Конспект по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сложные слова.

Цели урока:

Образовательные: а) познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них); расширять знания о составе слова; формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать коммуника-тивные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения: Проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Оборудование: презентация, учебник «Русский язык. 2 класс», тетрадь для самостоятельной работы № 2, мяч, карточки для работы в группе, ноутбук, маркерная доска, перфокарты, учебник 2 ч. (с.98, «Толковый словарь»)

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД

- формирование желания выполнять учебные действия;- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- использование знаково-символические средства(моделирование);

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в малых группах.

Регулятивные УУД (типы учебных действий)

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция и оценка.

Учитель: Григоращенко Елена Вячеславовна

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.



2.





3.















4.

5.

Организационный момент.

Психологический настрой на работу.

Самоопределение к деятельности.





Актуализация ЗУН

Чистописание





Словарная работа.







Физминутка (СТИХОТВОРНАЯ ПОДВИЖНАЯ)

Постановка проблемного вопроса.

Слайд 2

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера. - Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Проверим готовность к уроку: нам на урок нужен учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

- Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Мы будем работать со словами, рассуждать, искать решения. Чему мы учимся на уроках? (опорная карточка)

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова,

Но сегодня будь готов

Сам открыть секреты слов.

- Готовы? Тогда в путь!

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь!

-Положили их на уголок. Записали дату, классная работа, ручки положили в тетрадь, вспомнили правила посадки.

- Составьте план действий. (Слайд 3)

Чистописание

На момент чистописания

Я приготовила вам задание:

В группах вы сейчас с друзьями

Угадайте буквы сами.

(Разрезанные буквы Е и О собирают в группах, называют их).

- Итак, это буквы О, Е.

-Что объединяет эти буквы? (они гласные, орфог-рамма «безударные гласные», соединительные гласные в сложных словах).

- Итак, чистописание. Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания?
Учитель пишет на доске:

О Е О Е О Е

- Обменяйтесь с соседом тетрадями и обведите любым цветным карандашом самые удачные, красивые на ваш взгляд написанные буквы. -Определите для себя девиз на этот урок, запишите его в своих тетрадях. Слайд 4 У - Ученье - путь к уменью. Р - Растёт моё внимание. О - Отвечаю на все вопросы. К - Крепнет моя память.

-Объясните свой выбор.

Словарная работа. Слайд 5

1) - Анишит Йокоповна приготовила для вас задание в РТ на с.44, упр.58 Слайд 6

-Прочитайте отрывок из стихотворения. Кто чи-тал и знает название и автора этого произведе-ния?

-Какое слово пропущено? (Фамилия). Что такое фамилия? Где можно посмотреть значение слова?

-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и узнаем значение этого слова. Слайд 7

Фамилия - наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени.

-Впишите слово, поставьте ударение и подчерк-ните буквы, которые нужно запомнить.

- Выполним ЗБА слова «фамилия»:

Фамилия /ф а м, и л, и й, а/- 4 сл., 7б., 8 зв. . Почему?

-Запишите свою фамилию в тетрадь. С какой бук-вы вы запишите свою фамилию? Почему?

(Слайд 8 Моя фамилия… )

2) Повторяем написание словарных слов.

  • -перфокарта со словарными словами

  • -нетбук (задание со словарными словами)

  • -электронный тренажер (кликнуть мышкой, вставить букву, определить род)

- Объедините одной темой записанные слова.

Ежегодно 12 апреля мы вспоминаем, как Ю.А.Га-гарин совершил первый полет в открытый кос-мос. Слайд 9-16

Физминутка

ДЕТИ ДЕЛАЮТ ФИЗМИНУТКУ, А УЧИТЕЛЬ ОЦЕНИВАЕТ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

- Ребята, наш урок мы продолжим прослушива-нием песни из м\ф «Маша и медведь». Внимате-льно слушайте слова песни, и особое внимание обратите на названия зверей, которые прозвучат в ней. Слайд 17

- Названия каких зверей вы услышали? Сущест-вуют ли такие звери в природе? Названия каких зверей соединила Маша, чтобы получить новые названия? На ваш взгляд, какие это слова?

- Маша получила их непростым путём, она соеди-нила (сложила) разные слова, может их можно назвать «сложными

Улыбаются партнеру.



Высказывают мнение.

Проговаривают стихотворение.

Открывают тетрадь.

Записывают дату, клас-сная работа.

Следят за посадкой при письме.

Составляют план дейст-вий.

Слушают стихотворение о букве.

