- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок в 3 классе по предмету Окружающий мир, тема: В царстве грибов
Урок в 3 классе по предмету Окружающий мир, тема: В царстве грибов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прудникова Н.В. |
Дата | 23.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КАЗИМИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
д.КАЗИМИРОВО РУДНЯНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
3 КЛАСС
Тема урока: «В царстве грибов»
Учитель начальных классов: Прудникова Наталья Валентиновна
3 декабря 2010 года
- 2- Цель: познакомить с многообразием мира грибов, учить детей распознавать грибы; развивать речь, мышление; расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картина леса, иллюстрации с изображением грибов,
«жалоба грибов», рисунки учащихся 4 класса на тему «Грибы».
ХОД УРОКА 1.Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. - А вот и наш автобус. С весёлой песенкой «Вместе весело шагать» мы отправимся с вами в наше путешествие. Будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!
2.Повторение пройденного материала.
- Что такое лес? Что вы о нём знаете? (Лес- это природное сообщество.)
- Как располагаются растения в лесу?
(Растения в лесу располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус- высокие деревья; 2 -й ярус - деревья пониже; нижние ярусы: 3- й ярус - кустарники, 4 - й ярус - травы, 5 - й ярус - мхи, грибы.)
- Какое значение имеет лес в природе?
- А какую роль он играет в жизни человека?
-Итак, мы с вами на природе.
Кстати, давайте вспомним, что такое природа.
(Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
- Какая бывает природа?
(Живая и неживая.)
(На доске появляется схема.)
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
-Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.) - Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу. Проведём игру «Кто внимательный?», в ходе которой я буду называть элементы живой и неживой природы, а вы будете хлопать в ладоши, если речь пойдёт о живой природе. - Небо, берёза, заяц, камень, дуб, белка, слон, солнце, яблоня, кукушка, ландыш, лисица, клён, облако, осина, ветер. - Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? ( На мир животных и мир растений.)
(Схема на доске дополняется.)
- 3 -
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
3.Изучение новой темы.
-Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится? - Отгадайте загадки и скажите, о чём пойдёт речь сегодня.
С виду он похож на зонтик.
Только меньше во сто крат
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло!
(гриб)
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки.
-Как вы догадались? (У гриба есть шапочка - шляпка.)
-Верно. Итак, сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. -Кто из вас когда - нибудь собирал грибы? -Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? (Опята, подберёзовики, сыроежки.) Я вижу, что вы вполне готовы к работе и готовы записать тему урока. (На доске появляется запись «Грибы.) - Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая.) -Почему? (Грибы появляются(рождаются), растут, умирают …) -А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений.) -Почему? (Они растут на земле.) -А какие части растений вам известны? (Корень, стебель, ветви, листья, плод.) -Есть ли они у грибов?
- 4 - (У грибов нет листьев, стебля, веток.) А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют». -В таком случае можно ли суверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.) -А к миру животных? (Тоже нет.) -Так что же такое - грибы? (Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.) -Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Послушайте рассказ А.А.Плешакова «Не растения и не животные» из книги «Зелёные страницы». (Дополняем схему на доске.)
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ
-Какая часть гриба упоминается в загадке? (Шляпка.) -Все грибы, которые мы знаем, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок, показывающий внешнее строение гриба.) -Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землёй, другая - под землёй.) -Как их можно назвать? (Надземная и подземная.) -Из чего состоит надземная часть? (из ножки и шляпки.) -Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба? (Наверное, шляпка.) В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шляпка, т.е. надземная часть, имеют название «плодовое тело». (Дополняем схему на доске.)
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ
ШЛЯПОЧНЫЕ
Плодовое тело Грибница
- 5 - -А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? Н что она похода? (Состоит из нитей, похожа на паутину.) -Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей.) -А на самом деле подземная часть гриба называется «грибница». (На доске появляются термины «плодовое тело», «грибница».) -Посмотрите на названия частей гриба и скажите, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело.) -Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько раз в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.) -Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибницы, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница. -Послушайте рассказ А.А.Плешакова «Зачем грибы лесу» из книги «Зелёные страницы».
-Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, повторим их названия.
ФИЗМИНУТКА:
«Опёнок»
Влез опёнок на пенёк,
Простоял один денёк.
На ветру качался,
Резко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился
И совсем свалился.
-Разберём по составу слова подберёзовик, подосиновик. Что можно сказать об этих грибах, исходя из их названия? (Они растут под осинами, под берёзами.) -Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята - под хвойными, белые - под дубами… Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.) -Послушайте, что расскажут вам о грибах учащиеся 4 класса «Почему они так называют?» Учащиеся 4 класса рассказывают о грибах.
- А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы.
(Показываю хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.)
-Что это?
(Плесень.)
-А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом, на рисунке в учебнике и докажите, что я права.
(Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.)
-Из каких частей состоит плесень?
(Из плодового тела и грибницы.)
- 6 -
-Можно назвать её грибом? (Да.) -А чего нет у плесени? (Шляпки.) -Можно в таком случае назвать её шляпочным грибом? (Нет.) -А как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей.) -Этот вид грибов называется «плесневые». Знали вы об этом? - Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Слышали такое слово - «антибиотики»? А «пенициллин»? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. (Показываю упаковки таблеток.) -А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).) А кроме того некоторые грибы являются лекарством для животных, например лоси лечатся мухоморами. -А как человек использует грибы? (В пищу.) - Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет.) -Почему? (Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.) (Схема на доске приобретает законченный вид.)
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ
ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ
Плодовое тело Грибница
СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ ЯДОВИТЫЕ
-Посмотрите, как много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
Существует даже целая наука, посвящённая их изучению. Она называется «микология».
На доске: микология; микос - гриб, логос - наука. -Как можно перевести слово «микология» с латыни? (Наука о грибах.) Дети записывают в Словарик слово « Микология».
-В задачах - стихах часто упоминаются грибы. И многие дети любят их решать. А вам хотелось бы решить несколько задач про грибы?
- 7 -
По дорожке Варя шла
Два белых гриба нашла,
Проходила по опушке -
Отыскала три волнушки.
Вот грибок! Ещё грибок!
Сколько всех я
Положила в кузовок?
(7)
Белочка грибы сушила,
Только посчитать забыла.
Белых было пять да пять,
Семь груздей и шесть опять.
Четыре милых лисички -
Очень рыженьких сестрички.
У кого ответ готов:
Сколько было всех грибов?
(27)
Что подарил нам сосновый бор?
Двенадцать маслят и один мухомор?
Сколько всего грибов?
(13)
Как - то раз в лесу густом
Под берёзовым кустом
Собрались грибы лесные,
Все красавцы удалые.
Ученик, ты не зевай
И грибы скорей считай:
Пять груздей и пять волнушек,
Пять лисичек, пять горькушек.
Кто ответит нам готов,
Сколько же всего грибов?
(20)
-Молодцы!
4.Итог урока. -О чём нужно помнить, когда идёте с родителями собирать грибы?
5.Домашнее задание.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, оно не прошло для вас даром. Вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящим микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу).