ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ц е л и: актуализировать знания учащихся о грамматических признаках предложения; развивать умения выделять грамматическую основу, второстепенные члены предложения.

Х о д у р о к а I. Знакомство с учебником. II. Актуализация опорных знаний. У ч и т е л ь. Первая тема, над которой мы будем работать, называется «Предложение». Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении. 1. И г р а «Найди и докажи». О п и с а н и е. На доске записаны группы слов, среди которых учащиеся должны найти и назвать предложения. У ч и т е л ь. Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. Назовите найденные предложения. а) В нашей реке водятся щуки и окуни. б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается. в) Завтра мы рано утром вчетвером. г) Грачи слетелись на вспаханное поле. - Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.) - Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации. На доске схема:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2. В ы п о л н е н и е упражнения 2 устно. Учитель предлагает учащимся прочитать текст упражнения, затем организует беседу по вопросам: - С какой интонацией вы прочитали каждое предложение? Какие это предложения по цели высказывания? - Сравните первое и пятое предложение. Что у них общего, чем они отличаются? - Какой вывод можно сделать? (Предложение может состоять из одного или нескольких слов.) III. Формирование новых знаний. В о п р о с ы: - Чем являются в предложении подлежащее и сказуемое? - Как найти в предложении подлежащее и сказуемое? Стихотворение-подсказка. Когда перед вами задача - найти Главные члены предложения, Прежде всего отыщите глагол, Глагол в любом наклонении. Когда обнаружится этот глагол Между другими словами, То подчеркните его поскорей Сразу двумя чертами. Потом от него мы вопросы кто? что? К другим словам направляем И подлежащее, как на крючок, На эти вопросы поймаем. Тут мы его одною чертой Вмиг подчеркнем без сомнения. И полюбуйся - перед тобой Главные члены предложения. 1. В ы п о л н е н и е упражнения 4 по заданию учебника. У ч и т е л ь. Прочитайте сообщение. - Как называют предложения, состоящие из одной грамматической основы? - Что значит распространить предложение? Приведите пример. 2. В ы п о л н е н и е упражнения 5 по заданию учебника. Коллективная работа. - Какой текст лучше: который приведен в учебнике или тот, который у вас получился? Почему? IV. Установление связи слов в предложении. У ч и т е л ь. Прочитайте информацию из упражнения 6 и отметьте, как связаны слова в предложении. 1. И г р а «Распредели по группам». О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся должны сложить соответствующие карточки. У ч и т е л ь. Распределите карточки по группам (в «домики»). ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Дети играют. Веселые праздники. Бежит река. Бегущий мальчик. Интересная книга. Идет дождь. Дождливый день. Птицы прилетели. Птичий домик.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2. В ы п о л н е н и е упражнения 7. Учащиеся читают загадку. У ч и т е л ь. Я считаю, что в каждом предложении выделены словосочетания. Согласны ли вы с моим утверждением? Обоснуйте ответ. Под руководством учителя выписывают словосочетания с вопросами. - Какие это предложения по составу? (Распространенные.) Чем они распространены? (Второстепенными членами предложения.) - Обратите внимание, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения. V. Самостоятельная работа. Найдите грамматические основы предложений и запишите их в тетрадь. Н а д о с к е: Плывут паутины Над сонным жнивьем. Краснеют рябины Под каждым окном. Хрипят по утрам Петушки молодые. Дожди налегке Выпадают грибные. А. Твардовский VI. Итог урока. У ч и т е л ь. Закончите предложение. · Предложение выражает… · Подлежащее и сказуемое - это… · Словосочетание - слова, связанные друг с другом… · Грамматическая основа предложения не является…



© 2010-2022