Собирают буквы в групп-пах, называют их.

Они гласные, орфограмма «безударные гласные», со-единительные гласные в сложных словах.

Работа в паре. Обмен тет-радями, оценка работы со-седа.

Определяют девиз урока.

Записывают его в тетрадь.

Объясняют свой выбор.

Выполняют задание Ани-шит Йокоповны в РТ на с.44, упр.58

(С.Михалков "Дядя Стёпа - милиционер")

Отвечают на вопросы.

В толковом словаре.

Работа над ЛЗ слова ФА-МИЛИЯ

Вписывают слово, ставят ударение и подчеркивают буквы, которые нужно за-помнить.

ЗБА слова «фамилия».

б.Я обознач. 2 зв. , если стоит после гласного

Записывают свою фами-лию в тетрадь.

Работа со словарными сло-вами по карточкам, на нет-буке, с тренажером.

Выходят по очереди к доске, выполняют задание, пишут с комментированием.

Космос

Выполняют упражнения физминутки.

Слушают песню их м\ф

Дети могут давать такие ответы - это необычные, волшебные, сказочные слова


Личностные: самоопреде-ление; регулятивные: целепола-гание; коммуникативные: плани-рование учебного сотруд-ничества с учителем и сверстниками.



Коммуникативные УУД: -формируем умение слу-шать и понимать других; - формируем умение стро-ить речевое высказывание в соответствии с постав-ленными задачами;

Коммуникативные: планирование учебного со-трудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объек-тов с целью выделения признаков

Регулятивные: целеполага-ние; самостоятельное вы-деление -формулирование

познавательной цели; фор-мулирование проблемы

6.

7.







8.



9.

10

11

12

13







14



15

16

Фиксация затруд-нения в деятель-ности, постановка учебных задач.

Совместное отк-рытие нового знания.

Создание проблемной ситуации

Работа по учебни-ку

Вывод, с.92

Образование слов

Работа в парах.

Первичное при-менение нового знания



Физминутка

Закрепление но-вого понятия.

Минутка отдыха для глаз

Домашнее зада-ние

Применение но-вого знания на практике.



Работа в группах



Итог урока



Домашнее зада-ние

Рефлексия учеб-ной деятельности.

- Откройте содержание учебника на с.4 и найди-те название предыдущей темы. Чему мы научи-лись, изучая предыдущую тему? Прочитайте тему нашего урока. Почему вы решили, что это тема урока? Сформулируйте цели урока, используя слова: Слайд 18, Слайд 19

Узнаем … Научимся …

- Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас отправиться на экскурсию. Слайд 20

- Вы знаете, где мы сейчас находимся? Но, может быть, вы знаете, как называется участок леса, который используется как парк? Правильно ЛЕСОПАРК. Что вы сейчас сделали? Как вы из двух слов образовали слово ЛЕСОПАРК?

-Где мы можем найти ответы на проблемные воп-росы?

-Проверим наши предположения по учебнику на с.92.

1) Работа по учебнику, с.92.

-А как называется земля между лесом и степью?

-Как называется завод по обработке леса?

-А комбинат по заготовке леса?

-А как называется посадка леса?

2) -Прочитаем вместе вывод.

-Да, все эти слова называются СЛОЖНЫМИ, по-тому что они сложены из двух слов.

3) -Давайте запишем эти слова и понаблюдаем, как же они образованы?

Запись в тетрадь: лесопарк, лесостепь, лесозавод.

4) Работа в парах.

- Как же образованы сложные слова? Исследуйте образование слова ЛЕСОПАРК с соседом, в паре. Наблюдение: К основе первого слова с помощью бук-вы О присоединилась основа второго слова. Получилось слово ЛЕСОПАРК - муж. рода с нул. окончанием. Слайд 21

ЛЕС/ + ПАРК/=ЛЕСОПАРК

1) Учебник, упр. 102 (с комментированием).

Образование слов лесостепь и лесозавод интересно тем, что в первом случае ОСНОВА второго слова женского рода с нулевым окончанием, а во втором случае ОСНОВА второго слова мужского рода с нулевым окончанием. Составление схем. Слайд 22

Лес/ + степь/ = лесостепь

лес/ + завод/ = лесозавод

- Как образовались слова лесоруб и лесовоз?

- Работа над лексическим значением слов: лесостепь, лесозавод, лесоруб, лесовоз

Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно вста-ли. Ножками потопали, ручками похлопали.



Игра «Образуй сложное слово».

-Давайте поиграем. Я бросаю вам мяч и два прос-тых слова, вы возвращаете мне одно сложное.

Слайд 23 птиц, ловить - птицелов

Луна, ходить - луноход

вода, падать - водопад
сам, летать - самолёт
сам, варит - самовар

сам, катить - самокат

-Сели на место, выполним ФМ для глаз «Капи-тошка». Слайд 24-25

РТ, с.46, упр.61. ОБЪЯСНИТЬ выполнение упр. 61

- Предлагаю закрепить новые знания. Для этого организуем работу в исследовательских группах.

-Давайте вспомним основные правила работы в группе: Слайд 26

1. Выбрать капитана (спикера), выдать отличите-льный знак.

2. Команда получает задание. Капитан отвечает с места, группа помогает.

3. Если работа выполнена, поднять карточку «+» вверх.

- работать дружно и активно;

- уметь слушать и уважать друг друга;

- уметь договариваться, искать общий ответ;

- выслушивать ответы другой группы;

- Ведь помогая другим, вы учитесь сами. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

1) Игра «Путаница».

Цель: сложные слова перепутались. Помогите им. Запишите исправленные слова через запятую, выделяя корень и подчеркивая соединительную гласную. (Слайд 27 + карточки со словами).

- Проверим: Слайд 28

-Рассмотрим алгоритм работы со сложным сло-вом. Слайд 29

-Подводя итог урока, предлагаю Вам проверить новые знания. (Выходят к доске +ТЕСТ)

Слайд 30-34

- Над какой темой урока сегодня мы работали? Какие цели ставили для себя в начале урока?

Достигли мы поставленных целей? Были у нас затруднения? Смогли ли мы их преодолеть?

Что нам в этом помогло?

Слайд 35

1) РТ, с.46, упр. 61

2) Карточки с творческим заданием (кроссворд на тему «Сложные слова»)



«Дерево успеха» Слайд 36

- А теперь оцените себя, каким был для вас урок? У каждого дерева есть плоды. Сегодня плодами яблони будут ваши знания по изученной теме. Выберите свой плод (яблоко) и прикрепите его на ветку:

Красное яблоко - ничего не понял

Жёлтое яблоко - есть затруднения, сомнения

Зелёное яблоко - всё понял

- Молодцы! Спасибо за урок. Урок закончен.

Слайд 37

Работают с содержанием учебника.

Формулируют тему и цель урока (узнают, какие слова называются сложными, на-учатся получать новые слова из двух разных слов)

Отвечают на вопросы.

ЛЕСОПАРК

Образовали новое слово

В учебнике русского язы-ка.

Работают по учебнику, вы-полняют задания на с.92.

ЛЕСОСТЕПЬ

ЛЕСОЗАВОД

ЛЕСОКОМБИНАТ

ЛЕСОПОСАДКА

Зачитывают вывод хором

Запись слов в тетрадь.

Наблюдают за образова-нием сложного слова ЛЕСОПАРК.

Исследуют образование слов лесостепь и лесоза-вод

Вывод: не всегда в слож-ном слове объединяются основы «целых» слов.

Работа над ЛЗ слов:

лесостепь, лесозавод, лесо-руб, лесовоз.

Выполняют упражнения физминутки

Образуют сложные слова

Выполняют физминутку для глаз

Слушают алгоритм выполнения д\з

Вспоминают правила работы в группе.



Исправляют слова, запи-сывают, выделяют корень.



Изучают алгоритм работы.

Выходят поочередно к доске выполняют ТЕСТ)

Отвечают на вопросы, делают выводы.

дружба, дружная работа.

Записывают Д\З в дневник

Оформляют дерево успеха (плоды соответствующего цвета)

Регулятивные УУД:

1. формируем умение выс-казывать своё предположе-ние на основе работы с ма-териалом учебника;

2.формируем умение оце-нивать учебные действия в соответствии с поставлен-ной задачей;

3. формируем умение прог-нозировать

Регулятивные: планирование, прогнози-рование;

Познавательные: модели-рование, логические - ре-шение проблемы, построе-ние логической цепи рас-суждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, кор-рекция, оценка действий партнёра.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Коммуникативные УУД:

- формируем умение слу-шать и понимать других;

- формируем умение стро-ить речевое высказывание в соответствии с постав-ленными задачами.



Развиваем умение работать с информацией,

формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, кор-рекция, оценка действий партнёра.

Коммуникативные:

умение с достаточной пол-нотой и точностью выра-жать свои мысли;



Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, кор-рекция, оценка своих дейс-твий и действий партнёра.

© 2010-2022