Конспект урока 1 класс окружающий мир по теме Хвойные деревья УМК «Начальная школа XXI века»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа XXI века»)

Класс:1

Учитель: Титова Н.А.

Тема: «Хвойные деревья»

Цель: выявить особенности хвойных деревьев, учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам и шишкам.

Задачи:

- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, умения анализировать, делать выводы;

- формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

- воспитывать экологическую культуру у младших школьников;

- развивать умение учащихся работать в паре, в группе;

- обогащать речь учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные : научатся выделять особенности хвойных деревьев, отличать хвойные деревья от лиственных; различать ель, сосну и лиственницу; определять понятие «вечнозелёное» дерево.

УУД:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) хвойные и лиственные деревья;

- выявлять особенности хвойных деревьев;

- сравнивать хвойные деревья: ель и сосну, выявлять сходство и различие этих деревьев;

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

- планировать учебное сотрудничество - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления существенных свойств предметов.

Оборудование:

- учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»;

- рабочая тетрадь;

- интерактивная доска;

- веточки и шишки хвойных деревьев (ель, сосна, лиственница);

- набор карточек с изображением деревьев (ель, дуб, берёза, сосна, рябина);

- индивидуальные наборы карточек с изображением деревьев;

- карточки для работы в группах;

- лупы;

- карточки для индивидуальной работы (тест);

- слайды с изображением хвойных деревьев, веточек, шишек для показа на интерактивной доске;

- карточки для самооценивания.




Ход урока


  1. Организация начала урока.

Сегодня на уроке

Мы с вами будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!


  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Начнём наш урок с игры «Соображалки».

Право первого ответа получит тот, кто быстро и правильно ответит на мой вопрос:

- На доске расположены картинки с изображением растений. Как все эти растения назвать одним словом? (деревья)

- Ваша задача соединить название дерева с его изображением (рябина, ель, дуб, берёза, сосна)

2) Достаньте из конверта, лежащего на вашей парте, карточки с изображениями этих же деревьев. Работать будете в паре. Разложите эти деревья на две группы.

- Какие группы у вас получились? (лиственные деревья и хвойные деревья)

- Почему вы так объединили деревья в группы?

3) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о деревьях)

- А вот о какой группе деревьев мы узнаем, объяснив, почему так говорят:

«Ёлочка - иголочка»

«У сосны листочки - хвоинки»

«Зимой и летом одним цветом» (загадка)

- Так о какой группе деревьев пойдёт речь на уроке?

- Давайте назовём тему нашего урока («Хвойные деревья»)

3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

1) Кто из вас думает, что все хвойные деревья одинаковые?

- А, кто считает, что у них есть различие?

- Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы правильно ответить на эти вопросы? (рассмотреть и сравнить)

2) Сегодня на уроке вы попробуете свои силы в роли исследователя, ваша задача сравнить два хвойных дерева, которые наиболее часто встречаются в нашей местности. Как вы думаете, какие это деревья? (ель, сосна)

- Как можно сравнить эти деревья? Что вы будете сравнивать? (расположение ветвей на стволе, веточки с листочками, шишки)

- А для чего вы будете выполнять сравнение ели и сосны? (узнать - одинаковые они или есть различия)

4. Открытие нового знания.

1) Работа будет проходить в группах.

В классе 12 человек, в каждой группе по 4 человека, среди которых есть «сильный» ученик, который может быть лидером в данной группе.

І группа : сравнить веточки с листочками (план сравнения, веточки ели и сосны, линейка, увеличительное стекло - лупа)

СРАВНЕНИЕ ВЕТОЧЕК

  1. Название листьев.

  2. Цвет хвои.

  3. Длина хвоинки (используй линейку).

  4. Как прикрепляются к веточке (используй лупу).

  5. Если потрогать и помять хвоинки ели и сосны, какое различие заметим.

ІІ группа: сравнить плоды (план сравнения, шишка ели, шишка сосны, линейка)

СРАВНЕНИЕ ПЛОДОВ

  1. Название плода.

  2. Форма.

  3. Размер (используй линейку).

  4. Нажмите на шишки, какое различие между ними.

  5. Вес.

ІІІ группа: ответить на вопросы:

  1. Как располагаются ветви сосны и ели на стволе?

  2. Можно ли ель и сосну назвать «вечнозелёными»? Почему?

(учебник с.7)

Прежде чем узнаем, что получилось у ребят каждой группы, немного отдохнём.


  1. Физкультминутка:

Во дворе стоит сосна

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнуться взад, вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

Будем вместе приседать:

1, 2, 3, 4, 5.

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.


  1. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

Что общего?

В чем различие?

Учителем выводится таблица на интерактивную доску и по ходу ответов учеников заполняется.



Сравнение ели и сосны



Конспект урока 1 класс окружающий мир по теме Хвойные деревья УМК «Начальная школа XXI века»

ЕЛЬ

Конспект урока 1 класс окружающий мир по теме Хвойные деревья УМК «Начальная школа XXI века»

СОСНА

ОДИНАКОВОЕ

листья - хвоинки

цвет - зелёный

название плода - шишка

РАЗНОЕ

длина хвоинок

короткие

длинные

расположение хвоинок на ветке

по одной

по две

сравнение хвоинок по жёсткости

более жёсткие

более мягкие

форма плода

продолговатые

более круглые

размер плода

длинные

короткие

шишки на ощупь

более мягкие

более твёрдые

сравнение плода по весу

тяжёлые

лёгкие

расположение ветвей на стволе

по всему стволу

ближе к верхушке


- Давайте вернёмся к вопросам, ответ на которые вы искали:

хвойные деревья все одинаковые или у них есть различия?

