Адаптированная программа по математике 2 класс для ребёнка с ОВЗ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Аидинова Ленияра Диляверовна

Сакская «Школа-лицей», г. Саки,Республика Крым)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Часть адаптированной программы для ребенка с ОВЗ по математике








2014 год


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………..3

I ГЛАВА. ИНКЛЮЗИЯ………………………………………………………………………………………………....7

ІІ ГЛАВА. ЧАСТЬ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, 2 КЛАСС…………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..37









ВВЕДЕНИЕ


Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения - инклюзивное образование. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Цели и задачи инклюзивного образования По словам специалистов «В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей дошкольного и школьного образования в России необходимо учитывать и факт увеличения количества детей с нарушением слуха. Это особенно важно в условиях, происходящих в нашей стране серьёзных социально-экономических изменений. Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных детских садах и школах с пятидневным пребыванием детей, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих дошкольников и школьников с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху». (Инклюзивное образование. Центр «Школьная книга», 2010). «Исследования зарубежных ученых убедительно доказали, что фактически деление «по уму» осуществлялась на основе социального статуса семей учащихся и вела к неравенству возможностей в получении качественного образования для значительного количества детей. В современном мире уже давно пришли к выводу о том, что все дети, а не только «умные» и «здоровые» имеют право на получение качественного школьного образования, тем более на младшей и средней ступенях обучения, что деление учащихся на потоки «по уму» на самом деле осуществляется на основе социального и экономического статуса их семей и ведет к неравенству возможностей в получении качественного образования для значительного количества детей. Более того, исследования ученых Дании, Финляндии и других стран убедительно доказали, что «сильные» дети, которые учатся в инклюзивных классах, достигают тех же успехов, как и те, кто учится в специально отобранных классах для «умных» детей, при этом в инклюзивных классах «умные» дети положительно влияют на результаты обучения своих одноклассников». (Загумённов Ю.Л., «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся», 2008) Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социально- экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование. Основа идеи «включения» - это обучение детей с особыми потребностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных, там где учатся все ученики. Такой подход вовлекает всех детей в естественную жизнь коллектива, стирает границы в нормальных отношениях и исключает или, по крайней мере, во много раз уменьшает ошибки формирования личности будущего взрослого человека. Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие, а так же в организации условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие инвалидности, для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития этих детей. Задачей администрации и педагогов обычных школ является принять детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приёмов, ориентированных на потребности этих детей. Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Инклюзивное обучение должно подразумевать как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать модель психолого-педагогического сопровождения, где на каждой образовательной ступени будет оказана необходимая помощь специалистами. Главная задача - выявить индивидуальные положительные особенности в каждом ученике, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время, наметить возможную ближайшую зону и перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности. Важнейшим условием, обеспечивающим успешную интеграцию, является точная дифференциальная психодиагностика каждого ребенка. Это может быть осуществлено только при наличии квалифицированной диагностической службы. Такая служба должна не только ставить диагноз, но и давать заключение для школы или другого образовательного учреждения, куда предполагается направить ребенка в соответствии с диагнозом, содержащее рекомендации к индивидуальному плану обучения.




І ГЛАВА. ИНКЛЮЗИЯ
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях - конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы - совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.). Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  1. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  1. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  1. Все люди нуждаются друг в друге;
  1. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  1. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  1. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  1. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.





