- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности для 1 класса Наши добрые дела
Программа внеурочной деятельности для 1 класса Наши добрые дела
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Киселева С.А. |
Дата | 16.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа
внеурочной деятельности
для 1 класса.
Пояснительная записка
к программе внеурочной деятельности «Наши добрые дела»
Рабочая программа разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Направленность программы «Наши добрые дела» социальная, она предназначена для организации внеурочной деятельности для обучающихся 6-8 лет (1класса).
Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Общественно-полезная деятельность» и «Художественное творчество» объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности. Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно - полезный труд. Активное участие детей в общественно - полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная. Общественно - полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Цель:
- социализация личности младшего школьника, формирование позитивного отношения ученика к базовым ценностям нашего общества, раскрытие его творческого потенциала через вовлечение в общественно - полезную деятельность и участие в коллективных творческих делах.
Задачи:
- привлечь детей к активному участию в делах класса; - учить детей навыкам общественной работы; - воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива; - создать атмосферу сотрудничества между всеми участниками программы; - обучить умению работать индивидуально и в группе; - формирование умения планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы; - развить природные задатки и способности детей; - создать условия для развития доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается; - развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов; - развивать мышление, воображение, фантазию, художественный вкус.
Актуальность и новизна программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми, воспитывает трудолюбие, уважение к своему труду и людям труда.
Новизна данной программы в синтезе различных направлений деятельности - творческой, познавательной, краеведческой, общественно-полезной. Таким образом, педагог может создать условия для самореализации каждого ребенка, а обучающиеся найдут возможность для проявления себя в актуальной для них сфере деятельности. Программа «Наши добрые дела» логично продолжает и дополняет деятельность по реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, способствует достижению ожидаемых результатов по воспитанию обучающихся.
В качестве оценки воспитательного результата освоения программы возможно использование методики д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.
Сроки реализации программы. Содержание программы рассчитано на детей 6-8 лет (1-х классов). Срок реализации программы - 1год. Продолжительность занятий - 2 часа в неделю.
Режим занятий.
Программа реализуется 2 часа в неделю, по одному часу два раза. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий могут быть изменены по усмотрению учителя. Кроме того, возможно перемещение часов программы с одного месяца в другой в зависимости от календарных дат, потребностей класса, интересов детей. Для решения поставленных задач используются наиболее эффективные формы работы с детьми младшего школьного возраста: мастерские «Самоделкина»; игры-путешествия; экскурсии по посёлку и по области; конкурсы; посещение краеведческого музея, концерты, субботники и др. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Работа по реализации программы ведется в рамках 6 тематических модулей:
Модуль 1. «Добрые дела для моего класса».
Модуль 2. "Наши руки не знают скуки".
Модуль 3. "В мире прекрасного".
Модуль 4. "Твори добро" Модуль 5. Проектная деятельность. «Все профессии важны - все профессии нужны».
Модуль 6 "Я познаю мир". Туристско-краеведческая деятельность. Каждый модуль программы направлен на формирование нравственных отношений и жизненных ценностей: труд, ответственность, знание, здоровье и др. Данная программа реализуется учителем начальной школы. В подготовке и реализации программы задействованы все участники образовательного процесса, прослеживается тесное сотрудничество с внешкольными образовательными и культурными учреждениями поселка.
Разделы программы
№ Тема Кол-во часов Содержание 1
«Добрые дела для моего класса»
Цель: формирование позитивного отношения школьников к труду, как одной из важных базовых ценностей нашего общества и к социальной реальности в целом через получение детьми опыта самостоятельного общественного действия.
Задачи:
-заложить понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений;
- заложить ощущение и осознание причастности к миру трудящихся взрослых;
- осуществление проектной деятельности;
- привитие трудовых навыков и умений.
12 -Знакомство с правилами поведения на занятиях, во время проведения экскурсий. Символика нашего класса. Участие в оформлении классного уголка. -Операция «Чистокласс»
- Ремонт книг в классной библиоте-ке. -Уход за комнатными растениями в классе. -Дни именинника. 2
«Твори добро»
Цели: учить детей видеть и чувствовать мир; воспитывать нравственность.
утверждать в детских душах твердые ориентиры добра, истины, красоты
9 -Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для мам, к празднику матери, пап и дедушек, к 23 февраля, мам и бабушек, к 8 марта. -«Слава героям», участие в акции «Открытка ветерану». -«Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. Работа мастерской Деда Мороза: оформление актового зала, класса, рекреации к новогоднему празднику.
3
"В мире прекрасного".
Цель: формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Задачи:
- приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;
- овладение способами самопознания, рефлексии;
- освоение способов поведения человека в различных ситуациях;
- получение опыта самостоятельного общественного действия;
- приобщение школьников к миру прекрасного;
- развитие творческих способностей детей.
17
-Подготовка к выступлениям и концертам.
-Формирование исполнительского мастерства.
-Подготовка учащихся на конкурсы чтецов;
-Просмотр и обсуждение фильмов и мультфильмов.
4
«Наши руки не знают скуки»
Цель: -приобрести общественно-организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
-создание привлекательного пространства вокруг себя;
-реализация общественно-значимых инициатив.
Задачи:
-привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
-учить детей навыкам общественной работы;
-воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
-развивать организационные и коммуникативные компетенции;
-сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.
6 -Изготовление поделок из природного материала «Золотая осень». Организация творческой выставки. -Участие в трудовом десанте «Как прекрасен школьный двор» по уборке школьной территории от опавшей листвы и мусора. -Оформление выставки «Правила дорожного движения!» -Изготовление поделок на противопожарную тему «С огнем не шути - жизнь свою береги!»
5 «Все профессии важны - все профессии нужны»
Цель: формирование элементарных представлений о людях разных профессий.
Задачи:
- познание специфики различных профессий;
- осуществление исследовательской и проектной деятельности школьников по данной тематике;
- поиск и конструирование нового знания - знания своего, искомого;
- учить уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной;
4
- Знакомство с профессиями наших предков и современными профессиями людей;
- Знакомство с книгами о профессиях .
-Создание проекта "Кем я хочу стать в будущем."
- Подготовка и участие в практической конференции.
-Экскурсии на предприятия посёлка.
6
"Я познаю мир". Туристско-краеведческая деятельность.
Цель: приобретение школьником социальных знаний о памятниках истории и культуры своего края, традициях и обычаях местных жителей, формирование понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Задачи:
- знакомить с правилами поведения человека в природе;
- формировать позитивное отношение к окружающей среде;
- дать знания о специфике походной жизни в коллективе, этике поведения в музее, читальном зале;
- расширить представление о себе как о жителе того или иного края;
- создать условия для приобретения опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений.
18 -Изучение истории родного края; -Знакомство с людьми родного посёлка; -Участие в проектной и исследовательской деятельности. -Проведение экскурсий в природу; -Проведение экскурсий по посёлку; -Экскурсии и посиделки в краеведческом музее; -Экскурсии к памятникам истории и культуры посёлка.
6
Итого
66 ч. Календарно-тематическое планирование. № Дата Тема занятия Кол-во часов Формы и место проведения.
Знакомство со школьной территорией. Сбор листьев для урока технологии. 1ч Экскурсия
Экскурсия по школе в целях знакомства с людьми разных профессий (столовая, бухгалтерия, медпункт) 1ч Экскурсия с последующим обсуждением и заданием нарисовать рисунки "Все профессии важны - все профессии нужны"
Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка спортивной площадки от мусора) с экскурсией в спортивную школу 1ч Трудовой десант на спортивную площадку. Экскурсия
День именинника (чествование, вручение подарков) 2ч Центр народного творчества, яркое представление
Изготовление украшений для оформления класса к новогод-нему празднику и работа над традиционным общешкольным конкурсом. 3ч Занятие-мастерская
Беседа перед стартом рождественского марафона "Твори добро" с последующим подведением итогов
Февраль
День именинника (чествование, вручение подарков) 2ч Центр народного творчества, яркое представление
Подготовка и участие в практической конференции
по теме "Каша - Мать наша" 4ч Работа в классе, дома, репетиция выступления.
1ч Выставка и беседа
2ч (1погру-жение +1защита) Занятие в классе и работа дома.
Экскурсия на хлебозавод 1ч Экскурсия
Подарок воину. Праздничная открытка ко Дню Победы. 1ч Занятие-мастерская
Просмотр и обсуждение фильма ко дню Победы "Девочка ищет отца" с возложением цветов к памятнику выпускникам и педагогам школы. 2ч
Диспут
Санитарный день в кабинете, уход за растениями 1ч Уборка в классе
Конкурс рисунков «Наши добрые дела».
Итоговое занятие, планы на следующий год. Награждение. 1ч Занятие с элементами шоу.
май День именинника (чествование, вручение подарков) 2ч Центр народного творчества, яркое представление
Поход
Познавательное мероприятие в краеведческом музее.
Посещение выездных выставок, проходящих в краеведческом музее. 3ч Познавательное мероприятие в краеведческом музее.
Диагностирование личностных качеств
Изучение сформированности личностных качеств можно проводить, используя диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.
Показатели воспитанности Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм 1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет. 2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым. 3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству 4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность 5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует 6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля 7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует. 8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие 9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. 10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает 11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость 13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость. 14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен 15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток 16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина 17. Развитая добрая воля
3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;
2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. 18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает 19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет 20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
- Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, актив класса. Таким образом, формируется объективная оценка нравственных качеств личности.
-
доброжелательный, толерантный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
-
готовый самостоятельно действовать, помогать окружающему миру;
Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, учитель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.
Список использованной литературы:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2010.
- Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах.