Исследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классИсследовательская работа Война по страничкам Комсомольской правды, 3 классМинистерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа№48



Научно - исследовательская работа

«Жизнь детей во время Великой Отечественной войны в тылу

по страничкам «Комсомольской правды»»





Выполнил: Соколова Анастасия

Ученица 3 Б класса

Научный руководитель: Петряева

Светлана Александровна





Копейский городской округ

2015



Содержание

1. Введение

1.1.Цели, актуальность……………………………………………………………3

1.2. Память жива…………………………………………………………………..4

2.Основная часть

2.1. Трагические дни 1941 года. ………………………………………………...5

2.2. Дети в годы Великой Отечественной войны……………………………….6

2.3. Дети Урала в годы Великой Отечественной войны………………………11

3. Заключение…………………………………………………………………….13

4. Приложение……………………………………………………………………14























Введение Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Все дальше уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. ВОЙНА! Это тревожное и трагическое слово для меня не только далекое прошлое, но и события наших дней. Я слушаю по радио военные сводки из Домбаса, из других стран. По телевизору показывают разрушения, смерть, горе людей. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат во время Великой Отечественной войне. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях и особенно детях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Гипотеза исследования: обстановка в период Великой Отечественной войны способствовала быстрой социализации детей и стремления быть полезными взрослым. Объект исследования: образ жизни детей в тылу в годы Великой Отечественной войны. Цель исследования: обосновать жизненную позицию советских детей в годы Великой Отечественной войны и степень участия непосредственно в тылу. Задачи исследования: узнать как можно больше информации о условиях жизни детей и нелёгком труде в суровые годы войны; изучить и проанализировать историческую литературу по данной теме и статьи газет «Комсомольская правда» за период с января по июнь 1942года.