Характеристика

Гирка Ивана Валерьевича
Год рождения: 22.06.2006 г Проживает по адресу: г. Саки,ул. Курортная.73. кв. 30 Причина показа на ПМПК - не усвоение программного материала ( русский язык, математика ) До поступления в школу Ваня посещал детский сад «Чебурашка». Степень подготовленности в школу была слабой( букв не знал, совершенно была не развита мелкая моторика) Воспитывается в полной семье, мама - Гирка Елена Игоревна, медицинская сестра, проживают в частном доме, папа - Гирка Валерий Юрьевич-менеджер Сакской типографии.. Период адаптации проходил медленно и тяжело. У мальчика недостаточно полный объем знаний об окружающем мире. Знает сведения о себе, но не знает, имя и отчество мамы, папы, дедушки. Бабушки. Испытывает трудности в установлении простых причинно - следственных отношений между явлениями действительности. Общая мотивация социальная. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. На уроках низкая активность внимания, быстро пере ключается, устает. Не всегда воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может, приходится несколько раз повторять инструкцию. Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Мальчику трудно высказать своё элементарное суждение, делать простой логический вывод. Слабо развита мелкая моторика рук, испытывал трудности при ориентировании в тетрадях по письму и математике. Долго не мог запомнить графическое написание отдельных букв, приходилось отрабатывать дополнительно. Трудно давался перевод печатной буквы в письменную. Навыки самообслуживания развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны, не научился убирать рабочее место после уроков технологии и ИЗО, в портфеле беспорядок, готовится к уроку только после напоминаний учителя Темп деятельности медленный. На уроках иногда может проявлять агрессию, в ходе урока не участвует, не может ответить на поставленные вопросы, молчит или смотрит по сторонам. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца. Тетради ведет небрежно, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях. У мальчика недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала. По математике умеет считать до 20. усвоил счет десятками , умеет сравнивать однозначные и двузначные числа, называет последующее и предыдущее число. Быстро запоминает цифры. Знает некоторые геометрические фигуры, отрезки заданной длины. Чертит с помощью учителя. На устном счете поднимает руку ,но часто ответы не правильные. Устно решает простые задачи , но испытывает большие трудности в оформлении задачи в тетрадь ( не видит части и целое задачи, оформляет запись механически). По математике не усвоил: названия компонентов при сложении и вычитании, не понимает решение уравнений, пытается делать, но все делает механически, не может решать составные задачи, задачи в косвенной форме, не может переводить дециметры в сантиметры. Математические диктанты и контрольные работы самостоятельно выполнять не может. По русскому языку не может дать характеристику согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие) Искажает написание букв, долгое время не мог писать слова и буквы на строчке самостоятельно. В основном обводит написанные простым карандашом слова и предложения . При чтении искажает слова, не дочитывает окончания. Стихи наизусть учит с большим трудом, быстро забывает. Не может исключить героев, которых нет в рассказе. Из списка прочитанных произведений по изученному разделу не может выделить рассказы, стихотворения, сказки. Словарный запас ограничен. По окружающему миру знает название времен года, отличительные их признаки, домашних и диких животных . Легко даются темы, которые связаны с бытовыми особенностями. Не может самостоятельно назвать дикорастущие и культурные растения. Не может назвать отличительные признаки живых организмов, выделить в предложенном тексте садовые , полевые и огородные культуры. С самостоятельными работами не справляется. После разбора ошибок совместно с учителем, выполняя, второй вариант работу делает механически. Испытывает трудности при осмыслении учебного материала. С взрослыми тактичен, вежлив. Родители заботятся о сыне. Интересуются его учёбой. Мальчик очень добрый, любит ласку и похвалу.







ІІ глава. часть адаптированной программы по математике, 2 класс

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа « Математика» разработана на основе коррекционно-развивающей программы «Математика», авт. Л. Д. Аидинова. Реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования.

Структура документа.

Рабочая программа содержит четыре раздела:

  • пояснительную записку;

  • основное содержание;

  • тематическое планирование;

  • требования к уровню подготовки

Общая характеристика учебного предмета Содержание обучения математике в специальных (коррекционных) классах начальной школы для детей с ЗПР направлено, как и в общеобразовательных классах, на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которое обеспечивает успешное овладение математикой в основной школе. Ведущие принципы обучения математике детей с ЗПР:

  • коррекционно-воспитательная направленность учебно-воспитательного процесса;
  • органическое сочетание обучения и воспитания;
  • усвоение знаний и развитие познавательных особенностей детей;
  • практическая направленность преподавания:
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей и жизненного опыта учащихся.
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место занимает ознакомление с величинами и измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими измерительными приборами. Изучение начального курса математики создаёт прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету; вооружает учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, формирует у обучающихся приёмы умственной деятельности, необходимые для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения, обеспечивает необходимый уровень их общего и математического развития. Содержание курса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе. Важное значение придаётся индивидуальному подходу к учащимся, подбору для каждого ученика заданий в соответствии с его интересами и возможностями.

