«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











« Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс - актуальная тенденция обновления образования».







Доклад подготовила

учитель музыки

МБОУ СОШ № 3

Плотникова П.В.









2012 г.

Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровье сбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречия с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке уч - ся, ухудшению их здоровья. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс - это актуальная тенденция обновления образования.

Педагогам - музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в образовании. Поэтому и мы с вами на наших заседаниях методического объединения будем рассматривать возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий , о профессиональной компетенции учителя музыки в реализации этих технологий. Познакомимся с вокалотерапией, музыкотерапией, фольклорной терапией, терапией творчества, сказкотерапией, улыбкотерапией.

Мне хочется познакомить вас с программой « Музыка для начальных классов» Т.И. Баклановой, где используется музыкальная терапия всех видов.

В практике преподавания музыки в школе арт - терапевтические методы и технологии пока используются у нас очень редко, хотя музыкальную терапию сегодня широко применяют во многих странах мира : Америке, Германии, Швеции, Великобритании. В России в области музыкальной терапии наиболее известны исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, М.Л. Лазарева и др. В их работы входят конкретные музыкально - терапевтические упражнения, рекомендуемые для занятий с детьми не только с целью лечения, но и для профилактики психологических заболеваний. Именно такие упражнения и предлагаются учителям музыки в учебнике « Музыка для начальных классов» Т.И. Баклановой.

Наряду с профилактическими функциями, многие из предлагаемых арт - терапевтических упражнений позволяют активно развивать у ребенка певческий аппарат, певческое дыхание, звукообразование и звуковедение, координацию слуха и голоса.

Программа Т.И. Баклановой - это передовые педагогические технологии, применений которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует :

- комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;

- полноценное соединение знаний и практических навыков;

- объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно - воспитательный процесс;

- обеспечение реальной социализации уч-ся.

Все программы 1 - 4 классы взаимосвязаны между собой темами :

- « Путешествие по музыкальному миру » 1 класс;

- « Композиторы - исполнители - слушатели » 2 класс;

- « Наше музыкальное наследие » 3 класс;

- « Современный мир музыки » 4 класс.

В 1 классе учащиеся в увлеченной форме путешествуют по Волшебному царству звуков.

Во 2 классе знакомятся с жизнью и творчеством русских композиторов - классиков ( М.И. Глинки, П.И. Чайковский, Н.А. