УрокСемейные праздники по ОРКСЭ (модуль светская этика)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пугина Т.В.

учитель начальных классов

МБОУ Богородская СОШ

Сергачский район

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: «Основы светской этики»

Тема урока: «Семейные праздники»

Урок: № 28 Цель урока: формировать представление о ценности семейных праздников.

Задачи: Образовательные: - Показать роль праздников в жизни семьи. - Обобщить и расширить знания о семейных праздниках. - Познакомить с историей возникновения семейных праздников. - Научить правильно, выбирать подарок.

Развивающие:

- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в группе.

- Развивать умение работать с понятиями и их значениями.

- Выполнять задания развивающего характера.

- Развивать умение задавать и аргументировано отвечать на поставленный вопрос.

- Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Воспитательные: - Воспитание доброжелательности, взаимопонимания. - Способствовать становлению личности.

Предварительная подготовка Учащиеся: 1.Разучивают стихи о семье. 2. Пишут мини-сочинения о семейных традициях, праздниках. 3. Подбирают изречения о семье. Родители: оформляют стенгазету с фотографиями и изречениями «Фото из семейного альбома». Оборудование урока:

  • Интерактивное оборудование.
  • Презентация к уроку.
  • Учебник А.Я. Данилюк « Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики».
  • Электронное приложение к учебнику А. Я. Данилюка « Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики».
  • Толковые словари.
  • Иллюстративный материал.
Оформление доски: «Любовь к Родине начинается с семьи» ( Ф. Бэкон) «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети».
(А.С. Макаренко)

«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

(Сократ)

План урока



1. Орг. момент. 1 мин 2. Подготовка к восприятию нового материала. 5 мин 3. Работа над новым материалом. 30 мин 4. Итог урока. 5 мин 5. Рефлексия. 3 мин 6. Домашнее задание. 1 мин

Ход урока.

  1. Орг. момент

Учитель: Ребята, сегодня на уроке речь пойдёт об очень важных, для вас вещах и я надеюсь что то, о чём вы узнаете сегодня, будет для вас полезным.

2. Подведение к новой теме. Учитель: Ребята я хочу рассказать вам сказку. Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь на небе можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то яркий, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки, почёму твой свет такой разный? Звёздочка долго молчала, а потом ответила: «Свет мой становится тусклым, когда мне очень одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки. А ведь так хочется кого-то видеть и слышать рядом с собой»
«А в какие дни твой свет становится ярким?»- спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дороге, куда они так спешат».
«И ты узнала тайну спешивших странников?» - спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза светились в темноте от счастья и радости. Когда я спросила, чему он радуется, путник ответил: замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал, что дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз, я готов совершить даже невозможное. Вот с той самой поры я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?». «А разве это возможно? - с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья.

Учитель: Ребята, а что для вас значит семья? ( Семья - это те, кто дорог нам больше всего на свете).
Учитель: Я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни.

Учитель: Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку в любом возрасте нужна не только пища, сон, но и то чтобы его понимали и уважали, могли его выслушать, дать совет, согреть душевным теплом, помочь в горе. Очень важно чтобы его успехам радовались в первую очередь, родные люди. Но семьи все разные и отличаются друг от друга своими привычками, обычаями, традициями. Любой человек счастлив тем, что у него своя семья, свой дом.

(Дети читают стихи)

Ученик 1

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты приходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Ученик 2

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Ученик 3

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!»

(Тараданова Дарья) (Детям предлагается просмотр иллюстраций с изображением праздников) Учитель: Подумайте, о каких семейных традициях мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о семейных праздниках). Учитель: В каждой семье существует традиция празднования различных торжеств и памятных дат. Эти традиции являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. - А что мы знаем о семейных праздниках? (Их на свете много, их ждут и любят не только дети, но и взрослые). Учитель: Праздники делают жизнь семьи яркой. 3.Изучение нового материала. Учитель: Ребята, а что означает слово праздник? Учитель: Давайте посмотрим в словарях значение слова «праздник» в словаре Ожегова С.И.

Праздник, а, м. - 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.

В словаре Ушакова Д.Н.

ПРА́ЗДНИК зн, праздника, муж.

1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней ), посвященный памяти какого-нибудь религиозного (исторического или легендарного) события или ·т.н. святого (церк.).

2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями.

3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням повидаться с родными.

4. Веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь.

5. День массовых игр, развлечений.

6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, принятым событием, удачей.

