Открытый урок по литературному чтению на тему: Урок – обобщение к разделу «Я и мои друзья»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Урок - обобщение к разделу «Я и мои друзья».

Цели урока: Предметные:

  • формировать умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;

  • создавать условия для формирования умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

  • формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде;

  • формировать умение определять тему и главную мысль текста.

Метапредметные:

  • создавать условия для аргументированного мнения;

  • умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

Личностные:

  • обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

  • формировать навыки сотрудничества через организацию работы в группах;

  • работать над осознанием ответственности за общее дело;

  • прививать любовь к чтению;

  • воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: умение дружить, беречь дружбу.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Оборудование: задания для работы в группах, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, аудиозапись песни «Спроси у жизни строгой».

1

Ход урока

  1. Организация класса. (Создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе).

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг.

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло своей руки.

Все участники групп стоя за партами, пожимают друг другу руки. Звучит песня о дружбе.

II. Сообщение темы и задач урока.

- На наших уроках мы читали стихотворения, рассказы о дружбе и друзьях. Сегодня я предлагаю вам вернуться к этим произведениям, пролистать страницы ещё раз, попробовать пройти по «тропинкам дружбы» и понять: кого мы можем назвать, «настоящим другом». Сегодня у нас обобщающий урок по разделу, который мы с вами изучили «Я и мои друзья».

Вспомним: произведения, каких авторов мы читали на уроках литературного чтения. Будем учиться: дружить и быть настоящими друзьями. Научимся: правильно себя вести в различных ситуациях.

В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос:

"Что значит быть настоящим другом?"

Помогут нам в этом предложения, которые необходимо будет закончить.

«Настоящий друг - это тот …» «Я могу дружить с такими людьми, которые …» «Со мной можно дружить потому, что …»

III. Работа по теме урока. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.

- Какие пословицы об этом замечательном явлении в жизни человека, знаете вы? (Дети рассказывают и раскрывают смысл пословиц).

Друга ищи, а найдешь - береги. Старый друг лучше новых двух. С другом веселее при удаче, легче в беде. Друзья познаются в беде.

- Мы объединимся в группы для путешествия по «тропинкам дружбы» (дети самостоятельно образуют группы, состоящие из пяти человек). Я надеюсь, что каждая группа, выполняя задания, работать будет дружно, старательно, применяя полученные раннее знания.

Задание №1 «Восстанови пословицы о дружбе»

У каждой команды на парте лежит начало пословицы, а продолжение прикреплено на доске. Дети должны найти окончание своей части и объединить, прочитать, объяснить её значение.

  1. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  2. Маленькая дружба лучше большой ссоры.

  3. Человек без друга, что земля без воды.

Задание №2 «Соединить стрелками авторов и названия их произведений»

В. Осеева «Анна, не грусти!»

Ю. Ермолаев «Я и Вовка»

В. Лунин «Почему?»

Н. Булгаков «Два пирожных»

В. Осеева «Волшебное слово»

Задание №3 «Угадай произведение». Работа с текстом. Определить, к какому тексту относится данный отрывок. Представители команд вытаскивают листок с отрывком и прочитывают их, определяя название произведения. 1. «Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы. От него пахло дождем и мокрой шерстью». («Почему» В. Осеевой).

2. «Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска». («Волшебное слово» В. Осеевой).

3. «Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой и смотрела на него». («Анна, не грусти!» Н. Булгакова.)

4. «А нынче я снова счастливым был. Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл! Сказал он мне: «Витька! Ты бы не мог пойти сегодня со мной на каток?» («Я и Вовка» В. Лунина)

Физкультминутка. Задание №4 «Найди в рассказах ответы на вопросы»

1гр. В рассказе Н. Булгаковой " Анна, не грусти!" девочки Аня и Катя понимают, что стали настоящими подругами. Найди в рассказе строки, которые могут это доказать.

2гр. В одном из рассказов герой узнаёт "волшебную силу" добрых слов. Как меняется отношение окружающих к герою, подбери примеры из текста.

3гр. Кого можно было назвать "другом" в рассказе В. Осеевой "Почему?" Объясните свою точку зрения. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 15 века «Вежа» означало «Знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. В каком произведении автор особое внимание уделил важности в нашей жизни вежливых слов? А сейчас давайте отдохнем и проведем поэтическую игру «Словарь вежливых слов»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышишь…(Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(Здравствуйте)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(До свидания)

- Спасибо, здравствуйте, добрый день, до свидания это вежливые слова. А как бы мы назвали их по-другому? (волшебные)

- А какое Волшебное слово узнал Павлик из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»?

- В чем заключается секрет этого волшебного слова?

- Как его надо произносить? Найдите эти строчки в тексте и зачитайте.

- Как вы думаете, помогает ли вежливость дружбе?

Задание №5 «Литературный диктант». Я задаю вопрос по содержанию произведений, а вы записываете только краткий ответ.

1. Сколько пирожных съела Оля. (2)

2. Куда «путешествовала» Наташа из рассказа «2 пирожных»? (Африка)

3. Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? (Пожалуйста)

4. Как звали собаку в рассказе В. Осеевой «Хорошее»? (Трезор)

5. Куда пригласил Вовка своего одноклассника «Я и Вовка»? (На каток).

6. Как звали подружку Ани из рассказа Н. Булгакова «Анна, не грусти»? (Катя). Проверка ответов детей.

Задание №6 «Собери пазлы». Каждая команда должна собрать рисунок, и определить с иллюстрацией какого произведения они работали, кто автор. (I команда - иллюстрация к рассказу В. Осеевой «Волшебное слово», II команда - Ю. Ермолаев «Два пирожных», III команда - Н. Булгаков «Анна, не грусти!»)

На ваших столах лежат полезные советы, которые назвали так «Правило 5 «не» прочитайте их. Как вы считаете, стоит ли их выполнять в нашей жизни?

Правило 5 "НЕ"

- не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно,

- не спорь по пустякам;

-не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;

-не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам;

- не стесняйся признаться и исправиться, если поступил плохо.

IV. Итог урока. Рефлексия. - Вы показали хорошее знание произведений, которые мы свами читали, обсуждали, соглашались с поступками героев рассказов, стихотворений или нет. В начале урока я поставила вам проблемный вопрос: "Что значит быть настоящим другом?" - Думаю, что сейчас вы сможете сделать вывод и закончите предложения, предложенные вам раннее: (ответы детей).

«Настоящий друг - это тот …» «Я могу дружить с такими людьми, которые …» «Со мной можно дружить потому, что …»

- У каждого на парте лежит одинокий лепесток ромашки. Напишите на нем имя своего друга и прикрепите к нашей солнечной серединке. Все лепестки соединились в красивый цветок, а вы и ваши друзья объединились в дружную команду.

V. Домашнее задание. Закончите предложения, записанные на карточке. - Наш урок я хотела бы закончить такими словами:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг.

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку!

Образец карточки для домашнего задания.

ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.

Чтобы у тебя всегда было много друзей никогда не _____________ своим товарищам. Не _________________ обидными словами.

Не __________________ им прозвищ. Помогай _______________.

Если товарищ попал в беду ___________________________, чем можешь.

Дружить можно и нужно и с _________________, и с большими ребятами, и с _______________ и с девочками.



© 2010-2022