- Преподавателю
- Начальные классы
- «Откуда берется грязный снег»
«Откуда берется грязный снег»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Капусткина Е.В. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта учебного занятия
по внеурочной деятельности: «Юный эколог»
Учитель: Капусткина Елена Валерьевна
МБОУ СОШ № 10 г.Муром
Класс: 2а
Тема
Тема раздела: «Влияние человеческой деятельности на экологию города»
Тема занятия: «Откуда берется грязный снег?»
Основное содержание темы, термины и понятия
Основное содержание темы: Сбор и изучение информации о зависимости состояния снега от уровня загрязнения атмосферы, об источниках загрязнения снежного покрова. Сравнение проб снега, взятого из леса и города, выявление степени загрязнения снега из города. Выполнение исследовательской работы: изучение физических свойств снеговой воды.
Термины и понятия: Зависимость состояния снега от уровня загрязнения атмосферы, окружающая среда, образование снежинок, вода в жидком состоянии, цвет, прозрачность, осадок, запах, фильтрация, кресс-салат - индикатор чистоты, биологическая микролаборатория, метод биотестирования, загрязнение, сравнение, свойства, признаки, гипотеза, исследование, эксперимент, проблема.
Планируемый результат
Предметные
УУД
Изучить свойства снега, определять степень загрязненности, учиться исследовательской деятельности.
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать предстоящую работу
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из всех источников;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Общеучебные:
- закрепить у детей знания о правилах поведения на улицах города;
-учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу;
-доставить детям радость от участия в общем празднике.
Логические:
- учиться анализировать пробы снега, взятых из разных мест;
- учиться доказывать свою точку зрения;
- учиться выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Межпредметные связи
Учебный предмет
Формы работы
Ресурсы
Литературное чтение
Групповая: работа с литературой
Энциклопедии, методическое пособие
Окружающий мир
Тема: «Откуда берется снег»
Парная, групповая: практические занятия: исследования, наблюдения, обобщение
Презентации, информационный материал, видео, ПК учителя, демонстрационная доска, проектор, мимио, биологическая микролаборатория, снег из леса и города, семена кресс-салата.
Технология
Индивидуальная: практические занятия.
Дидактический материал
Структура учебного занятия
Название этапа учебного занятия
Цель
Содержание
Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации.
-Добрый день!
Мы занятие начнем с разминки,
Выпрямили свои спинки,
На носочках потянулись,
И к гостям мы повернулись,
Поприветствуем гостей.
Все друг другу улыбнулись.
А теперь вниманье на меня скорей.
Раз, два, три, четыре, пять -
Чтобы знания добывать,
Нам занятие пора начать.
- Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение, и я желаю всем на сегодняшнем занятии подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.
-На предыдущих занятиях «Юный эколог» мы с вами готовили проект. Назовите тему проекта («Влияние человеческой деятельности на экологию города»). Прежде, чем продолжить работу над проектом, давайте вспомним, что нового и интересного мы знаем по этой теме. Каждый из вас готовил свой материал. Мы с удовольствием послушаем, что подготовили наши ребята.
- Расскажите, как человек положительно влияет на окружающую среду.
Прибытков Рома: -Я подготовил видеоролик о том, как моя семья борется за «Чистый город» (показ видеоролика 1 слайд).
-Эта семья в прошлом году заняла призовое место в окружном конкурсе «Экология начинается с семьи (показ грамоты).
- Ребята, кто еще хочет рассказать нам о своих достижениях?
Серяков Максим: - Мы с папой сделали кормушки для птиц и развесили их около дома (слайд 2,3).
-В нашем класса есть еще ребята, которые, как и Максим, развешивали кормушки для птиц. Это: Зудина Настя, Зуев Даниил, Рязанкин Глеб и Макаров Максим. Посмотрите на экран (показ фото).
Овчинникова Ксения, Белов Сережа, Чекунов Кирилл и Егорова Лиза: - Мы приготовили листовки для жителей района (слайд 4,5). Посмотрите, как наши ребята раздают листовки жителям нашего микрорайона с призывом «Беречь природу».
-Молодцы, ребята. И вы все тоже сможете внести свой хоть и маленький вклад в дело по охране природы.
- А теперь докажите, как люди отрицательно влияют на окружающую нас природу.
( Загрязняют пляж, реки) (слайд 6).
-Еще много загрязнений идет из труб заводов, загрязняется воздух (слайд 7).
- Верно, но это еще не все. Человеческой деятельностью загрязняется почва (слайд 8), в которую попадают горюче-смазочные вещества, например, нефть, бензин, масла (слайд 9), и даже загрязняется космос (слайд 10).
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний.
- А сейчас прошу ваше внимание сосредоточить на просмотре видеоролика.
После просмотра видеоролика (слайд 11):
- Скажите, что я хотела показать этим видеороликом, о чём мы будем говорить сегодня? (снег на улицах грязный, весной, когда сходит снег, на земле остаются горы мусора, грязи, оставленными человеком)
- А откуда берется грязный снег? Ведь когда он выпадает, мы видим его чистым, белым. (он загрязняется от машин, заводских труб, мусора).
-Сформулируйте тему нашего занятия. (Откуда берется грязный снег, слайд 12 ).
-Как вы думаете, какова будет цель нашего занятия? (изучить, что такое снег, откуда берутся загрязнители, как определить грязный снег или чистый, насколько он грязный, кто загрязняет снег).
- А изучать снег мы будем, основываясь на его свойствах, т.е. будем изучать … (слайд 13).
- Как и на предыдущих занятиях, будем учиться бережному отношению к природе (слайд 14).
- А еще будем выдвигать гипотезы и их обоснование (слайд 15).
- Проанализируем пробы снега, взятые из разных мест и сравним результаты (слайд 16).
- А еще проведем исследования проб снега на выявление степени загрязненности (слайд 17).
Под музыку входит снежинка (, кружится (слайд 18).
Рассказывает стихотворение.
Я весёлая снежинка,
Я летаю, как пушинка!
На мне шапочки резные,
На мне юбки кружевные!
Я снежинка-балеринка,
Я танцую день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Снежинка:
-Ребята, а что вы знаете обо мне?
Появляются карточки (выберите для себя любую и подготовьте ответ):
1. ЗНАЮ:
-Снежинка - это скопление маленьких кристаллов льда.
-Водяные пары, находящиеся в облаке или туче, падая на землю, замерзают, получается снежинка.
-Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых снежинок.
-У снежинки шесть граней.
-Множество снежинок образуют снег.
-Снег белый, непрозрачный, рыхлый.
-В тепле снег тает, превращаясь в воду.
2.УМЕЮ…
(сделать снежинку из бумаги, из проволоки, из дерева, …)
3. НАБЛЮДАЮ…
(виды снежинок, падание снега , таяние снега,…)
4.РИСУЮ…
(снег, снежинку,…)
Снежинка:
-Молодцы ребята.
В нас сокрыта великая тайна. В самом деле, не волшебно ли это, не удивительно ли: пар из чайника, дым из труб - все это лохматое и бесформенное, поднявшись наверх, в облака, и претерпев какое-то превращение, сыплется к нам обратно не бесформенными комками, не скучной пылью, а в виде кружевных шестиугольных кристаллов. Огромное количество снежинок, выпадая на землю образуют снег (слайд 19).
-Ребята, действительно, снег содержит много тайн.
-Сегодня мы с вами их узнаем, например, где снег окажется наиболее грязным, а где чище.
Карточка ПОДУМАЙ. -Давайте выдвинем гипотезу. Кто может сформулировать? (Снег грязнее около дорог, на улицах города). -А чтобы доказать или опровергнуть ее, мы проведем исследования со снегом.
Карточка НАБЛЮДАЙ
Исследование физических свойств снеговой воды.
-
-На ваших партах находятся карточки, в которые вы будете заносить результаты наблюдений. Рассмотрите пробы снега, взятые из разных мест: из леса и из города.
-Сравните их по цвету. Что вы заметили?
-Запишите свои результаты в таблицу.
2. - На первых партах находятся по два больших цилиндрических сосуда с талой снеговой водой. Проведем исследование на определение прозрачности. Для этого нужно взболтать воду, затем подложить под сосуд лист бумаги, на которой написан текст. Попробуйте прочитать текст. В каком случае это удалось легче? Занесите результаты в таблицу: прозрачная вода или нет.
3. - Теперь определим качество снеговой воды по запаху. Найдите в микролаборатории сосуды с подписями «снеговая вода из города» и «снеговая вода из леса» . Аккуратно откройте крышки и определите запах. Вспомните, как мы учились определять запах. Свои наблюдения запишите. Интенсивность запаха оценивается таким образом: нет запаха, очень слабый, слабый, заметный, отчётливый, очень сильный.
