Конспект урока Зима: покой природы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Митропольская Анжелика Владимировна

МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением

отдельных предметов,

учитель начальных классов

г. Тамбов

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме:

«Зима: покой природы».

(с использованием мультимедийных технологий)


Цели:

  • Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, научить их
отличать признаки зимы. (Развитие умения объяснять мир)
  • Научить школьников устанавливать взаимосвязь между
похолоданием и жизнью растений и животных.
  • Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь
нуждающимся животным. (Развитие умения объяснять своё отношение к миру)
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность
учащихся, умение анализировать, обобщать.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
  • Презентация к уроку
  • Уроки Кирилла и Мефодия. Мультимедийное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. 2007.
  • Вахрушев А. А. Бурский О. В. Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 кл.- М.: балансс, 2014 г.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
(слайд 1 с изображением мальчика и девочки) Сегодня мы отправимся в путешествие по храму природы. И в нашем путешествии с нами будут наши помощники Лена и Миша. Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм - С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для вас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь.
  1. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
(Слайд 2) Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой) - Я вас приглашаю в гости к зиме.
  1. Изучение нового материала.
1 Сообщение о времени года: зимние месяцы. (Слайд 3) - В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)
(Слайд 4) - А как раньше в древние времена на Руси называли месяцы?
На Руси декабрь называли студень, стужайло, снежень. Декабрь - «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает. Говорят: декабрь год кончает, зиму начинает. Январь называли сечень, он рассекает зиму на две половины. Январь - «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Говорят: Январь - году начало, зиме середина.
Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Февраль - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
2. Приметы о зиме. (Слайд 5,6) а) Вспомним с вами приметы о зиме. - Какие приметы вы знаете? (ответы детей) Народные приметы.
  • Много снега - много хлеба.
  • Зима снежная - лето дождливое.
  • Если зимой сухо и холодно - летом сухо и жарко.
  • Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
  • Дым столбом - к морозу.
  • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
- А теперь - в путь!
3.Привал «Неживая природа зимой». (Слайд 7) - Вспомним, что такое природа? (природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека) - Вспомните, какая бывает природа? (живая и неживая) -Что относится к неживой природе? -Что относится к живой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)
-Отправляясь, в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
Урок № 6 Часть 1 (слайд8) - Скажите, по каким признакам в неживой природе мы определили, что наступила зима?
Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.
(1.Низкое положение солнца на небосводе 2.Короткие дни и длинные ночи. Солнце уже не успевает согревать землю за короткий день. 3.Замерзают почва, водоёмы. 4.Земля покрыта снегом. 5.Туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюга, метель, пурга.) -Как вы думаете, когда наступает зима?
-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
4.Просмотр видеосюжета. (Слайд 9) -Посмотрите видеосюжет. -Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.) -Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
Урок № 6 часть 2

(Слайд 10) У вас на столах лежат листы с изображением снежинок. Дорисуйте снежинки.
Конспект урока Зима: покой природы

(Слайд 11) Откройте учебник на странице 85. Посмотрите на две нижние картинки. - Скажите, что случилось со снежной бабой, когда её занесли в класс? - Почему она растаяла в классе? (В классе тепло, а на дворе холодно) - Почему замерзают реки и идёт снег? Прочитаем вывод на странице 85.
  1. Привал «Зимняя жизнь растений».
- А сейчас мы посмотрим, как неживая природа отразилась на жизни растений. (Слайд 12) -Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) - Сравните лиственные и хвойные деревья. - Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные) Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями. - Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все) (Слайд 13) - Остаются зелёными не только хвойные растения. Есть травянистые растения: земляника, клюква, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. У наших растений зимой наблюдать рост. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной. (Слайд 14) - Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы. Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.) Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17С. Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.
Урок № 6 часть 9 Демонстрация веточки берёзы и липы, разрезание почки.
Деревья почти спят, вернее они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками. Возьмём нож и разрежем. Оказывается, почка не спит - ждет весну. Посмотрите, внутри будущий листок. Зимой происходит «дозревание» почек.

  1. Физкультминутка. (Слайд 15)
  2. Привал «Секреты животного мира».

Урок № 5 часть 6 (Слайд 16) Откройте учебник на странице 86. Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы. - Назовите, какие птицы спрятались в зимнем лесу? - Назовите, животных, меняющих окраску зимой? - Назовите, каких зверей вы ещё увидели в зимнем лесу? - От кого прячутся звери и птицы? - Какие трудности они испытывают зимой? Не только растения подготовились к переживанию холода. Но и многие звери и птицы.
Урок № 6 часть 7
О том, как готовятся к зиме и зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

-Конспект урока Зима: покой природы Отгадайте загадку: (Cлайд 17) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. Конспект урока Зима: покой природы
Загадка (Слайд 18) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу - яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь - шатун. (Конспект урока Зима: покой природыПросмотр видеосюжета о медведе.) Загадка: (Слайд 19) За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало- Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Конспект урока Зима: покой природы
Загадка: (Слайд20 ) У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода - кора. (Заяц)
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
Загадка: (Слайд21) Злой и серый По лесу бегает Зубами щёлкает (Волк) Волк - сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери - кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

4. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 22) Домик 1 - животные, которые к зиме делают запасы. Домик 2 - животные, которые зимой впадают в спячку. Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.
Конспект урока Зима: покой природы
5. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 23) Конспект урока Зима: покой природы









6. Жизнь птиц зимой. Вспомним, какие изменения произошли в жизни птиц. -Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? -Почему они улетают? (Слайды 24) -Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.) -Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)
(Слайд 25) Рассказ учителя о клестах. Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка - серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
(Слайд 26) Сообщение ученицы о синичке. Синица - это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко - жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. (Просмотр видеосюжета о синичке.)
(Слайд 27) -Чем питаются птицы зимой?
  • Пшено, просо, овёс, пшеница;
  • Семена подсолнечника;
  • Ягоды рябины, боярышника;
  • Семена клёна, ясеня;
  • Шишки, жёлуди, орехи;
  • Хлеб, хлебные крошки.
-И всё же птицы зимой нередко голодают.
(Слайд 28) - Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.
Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину. -Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.) -Что произойдёт, если не будет птиц?

  1. Итог урока.
(Слайд 29) Откройте учебник на странице 89 и 88. -Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой? Прочитаем вывод.

Зима самое холодное время года. Ночи становятся долгими, а дни короткими. Снег покрывает землю, дома и деревья. Реки скованы льдом.

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора. Природа ждёт весну.
-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке.
Разгадайте кроссворд. (Слайд 30)
1. Беленькая собачка в подворотню глядит. (Сугроб) 2. Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла и упала. (Снежинка) 3. Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою Но солнце её припечет - Заплачет она и умрёт. (Сосулька) 4. Обильное выпадение снега называют… (Снегопад) 5. Году начало, зиме середина. Что, скажи, за месяц это? (Январь)

  1. Домашнее задание.
  • Прочитать статью в учебнике - с.84-89.
  • Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.
  • Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).

































Дорисуй снежинки

Конспект урока Зима: покой природы




















Конспект урока Зима: покой природы

Догадайтесь, чьи следы на снегу.
Конспект урока Зима: покой природы

12

© 2010-2022