- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Зима: покой природы
Конспект урока Зима: покой природы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Митропольская А.В. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
12
Митропольская Анжелика Владимировна
МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением
отдельных предметов,
учитель начальных классов
г. Тамбов
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме:
«Зима: покой природы».
(с использованием мультимедийных технологий)
Цели:
- Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, научить их
- Научить школьников устанавливать взаимосвязь между
- Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
- Презентация к уроку
- Уроки Кирилла и Мефодия. Мультимедийное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. 2007.
- Вахрушев А. А. Бурский О. В. Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 кл.- М.: балансс, 2014 г.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
(Слайд 2) Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой) - Я вас приглашаю в гости к зиме.
- Изучение нового материала.
(Слайд 4) - А как раньше в древние времена на Руси называли месяцы?
На Руси декабрь называли студень, стужайло, снежень. Декабрь - «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает. Говорят: декабрь год кончает, зиму начинает. Январь называли сечень, он рассекает зиму на две половины. Январь - «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Говорят: Январь - году начало, зиме середина.
Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Февраль - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
2. Приметы о зиме. (Слайд 5,6) а) Вспомним с вами приметы о зиме. - Какие приметы вы знаете? (ответы детей) Народные приметы.
- Много снега - много хлеба.
- Зима снежная - лето дождливое.
- Если зимой сухо и холодно - летом сухо и жарко.
- Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
- Дым столбом - к морозу.
- Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
3.Привал «Неживая природа зимой». (Слайд 7) - Вспомним, что такое природа? (природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека) - Вспомните, какая бывает природа? (живая и неживая) -Что относится к неживой природе? -Что относится к живой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)
-Отправляясь, в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
Урок № 6 Часть 1 (слайд8) - Скажите, по каким признакам в неживой природе мы определили, что наступила зима?
Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.
(1.Низкое положение солнца на небосводе 2.Короткие дни и длинные ночи. Солнце уже не успевает согревать землю за короткий день. 3.Замерзают почва, водоёмы. 4.Земля покрыта снегом. 5.Туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюга, метель, пурга.) -Как вы думаете, когда наступает зима?
-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
4.Просмотр видеосюжета. (Слайд 9) -Посмотрите видеосюжет. -Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.) -Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
Урок № 6 часть 2
(Слайд 10) У вас на столах лежат листы с изображением снежинок. Дорисуйте снежинки.
(Слайд 11) Откройте учебник на странице 85. Посмотрите на две нижние картинки. - Скажите, что случилось со снежной бабой, когда её занесли в класс? - Почему она растаяла в классе? (В классе тепло, а на дворе холодно) - Почему замерзают реки и идёт снег? Прочитаем вывод на странице 85.
- Привал «Зимняя жизнь растений».
Урок № 6 часть 9 Демонстрация веточки берёзы и липы, разрезание почки.
Деревья почти спят, вернее они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками. Возьмём нож и разрежем. Оказывается, почка не спит - ждет весну. Посмотрите, внутри будущий листок. Зимой происходит «дозревание» почек.
- Физкультминутка. (Слайд 15)
- Привал «Секреты животного мира».
Урок № 5 часть 6 (Слайд 16) Откройте учебник на странице 86. Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы. - Назовите, какие птицы спрятались в зимнем лесу? - Назовите, животных, меняющих окраску зимой? - Назовите, каких зверей вы ещё увидели в зимнем лесу? - От кого прячутся звери и птицы? - Какие трудности они испытывают зимой? Не только растения подготовились к переживанию холода. Но и многие звери и птицы.
Урок № 6 часть 7
О том, как готовятся к зиме и зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
- Отгадайте загадку: (Cлайд 17) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
Загадка (Слайд 18) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу - яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь - шатун. (Просмотр видеосюжета о медведе.) Загадка: (Слайд 19) За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало- Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Загадка: (Слайд20 ) У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода - кора. (Заяц)
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
Загадка: (Слайд21) Злой и серый По лесу бегает Зубами щёлкает (Волк) Волк - сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери - кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.
4. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 22) Домик 1 - животные, которые к зиме делают запасы. Домик 2 - животные, которые зимой впадают в спячку. Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.
5. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 23)
6. Жизнь птиц зимой. Вспомним, какие изменения произошли в жизни птиц. -Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? -Почему они улетают? (Слайды 24) -Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.) -Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)
(Слайд 25) Рассказ учителя о клестах. Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка - серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
(Слайд 26) Сообщение ученицы о синичке. Синица - это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко - жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. (Просмотр видеосюжета о синичке.)
(Слайд 27) -Чем питаются птицы зимой?
- Пшено, просо, овёс, пшеница;
- Семена подсолнечника;
- Ягоды рябины, боярышника;
- Семена клёна, ясеня;
- Шишки, жёлуди, орехи;
- Хлеб, хлебные крошки.
(Слайд 28) - Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину. -Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.) -Что произойдёт, если не будет птиц?
- Итог урока.
Зима самое холодное время года. Ночи становятся долгими, а дни короткими. Снег покрывает землю, дома и деревья. Реки скованы льдом.
Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора. Природа ждёт весну.
-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке.
Разгадайте кроссворд. (Слайд 30)
1. Беленькая собачка в подворотню глядит. (Сугроб) 2. Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла и упала. (Снежинка) 3. Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою Но солнце её припечет - Заплачет она и умрёт. (Сосулька) 4. Обильное выпадение снега называют… (Снегопад) 5. Году начало, зиме середина. Что, скажи, за месяц это? (Январь)
- Домашнее задание.
- Прочитать статью в учебнике - с.84-89.
- Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.
- Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).
Дорисуй снежинки
Догадайтесь, чьи следы на снегу.
12