Основные содержательные линии

В рабочей программе по математике представлены две содержательные линии:

  1. «Числа и вычисления»:

    1. «Целые неотрицательные числа»,

    2. «Арифметические действия с числами»,

    3. «Величины».

  1. «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»:

2.1. «Пространственные отношения»,

2.2. «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».

Основное содержание

(656 час)

Числа и вычисления

(590 час)

Целые неотрицательные числа (157 ч).

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т.д.). Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 1 000 000 в десятичной системе счисления. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Числа однозначные, двузначные, трехзначные и т.д. Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков «=» (равно), « >» (больше), «<» (меньше). Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете, с помощью вычитания, с помощью деления; сравнение многозначных чисел.

Арифметические действия с числами (380ч.)

Сложение и вычитание. Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+» (плюс), «-» (минус). Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Приемы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Отношения «больше на …», «меньше на …». Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Умножение и деление. Конкретный смысл и названия действий. Знаки ««» (умножение) и «:» (деление). Названия компонентов и результата умножения и деления. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение и деление на 1. Отношения «больше в …», «меньше в …». Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Арифметические действия с нулем. Сложение и вычитание с числом 0. Умножение на нуль, умножение и деление нуля (невозможность деления на нуль). Числовые выражения, содержащие 1-4 действия. Использование скобок для записи выражений. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Переместительное свойство сложения и умножения. Сочетательное свойство сложения и умножения. Группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Устные вычисления с натуральными числами. Устные вычисления в пределах 100: сложение двузначного числа с однозначным, вычитание из двузначного числа однозначного, сложение и вычитание двузначных чисел, умножение двузначного числа на однозначное (12 ´ 6, 30 ´ 3, и др.), деление двузначного числа на двузначное и однозначное (36 : 12, 63 : 3 и др.). Устные вычисления с числами большими 100, в случаях сводимых к известным детям устным вычислениям в пределах ста (300 + 56, 140 - 15, 700 ´ 3, 1200 : 300 и др.) Умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменные вычисления с натуральными числами. Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона. Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное, двузначное число; деление трех-шестизначного числа на однозначное, двузначное число. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания, умножения, деления). Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений.

Величины (57ч) Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км). Соотношения между ними. Масса. Единицы массы: грамм (г), килограмм (кг), центнер ), тонна (т). Соотношения между ними. Вместимость. Единица вместимости литр (л). Время. Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век. Соотношения между ними. Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, «купли-продажи» и др. Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении; объем всей работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость; и др. Построение простейших логических выражений типа «… и…», «…или …», «если…, то…», «не только…, но и…» и т.д. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Практические работы: Измерение длин сторон предметов, имеющих форму прямоугольников (параллелепипедов) с использованием линейки, рулетки, сантиметровой ленты. Взвешивание предметов. Сравнение вместимостей двух сосудов с использованием данной мерки. Определение времени по часам с точностью до часа; с точностью до минуты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Измерение геометрических величин

(64 час)

Пространственные отношения (12ч) Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, спереди - сзади, перед, после, между и др. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение предметов по размерам (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче и др.) и форме. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, «больше на …», «меньше на…».

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин (52ч).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, угла (прямого угла), многоугольников - треугольника, прямоугольника (квадрата). Распознавание геометрических фигур: окружности и круга, куба и шара.

Сравнение длин отрезков на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Многоугольник. Вершины, стороны и углы многоугольника. Вычисление периметра многоугольника. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2). Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Практические работы: Получение модели прямого угла. Построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге. Нахождение прямого угла среди данных углов с помощью модели прямого угла. Нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Цели и задачи обучения

В результате обучения математике детей с ЗПР реализуются следующие

цели и задачи:

Общеобразовательные

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для решения учебных и практических задач;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Коррекционно - развивающие

  • восполнение пробелов дошкольного математического развития обучающихся путём обогащения их чувственного опыта, организации предметно - практической деятельности;

  • пропедевтическая подготовка обучающихся к восприятию новых и трудных тем;

  • обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);

  • формирование операции обратимости и связанности с ней гибкости мышления;

  • развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

  • обеспечение уровня общего и математического развития учащихся

Место предмета в базисном учебном плане В базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На изучение математики в первом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, во втором - четвёртом - 5 часов в неделю, всего - 646 часов. Программой Л. Д. Аидиновой на изучение курса начальной школы отводится 544 часа. Резерв -102 часа Нормативно-правовая база коррекционно-развивающего обучения предусматривает интеграцию части учащихся, имеющих положительную динамику развития, в традиционную систему общеобразовательных классов. Таким образом, к концу учебного года каждый учащийся должен овладеть основными требованиями к знаниям и умениям, предусмотренными образовательным стандартом данного класса. Поэтому оставшиеся 102 часа резервного времени используются для:

  • дополнения содержательных линий темами, не предусмотренными коррекционной программой, но являющимися обязательными в образовательном стандарте;
  • усиления тем, направленных на общее развитие (коррекция мелкой моторики пальцев рук, общее развитие речи и т.д).;
  • формирования обязательных результатов обучения на уровне образовательного стандарта;
  • повторение и дальнейшее углубление знаний, полученных в предыдущем классе на более сложном материале.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.. Основываясь на программе коррекционно-развивающего обучения, с учётом федерального компонента государственного стандарта, составлено следующее распределение учебного материала (таблица №1).


раздел

Темы

1 класс

2

класс

3

класс

4

класс

кол-во

часов

общее

Числа и вычисления

(350-370ч.)

«Целые неотрицательные числа».

33

26

81

15

155ч

592

656

«Арифметические действия».

80

128

57

115

380ч

«Величины».

5

5

27

20

57ч

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин» (140-120)

«Пространственные отношения».

12




12

64

«Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин».

6

16

10

20

52

136

175

175

170

656









кол-во часов на уч. год

136

175

175

170

656

Основное содержание.


Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с распределением учебного материала, представленным в таблице.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 КЛАСС


Четверть


Дата

Наименование раздела

Кол-во уроков

№ урока

Наименование

темы


Вид контроля




1 четверть
























Повторение и систематизация знаний.



20

1 Счёт предметов. Соотнесение цифры с количеством предметов.


2 Сравнение чисел.


3 Решение простых задач.


4 Десяток. Нумерация чисел.


5 Счёт прямой и обратный. Счёт от заданного числа до заданного.


6 Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.


7 Сравнение чисел. Знаки «<», «>», «=».


8 Состав числа от 2 до 10.


9 Простейшие фигуры. Точка. Линия.


10 Получение прямой путем перегибания листа бумаги. Вычерчивание прямой.


11 Отрезок. Изготовление модели отрезка путём перегибания листа бумаги, вычерчивание отрезков, сравнение.

к/у/с

12 Сложение и вычитание в пределах 10.


13 Решение примеров и задач в одно действие.


14 Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

тест


15 Многоугольник. Изготовление модели многоугольника.


16 Конструирование геометрических фигур из заданных частей. Штриховка. Рисование орнаментов.





17 Числовые выражение в 1-2 действия (без скобок).


18 Единицы длины: сантиметр, дециметр.


19 Контрольная работа по теме: «Повторение».

К/р

20 Работа над ошибками.







Табличное сложение и вычитание.




28

21 Десяток как счётная единица.




22 Десятичный состав чисел от 11до 20. Сравнение чисел.


23 Случаи сложения и вычитания вида: 7+10, 10+7, 17-7, 17+1, 17-1.


24 Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.


25 Сложение вида  +2,  + 3.

к/у/с

26 Сложение вида  + 4.


27 Решение примеров вида +5.


28 Приём сложения вида  +6.


