Всероссийский детский экологический форум «Семик»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Козинская средняя общеобразовательная школа

Усть - Таркский район Новосибирская область



Всероссийский детский экологический форум

«Зеленая планета 2013»

Номинация конкурса

«Природа. Культура. Экология»

« Семик»

( Сценарий народного праздника на зеленые святки)



(Музыкальный спектакль)















Художественный руководитель:

Бугакина Т.А.

Действующие лица:

Семик

Семичиха

Хороводница

Бабка - Позыватка

Леший

Ерыкалище

Девочка 1

Девочка 2

Девочка 3



Оформление зала:



Оборудование:

«Ты береза, ты моя береза»; «Я лужком иду»; «Стой, мой милай каравод»; хоровод «Березка»; «Пошла млада за водой»; русская народная песня « Ой, вставала я ранёшенько»; хоровод « Как в лесу, лесу- лесочке»; ХОРОВОД; «Тарантелла»


Ход мероприятия (Выходят Семик и Семичиха. Семик - в рваной рубахе с горбом, Семичиха- в платье. В руки берет старое ведро и палку, создает шум. Компания ходит и кричит под окнами)

Семик честный, Семик ладужный,

Послал за винцом.

На нем семь одеж, все шелковые,

Полушелковые.

Семику да Семичихе - яичко!

Семик баню продает,

Семичихе не дает.

Стряпала, стряпала,

В тесто ложки прятала.

(Из какого-то одного дома выходит встречать веселую компанию Хороводница. У нее в руках на вышитом полотенце праздничный каравай.) Хороводница: Здравствуйте, Семик честной со своей Семичихой! Здравствуйте, люди добрые, с праздником Вас! (Хороводница запевает «Я лужком иду». Компания подхватываетпесню и вслед ведет хоровод):

Я лужком иду, положок белю.

Белю, белю- не выбелю,

Себе ровнюшку я не выберу.

Себе ровнюшку я не выберу.

А я выбрала себе малыва.

А я выбрала себе малыва.

Со малым гулять буду!

( В то время, когда Семик и Семичиха со своей компанией ходят по селу, с другого его конца входит другой коллектив, с венками на голове. Во главе Бабкой - позываткой девушки несут березку, вкапывают, украшают ее цветами, лентами, цветными нитками. Из второго коллектива девушки с венками из цветов поют «Ты береза, ты моя береза»)

Ты береза, ты моя береза,

Ты кудрявая моя береза.

Ай, думала, думала,

Сидела, гадала.

Всю я ночку не спала,

Плакала, рыдала.

( К этому же месту подходят участники первого коллектива. Бабка-позыватка вешает венок. Оба коллектива поют песню « Стой, мой милай каравод»)

Стой, мой милай каравод,

Что за милай за народ,

Стой, не расходись,

Стой, не убеги.

Я во этом караводе

Ходила - гуляла.

Скакучи я, плясучи я,

Веночек сронила.

Сронивши я венок,

Пойду, взойду во тирем.

(Звучит фонограмма русской народной песни « во поле березка стояла» . плавным ходом обходят березку и садятся на стульчики.) Хороводница:

Как будто в свадебном наряде

Березка русская стоит.

Ей ветер нежно кудри гладит,

Сережки солнце золотит.

Под нею раннею весною

Девчата водят хоровод.

Её красавицей лесною

Зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья,

Что для меня березка эта -

Мой край родной и песнь моя.

(Дети танцуют хоровод «Березка») Хороводница: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы познакомиться с праздником «Семик»,связанный с почитанием растительности, который издавна встречали в России. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на «урожай», «судьбу». Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем березку завивать, нужно было рано с зорькой подняться по воду сходить.

(Девочка с коромыслом и ведерками выходит на середину зала. Инсценируется песня «пошла, млада за водой»


Хороводница: Вот и водицы нанесли, скот напоили, огород полили, нужно и коровушку подоить. (Выходит девочка. Она поет русскую народную песню « Ой, вставала я ранёшенько»)


(Звучит таинственная музыка… Из-за домика появляется Леший) Леший: Я - леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Хороводница: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора! И лес от спячки просыпается, в наряд зеленый одевается. И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей. Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться. Сторожку леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
(ложится у домика. Издалека слышится песня Березки. Хромая, входит Ерыкалище.) Ерыкалище: Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовет. Да не бывать этому! (подходит к Лешему): Вставай, лентяй. Поднимайся лежебока!
Леший: (подпрыгивает):А? Что? Где?
Ерыкалище: скорей, Леший, пойдем к березке, сейчас ее девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Ерыкалище: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать? ( Ерыкалище под руку выводит Лешего на середину зала)
Ерыкалище: Мы пойдем, пойдем погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Ерыкалище: Белую березку заломаем? Леший: Заломаем!
Ерыкалище: А потом ее закопаем!
Леший: Правильно! Закопаем! (убегают)
Хороводница: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите березоньку завивать!
(Дети исполняют хоровод « Как в лесу, лесу- лесочке»)
Девочка 1: Пойдемте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочка 2: Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи! (Слышится пение птиц(звуковой эффект). Девочки ходят среди берез слушают пение птиц)
Хороводница: Березка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Березка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую березу украшать! А я сама к вам согнусь, в зеленые венки повьюсь. ( девочки водят хоровод « Пошли девушки в лес погулятти». Завивают березку)
- Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочка 3: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться.
Девочка 1: Уж, мы девочки, дело сделали, Уж мы белую березоньку завили.
Девочка 1: Уж мы первый веночек - за батюшку,
Девочка 2: Уж второй - то венок - за матушку.
Девочка 3: А третий венок - за саму себя.
(Направляются к реке. Шум реки) Девочка 1:

Пойду - выйду я на реченьку,

Стану я стану на крутом берегу,

Кину я кину веночек на воду,

Отойду подале, погляжу:

Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?


(Пускает веночек в воду)


Девочка 2: Чей веночек плывет?
Девочка 3: Мой!
Девочка 2: А где Сима? Ау!!!
Девочка 1: Ау!!! Девочки!!! Посмотрите, какие я грибочки нашла!!!!
(отвлекаются, тут подкрадываются под грибами Леший и Ерыкалище)
Ерыкалище и Леший : Ага! Попалась!!!
Березка: Ой ,девицы - красавицы, спасите! (прячется за девочками)
Березка: Отдайте Березку по добру ,по здорову! Все - равно я вас перехитрю и Березку в лес уведу!
Хороводница: Мы тебя, Березка, в обиду не дадим, пойдем с нами песни петь, хороводы водить

(ХОРОВОД)
Березка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Березку!
Ерыкалище и Леший: (идут с виноватыми лицами) Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к Вам пришли! (Садятся на стульчики. Девочки танцуют «тарантеллу»)
Хороводница: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси!



© 2010-2022