Планирование по курсу Край родной

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

х. Николовка




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николо- Березовская средняя общеобразовательная школа




«Утверждаю»

Директор МБОУ Николо- Березовской СОШ

Приказ от «__» _____ 20__ г. № _______

___________/Г.Н. Чернова/

М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Край родной»



Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование 3 класс





Количество часов 34

Учитель Бондарева Татьяна Николаевна

Программа разработана на основе авторской программы «Край родной» «Хрестоматия для чтения младших школьников. Край родной» составители Бутенко Т.А., Небратенко В.Б.






2015 год




Пояснительная записка


Статус документа Рабочая программа по курсу «Край родной» разработана на основе авторской программы «Край родной» Бутенко Т.А., Небратенко В.Б.(«Хрестоматия для чтения младших школьников. Край родной» Составители Бутенко Т.А. и Небратенко В.Б.), с учётом учебного плана на 2015-2016 год и ОП НОО МБОУ Николо- Березовской СОШ.

Изучение курса «Край родной» направлено на достижение следующей цели:

  • формирование у младших школьников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина на основе изучения истории и культуры родного края.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:

  • изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;
  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, области, своего народа;
  • формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
  • воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;
  • развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);
  • формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
  • обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • освоение историко - обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);
  • умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);
  • развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;
  • воспитание эстетических чувств в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Ростовской области;
  • выявление степени достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
  • формирование культуры общения и поведения в социуме;
  • воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
  • воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
  • воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Общая характеристика учебного предмета


Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского. Педагог считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Учащиеся осознанно должен принять традиции, ценности, формы, культурно-исторической, социальной и духовной жизни Ростовской области. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. Председатель Союза краеведов России С. О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего - основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого «остального», к развитию общих представлений о мире и обществе». Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Программа по курсу «Край родной» призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города и области, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости жителей Ростовской области, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. Логика изложения и содержание примерной программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу в содержательной части из примерной программы изменений не внесено. При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные уроки, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Планируемые результаты освоения предмета


учащиеся могут научиться: Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

  • анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
  • оценивать собственные знания и умения;
  • доводить дело до конца;

Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными
    жителями.


Предметные результаты


Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Край родной» научится:

  • узнавать народные традиции, обычаи и культурное наследие народов родного края;

  • сравнивать произведения донских авторов с произведениями авторов русской и мировой литературы.

  • обогащать жизненный опыт для решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения, сбора материала культурно-исторического наследия родного края;

  • выполнять изученные правила и нормы поведения на примере народных обычаев и культурных традиций своего народа;

  • оценивать воздействие человека на природу края, выполнять правила поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворять познавательные интересы, в результате поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране и планете в целом;

  • учиться самосовершенствоваться, в социализации в современном обществе.

Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как:

  • доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.

  • наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.

  • научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.

  • интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

  • краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.

  • фольклористика: курс краеведения включает в себя различные направления народного творчества. Самобытность, мудрость сохраняется и передается потомкам в многообразии малых жанров устного народного творчества - пословицах, поговорках, колыбельных песнях, пестушках - приговорах, считалках, загадках. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края в прошлом веке и декоративно - прикладным искусством современности.

  • уникальность: наш край по - своему уникален - историческая планировка города, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.

  • экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:

  • тематические праздники, КТД;

  • художественное творчество учащихся;

  • экскурсии и походы по родному краю;

  • устные журналы, беседы;

  • выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • походы;

  • участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;

  • встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;

  • музейные уроки.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Место предмета в учебном плане МБОУ Николо- Березовской СОШ Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом учебного плана МБОУ Николо- Березовской СОШ на 2015-2016 год, в соответствии с которым на изучение учебного предмета «Край родной» в 3 классе отводится 1 час в неделю из компонента ОУ, поэтому рабочая программа разработана на 34 часа. Данный курс позволяет обучающимся повысить уровень интеллектуального развития и раскрывает содержание образования по литературе, природе и истории донского края.

Содержание и структура программы


В программе выделено 16 тем. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов, однако учитель может перераспределить количество часов по своему усмотрению. Программа курса представляет собой блоковую подачу материала, который распределен в 4 равноценных по своему значению блока, совпадающих по годам обучения (1, 2, 3, 4 классы начальной общеобразовательной школы).

Программа 4 блока (4 класс) «Литературное творчество родного края» раскрывает перед детьми увлекательный мир художественного наследия родного края и включает в себя 7 тем, цель которых знакомство учащихся с лучшими образцами литературы Дона и о Доне, что способствует формированию мировоззрения, эстетических и этических качеств личности.

Мотивы донского фольклора в творчестве региональных авторов( 6 часов) Пословицы и поговорки жителей Дона. Загадки. Народные песни Дона. Сказки народов Дона.

Поэты Дона о родном крае (5 часов) И.Ковалевский «Скворец», Журавли». Г.Колесников «Судьба степного орла». Поэты нашего села и района. Обобщающее занятие.

Произведения классической литературы Дон (7 часов) А.Чехов «Белолобый». А.Чехов «Каштанка». М.Шолохов «Нахаленок». Обобщающее занятие.

Природа Донского края (7 часов) Г.Колесников «Многоликая осень». Г.Колесников «Все меньше орлов над степью». Г.Гасенко «Друзья познаются в беде». Творчество нашего земляка П. Лебеденко. Обобщающее занятие.

Донские писатели о Великой Отечественной войне (3 часа) С.Махалков «Горнист» (быль). А.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине.

Произведения о Родине (3 часа) Ростов-столица Донского края. Мой Тихий Дон-любимая река. Обобщающее занятие.

Мир детства в литературе Дона (3 часа) И.Василенко «Артемка». Обобщающее занятие.