Учитель: Что общего в этих толкованиях? (Праздник это веселье, радость, торжество). Учитель: А как же обстояло дело с праздниками на Руси? (Заранее подготовленные ученики рассказывает об истории праздника) Ученик 1: На Руси никогда не было недостатка в праздниках. К концу 19 века в русском календаре на год приходилось 98 праздников. Ученик 2: Праздник в русской деревне прошлого (19 века) столетия составлял важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника. Праздник считался временем слияния с божественным и приобщениям к ценностям истории. Ученик 3: Праздник считался обязательным для всех жителей, достигших зрелого возраста. Ученик 4: В праздник запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, ткать. Те, кто нарушал правила - строго наказывались: от денежного штрафа, битья плетьми, до изгнания из деревни. Ученик 5: В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века, в век в определённом порядке. Ученик 6: Главный праздник - Пасха. Были праздники великие: Рождество, Троица, Масленица; и малые (связанные с началом крестьянских работ): сбор урожая, первый день сева зерновых и другие. Ученик 7: Различались праздники по своему происхождению. Были праздники церковные и местные. А также языческие праздники. Языческие обряды украшали русскую жизнь. Знаете ли вы, что слово хорошо и хоровод произошли от одного корня. От имени языческого бога солнца - Хороса. Работа по учебнику. Учитель: Ребята, какие еще бывают праздники? Прочитаем учебник на странице 59. - На какие три группы можно разделить все праздники? (государственные, общественные, семейные). (Работа в микрогруппах) Учитель: Напишите в таблицу по пять праздников каждой группы. 1 группа пишет государственные праздники, 2 - общественные, 3 - семейные. Учитель: Были ли затруднения при выполнении работы? (Затруднения были при составлении семейных праздников). Учитель: Из множества праздников вы выделили группу семейных праздников. Что же такое семейный праздник? - Дайте понятие семейного праздника и запишите его в тетрадь. (Семейный праздник - это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих их). - Назовите признаки семейного праздника. - Кто создал традицию празднования, и по какому поводу? (Традицию празднования создали члены семьи по поводу событий, произошедших в ней) - Кто герои семейного праздника? (Герои семейного праздника члены семьи) - Кого объединяет? ( Объединяет праздник членов семьи). - А какие семейные праздники принято отмечать в ваших семьях? (Дети зачитывают свои мини - сочинения с показом презентации) Учитель: Для чего нужны «Семейные праздники»? (Чтобы семьей встретиться за одним столом, порадоваться друг за друга). Учитель: Составим синквейн на тему «Праздник». 1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка - синоним ключевого слова (существительное). 1. Праздник 2. Веселый, семейный. 3. Празднуем, веселимся, дожидаемся. 4. Мы любим семейные праздники. 5. Веселье. Учитель: А что вы больше всего ждете от праздника? (Подарки) Учитель: Давайте поговорим о том, какие бывают подарки, как их выбирать и дарить. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на страницы 58. Каким должен быть подарок? Учитель: На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. На Руси у слова «подарок» был брат-близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Учитель: А где мы можем взять подарок? (Купить или сделать своими руками). Учитель: В какой подарок мы вкладываем больше души, в тот, который покупаем или в тот, который делаем своими руками? Учитель: Какой подарок можно сделать своими руками? Учитель: Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить. Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки А. Милна «Винни-Пух и все, все, все». Во время просмотра составьте вопросы, которые вы зададите своим товарищам. (Просмотр отрывка из мультфильма «Винни-Пух и день забот». Ученик 1: Всем ли подаркам ослик был рад? Ученик 2: Показал ли он это своим видом? Ученик 3: Чей подарок оказался самым нужным? Учитель: Сейчас мы с вами составим памятку дарителя. Выберите то, что вы считаете важным при выборе подарка.(Составление памятки дарителя).

  1. Не надо долго думать о подарке, подари то, что у тебя лишнее.
  2. Подарок надо выбирать заранее.

  3. Прежде чем выбрать подарок какому-либо человеку, подумай, что он любит и чем интересуется.

  4. Положи подарок в карман и иди в гости.

  5. При выборе подарка надо учитывать возраст и пол (мальчик или девочка, мужчина или женщина) человека, которому собираешься сделать подарок.

  6. Подарок не надо готовить по заказу - он должен быть неожиданным.

  7. Посоветуйся со своим выбором с взрослыми.
  8. Попроси взрослых помочь тебе выбрать подарок для друга (или подруги).
  9. Расскажи всем, какой подарок ты готовишь для товарища.
  10. Подарок не должен быть очень дорогим.
11. Вручая подарок, расскажи, скольких трудов тебе стоило это сделать. 12.Подарок должен быть красиво упакован. 13. Подарив, не требуй ничего взамен и не напоминай о подарке.
14. Вручая подарок, не скрывайте своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Учитель: Мне хочется подарить вам эти памятки, чтобы вы помнили, что выбрать и подарить подарок - большое искусство. Работа над пословицами и поговорками.

Учитель: Ребята, составьте пословиц, поговорок из частей.

  • Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает.

  • Принять подарок не трудно, куда труднее достойно ответить на него.

  • Любишь подарки - люби и отдарки.

Чтение рублики с.59 рубрика «Это интересно»

Учитель: Сохранился ли этот обычай до наших дней?

4.Итог урока.

Работа с электронным приложением к учебнику. Рублика «Контроль».

  1. Праздники нужны для того, чтобы…

  • поздравить близких

  • собраться всей семьей вместе

  • верны все ответы

  • вспомнить события, которые свершились много лет назад

  1. Праздник отмечается в связи с …

  • верны все ответы

  • рождением ребенка

  • наступлением Нового года

  • важной исторической датой

  1. Праздничный подарок …

  • должен учитывать характер человека

  • должен быть вкусным

  • должен быть большим

  • должен учитывать интересы человека

  1. Главный результат праздника…

  • верны все ответы

  • радость

  • хорошее настроение

  • приятные воспоминания.

Учитель: Наш урок мне хочется закончить стихотворением Людмилы Татьяничевой.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле

(Тараданова Дарья)

5. Рефлексия Закончи предложение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

6.Домашнее задание. Учитель: Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого сделаете? Поделитесь своими секретами. Составьте вместе с родителями советы и рекомендации по проведению праздника.









Литература. 1. Учебно-методическое пособие: Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе. Автор - составитель С. С. Пичугин Уфа РИО РУНМЦ МО РБ, 2012 г.

  1. А. Я. Данилюк. «Основы светской этики». Изд-во Москва «Просвещение», 2012 г.
  2. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. - М. Русский язык, 1985 г.
  3. Н.А.Смирнов. Пособие для учителей и учащихся начальной школы
«Этика и этикет младших школьников». Москва «Школьная пресса», 2002 г. 5. О.С. Богданова. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками». Москва, «Просвещение», 1982г. 6. Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

























© 2010-2022