Урок математики Умножение. Компоненты действий

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Математика. 2 класс

Учитель: Гапоненко Т.И.

Тема: «Умножение. Компоненты действия умножения». Тип урока: введение нового знании Цель: создать условия для знакомства обучающихся с названием компонентов и результата действия умножения. Задачи: - продолжать работу, направленную на усвоение смысла действия умножения, записи и чтения произведений; - развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения (сравнивать, обобщать, работать с учебником, общаться друг с другом); - развивать организационные общеучебные умения.
Планируемые результаты образования:
ПРЕДМЕТНЫЕ:познакомятся с названием компонентов и результатом действия умножения.
МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ (критерии сформированности /оценки компонентовУУД:
Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные : общеучебные- ставить, формулировать и решать проблемы;строить речевое высказывание в устной речи.
Коммуникативные:задавать вопросы, отвечать на вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками, быть доброжелательными друг другу.
Личностные УУД : формирование положительное отношение к учебно-познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, экран, карточки с таблицей-памяткой.
Структура урока в технологии системно - деятельностного подхода (дети делятся на три группы)

  1. Мотивирование к учебной деятельности.
Оргмомент: ДЕВИЗ: «Всегда, везде и всюду, хочу, могу и буду»
Объясните смысл девиза: Что значит хочу? (Хочу узнать новые знания.) Что значит могу ? (Могу сам открыть новые знания.) Для этого сделаем два шага (-Что я не знаю? - Сам найду способ). - Вы готовы к работе? Тогда в путь. - Пожелайте друг другу удачи!
Включение в учебную деятельность: - Из букв двух рассыпанных слов составили пары других. Какие слова были первоначально? ЛОЖЕ + СЕНИ = УМЕНИЕ +НОЖ = (сложение, умножение)
Дети быстро справились с заданием и назвали два ключевых на данном уроке математических термина: «сложение» и «умножение», которые позволили мне перейти к следующему этапу урока.*
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. - Когда сложение можно заменить умножением? (сложение одинаковых слагаемых заменяем умножением) (Каждой группе даётся задание на карточках)
- Используя опорные слова «сложение», «одинаковые слагаемые» дайте определение действию умножения



(варианты ответов детей:«Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением», «Умножение - это когда складывают одинаковые слагаемые», «Умножение - это сложение одинаковых слагаемых»).

- О чем будем говорить сегодня на уроке? (о действии умножения)
- Как Вы считаете, мы уже все знаем о действии умножения? (наверное, нет) - Хотите расширить, углубить свои знания о действии умножения?(Мотивация) - Сегодня на уроке у Вас будет возможность узнать больше о новом изученном математическом действии - умножении. -А вот что именно, это Вам предстоит самостоятельно открыть на уроке. Оформление работы в тетрадях. Подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксации затруднения. Работа с выражениями:

(12-6)+(100 -60)
(52 - 12) + 37 (83 + 7) - (14 + 26) 6 + 3 6 - 3 6 х 3

- Сравните выражения в левом и правом столбиках? Что у них общего и чем отличаются? - Проще вычислить значение каких выражений? А сложнее? - Какое название можете подобрать для выражений 1-ой группы? Для 2-ой группы?(сложные и простые) - Прочитайте выражения 1 группы по-разному, используя предлоги «к», «из» и опорные слова «сумма», «разность». Найдите их значения. - Прочитайте по-разному выражения 2-ого столбика. - Как одним словом назвать запись из чисел и знака действия умножения(6 х 3)? (дети испытали затруднение при чтении по-разному числового выражения)
На данном этапе организовала подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществления и фиксации затруднения. Система вопросов («Когда сложение можно заменить умножением?», «О чем будем говорить сегодня на уроке?», «Как вы считаете, вы уже все знаете о действии умножения?») и опорные слова позволили детям сформулировать определение понятия «умножение» по-разному и определить тему урока. Работа с выражениями была направлена на активизацию мыслительной деятельности детей: сравнение и обобщение математических объектов; чтение числовых выражений с включением в устную речь математических терминов, выполнение устных вычислений. На этом этапе дети испытали затруднение при чтении по-разному числового выражения 6 х 3. Они столкнулись с проблемой: как, одним словом назвать запись из чисел и знака действия умножения?*

  1. Выявление места и причины затруднения.
- Почему не можете назвать, одним словом выражение 6 х 3? - Подходит для него слово «сумма»? А слово «разность»? Знаете другое подходящее слово? (не знаем такого слова) Выясняется, что знаний недостаточно. Уже известные понятия не подходят для названия нового выражения. Нужно другое (новое) слово. В диалоге учителя и обучающихся выяснилось, что они не смогли назвать числовое выражение одним словом, т. к. известные им понятия на тот момент для него не подходят. Их знаний оказывается недостаточно*.
  1. «Открытие нового знания», построение проекта выхода из затруднения.
- Запишите выражение 6х3 в тетрадь, замените сложением и вычислите его значение. - Что же Вам предстоит сегодня узнать, чему научиться? (Узнаем, как называются числа в записи действия умножения) Слайд 1. Тема урока. - Как получить недостающие сведения (знания), чем можно воспользоваться? (спросить того, кто знает; поискать в учебнике, попытаться самим подобрать названия числам в записи 6 х 3)
На данном этапе в диалоговой форме («Что сегодня вам предстоит узнать, чему научиться?») учеником была сформулирована цель урока, уточнена его тема, которая была продемонстрирована на слайде 1. Учитывая особенности класса и с целью экономии времени, способ достижения цели я предложила детям сама (частично найти в учебнике, остальное попытаться придумать самим, опираясь на собственное умение образовывать однокоренные слова).*
  1. Реализация построенного проекта.
Предложите свою версию слова для названия чисел 6 и 3 в записи 6 х 3. Дети в затруднении. Учитель направляет мысль обучающихся: - Сколько можно складывать одинаковых слагаемых! (2, 3, 4, 5; одним словом - много) - Вспомните, что показывают числа при умножении? Второе число показывает, сколько одинаковых слагаемых, т. е. как много таких слагаемых. - Продолжите высказывания: «Снежинок в сугробе … (много, множество)»; «Деревьев в лесу …(множество)»; «Звезд на небе …(множество)». - Попытайтесь подобрать однокоренные слова к слову «много» (множество, умножение, множить, размножить, умножить). - От этих слов (при помощи суффикса -тель-)образуйте новое слово, которым можно назвать числа, участвующие в умножении. Обсудите свои варианты в парах. Выскажите товарищу своё предложение и выслушайте его версию. Выберите наиболее подходящее слово. (Возможные варианты: умножаемое, размножитель, умножитель, множитель) - Как ученые назвали эти числа, вы можете найти в учебнике. Самостоятельная работа обучающихся с учебником. (находят, как назвали учёные компоненты умножения) В итоге самостоятельной работы с учебником было найдено слово «произведение», а во время обсуждения в парах были предложены названия чисел. Дети сформулировали свои варианты: «умножитель», «размножитель», «множитель».*
ФИЗМИНУТКА

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт.


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа со слайдом. Слайд 2 (анимированный). Названия выражения «6 х 3», компонентов и результата действия умножения. - Как называется выражение 6 х 3? (произведение) - Как называется число 6; 3? (множитель) - Как называется результат умножения? (значение произведения) С опорой на учебник дети проговаривают новые математические термины. Учителю необходимо уточнить правильное произношение новых слов (ударение). На этом этапе использовался слайд 2. Фронтально с опорой на учебник дети проговаривали новые математические термины. Уточнялось правильное произношение новых слов.*
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Чтобы научиться различать названия чисел в записи умножения от названий чисел в записи других действий, предлагаю Вам заполнить памятку в виде таблицы. Слайд 3 (анимированный). Таблица названий компонентов и результатов действий сложения, вычитания, умножения. Работа с таблицей:

6 + 3

СУММА

6-3

6 х 3

6

СЛАГАЕМОЕ

6

6

3

СЛАГАЕМОЕ

3

3


- Рассмотрите первый столбик. Расскажите, что записано в 1-ой ячейке, во 2-ой, в 3-ей? - Во 2-ом столбике и в 3-ем Вам предстоит самостоятельно записать названия выражений и чисел в их записях. Самостоятельная работа детей с таблицей. Проверка работы по слайду с анимационными действиями. - Как Вы думаете, почему таблица состоит из 4-х столбиков? Для чего четвертый столбик и почему мы его не заполняем сегодня? (Может быть, мы еще не все действия изучили. Будем заполнять этот столбик, когда изучим еще одно действие.) - Вы правы. На последующих уроках вам предстоит познакомиться еще с одним математическим действием. Продолжим заполнять таблицу позже. Эту таблицу-памятку храните в учебнике, как закладку. Дальнейший этап работы имел практический характер. После проговаривания новых слов для закрепления знаний предложила детям заполнить таблицу-памятку словами-названиями числовых выражений и компонентов действий. Во время самостоятельной работы предложила детям прибегнуть к взаимопомощи: задавать друг другу уточняющие вопросы. Памятку предложила использовать в качестве закладки в учебник. Для проверки правильности выполнения работы подготовила образец на слайде с анимационными действиями: слова постепенно появлялись для обозрения и проверки.*

  1. Включение в систему знаний и повторение.
Решение развивающих и предметных задач. Повторение. Работа с учебником. Беседа по иллюстрации. Практическое применение знаний. а) Самостоятельная работа. Примеры. (Сверка результатов самостоятельной работы в виде диалогового обсуждения между детьми) Домашнее задание: -В чем еще надо потренироваться? На выбор детей: примеры ; задача и примеры; Работа на данном этапе была направлена на решение развивающих и предметных задач: вводить в активный словарь новую терминологию и продолжить работу, направленную на усвоение конкретного смысла действия умножения, записи и чтения произведений. Во фронтальной работе было осуществлено применение ранее изученного и нового знания. Выполнялось задание из учебника. Дети записывали числовые выражения с опорой на новую терминологию и находили их значения. Последующая самостоятельная работа по учебнику строилась на изученном материале и предполагала повторение и закрепление знаний. Проверка работы осуществлялась фронтально.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). - Чему научились на уроке? Что хотели бы запомнить с урока? - Какое задание понравилось? Какое показалось самым сложным?
А теперь ребята просигнализируем: ТРЕУГОЛЬНИК - не понял тему урока; КРУГ - понял; ПРЯМОУГОЛЬНИК - понял, но не до конца.

Система вопросов позволила зафиксировать новое знание, полученное на уроке

Считаю, что деятельностный подход был оправдан: новые знания в готовом виде детям не предлагала, дети самостоятельно их добыли. Получили практический словообразовательный опыт: придумали новые слова - математические термины. Был организован процесс самостоятельной поисковой деятельности.

На уроке я создавала условия для личностного развития, формирования учебной деятельности, обогащения их практического опыта и словарного запаса. Старалась применить различные формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, работа в парах и индивидуальная работа.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

- по виду источника информации:

• словесные (работа с текстами учебника, устное сообщение, диалог);

• практические (составление памятки - закладки).

- по виду учебной деятельности:

• проблемно-поисковый метод (поиск необходимой информации по учебнику, предложить (придумать) название числам, из которых составлена математическая запись действия умножения)

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы и активность учащихся.

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед моими учениками посильные учебные задачи.

Для активизации мышления учащихся я использовала занимательные и нетрадиционные задания, систему вопросов на основе наблюдений, практической, исследовательской и самостоятельной деятельности школьников, создала проблемную ситуацию, активно использовала учебник. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учащихся.



© 2010-2022