Тематическое планирование



Содержание программного материала

Количество часов

1

Мотивы донского фольклора в творчестве региональных авторов

6 ч

2

Поэты Дона о родном крае

5 ч

3

Произведения классической литературы Дона

7 ч

4

Природа Донского края

7 ч

5

Донские писатели о Великой Отечественной войне

3 ч

6

Произведения о Родине

3 ч

7

Мир детства в литературе Дона

3 ч


Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Образовательные задачи

Содержание деятельности

Словарь

Форма организации

Дом.

задание

Дата

Мотивы донского фольклора в творчестве региональных авторов (6 ч)

1-2

Пословицы и поговорки жителей Дона

На основе знакомства с пословицами, поговорками Дона знакомить учащихся со своеобразным характером быта, обычаев, образа жизни, духовной и нравственной культуры жителей Дона

Воспроизведение на слух художественной прозы малого фольклорного жанра Дона

Казак щи

хутор

Путешествие

С.4

05.09

12.09

3

Загадки

Знакомство с природой Дона, занятиями людей на основе загадок

Выразительное чтение

Ерик

Жупан

Кушак

Викторина

С.10

19.09

4

Народные песни Дона

Знакомство с жизнью, обрядами и традициями народов Дона

Воспроизведение на слух

Казаны

Чарочки

Изучения новых песен

С.16

26.09

5-6

Сказки народов Дона

Упражнять во владении литературными нормами родного языка, используя художественные формы

Чтение, пересказ, проектная деятельность

Амбар

Кибитка

Булава

Урок - путешествие

С.32

С.35

03.10

10.10

Поэты Дона о родном крае (5 ч)

7-8

И.Ковалевский «Скворец», Журавли»,

Г.Колесников

«Судьба степного орла»

Знакомство с природой, животным миром родного края через поэзию;

бережное отношение к окружающему миру

Чтение, пересказ, проектная деятельность

Ветлы

Осока


С.141

С.145

17.10

24.10

9-10

Поэты нашего села и района

Прививать любовь к родному краю и гордость за него

Чтение, пересказ, проектная деятельность


Сбор материала

31.10

14.11

11

Обобщающее занятие

Обобщить собранный материал в виде проектной работы

Тематический рисунок на тему «Мой родной край»



21.11

Произведения классической литературы Дона (7 ч)

12

А.Чехов

«Белолобый»

Обогащать чувственный опыт детей, его реальные представления об окружающем мире;

Формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая к классике художественной литературы

Ответы на вопросы прочитанного, главная мысль, события и последовательность.

Определение библиографических сведений о книге

С.203

28.11

13-14

А.Чехов

«Каштанка»

05.12

12.12

15-17

М.Шолохов «Нахаленок»

С.223

19.12

26.12

16.01

18

Обобщающее занятие

Проект

23.01

Природа Донского края (7 ч)

19

Г.Колесников «Многоликая осень»

Обогащать чувственный опыт детей, его реальные представления об окружающем мире;

Прививать любовь к родному краю и гордость за него.

Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Воспроизведение на слух художественной прозы

Пойма

Бересклет

С.163

30.01

20

Г.Колесников «Все меньше орлов над степью»

Выразительное чтение

Грузно

С.165

06.02

21

Г.Гасенко «Друзья познаются в беде»

Выразительное чтение

Низина

Плетень

С.174

13.02

22-24

Творчество нашего земляка П. Лебеденко

Выразительное чтение

20.02

27.02

05.03

25

Обобщающее занятие

Проект

12.03

Донские писатели о Великой Отечественной войне (3 ч)

26

С.Махалков «Горнист» (быль)

Расширить кругозор детей, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт детей

Экранизация

С.235

19.03

27-28

А.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине»

Читательская конференция

С.236

С.241

26.03

02.04

Произведения о Родине (3 ч)

29

Ростов-столица Донского края

Учить строить монологические высказывания, сочинения-повествования с элементами рассуждения и описания произведений о родном крае;

Самостоятельно находить и читать книги о донском крае;

Бережное отношение к родному краю

Творческая деятельность: рисунок на тему «Ростов-столица Донского края»

09.04

30

Мой Тихий Дон-любимая река

Творческая деятельность: рисунок на тему «Тихий Дон-любимая река»

16.04

31

Обобщающее занятие

Проектные работы детей

23.04

Мир детства в литературе Дона (3 ч)

32-33

И.Василенко «Артемка»

Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Ответы на вопросы прочитанного, главная мысль, события и последовательность.

Читательская конференция

30.04

07.05

34

Обобщающее занятие

Обобщить собранный материал в виде проектной работы




14.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Основная литература:


  • Бутенко Т.А., Небратенко В.Б., Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале), Ростов н/Д, БАРО-ПРЕСС,2009.
Дополнительная литература:
  • Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
  • Алмазов Б.А.Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
  • Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII- XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
  • Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие - Новочеркасск, 2001.
  • Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
  • Закруткин В.А.Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
  • Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2004.
  • Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
  • Моложавенко В.Тайны донских курганов. Ростов,1967.
  • Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
  • По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
  • Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
  • Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
  • Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
  • Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
  • Чѐрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. - Ростов-на-Дону: Изд-во




Результаты и система их оценки Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио. Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Формы контроля уровня обученности:
  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ



Оценка «5» ставится, если ученик: - показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; - умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; - самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; - последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать собственные выводы; Оценка «4» ставится, если ученик: - показывает знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; - материал излагает в определённой логической последовательности, допуская при этом одну не грубую ошибку или не более двух недочётов, может их исправить самостоятельно; - делает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определений, понятий; Оценка «3» ставится, если ученик: - усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; - материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; - показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; Оценка «2» ставится, если ученик: - не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; - не делает выводов и обобщений; - не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

© 2010-2022