- Преподавателю
- Начальные классы
- Игра-путешествие по произведениям К. И. Чуковского
Игра-путешествие по произведениям К. И. Чуковского
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Потапова А.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
| |
---|---|
| Игра-путешествие по произведениям К.И. Чуковского |
|
Для младших школьников ЦЕЛИ: закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения; развивать умение работать в группе; продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша.
|
Оборудование | |
1. Портрет К.И.Чуковского | |
2. Книжная выставка К.И.Чуковского | |
| |
3. Выставка рисунков детей к произведениям писателя |
Эпиграф: «Если сложить все тропинки радости, которые проложил Чуковский к детским сердцам, получится дорога до Луны» (С.Образцов).
Ход мероприятия
Ведущий. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить об одном веселом и жизнерадостном человеке, который любил детей и посвятил им много стихов и сказок. Итак, о ком сегодня пойдет речь? Правильно, о Корнее Ивановиче Чуковском!
* (Портрет) Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка - такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Кстати, Корней Иванович Чуковский - это придуманное им имя, литературный псевдоним. А настоящее имя писателя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Почти всю свою жизнь Чуковский прожил в Санкт-Петербурге. Если бы ему сказали, что он будет знаменит как детский писатель, он бы, наверное, очень удивился. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вот как это вышло.
Заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил». Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.
Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах.
Вот сегодня мы и проверим, действительно ли вы хорошо знаете его сказки. Я приглашаю вас в путешествие.
Итак, отправляемся в путь!
Станция I. Назови сказки
*Из букв, лежащих в конверте, надо составить названия сказок К.И.Чуковского
-
Муха Цокотуха, Телефон
-
Тараканище, Крокодил
-
Мойдодыр, Бармалей
-
Чудо дерево, Айболит
-
Путаница,Федорино горе
*Станция II. Рифмовка (Доскажи словечко - читает учитель задание из конверта)
-
В огороде-то на грядке
Вырастают… (Шоколадки; «Чудо-дерево».) -
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом… (Клякса; «Мойдодыр».) -
Пошла муха на базар
И купила… (Самовар; «Муха-Цокотуха».) -
Ехали медведи
На… (Велосипеде; «Тараканище».) -
И снова медведь:
- О, спасите моржа!
Вчера проглотил он
Морского… (Ежа; «Телефон».) -
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там… (Лягушку; «Федорино горе».) -
9. Прибегали лягушата,
Поливали из… (Ушата; «Путаница».) -
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит …(По дорожке; «Айболит») -
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые…(Крокодилы; «Бармалей») -
Но Медведю воевать неохота,
Ходит-ходит он, Медведь, круг…(Болота; «Краденое солнце»)
*СтанцияIII. Бюро находок -( читает учитель задание из конверта)
Некоторые герои потеряли вещи. Вспомним, в какие произведения мы могли бы их вернуть.
-
Башмаки («Чудо-дерево»).
-
Блюдца («Федорино горе»).
-
Воздушный шарик(«Тараканище»).
-
Градусник («Айболит»).
-
Калоши («Телефон»).
-
Мыло («Мойдодыр»).
-
Мочалка («Мойдодыр»).
-
Посуда («Федорино горе»).
-
Самовар («Муха-Цокотуха», «Федорино горе»).
-
Утюги («Федорино горе»).
*Станция IV. Кроссвордная (Вписать героев, чьи это слова)
-
Ч
У
К
О
В
С
К
И
Й
-
Ты поди-ка, косолапый, крокодила исцарапай,
Разорви его на части, вырви солнышко из пасти (зайчиха) -
Приходите, тараканы, я вас чаем угощу (муха)
-
Погодите, не спешите, я вас мигом проглочу (таракан)
-
Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои (Федора)
-
Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю,
Кушай, кушай, Федора Егоровна! (самовар) -
Ой, меня укусила оса! (лиса)
-
Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей! (комар)
-
Эй, пожарные, бегите, море синее тушите! (кит)
-
Я пришью ему новые ножки.
Он опять побежит по дорожке (доктор Айболит)
*Станция V. Выставка рисунков (1 - угадать сказку по рисункам детей; 2 - собрать картинку из кусочков)
*Станция VI. Загадкино (Загадки отпечатаны на листках, один из участников команды читает загадку, другой дает ответ)
Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Книга «25 загадок»
-
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.) -
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо - паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел! (Пароход.) -
3. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня! (Крапива.) -
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.) -
Была телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржала - побежала.
Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик.) -
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки и лед.) -
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер.) -
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.) -
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька.) -
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа.) -
На малину налетели,
Поклевать ее хотели,
Но увидели урода -
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало.) -
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что - скажу вам, не хвастая, -
Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила.) -
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка.) -
Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я словно плитку шоколадную
Вмиг поднимаю в высоту. (Подъемный кран.) -
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж.)
*Станция VII. Стихотворная (Конкурс капитанов - прочитать наизусть стихи К.И.Чуковского)
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
1. Головастики 2. Бебека.
Помнишь, Мурочка, на даче Взял барашек карандашик
В нашей лужице горячей Взял и написал: «Я-Бебека,
Головастики плясали, Я-Мемека
Головастики плескались, Я медведя забодал!»
Головастики ныряли, Испугалися зверюги,
Баловáлись, кувыркались. Разбежалися в испуге.
А старая жаба, как баба, А лягушка у болотца
Сидела на кочке, вязала чулочки Заливается, смеется:
И басом сказала: Спать! «Вот так молодцы».
Ах, бабушка, милая бабушка,
Позволь нам еще поиграть.
3. Слониха читает. 4. Федотка.
У слона была жена Бедный Федотка - сиротка,
Матрена Ивановна. Плачет несчастный Федотка:
И задумала она Нет у меня никого,
Книжку почитать. Кто пожалел бы его.
Но читала, бормотала Только мама, да дядя, да тетка,
Лопотала, лопотала: Только папа, да дедушка с бабушкой.
«Таталата, маталата», -
Ничего не разобрать!
5.Ежики смеются.
У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
«Эх, вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы!»
*Станция VIII. Английские песенки
К.И.Чуковский хорошо знал английский язык и перевел для детей английские народные песенки.
1. Храбрецы 2. Барабек.
Наши - то портные Робин Бобин Барабек
Храбрые какие Скушал сорок человек,
«Не боимся мы зверей - И корову, и быка,
Ни волков, ни медведей!» И кривого мясника,
А как вышли за калитку И телегу, и дугу,
Да увидели улитку - И метлу, и кочергу,
Испугалися, Скушал церковь, скушал дом,
Разбежалися! Скушал кузницу с кузнецом,
Вот они какие, А потом и говорит:
Храбрые портные! «У меня живот болит!»
3. Курица. 4. Дженни.
Курица - красавица у меня жила. Дженни туфлю потеряла,
Ах, какая умная курица была! Долго плакала, искала.
Шила мне кафтаны, шила сапоги, Мельник туфельку нашел
Вкусные, румяные пекла мне пироги. И на мельнице смолол.
А когда управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споет.
5. Котауси и Мауси.
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси!
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.
Заключительное слово ведущего
Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вам понравилось?
*Еще много раз вы встретитесь с произведениями К.И.Чуковского. Вы можете почитать его стихи, сказки «Приключения Бибигона», «Айболит» в прозе, где есть удивительное животное Тянитолкай (показ картинки и этих книг)
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»