания включается воображение (самому составить предложение или "зашифровать его"). Считаю, этот метод эффективным, т.к. дети запоминают, сколько слов в предложении, легко расчленяют его на слова, потому что на каждое слово меняется движение руки, меняется движение тела. Видна эмоциональная окраска предложения. Например: Кошка сидит на дереве.

Проводя экспериментальную работу в этом направлении, мы периодически отслеживали развитие мелкой моторики рук и ее влияние на развитие речи и познавательной сферы.

В ходе проводимого мониторинга были получены такие данные:

Высокий уровень: старшая группа (конец года) - 50%, подготовительная (конец года) - 80%.

Средний уровень: старшая группа (конец года) - 50%, подготовительная (конец года) - 20%.

Низкий уровень: старшая группа (конец года) - 0%, подготовительная (конец года) - 0%.

Высокий уровень развития мелкой моторики рук к концу подготовительной группы вырос на 30%. При систематической, плановой работе у детей улучшилась речь, внимание, память, сформировались пространственные представления. Повысилась способность к произвольному контролю, так же отмечается улучшение почерка, активизация интеллектуальных и познавательных процессов.

Таким образом, в процессе коррекционных занятий используемые методы и приемы по развитию мелкой моторики рук, могут улучшить познавательную сферу и речь детей дошкольного возраста, а значит, ее применение является достаточно эффективным.

Литература

  1. М.В. Безруких. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург, 2001 г.

  2. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Екатеринбург, 2000 г.

  3. И.Л. Калинина. Учим детей, читать и писать. М. "Флинта", 2002 г.

  4. Л.Г. Парамонова. Как подготовить ребёнка к школе. Изд. Дельта, 1997 г.

  5. М.А. Поваляева. Справочник логопеда. Ростов - на - Дону, 2001 г.

  6. А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М, 2002 г.

  7. А.Л. Сиротюк. Коррекция обучения и развития школьников. М, 2002 г.

  8. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Игры с пальчиками. М, 2002 г.



© 2010-2022