-В чём эти различия?

- А почему тогда и ель и сосна относятся к группе хвойных деревьев?

5. Первичное закрепление.

1) Даже ёлку мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки -

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

Мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

- как вы думаете: легко ли вы сможете теперь отличить ель от сосны?

Давайте проверим:

Я вам буду показывать картинки, на которых ветки ели и сосны, шишки и сами эти деревья, а вы должны ответить ель это или сосна и как вы это определили. (Слайды № 1 - № 8)

2) (на слайде № 9 изображение лиственницы в осеннее время года)

- А это что за дерево?

- Можно его назвать хвойным? Почему?

- Как расположены хвоинки на веточке? (слайд № 10 - пучками)

- Чем хвоя этого дерева отличается от хвои сосны и ели?

(мягкая, неколючая, желтеет и опадает осенью)

- Как называется это дерево? (лиственница)

- рассмотрите веточку лиственницы, на которой есть шишка (раздаётся на каждую парту)

- Чем веточка лиственницы отличается от веточки ели и сосны? (нет хвоинок)

- А шишка отличается от шишки ели, сосны? Чем?

- Давайте узнаем об этом дереве поподробнее и прочитаем статью в учебнике на странице 8. Статья называется «Лиственница сибирская».

- Лиственница - это хвойное или лиственное дерево? Поясните.

- Какая особенность лиственницы отличает её от других хвойных растений?

- Как вы понимаете слово «долгожитель» (в словаре В. Даля означает - долгоживущий)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1) Работа в тетради на стр. 43

Задание рубрики «Соображалки»

- выполняя это задание, обратите внимание на шишки, которые лежат у вас на парте;

Задание: отметь правильный ответ, выполняется индивидуально, проверка выполнения задания проводится с проговариванием правильного ответа.

2) Выполнение теста (индивидуально)

Учащиеся выполняют самопроверку. Тест с правильными ответами выводится на интерактивную доску.

  1. К какой группе растений относится ель?

а) деревья б) травы в) кустарники


  1. Название листьев у сосны и ели.

а) иголки б) хвоинки в) колючки


  1. Узнай дерево по описанию:

Вечнозелёное дерево, ветки которого расположены по всему стволу. Иголки маленькие, а шишки большие, овальной формы.

а) ель б) лиственница в) сосна


  1. Как называются плоды у хвойных деревьев?

а) ягода б) цветок в) шишка

3) Физкультминутка по плакату «Гимнастика для глаз».

7. Включение знаний в систему и повторение.

Сейчас я вам покажу картинки с изображением деревьев, а вы попробуйте определить хвойные это деревья или лиственные. Почему вы так решили?

Слайды № 11 - № 13

№ 11 - можжевельник - хвойное вечнозелёное растение. Считают, что его название переводится как «колючий», хотя не все виды можжевельника колючие. Настой и отвары из ягод можжевельника пьют, чтобы улучшить аппетит и пищеварение, а душистую хвою используют как дезинфицирующее средство. Неслучайно любители попариться в бане выливают настой можжевеловых веток на раскалённые камни в печи: в бане не только появляется приятный запах, но и уничтожаются болезнетворные микробы.

№ 12 - пихта - имеет мягкую хвою, живёт до 700 лет. Из неё делают бумагу и музыкальные инструменты, например контрабас (картинка с изображением инструмента), целительное пихтовое масло.

№ 13 - сибирский кедр - достигает в высоту до 35 м, диаметр ствола - до 1,5 м. Шишки у кедра крупные, а семена - гранёные тёмно-коричневые орешки. Это питательное лакомство не только для людей, но и для многих животных.

- А знаете ли вы, как и для чего люди используют ель, сосну и лиственницу?

- Сосна прекрасно очищают воздух (строят санатории рядом с сосновым лесом).

Сосну использовали для строительства кораблей.

Изготавливают фанеру.

Выделяют эфирное масло для лечебных целей.

- Ель прекрасное сырьё для изготовления бумаги, для изготовления музыкальных инструментов (скрипка).

Еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон - делают настой и принимают ванны.

- Лиственница - очень долго не гниёт, из неё строят дома.

- Человек часть природы и пользуется её дарами, но что произойдет, если мы будем у природы только брать и ничего не давать взамен?

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?

8. Рефлексия.

- Что мы сегодня с вами исследовали?

- На какие вопросы ответили?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

Выберите карточку, которая как вы считаете, подходит для вашей работы на уроке.

(Задание для ребят знакомое, т.к. данные карточки используются на других уроках).

Зелёная - я работал(а) отлично. Все задания для меня были лёгкими и понятными. Я чувствовал(а) себя уверенно.

Жёлтая - я работал(а) хорошо. Иногда испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно, т.к. не все задания были мне понятны.

Красная - у меня не было желания работать. Задания для меня были трудными и мне нужна помощь.



© 2010-2022