Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Технологическая карта урока русского языка во 2-А классе

УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)


Тема урока: «Что такое части речи»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дата проведения: 09.03.16 г.

Урок провела: Сибирёва Людмила Михайловна, учитель начальных классов

МБУ «Гимназия №39»

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Что такое части речи»

Цели урока:

1. Дать представление о грамматической общности слов, относящихся к разным частям речи.

2. Формировать умение различать слова разных частей речи по вопросу.

Задачи:

Образовательные:

  • создание образного представления о языке как о чётко организованной структуре;

  • освоение первоначальных знаний о морфологии русского языка: соотнесение слов-названий и вопросов, на которые они отвечают.

Развивающие:

  • формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений.


  • формирование регулятивных УУД: умения выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.


Воспитательные:

  • формирование личностных УУД: умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


  • формирование коммуникативных УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умения адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.


Оборудование:


  • у учителя:

мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Русский язык, 2 класс», авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина; презентация «Что такое части речи», авт. Сибирёва Л.М.; таблицы «Части речи»; записи на доске.

  • у обучающихся:

учебник «Русский язык, 2 класс», авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина; тетрадь; маршрутный лист; карта самооценки; лист индивидуальных заданий; сигнальные карточки; смайлы настроения.


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится определять части речи по обобщённому значению предметности, признака, действия и по вопросам.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, позицию, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза.

Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности.

Межпредметные связи

окружающий мир, литературное чтение

Организация пространства

фронтальная работа, работа в паре, индивидуальная работа

Технологии:

здоровьесберегающая, проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения, ИКТ, технология сотрудничества, игровая технология, поэтапного формирования умственных действий

Методы обучения

проблемно-поисковый, словесный, деятельностный, практический, наглядный







Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД


I. Организационный этап. Эмоциональный настрой.

Цели: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.

- Прозвенел опять звонок!
Начинаем мы урок.
Все к нему готовы?
Чтобы зрение, осанку
Лет до ста нам сохранить,
Сядем так, как на плакате
Девочка сидит!

- У вас на столах лежат смайлики настроений. Посмотрите, какой из них отражает ваше настроение. Выберите его и покажите.

На уроке будьте внимательны, активны и старательны.

Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Осознанно осуществляют вхождение
в пространство учебной деятельности.

Личностные:

воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность.

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.

II.

Мотивационно-целевой этап.

Цели: актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (анализ и синтез).

Мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

1. Актуализация опорных знаний и создание проблемной ситуации.

2. Минутка чистописания.



3. Введение в тему урока.

- Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Речь.

(Маршрутный лист. Карта самооценки)

На столе лежит листок.
Маршрутом называется.
Он поможет нам в пути
Все задания пройти!

- Познакомимся с оцениванием работы на уроке.

- Подготовим руки к письму.

Пальчики разотрём,
Крепко их сожмём,
Кулачками постучим,
А потом мы их встряхнём
И писать скорей начнём!

- На доске: час ти ре чи

- Что написано на доске?

- Докажите, что это слоги?

- Над чем мы будем работать в минутке чистописания?

- Оцените себя в карте самооценки в задании "Минутка чистописания".

А кто из вас сумел ещё что-то увидеть в минутке чистописания?

- Составьте с этими словами вопросительное предложение, используя слово что.

Вот мы сами и сформулировали тему нашего урока.

- Из чего состоит наша речь?

- А что мы уже знаем о слове?

- С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, в которых живут слова. Все слова относятся к какой -либо части речи. Каждая из частей имеет своё название. Вы хотите узнать об этом?

- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока, используя ключевые слова.

Знакомятся с маршрутным листом и оцениванием работы на уроке.

зелёный огонёк - без ошибок

жёлтый огонёк - 1-2 ошибки

красный - 3 ошибки и более

Выполняют пальчиковую зарядку.

- Слоги.

- Над плавностью, красотой письма.

Работа с картой самооценки.

Оценивают свою работу («светофор»).

Формулируют ответы на вопросы, определяют тему урока.

- Что такое части речи?

- Из слов.

- Слово - это главный работник в речи.

Определяют цель урока.

Личностные:

учиться уважительно относиться к одноклассникам;

применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя.

Регулятивные:

оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.


III.

Изучение новых знаний и способов деятельности.

1. Словарно-орфографическая работа.


2. "Открытие" новых знаний.




3. Физминутка для глаз.

Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение

IV. Структурирование полученных знаний. Систематизация и закрепление.

Цели: применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач;

актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Физминутка

Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение.

Цель: организация выполнения самопроверки, самооценки.



V. Домашнее задание.


Отгадайте загадку.

Не зверь, и не птица,

Всего боится.

Наловит мух - и в воду - плюх!

- Кто такая лягушка?

- Давайте прочитаем значение этого слова в Толковом словаре.

- Лев получил индивидуальное задание - найти информацию о лягушках и рассказать ребятам.

Давайте его послушаем.

- Вспомните, в каких произведениях вы встречались с персонажем лягушка?

Это словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.

- Напишите это слово в тетрадь, подберите однокоренные слова к слову лягушка,

поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?

Что обозначают эти слова?

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос какой?

Что обозначают эти слова?

- А теперь прочитайте на экране народную примету.

Ночью лягушки громко квакают - к дождю.

- Назовите слово, которое отвечает на вопрос что делают?

Что обозначает это слово?

- Запишите в тетрадь эту народную примету и подчеркните все изученные орфограммы.

- Оцените себя в задании "Орфографическая зоркость".

- На какие три группы можно распределить все слова?

Глазки плавно закрываем.

На счёт "3" их открываем. (1, 2, 3)

Где цветочки - огоньки?

Ты их глазками найди.

(Зелёный, жёлтый, синий, оранжевый, красный)

1. Работа в паре.

Учебник на стр. 72 упр. 95.

- Оцените себя в этом задании.

2. Лист индивидуальных заданий.

Задание 1.

- В каждую группу запишите по 2 слова, используя слова для выбора.

Лягушка (какая?) … , … .

Лягушка (что делает?) … , … .

Слова для выбора: прыгает, зелёная, плавает, прожорливая.

- Оцените себя в этом задании.

- Поднимите зелёные сигналы, у кого нет ошибок.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались

Вправо-влево наклонялись

И вокруг себя вращались.

3. Самостоятельная работа.

Задание 2. "Проверь себя"

- Запиши слова в три группы.

Лес, весенний, солнышко, светит, яркое, зеленеет.

- Оцените себя в этом задании.

- Поднимите зелёные сигналы, у кого нет ошибок.

Задание 3. Игра "Третий лишний".

- В каждой строке подчеркни лишнее слово, не относящееся к этой части речи.

Сказка, книга, интересный.

Волшебная, заколдует, добрая.

Читает, царевна, идёт.

- Оцените себя в этом задании.

- Задание по выбору учащихся (разноуровневые задания)

Уровень А.

стр. 71, упр. 94. Разделить слова на три группы. Записать их в три столбика.

Уровень Б.

стр. 72, упр. 96. Выписать из текста по 3 слова, обозначающие название предмета, признак предмета, действие предмета. Ответить на вопрос.

Уровень В.

Выписать из любимой сказки по 5 слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

- Лягушка.

- Лягушка - это бесхвостое земноводное животное.

Работают с Толковым словарём.

- В русской народной сказке «Царевна-лягушка»; в сказке В. М. Гаршина «Лягушка - путешественница»; в сказке А. И. Пантелеева «Две лягушки».

- Лягушка, лягушонок, лягушачий, лягушиный, лягушатник.

- Лягушка, лягушонок, лягушатник.

- Названия животных, т. е. предметы.

- Лягушачий, лягушиный.

- Признак предмета.

- Квакают.

- Действие предмета.

Проверка на экране. Оценивают свою работу («светофор»).

- Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.





Обсуждение в парах.

Работа с картой самооценки.

Оценивают свою работу («светофор»). Работа с памяткой. 1. Читаю слово. 2. Слово отвечает на вопрос … 3. Слово обозначает …

4. Называю часть речи, к которой относится это слово.

Работа с картой самооценки.

Проверка сигнальными карточками.


Формулируют ответы на вопросы.

Работа с картой самооценки.

Оценивают свою работу («светофор»).

Контролируют правильность выполнения заданий, объективно оценивают свои знания.

Расширяют словарный запас.

Оценивают свою работу («светофор»).

Проверка сигнальными карточками.

Осуществляют выбор домашнего задания

Личностные:

проявлять интерес к учебному процессу,

выполнять самооценку.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные:

оценивать результат; учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта. Коммуникативные:

слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Личностные:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.

Регулятивные: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выпол-

нение практических задач; способность отличать новое знание от известного;

самооценка полученного результата.

Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать ответы на вопросы.

Личностные:

понимание важности проявления заботы о своём здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления.




Личностные:

понимание важности проявления заботы о своём здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления.

Познавательные: определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить учебные действия с известным алгоритмом.

Коммуникативные:

согласовывать позиции и находить общее решение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.


VI. Итог урока.

Рефлексия

деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

Итог урока.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- О чём хотелось бы узнать подробнее?

Рефлексия.

- Посмотрите на доску, выберите любое незаконченное предложение и продолжите его:

Сегодня я узнал(а), что…

Мне было интересно…

Сегодня я себя похвалил бы за …

- Как вы оцениваете себя сегодня на уроке? Покажите мне карточки, используя карту самооценки.

Зелёный - я хорошо усвоил материал, у меня всё получилось! Жёлтый - у меня осталось несколько непонятных моментов. Красный - я плохо усвоил материал урока, мне нужна помощь.

Урок закончен.

- Спасибо за старание,

ведь главное - желание!

А навык и умение мы приобретём!

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Подводят итоги своей работы на уроке.

Выполняют самооценку.

Личностные:

осуществлять самооценку.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные:

уметь сравнивать цель и результат.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме;

соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
























Приложение 1.

Маршрутный лист

Карта самооценки

Фамилия, имя

Минутка чистописания

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Орфографическая зоркость

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Работа в паре по учебнику

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Работа в тетради

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Проверь себя!

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Игра «Третий лишний»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Оцени себя

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)
без ошибок

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)
1-2 ошибки

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Перспектива»)
3 ошибки и более

Приложение 2. Лист индивидуальных заданий

Задание 1.

В каждую группу запишите по 2 слова, используя слова для выбора.

Лягушка (какая?) … , … .

Лягушка (что делает?) … , … .

Слова для выбора: прыгает, зелёная, плавает, прожорливая.

Задание 2. "Проверь себя!"

Запиши слова в три группы.

Лес, весенний, солнышко, светит, яркое, зеленеет.

предмет

признак предмета

действие предмета

кто? что?


какой? какая? какое?

какие?

что делает?

что делают?







Задание 3. Игра "Третий лишний"

В каждой строке подчеркни лишнее слово, не относящееся к этой части речи.

Сказка, книга, интересный.

Волшебная, заколдует, добрая.

Читает, царевна, идёт.

Приложение 3.


"Узелки на память"

Части речи - это группы слов, которые имеют общее значение

и отвечают на одинаковые вопросы.






Памятка

"Как определить часть речи?"

1. Читаю слово.

2. Слово отвечает на вопрос …

3. Слово обозначает …

4. Называю часть речи, к которой относится это слово.


© 2010-2022