- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс
Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Клименко Г.С. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс Цели урока:
- Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки; учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно - ориентированного диалога.
- Развивать умение связно излагать свои мысли, умение высказывать свою точку зрения о прочитанном.
- Формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
- Формировать опыт осмысления школьниками ценностных основ обыденной жизни.
- Обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, взаимопонимание и уважительное отношение друг другу.
ХОД УРОКА
І Организация класса
Всем, всем!
Добрый день!
Соберите в ладони своё тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделись своим теплом друг с другом.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной -
Я писала на руке имя мамино,
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
- Что ты спрятала в ладони? -
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала -
Счастье я держала!
ІІ Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?
- Прочитайте тему урока.
- Какие цели мы поставим перед собой?
1. познакомиться с новым произведением;
2. определить его жанр;
3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);
4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)
- Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)
- Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План.
1. Работа со словарём.
2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.
3. Анализ произведения.
4. Творческий пересказ.
5. Работа с пословицами.
6. Работа в группах (строительство дома).
7. Мини - сочинения.
8. Домашнее задание.
9. Итог урока.
ІІІ Изучение нового материала. а) Лексическая работа. Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов. - У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.
ЛАЧУГА - бедная хижина, небольшой и плохой дом.
ОПУШКА (леса) - край леса.
СКИТАТЬСЯ - странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.
НЕВОД - большая рыболовная сеть.
ОБЛАЧИТЬСЯ - одеться.
ОПОСТЫЛЕЛА - очень надоела.
- Мы начинаем с вами строить дом.
б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение. (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети) Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.
Счастливый мальчик. Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу. А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
- Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
- Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
в) Работа над жанром произведения.
- Понравилось ли вам прочитанное произведение? - К какому литературному жанру оно относится? (сказка) - Почему? (волшебные предметы, превращения, есть вымысел) - К какому виду сказок мы её отнесём? (и бытовая и волшебная) - Есть ли у сказки автор? (нет, значит, она народная) - Верно. Это иранская народная сказка. - А есть ли похожие сказки у русского народа? («По щучьему велению», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») - Молодцы!
г) Анализ сказки с выборочным чтением.
- Какие композиционные части сказки мы знаем? (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)
Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.
- Прочитайте зачин сказки.
(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)
- Поговорим о том, как развивалось действие. - Кого поймал мальчик? - О чём она попросила? Зачитай… - Что пообещала в награду? Зачитай… - Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи… - Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте… («Ему так хотелось …… не делай этого!») - Как вы думаете, какой момент сказки можно назвать кульминацией? (Опостылела мальчику такая жизнь) - Докажите, почему? (самое напряжённое, затем начнётся развязка) - В чём развязка действия? Расскажи… - Чем закончилась сказка. Прочитаем… - Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…
- Молодцы!
ІV Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
-Молодцы!
V Творческий пересказ.
а) Индивидуальная работа.
- Составь картинный план.
Б)
- Как мать отнеслась к поступку своего сына?
- Попробуйте пересказать сказку от имени матери:
«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды
сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл
жить во дворец…»
VІ Работа с пословицами (работа в парах).
- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.
(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)
- На что похожи эти слова? (на пословицу)
- Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.
- Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.
1 ряд.
А) Счастье дороже богатства.
Б) Счастье в руки не поймаешь.
В) Счастье с несчастьем близко живут.
2 ряд.
А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.
Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.
В) Счастье отпало - ничего в доме не стало.
3 ряд.
А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.
Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.
В) Счастью не верь, а беды не пугайся.
Самопроверка (а б б)
VІІ Групповая работа.
- Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.
- Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …
VІІІ Просмотр мультфильма. Отрывок из мультфильма «Как ослик счастья искал»
А у всех ли счастье одинаково?
- Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.
- А в чём вы видите своё счастье?
ІX Мини - сочинения.
X Домашнее задание (по выбору).
-
Нарисовать иллюстрации к сказке или написать отзыв.
-
Придумать другой конец сказки.
XІ Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что было интересно?
- Что трудно?
- «Сказка ложь, да в ней намёк…» Какой вывод вы сделали для себя? Какой урок усвоили?