- Преподавателю
- Начальные классы
- УрокСемейные праздники по ОРКСЭ (модуль светская этика)
УрокСемейные праздники по ОРКСЭ (модуль светская этика)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пугина Т.В. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пугина Т.В.
учитель начальных классов
МБОУ Богородская СОШ
Сергачский район
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: «Основы светской этики»
Тема урока: «Семейные праздники»
Урок: № 28 Цель урока: формировать представление о ценности семейных праздников.
Задачи: Образовательные: - Показать роль праздников в жизни семьи. - Обобщить и расширить знания о семейных праздниках. - Познакомить с историей возникновения семейных праздников. - Научить правильно, выбирать подарок.
Развивающие:
- Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в группе.
- Развивать умение работать с понятиями и их значениями.
- Выполнять задания развивающего характера.
- Развивать умение задавать и аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
- Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Воспитательные: - Воспитание доброжелательности, взаимопонимания. - Способствовать становлению личности.
Предварительная подготовка Учащиеся: 1.Разучивают стихи о семье. 2. Пишут мини-сочинения о семейных традициях, праздниках. 3. Подбирают изречения о семье. Родители: оформляют стенгазету с фотографиями и изречениями «Фото из семейного альбома». Оборудование урока:
- Интерактивное оборудование.
- Презентация к уроку.
- Учебник А.Я. Данилюк « Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики».
- Электронное приложение к учебнику А. Я. Данилюка « Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики».
- Толковые словари.
- Иллюстративный материал.
(А.С. Макаренко)
«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
(Сократ)
План урока
1. Орг. момент. 1 мин 2. Подготовка к восприятию нового материала. 5 мин 3. Работа над новым материалом. 30 мин 4. Итог урока. 5 мин 5. Рефлексия. 3 мин 6. Домашнее задание. 1 мин
Ход урока.
- Орг. момент
Учитель: Ребята, сегодня на уроке речь пойдёт об очень важных, для вас вещах и я надеюсь что то, о чём вы узнаете сегодня, будет для вас полезным.
2. Подведение к новой теме. Учитель: Ребята я хочу рассказать вам сказку. Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь на небе можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то яркий, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки, почёму твой свет такой разный? Звёздочка долго молчала, а потом ответила: «Свет мой становится тусклым, когда мне очень одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки. А ведь так хочется кого-то видеть и слышать рядом с собой»
«А в какие дни твой свет становится ярким?»- спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дороге, куда они так спешат».
«И ты узнала тайну спешивших странников?» - спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза светились в темноте от счастья и радости. Когда я спросила, чему он радуется, путник ответил: замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал, что дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз, я готов совершить даже невозможное. Вот с той самой поры я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?». «А разве это возможно? - с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья.
Учитель: Ребята, а что для вас значит семья? ( Семья - это те, кто дорог нам больше всего на свете).
Учитель: Я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни.
Учитель: Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку в любом возрасте нужна не только пища, сон, но и то чтобы его понимали и уважали, могли его выслушать, дать совет, согреть душевным теплом, помочь в горе. Очень важно чтобы его успехам радовались в первую очередь, родные люди. Но семьи все разные и отличаются друг от друга своими привычками, обычаями, традициями. Любой человек счастлив тем, что у него своя семья, свой дом.
(Дети читают стихи)
Ученик 1
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты приходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Ученик 2
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Ученик 3
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»
(Тараданова Дарья) (Детям предлагается просмотр иллюстраций с изображением праздников) Учитель: Подумайте, о каких семейных традициях мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о семейных праздниках). Учитель: В каждой семье существует традиция празднования различных торжеств и памятных дат. Эти традиции являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. - А что мы знаем о семейных праздниках? (Их на свете много, их ждут и любят не только дети, но и взрослые). Учитель: Праздники делают жизнь семьи яркой. 3.Изучение нового материала. Учитель: Ребята, а что означает слово праздник? Учитель: Давайте посмотрим в словарях значение слова «праздник» в словаре Ожегова С.И.
Праздник, а, м. - 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.
В словаре Ушакова Д.Н.
ПРА́ЗДНИК зн, праздника, муж.
1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней ), посвященный памяти какого-нибудь религиозного (исторического или легендарного) события или ·т.н. святого (церк.).
2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями.
3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням повидаться с родными.
4. Веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь.
5. День массовых игр, развлечений.
6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, принятым событием, удачей.
Учитель: Что общего в этих толкованиях? (Праздник это веселье, радость, торжество). Учитель: А как же обстояло дело с праздниками на Руси? (Заранее подготовленные ученики рассказывает об истории праздника) Ученик 1: На Руси никогда не было недостатка в праздниках. К концу 19 века в русском календаре на год приходилось 98 праздников. Ученик 2: Праздник в русской деревне прошлого (19 века) столетия составлял важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника. Праздник считался временем слияния с божественным и приобщениям к ценностям истории. Ученик 3: Праздник считался обязательным для всех жителей, достигших зрелого возраста. Ученик 4: В праздник запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, ткать. Те, кто нарушал правила - строго наказывались: от денежного штрафа, битья плетьми, до изгнания из деревни. Ученик 5: В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века, в век в определённом порядке. Ученик 6: Главный праздник - Пасха. Были праздники великие: Рождество, Троица, Масленица; и малые (связанные с началом крестьянских работ): сбор урожая, первый день сева зерновых и другие. Ученик 7: Различались праздники по своему происхождению. Были праздники церковные и местные. А также языческие праздники. Языческие обряды украшали русскую жизнь. Знаете ли вы, что слово хорошо и хоровод произошли от одного корня. От имени языческого бога солнца - Хороса. Работа по учебнику. Учитель: Ребята, какие еще бывают праздники? Прочитаем учебник на странице 59. - На какие три группы можно разделить все праздники? (государственные, общественные, семейные). (Работа в микрогруппах) Учитель: Напишите в таблицу по пять праздников каждой группы. 1 группа пишет государственные праздники, 2 - общественные, 3 - семейные. Учитель: Были ли затруднения при выполнении работы? (Затруднения были при составлении семейных праздников). Учитель: Из множества праздников вы выделили группу семейных праздников. Что же такое семейный праздник? - Дайте понятие семейного праздника и запишите его в тетрадь. (Семейный праздник - это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих их). - Назовите признаки семейного праздника. - Кто создал традицию празднования, и по какому поводу? (Традицию празднования создали члены семьи по поводу событий, произошедших в ней) - Кто герои семейного праздника? (Герои семейного праздника члены семьи) - Кого объединяет? ( Объединяет праздник членов семьи). - А какие семейные праздники принято отмечать в ваших семьях? (Дети зачитывают свои мини - сочинения с показом презентации) Учитель: Для чего нужны «Семейные праздники»? (Чтобы семьей встретиться за одним столом, порадоваться друг за друга). Учитель: Составим синквейн на тему «Праздник». 1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка - синоним ключевого слова (существительное). 1. Праздник 2. Веселый, семейный. 3. Празднуем, веселимся, дожидаемся. 4. Мы любим семейные праздники. 5. Веселье. Учитель: А что вы больше всего ждете от праздника? (Подарки) Учитель: Давайте поговорим о том, какие бывают подарки, как их выбирать и дарить. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на страницы 58. Каким должен быть подарок? Учитель: На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. На Руси у слова «подарок» был брат-близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Учитель: А где мы можем взять подарок? (Купить или сделать своими руками). Учитель: В какой подарок мы вкладываем больше души, в тот, который покупаем или в тот, который делаем своими руками? Учитель: Какой подарок можно сделать своими руками? Учитель: Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить. Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки А. Милна «Винни-Пух и все, все, все». Во время просмотра составьте вопросы, которые вы зададите своим товарищам. (Просмотр отрывка из мультфильма «Винни-Пух и день забот». Ученик 1: Всем ли подаркам ослик был рад? Ученик 2: Показал ли он это своим видом? Ученик 3: Чей подарок оказался самым нужным? Учитель: Сейчас мы с вами составим памятку дарителя. Выберите то, что вы считаете важным при выборе подарка.(Составление памятки дарителя).
- Не надо долго думать о подарке, подари то, что у тебя лишнее.
-
Подарок надо выбирать заранее.
-
Прежде чем выбрать подарок какому-либо человеку, подумай, что он любит и чем интересуется.
-
Положи подарок в карман и иди в гости.
-
При выборе подарка надо учитывать возраст и пол (мальчик или девочка, мужчина или женщина) человека, которому собираешься сделать подарок.
-
Подарок не надо готовить по заказу - он должен быть неожиданным.
- Посоветуйся со своим выбором с взрослыми.
- Попроси взрослых помочь тебе выбрать подарок для друга (или подруги).
- Расскажи всем, какой подарок ты готовишь для товарища.
- Подарок не должен быть очень дорогим.
14. Вручая подарок, не скрывайте своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Учитель: Мне хочется подарить вам эти памятки, чтобы вы помнили, что выбрать и подарить подарок - большое искусство. Работа над пословицами и поговорками.
Учитель: Ребята, составьте пословиц, поговорок из частей.
-
Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает.
-
Принять подарок не трудно, куда труднее достойно ответить на него.
-
Любишь подарки - люби и отдарки.
Чтение рублики с.59 рубрика «Это интересно»
Учитель: Сохранился ли этот обычай до наших дней?
4.Итог урока.
Работа с электронным приложением к учебнику. Рублика «Контроль».
-
Праздники нужны для того, чтобы…
-
поздравить близких
-
собраться всей семьей вместе
-
верны все ответы
-
вспомнить события, которые свершились много лет назад
-
Праздник отмечается в связи с …
-
верны все ответы
-
рождением ребенка
-
наступлением Нового года
-
важной исторической датой
-
Праздничный подарок …
-
должен учитывать характер человека
-
должен быть вкусным
-
должен быть большим
-
должен учитывать интересы человека
-
Главный результат праздника…
-
верны все ответы
-
радость
-
хорошее настроение
-
приятные воспоминания.
Учитель: Наш урок мне хочется закончить стихотворением Людмилы Татьяничевой.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле
(Тараданова Дарья)
5. Рефлексия Закончи предложение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
6.Домашнее задание. Учитель: Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого сделаете? Поделитесь своими секретами. Составьте вместе с родителями советы и рекомендации по проведению праздника.
Литература. 1. Учебно-методическое пособие: Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе. Автор - составитель С. С. Пичугин Уфа РИО РУНМЦ МО РБ, 2012 г.
- А. Я. Данилюк. «Основы светской этики». Изд-во Москва «Просвещение», 2012 г.
- Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. - М. Русский язык, 1985 г.
- Н.А.Смирнов. Пособие для учителей и учащихся начальной школы