4. - Теперь определяем наличие осадка. Наличие осадка определяется суточным отстаиванием воды. Возьмите сосуды, подписанные: «суточные отстаивания воды». Внимательно рассмотрите и понаблюдайте, в каком сосуде появился осадок. Занесите данные в таблицу: есть осадок или нет.
5. - А сейчас попробуем профильтровать снеговую воду. Приготовьте чистый сосуд, фильтровальную бумагу, воронку. Сложите бумагу так, как мы это уже делали. Профильтруйте снеговую воду из леса и из города. Сравните, занесите данные в таблицу.
- Давайте посмотрим, какие результаты мы получили (работа с мимио).
Дети отвечают, учитель заносит данные в таблицу на доске:
Свойства
Снег из леса
Снег из города
Цвет
белый
серый
Запах
нет запаха
сильный
Прозрачность
прозрачный
мутный
Осадок
нет
есть
Степень загрязнения (фильтрация)
чистый
загрязнен
- Сделайте вывод, исходя из данных таблицы (дети делают вывод, что снег из леса чище, а из города грязнее).
-Ребята, мы с вами в течение 2 недель проводили исследование проб снега с использованием метода биотестирования, т.е. определения качества окружающей среды с помощью живых организмов. (Слайд 20)
В качестве живого организма мы выбрали кресс-салат, т.к. семена этих растений быстро прорастают, и они очень восприимчивы к загрязнению. Семена выращивали в одинаковых условиях: почва, освещение, температурный режим, частота полива. Но одни поливали снеговой водой, взятой из леса, а другие поливали снеговой водой, взятой из города. Результаты нашего исследования вы сейчас увидите на экране (слайды 21- 28, 8 кадров).
Результаты представлены в таблице:
-
Наблюдения
Снег из леса
Снег из города
3 день
Есть корешок
Нет корешка
5 день
Корешок вырос на 5 мм
Корешок появился
6 день
Семена пересадили в почву
Корешок вырос на 4 мм
7 день
Семена дали всходы
Семена пересадили в почву
10 день
Появились всходы, высотой 1 см
Семена дали всходы
12 день
Всходы частые крупные, дружные, высотой до 3 см
Всходы редкие, тонкие, высотой до 1 см
14 день
Всходы крепкие, частые, ярко-зеленого цвета, высотой 6 см
Всходы тонкие, редкие, имеют уродства, высотой 3 см
- К каким выводам мы с вами пришли, пронаблюдав за ростом семян? ( снег на территории города больше загрязняется вредными веществами).
- Подтвердилась наша гипотеза, которую мы выдвинули в начале занятия? (да)
- А откуда идет загрязнение? (источником загрязнения снега является автотранспорт, задымление атмосферы токсичными газами с завода, бытовой мусор, брошенный человеком, обработка дорог песком и солью, выбросы в атмосферу вредных химических веществ промышленными предприятиями).
-Выпавший на земную поверхность снег формирует снежный покров - уникальный слой, он как губка, в которой накапливается грязь, пыль, выхлопные газы автомобилей и другие загрязнения, т.е снег впитывает в себя все загрязнения, которые есть в атмосфере.
- Таким образом, снег отражает состояние атмосферы.
-А что же произойдет со снегом весной? - Весной снег растает, попадёт в почву, в грунтовые воды, в водоёмы. Загрязняющие вещества будут действовать на живые организмы и можно уже сейчас спрогнозировать, что снег, который вывезут с дорог в естественные экосистемы, за территорию города, будет оказывать сильное отрицательное воздействие на живые организмы из-за своей токсичности и загрязнённости.
-Какие же меры должен предпринять человек, чтобы не происходили такие загрязнения и не гибли живые существа?
Этап рефлексии
Цель
Содержание
Оценка результатов деятельности
-Давайте напишем письмо в общество по охране окружающей среды, в котором вы изложите свои соображения и доводы.
-А кто-то нарисует рисунок или знак, обозначающий охрану окружающей среды.
-А можете сделать белую, чистую снежинку, которая будет олицетворять чистоту и белизну снега, а соответственно чистоту окружающей нас среды.
Творческая работа детей.
Дорогие ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.
Ученик:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Пока дети вырезают снежинки слайд 29