1.2.Память жива Вот уже 70 лет минуло с той поры когда коварный враг напал на нашу страну. Много не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море. Везде. Сейчас можно услышать, что не осталось тайн, но мы узнаем ещё о той войне. А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства, выполнить священный долг защиты Отечества? Хорошо ли нам живущим ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет. «Не должно этого быть!» Каким вырастет новое поколение? Долг нашего поколения - сохранение памяти о войне. 22 июня... Когда листок календаря с этим числом и невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первые победы над страшным врагом - это было тоже в 41-ом. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины. 9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Если мы знаем всё о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной - «Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой некуда деться, когда из под вороха современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный мир, оставшейся за кадром кинохроники тех жестоких лет? Хорошо ли нам живущим ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет, последнее слово о войне ещё не сказано. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники. Основная часть 2.1. Трагические дни 1941 года. Грянула война. Сразу все изменилось. Посуровели лица у всех, меньше стало улыбок, больше слез. Ушли на войну отцы, братья, мужья. Их места заменили женщины, старики, многие дети начали работать с 10 лет, выполняя непосильный взрослый труд. Пахали и боронили на плохоньких лошадях, на быках и даже на коровах. В войну и послевоенные годы был страшный голод, ели крапиву, лебеду, из соболька пекли лепешки. Весной по огородам дети собирали перемерзлую картошку. Летом ловили сусликов. Не хватало дров, керосина, не было спичек. Колхоз получал все более трудные задания: новую группу людей в армию, новую партию тракторов и автомашин, лошадей - для формирования новых полков. Матери, старики и дети работали день и ночь. И это было легче не намного чем на войне, а может и трудней. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили люди, особенно дети военного поколения: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. 2.2. Дети в годы Великой Отечественной войны В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942 - 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы. 27 июня 1941 года "Комсомольская правда" сообщала, что около 2 тыс. московских школьников пришли на промышленные предприятия, что бы заменить ушедших на фронт. В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение «Молодёжь - на производство!». В это движение быстро включились старшеклассники. В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. Нельзя без волнения читать рассказ сталевара Нурулли Базетова из Верх -Исетского завода: "Это было в конце 1941 года, - рассказывает Нурулла. - Завод получил срочное задание. В выполнение его включились все мастера. Получил задание и я. Взвесив свои возможности, я понял, что выполнить его не могу - не было людей. Тогда я обратился к начальнику цеха: "Или давайте людей, или же снимите задание". Начальник цеха покосился и произнёс: "Вот тебе пополнение, обучи и приступай к делу", - и показал на группу ребят. Передо мной стояли мальчишки - школьники, эвакуированные из Смоленска и Курска. У меня по коже мороз пошёл: дети и к мартеновской печи. Такого ещё не было. Но что оставалось делать: трое лучших металлургов ушли на фронт, а заменить их было некем, и я взял 12 мальчишек. Пришлось их учить, показывать всё до мелочей. Вначале выполняли посильную работу на подноске, а потом постепенно стал их приучать заглядывать и в печь. Многим приходилось подставлять табуретки, ящики, чтобы могли достать до заслонки печи. Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и такую, которая шла для оборотных предприятий. Например, в Москве в 375 таких мастерских работало более 17 тыс. учащихся. Менее чем за год они произвели продукции на сумму около 40 млн. рублей. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные столяры изготовляли приклады и ложи для винтовок и автоматов, лыжные палки, слесари и токари - детали для мин и т. д. В годы войны не прекращались и занятия в школах. И как бы ни было трудно, особенно прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. Когда же занятия срывались бомбёжками, учителя давали занятия на дом, устраивали консультации, принимали зачёты по темам. Многие учащиеся находились в школах с 8 часов утра до 6 часов вечера. Несмотря на трудности, успеваемость в большинстве случаев была высокой. Во время каникул школьники участвовали в ремонте школ. Как сообщала «Комсомольская правда» 8 января 1942 года: « Начались школьные каникулы. Сталинградские ребята решили посвятить их труду для Красной Армии. Девочки вышивают носовые платки, шьют кисеты, бельё…На днях горком ВКП(б)организует встречу ребят с бойцами и командирами Красной Армии. В этот день ребята вручат защитникам родины подарки, сделанные их руками, и услышат волнующие рассказы о смелости, героизме и отваге наших бойцов». Ещё с большей активностью трудились пионеры и школьники в 1942 году. «Сейчас, - сообщала «Комсомольская правда»27 июня, - большинство школ опустело. Школьники - на полях. Они служат Родине и помогают вести борьбу за урожай». 5 млн. пионеров и школьников в том году работали на прополке, окучивании и подкормке картофеля и овощей, на уборке и выработке свыше 145 млн. трудодней. «Комсомольская правда» от 6марта и 27 марта 1942 года сообщила, что учащиеся школ решили помочь колхозникам в сборе верхушек клубней картофеля и посажен весной по методу академика Лысенко. Остальную часть клубней сушат и сдадут Красной Армии. Только в 38 областях страны свыше 190 тыс. школьников в 1942 году окончили курсы трактористов и комбайнёров, участвовали в посевной и уборочной компаниях. 8 ноября 1942 года по постановлению секретариата ЦК ВЛКСМ проходил Всесоюзный пионерский воскресник «Пионеры - фронту». В нём участвовало 2,5 млн. пионеров и школьников. Они заготовили около 75 тыс. кубометров дров для семей фронтовиков, собрали 4268,1 т. металлолома, 355,4 т. дикорастущих и лекарственных растений, 2719 пудов колосьев, перебрали свыше 2 млн. т. овощей, утеплили 565школ, 172 скотных двора, 63 т. торфа, очистили от снега 29 тыс. км. железнодорожных путей, отгрузили 297 т. угля. В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми. «Комсомольская правда» от 31 января 1942 сообщает, что «Каждый из 159учащихся средних школ Хакасии откармливают у себя дома по курице в подарок бойцам Красной Армии. Этот почин пионеров широко подхвачен всеми учениками сельских школ Красноярского края.» «Комсомольская правда» от 12 марта 1942 пишет «Многие школьники берут шефство над конём, заботливо ухаживают за молодняком. Миша Сальников, отличник 4-го класса ухаживает за десятью жеребцами. Он вырастит хороших коней.» «Комсомольская правда» от 3 апреля 1942 года публикует заметку о школьнике Анатолии Кристинине, который со своим конём выполняет самы Развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви. «Комсомольская правда» от 18 апреля печатает заметку о ученике школы ФЗО обувной фабрики « Парижская Коммуна» пионере Володе Пестровкине, который обещает быть хорошим мастером. 22 февраля 1942 года «Комсомольская правда» напечатала статью «Записка в варежке». Боец получил тёплые варежки. Внутри лежала записка. Записка привела корреспондентов на окраину Воронежа к бабушке Антонине Нефёдовне Зайцевой и её внучке семилетней Юлее. Как выяснилось, что они связали для бойцов 109 пар тёплых варежек. Каждая посылка с подарками школьников воинам - фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком "Мсти за папу!". Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним. Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Пионеры и школьники многих городов и сёл страны не ограничивались только поддержкой начинаний своих родителей в оказании помощи, раненым бойцам и командирам, но и проявляли собственную инициативу, которая выходила за рамки существовавших движений. Об этом свидетельствуют многие примеры. Одним из них являлось шефство над семьями погибших отцов и семьями фронтовиков.е важные посевные работы и стал старшим среди молодых ездовых.