29 Сложение вида  +7.


30 Сложение вида  +8,  +9.


31 Таблица сложения


32 Закрепление.


33 Закрепление пройденного. Проверка знаний. Тест

тест


34 Общие приёмы вычитания с переходом через десяток.


35 Вычитание вида 11 - .


36 Вычитание вида 12 - .


37 Вычитание вида 13 - .


38 Вычитание вида 14 - .

к/у/с

39 Вычитание вида 15 - .


40 Вычитание вида 16 - .


41 Вычитание вида 17 - , 18 - .


42 Закрепление.


43 Проверочная работа по теме : « Нумерация чисел в пределах 20». Тест.

Тест

44 Контрольная работа по теме : « Нумерация чисел в пределах 20».

К / р

45 Работа над ошибками.




2 четверть

46 Черчение и измерение отрезков с точностью до 1 см. Нахождение длины ломаной.





47 Прямой угол. Изображение прямоугольника (квадрата ) на клетчатой бумаге.


48 Вырезание прямоугольников заданных размеров. Изготовление аппликаций из бумаги с использованием геометрических фигур..


Сотня.

Нумерация чисел до 100.

18

49 Запись чисел. Сравнение. Счёт по одному и группами.


50 Запись чисел. Сравнение. Счёт по одному и группами.



51 Десятичный состав чисел.


52 Десятичный состав чисел.

к/у/с

53 Запись и чтение чисел от1 до 100.


54 Запись и чтение чисел от1 до 100.


55 Запись и чтение чисел от1 до 100.

тест

56 Поместное значение цифр.


57 Поместное значение цифр.


58 Миллиметр.


59 Однозначные и двузначные числа.


60 Однозначные и двузначные числа.




61 Метр. Таблица единиц длины.


62 Разрядные слагаемые.


63 Рубль. Копейка.


64 Разрядные слагаемые.

тест

65 Проверочная работа по теме: «Нумерация чисел до 100.» Тест

п/р


66 Работа над ошибками.


Сложение и вычитание в пределах 100


65

67 Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания.

к/у/с


68 Приёмы вычислений в случаях вида: 36+2, 36+20, 60+18.



69 Приёмы вычислений в случаях вида: 36-2, 36-20.



70 Приёмы вычислений в случаях вида: 26+4.


71 Приёмы вычислений в случаях вида: 30-7.






72 Приёмы вычислений в случаях вида: 60-24.





73 Приёмы вычислений в случаях вида: 26+7.



74 Приёмы вычислений в случаях вида: 35-7.




75 Закрепление.



76 Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого.



77 Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого.



78 Обратная задача.



79 Закрепление.

к/у/с


80 Контрольная работа за І полугодие.

К/р


81 Работа над ошибками.





3 четверть




82 Проверка сложения.


83 Сложение вида: 45+23.


84 Вычитание вида: 57-26.


85 Проверка сложения и вычитания.


86 Проверка сложения и вычитания.

тест

87 Закрепление.


88 Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого.


89 Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого.


90 Сложение вида: 37+48.


91 Сложение вида: 87+13.


92 Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого.




93 Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого.


94 Сумма и разность отрезков.

к/у/с


95 Вычисления вида: 32+8, 40-8.


96 Вычитание вида: 50-24.


97 Вычитание вида: 52-24.


98 Час, минута. Определение времени по часам.


99 Закрепление.

тест



100 Решение задач.





101 Решение задач.










102 Длина ломаной линии.


103 Периметр многоугольника.


104 Решение задач на нахождение суммы и остатка.





105 Решение задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.

К/р

106 Решение задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.


107 Буквенные выражения.


108 Уравнения.

к/у/с

109 Порядок действий. Скобки.


110 Порядок действий. Скобки.


111 Порядок действий. Скобки.


112 Прямой угол.


113 Построение прямого угла.


114 Числовые выражения.


115 Числовые выражения.


116 Порядок действий в выражениях со скобками.


117 Порядок действий в выражениях со скобками.


118 Прямоугольник.


