• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Тезисы выступления на тему Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как средство формирования развивающей среды в системе предметных декад начальной школы

Тезисы выступления на тему Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как средство формирования развивающей среды в системе предметных декад начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности как средство формирования развивающей среды в системе предметных декад начальной школы ГБОУ школы № 302


Современное российское образование предусматривает тесное единство урочной и внеурочной деятельности. Согласно п.16 ФГОС НОО, утверждённого приказом Минобрнауки России от 16.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Это даёт возможность решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выравнять стартовые возможности развития личности ребёнка, способствовать выбору индивидуального образовательного пути, обеспечить каждому ребёнку «ситуацию успеха», содействовать самореализации личности ребёнка. Как целостен каждый ребёнок в своём многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребёнка во всём богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребёнка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием… Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. Учиться должно, быть всегда интересно. И важным условием развития детской любознательности, потребности познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания и способы сотрудничества, познавательной, творческой, художественно - эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Только тогда учение может быть успешным. В этом твердо убеждены учителя начальных классов нашей школы. Увеличение предметной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес школьников к учению. Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию является проведение предметных декад. Предметные декады в начальной школе уже на протяжении нескольких лет традиционно стали частью урочной и внеурочной деятельности. Они являются не только смотром знаний учащихся, но и смотром креативных способностей и творчества учителей. Мы четко понимаем, что в современных условиях на учителя ложится ответственность за формирование образовательной, творческой компетентностной и конкурентноспособной личности, способной жить в динамически развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Предметные декады позволяют вовлечь практически всех детей в деятельность, создать условия, при которых вся начальная школа будет в течение определенного срока погружаться в предложенную образовательную область, объединяя учащихся и педагогов. Участие в предметной декаде даёт возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов. В то же время, предметные декады создают условия для апробации педагогами новых технологий, новых форм проведения занятий. Они показывает не только возможности учащихся (а именно декады, позволяют учесть учебные возможности всех школьников), но еще и возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и профессионализм. Основной целью проведения предметных декад является: формирование образовательной среды, призванной решать задачи по развитию познавательной и творческой активности учащихся. Задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом, это: повышение интереса к изучаемым учебным дисциплинам, выявление обучающихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области, вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, развитие коммуникативных навыков.

Проведению любой предметной декады предшествует большая подготовительная работа. Составляется план проведения декады, формируется цель, ставятся задачи, определяются сроки проведения, ответственные.

Предметные декады проводятся в соответствии с планом работы школы и планом МО учителей начальной школы. Организатором предметной декады является творческая группа учителей начальных классов. По традиции декада математики у нас проходит в декабре, русского языка и литературного чтения - в феврале, естествознания - в апреле. В ходе декад предполагается единство работы всех участников образовательного процесса: администрации школы, учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей групп продлённого дня педагога-психолога, родителей, обучающихся. За годы работы у нас накоплен большой опыт организации и проведения предметных декад. Все мероприятия спланированы и разработаны с учётом возрастных особенностей учащихся и опираются на их личный опыт. Таким образом, в них могут принять участие учащиеся с первого по четвёртый класс. Математика признана интеллектообразующим предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение во внеурочной деятельности учащихся. Разнообразные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса занимают видное место в ходе математической декады. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации. Традиционно проходит смотр «Самая лучшая тетрадь», турнир «Клуб Весёлых Математиков», игра «Крестики - нолики», конкурс математических газет, конкурс «Математическая перестрелка», встречи с интересными людьми, чьи профессии имеют отношение к математике (учитель, продавец, тренер по художественной гимнастике, повар), создание и защита проектов «Математика вокруг нас», «Математика на улицах города», «Весёлый счёт», «История математики на Руси», «Математические открытия» и др., конкурс математических загадок и шуточных задач, конкурс рисунков «Живая цифра», конкурс математических раскрасок Мероприятия декады русского языка и литературного чтения направлены на формирование стойкого интереса к предмету. Этому способствуют конкурс творческих работ «Осенний вернисаж», конкурс каллиграфии, конкурс чтецов стихов русских поэтов, выпуск предметных листовок на лингвистические темы, конкурс стихов «Проба пера», конкурс инсценированных басен, встречи с писателями и поэтами на базе районной библиотеки «Славянка», конкурс рисунков «Весёлая азбука», викторина «Звёздный час», чтение книг и просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением. Декада по естествознанию имеет в нашей школе традиционное название: «Пойми живой язык природы, - И скажешь ты «Прекрасен мир…» и направлена на воспитание потребности принять личное участие в сохранности природы. Отличительной чертой мероприятий этой декады является светлая, праздничная атмосфера. Этому способствуют весна за окном, очные, заочные экскурсии в природу, защита экологических проектов, экологические акции «Наши верные друзья», «Проверь сердце на доброту», защита проектов космических кораблей, конкурсы рисунков и поделок «Прекрасное рядом», конкурс поделок из вторичного материала «Что у нас под ногами», турнир знатоков природы «Лесными тропинками», выпуск фотогазет «Остановись мгновение». Важной частью каждой декады является проведение предметной олимпиады. Материалы для олимпиад разрабатываются по возрастным группам: для 1 -2 классов и для 3 - 4 классов, утверждаются на заседании МО учителей начальной школы. В тесном контакте с классными руководителями работают воспитатели групп продлённого дня. Для них тоже разрабатывается план мероприятий, который реализуется как внутри групп, так и между группами по параллелям. Ярким украшение предметных декад являются выставки и мастер-классы педагогов дополнительного образования. По итогам предметной декады наиболее активные ее участники награждаются памятными призами и грамотами, которые были созданы нашими педагогами к каждой предметной декаде. По итогам предметной декады определяется состав команды для участия в районной интегрированной олимпиаде. По окончании предметной декады на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий. Анализ результатов проведения предметных декад в прошлом учебном году показал, что учебная мотивация обучающихся повышена на 15%, количество детей, вовлечённых в углублённое изучение отдельных учебных дисциплин увеличилось на 23%, значительно возросло количество детей, посещающих кружи: «ЭКОсреда», «Логика», «Интеллектика», «Навигатор», «Теория решение изобретательских задач», «Бумагопластика», «Декупаж», «Мастерская талантов», «Изостудия», «Театральная студия». Качество усвоения учебного материала в начальной школе составляет 82%, Отдельно хочется отметить рост уровня коммуникативной культуры. Этому способствуют коллективные и групповые формы работы, наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения. В период декад резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, товарищам, число контактов и разнообразных форм общения. Начальная школа - это первая ступенька, на которую встают маленькие школьники, поднимаясь все выше и выше на пути к знаниям, на пути к взрослой жизни. Воспоминания о первой учительнице, о школьных друзьях, переменках, утренниках, экскурсиях будут греть уже взрослых состоявшихся людей всю жизнь. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте заложить в ребенке тягу к знаниям, ощущение школьного сообщества, чувство доверия и уважения к взрослым наставникам. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Благодаря проведению предметных декад, мы даём возможность каждому определить свой выбор в пользу той или иной области науки и техники. Мы хотим помочь учащимся наиболее полно раскрыть свои способности. Предметные декады в начальной школе - это: Прочность полученных знаний Радость открытий Естественно - научный подход Динамичность процесса Мобильность мероприятий Единство взглядов Требовательность к себе и другим Новизна идей Активность всех и каждого Яркость талантов Достоверность фактов Единство требований Критичность мышления Актуальность проблемы Доступность материала

«Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути…».

Оксана Довгань





.

Литература


1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования: утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373.

2.Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Сборник статей. Издательство «Учебная литература» 2011.

3.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011.

3. Журнал «Управление начальной школой» № 12 (декабрь) 2012.

С.А. Фёдорова «Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности учащихся» с.6 - 12.

© 2010-2022