2.3. Дети Урала в годы Великой Отечественной войны В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах, трудились они наравне с кадровыми рабочими, участвовали в соц - соревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. т. чугуна, выпустили 580 тыс. т. проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков. «Комсомольская правда» от 18 января 1942 года сообщается: «…молодые танкостроители организуют соцсоревнование за досрочное и свехплановое изготовление комсомольской танковой колонны.» «Комсомольская правда» от 10 апреля 1942 напечатала заметку «Урок в шахте». «Знамениты бурильщик Ф.В.Бобов, стал управляющим Невьянского прииска Уралзолото и передаёт молодым рабочим свой опыт. Он спускается в шахту с группой учеников. В книге «Война в судьбе моей семьи: пишут дети Урала» прочитали творческую работу копейчанина, мальчика Мелёхина Евгения о его бабушке Мелёхиной Просковье Ивановне. Из воспоминаний узнали, что её стаж на заводе имени Кирова 42 года. Совсем юной, в военном 1942 году, она пришла на завод №258 города Копейска. Начала трудовую деятельность учеником токаря. Обучалась профессии старательно. Быстро освоив её стала работать самостоятельно. Во время войны было работать очень тяжело. Работали по 12 часов без выходных. Пионеры и школьники Липовецкой неполной средней школы Туринского района Свердловской области в 1942 году заработанные в колхозе и вырученные за сданную макулатуру 5тыс. рублей передали на танковую колону "Свердловский комсомолец". В 1941 - 1944 годах пионеры и школьники Курганской области заработали в колхозах 757 тыс. рублей, собрали 2,8 тыс. т. металлолома, сдали его на заготовительные пункты и вырученные деньги перечислили в фонд Красной Армии, а учащиеся Поперенческой школы Юргинского района Кемеровской области экономили на завтраках, зарабатывали трудодни в колхозах, собрали металлолом, выращивали овощи на пришкольном участке, а в 1943 - 1944 годах собрали все вырученные деньги и купили танк «Поперенческий школьник». Они отдали его бывшему ученику школы, сражавшемуся на фронте, Г. Новикову. Дети Урала работали за троих, за четверых. Изготовляли ящики для снарядов и патронов. Девочки не отставали от мальчиков, работали на заводах. Делали детали для боевой техники. В Челябинске на табачной фабрике, ставшей военным заводом, изготовляли торпеды для подводных лодок. Младшие школьники, наравне со старшими, занимались сборкой винтовок. Дети деревень и поселков с раннего утра и до позднего вечера работали в поле. Ежедневно с территорий занятых врагом приходили военные эшелоны, которые привозили большое количество переселенцев: рабочих и детей. Всех принял Урал, всем нашлось место для работы и для жилья. В Челябинске на заводе имени Колющенко, дети стояли у станков и изготовляли детали для легендарной «Катюши». Катюша -это боевая техника, которая поражает цель на очень больших расстояниях. Какими только военными профессиями не овладели маленькие солдаты Великой Отечественной! Их диапазон настолько велик, что всех не перечесть. Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы.



Заключение Память - наша история. Долг нашего поколения - сохранение памяти о войне. Мы постаралась осветить наиболее важные аспекты темы. Показали большой вклад детей в победу над фашизмом. Это они делали исключительно добровольно, никто их не понуждал. Как не восхищаться теми, кто в 10 - 15 лет стремились быть полезными взрослым. Мы узнали о условиях жизни детей и нелёгком труде в суровые годы войны. В документальных свидетельствах отражены лучшие качества того поколения, раскрыты его стремления и желания ни в чём не уступать дедам, отцам, матерям, старшим братьям сёстрам, в их борьбе с фашизмом в тылу. Для подрастающего поколения скоро останутся только фотографии, видео. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя… Дети и война - это страшное сочетание слов.













Приложение

© 2010-2022