119 Построение прямоугольника.


120 Закрепление.


121 Проверочная работа. Тест

тест

122 Решение задач на разностное сравнение.

к/у/с

123 Решение задач на разностное сравнение.


124 Решение задач на разностное сравнение.


125 Решение задач на разностное сравнение.




126 Конструирование фигур из отрезков разной длины.




127 Конструирование из геометрических фигур.


128 Рисование бордюр из геометрических фигур и отрезков.


129 Проверочная работа. Тест.

тест

130 Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100.

К/р



131 Работа над ошибками.





Умножение и деление.



44

132 Подготовка к умножению.


133 Конкретный смысл действия умножения.


134 Приём умножения (с помощью сложения).


135 Задачи на нахождения произведения.

к/у/с

136 Умножение вида: 1•а, 0 • а.




4 четверть

137 Название компонентов и результатов действия.


138 Закрепление. Решение задач. Самостоятельная работа.

С/р

139 Переместительное свойство умножения.


140 Переместительное свойство умножения.


141 Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию).


142 Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию).


143 Название компонентов и результата деления.


144 Название компонентов и результата деления.


145 Связь между компонентами и результатом умножения.


146 Связь между компонентами и результатом умножения.


147 Приём деления, основанный на связи между результатом и компонентами действия.


148 Приём деления, основанный на связи между результатом и компонентами действия.







149 Решение задач.

к/у/с

150 Свойство противоположных сторон прямоугольника.





151 Квадрат.


152 Умножение числа 2 и на 2.


153 Приёмы умножения числа 2.


154 Деление на 2. Закрепление.





155 Периметр прямоугольника.



156 Умножение числа 3 и на 3.


157 Приёмы умножения числа 3.




158 Деление на 3. Закрепление.


159 Закрепление.


160 Годовая контрольная работа.

К/р

161 Работа над ошибками.


162 Закрепление.

к/у/с

163 Закрепление.


164 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление»

К/р

165 Работа над ошибками.


166 Решение задач.


167 Решение задач.


168 Решение задач.


169 Умножение числа 4 и на 4.


170 Умножение числа 4 и на 4.


171 Приёмы умножения числа 4.


172 Деление на 4.


173 Деление на 4. Закрепление.


174 Закрепление.


175 Закрепление.








Требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате прохождения программного материала в конце четвёртого класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду ( с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду) в пределах 100 000;
  • как образуется каждая счётная единица (сколько единиц в одном десятке , сколько десятков в одной сотне и.д.т., сколько разрядов содержится в каждом классе), название и последовательность первых трёх классов;
  • понимать конкретный смысл каждого арифметического действия;
  • название и обозначение арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия, связь между компонентами и результатом действия;
  • таблицу сложения и вычитания однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);
  • таблицу умножения и деления однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);
  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  • иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время и способах их измерений;
  • знать о связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.;
  • иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность;
  • виды углов: острый, прямой, тупой;
  • виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
  • свойство противоположных сторон прямоугольника.

Уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • пользоваться изученной математической терминологией;
  • выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  • выполнять вычисления с нулем;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);
  • проверять правильность выполненных вычислений;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
  • чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
  • вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
  • определения времени по часам (в часах и минутах);
  • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  • оценки величины предметов на глаз;
  • самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).





Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам обучающихся

к концу 2 класса

Обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 100;

  • названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;

  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

названия и обозначение действий умножения и деления.
Обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

  • находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;

  • находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

  • решать задачи в 1 -2 действия на сложение и вычитание и
    задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

  • чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;

  • находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и пери-
    метр многоугольника (треугольника, четырехугольника).













ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Целью инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алехина С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. «Инклюзивное образование». Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. 2. Загуменнов, Ю. Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2008. - № 6. 3. Зайцев Д. В. «Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России». - Саратов: Научная книга, 2003. 4. Инклюзивное образование / [Електронний ресурс]. - Режим доступа : mou13school.narod.ru/inklyuziv_obr.html


© 2010-2022