Доклад «Роль музыки и танца в формировании у дошкольника языковой компетенциии»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль музыки и танца

в формировании у дошкольника языковой компетенции.


Речевая компетентность дошкольников.
В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.


Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция ребёнка предусматривает
лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую, монологическую, коммуникативную составляющие.

Среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребёнка, осознания себя и окружающего мира.

^ Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

Чудесный дар природы - речь, не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития. В раннем детстве в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основным грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребёнку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребёнок благополучно пройдёт, все стадии речевого развития и накопит достаточный багаж.
Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребёнка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своём социальном развитии ребёнок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно влияет на рост и проявление его речи. Мы должны организовать его общение, как с детьми, так и со взрослыми, прежде всего в интересах его языка.

^ Язык - это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое.

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.
Ребёнок не может ещё отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом. Язык развивается наглядным, действенным путём. Чтобы давать названия, должны быть на лицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте - вещь как предмет познания и речи. Об этом говорил Коменский.

Ребёнку нет ещё и года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык.
Родители трепетно следят за развитием речи ребёнка. К году первые слова, к двум - фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения.

С поступлением в детский сад сфера социальной жизни ребёнка расширяется. В неё включаются новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем семья.
Таким образом, с приходом ребёнка в детский сад его общение усложняется, становится разнообразным, требующим учёта точки зрения партнёра. А это в свою очередь означает, новый более высокий уровень социального развития.

Очевидно, что контакты ребёнка с сверстниками - это особая эмоциональная сфера жизнедеятельности ребёнка, которая существенно отличается от его общения с взрослыми.


Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций и поведения в целом. Искусство, как специфическая форма познания деятельности вызывает сильный эмоциональный отклик, поэтому одним из приоритетных направлений в развитии эмоционально сферы является синтез искусств, дающий ребенку раскрыться с помощью музыки, театра и художественного творчества.

У искусства свой особый предмет для "разговора": человеческие эмоции, настроение, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно- изобразительных образов, музыка - языком интонаций, танец - движением, поэзия играет смыслами, заключенными в созвучиях языковых форм. Само же чувство, передаваемое разобщенными художественно-эстетическими средствами, на слуховые, зрительные и двигательные ощущения не разложимо. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон визуальным. Понять природу этого единства помогает взрослому эмоционально-образный словарь. В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены - довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, употребляют слова "тихий", "громкий". Эмоционально-образный словарь у малышей еще довольно беден сам по себе. Но, так как детям присуще синтезийное восприятие, склонность к фантазированию в игре, его довольно легко развить. Моя задача как педагога суметь развить умение детей ассоциировать музыку с цветом. Дети очень легко погружаются в мир музыки и красок. Слушание музыкальных произведений сопровождаю показом картин, иллюстраций. Для более глубокого понимания музыкального образа использую метод "музыка в рисунке". Дети рисуют тот образ, который они увидели и услышали в музыкальном произведении, происходит постепенное слияние музыкального и изобразительного искусства .Это процесс длительный и кропотливый, но дающий детям огромный эмоциональный опыт.

Мои наблюдения показали, что дети с низким уровнем развития эмоциональной чувственной сферы малоактивны, замкнуты, пассивны. Поэтому, опираясь на полученные знания и опыт своей работы в театрально-музыкальной деятельности и использование инновационных методов креативной эстетотерапии, разработала творческую работу по теме «Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольника».

Целью является развитие эмоциональной сферы дошкольника через синтез искусств, воспитание творческой самодостаточной личности.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

  • развивать пластику движений, выразительность жестов, мимику, интонационно-образную речь, используя инновационные методы креативной эстетотерапии: гармоническую ритмопластику, сказкотерапию, имаготерапию, музыкотерапию, хореографические этюды;

  • формировать навыки восприятия произведений различных видов искусств;

  • воспитывать интерес к творчеству во всех его проявлениях, эмоциональную раскованность средствами музыкально-театрализованной деятельности, художественного искусства.

Работа над темой предусматривает следующие направления:

  • приоритетные: развитие детей в музыкальной и театрализованной деятельности;

  • дополнительные: развитие детей в изобразительной деятельности, развитие речи.

Образовательная деятельность поделена на модули: "Классика - детям", "Фольклор", "Театральное искусство".

В модуле "Классика - детям" дети учатся слушать классическую музыку, знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников-классиков, осваивают хореографические этюды, учатся определять и выражать в красках цветомузыкальное настроение.

В модуле "Фольклор" дети знакомятся с разнообразием народной музыки, музыкальными инструментами. У детей формируются навыки пения и обыгрывания народных музыкальных произведений: попевок, закличек, песен, хороводов. Вся деятельность преподносится в игровой форме, построенной в виде сказки или интересного занимательного рассказа, что значительно облегчает восприятие детьми фольклорного материала.

В модуле "Театральное искусство" у детей формируется выразительность речи, мимики, жестов, развивается умение сочинять сказки.

Для развития мимики предлагаю детям пиктограммы, соответствующие музыкальному образу, характеру музыки. Также использую мимические этюды, помогающие устранять у детей эмоциональный зажим. Чтобы помочь детям преодолеть скованность и стеснительность, вношу разнообразные ритмопластические упражнения, которые развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Для развития мышечной свободы использую ритмопластические игры: "Мокрые котята", "Самолеты и бабочки", "Буратино и Пьеро", "Конкурс лентяев", "Баба-яга", "Мы охотимся на льва", "Голова и хвост", "Змея", "Пантеры".

Для развития пластики, координации движения применяю элементы пантомимы. Средствами сказкотерапии, имаготерапии достаточно эффективно развивается речевое творчество детей, когда они придумывают и рассказывают сказки, импровизируют в движении сказочные образы, которые находят своё отображение в детских спектаклях.

Таким образом, развивая эмоциональную сферу детей средствами различных видов искусств, повысился уровень музыкального восприятия детей, развитие слуха и голоса, музыкально-ритмических движений.

Список используемой литературы.

  1. Куревина О.А. Путешествие в прекрасное .Синтез искусств. Баласс, 2006

  2. Мерзлякова С.И.Фольклор, музыка , театр".ГИЦ Владос, 1999

  3. Шорохова О.А.Играем в сказку .ТЦ Сфера, 2006

  4. Чурилова Э.Г.Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников. ГИЦ Владос, 2001








Роль музыки и танца

в формировании у дошкольника языковой компетенции.


Выполнила : муз. рук. Новикова О.В.



















г. Тараз

ГККП «Детский сад № 21»




















Музыка

как объединяющее начало

в эстетическом воспитании детей.


Выполнила : муз. рук. Новикова О.В.


















г. Тараз

ГККП «Детский сад № 21»


© 2010-2022