Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс Цели урока:

  • Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки; учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно - ориентированного диалога.
  • Развивать умение связно излагать свои мысли, умение высказывать свою точку зрения о прочитанном.
  • Формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
  • Формировать опыт осмысления школьниками ценностных основ обыденной жизни.
  • Обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, взаимопонимание и уважительное отношение друг другу.

ХОД УРОКА

І Организация класса

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладони своё тепло.

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделись своим теплом друг с другом.

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной -

Я писала на руке имя мамино,

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

- Что ты спрятала в ладони? -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала -

Счастье я держала!

ІІ Сообщение темы и целей урока.


- Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?

- Прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим перед собой?

1. познакомиться с новым произведением;

2. определить его жанр;

3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)

- Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)

- Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План.

1. Работа со словарём.

2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.

3. Анализ произведения.

4. Творческий пересказ.

5. Работа с пословицами.

6. Работа в группах (строительство дома).

7. Мини - сочинения.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока.

ІІІ Изучение нового материала. а) Лексическая работа. Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов. - У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.

ЛАЧУГА - бедная хижина, небольшой и плохой дом.

ОПУШКА (леса) - край леса.

СКИТАТЬСЯ - странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

НЕВОД - большая рыболовная сеть.

ОБЛАЧИТЬСЯ - одеться.

ОПОСТЫЛЕЛА - очень надоела.

- Мы начинаем с вами строить дом.

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс


б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение. (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети) Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.

Счастливый мальчик. Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу. А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:

  • Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
  • Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море. В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад. Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей. Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: "Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!" Опостылела мальчику такая жизнь. Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю. На берегу мальчик громко крикнул: - Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь! Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала: - Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза - и ты будешь счастлив, как прежде. С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа. Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.
в) Работа над жанром произведения.
- Понравилось ли вам прочитанное произведение? - К какому литературному жанру оно относится? (сказка) - Почему? (волшебные предметы, превращения, есть вымысел) - К какому виду сказок мы её отнесём? (и бытовая и волшебная) - Есть ли у сказки автор? (нет, значит, она народная) - Верно. Это иранская народная сказка. - А есть ли похожие сказки у русского народа? («По щучьему велению», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») - Молодцы!

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

г) Анализ сказки с выборочным чтением.

- Какие композиционные части сказки мы знаем? (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)

Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.

- Прочитайте зачин сказки.

(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)

- Поговорим о том, как развивалось действие. - Кого поймал мальчик? - О чём она попросила? Зачитай… - Что пообещала в награду? Зачитай… - Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи… - Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте… («Ему так хотелось …… не делай этого!») - Как вы думаете, какой момент сказки можно назвать кульминацией? (Опостылела мальчику такая жизнь) - Докажите, почему? (самое напряжённое, затем начнётся развязка) - В чём развязка действия? Расскажи… - Чем закончилась сказка. Прочитаем… -Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…

- Молодцы!

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

ІV Физминутка.

Рыбки весело резвятся

ВКонспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

-Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 классМолодцы!

V Творческий пересказ.

а) Индивидуальная работа.

- Составь картинный план.

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 классКонспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 классКонспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 классКонспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

Б)

- Как мать отнеслась к поступку своего сына?

-Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс Попробуйте пересказать сказку от имени матери:

«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды

сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл

жить во дворец…»

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

VІ Работа с пословицами (работа в парах).

- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.

(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)

- На что похожи эти слова? (на пословицу)

- Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.

- Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.

1 ряд.

А) Счастье дороже богатства.

Б) Счастье в руки не поймаешь.

В) Счастье с несчастьем близко живут.

2 ряд.

А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.

Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.

В) Счастье отпало - ничего в доме не стало.

3 ряд.

А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.

В) Счастью не верь, а беды не пугайся.

Самопроверка (а б б)

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 классКонспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

VІІ Групповая работа.

- Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.

- Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс


VІІІ Просмотр мультфильма. Отрывок из мультфильма «Как ослик счастья искал»

А у всех ли счастье одинаково?

- Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.

- А в чём вы видите своё счастье?

ІX Мини - сочинения.

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс


Конспект урока по литературному чтению по теме «Счастливый мальчик (иранская сказка)» 2 класс


X Домашнее задание (по выбору).


  1. Нарисовать иллюстрации к сказке или написать отзыв.

  2. Придумать другой конец сказки.

XІ Итог урока.

- Понравился ли вам урок?

- Что было интересно?

- Что трудно?

- «Сказка ложь, да в ней намёк…» Какой вывод вы сделали для себя? Какой урок усвоили?


© 2010-2022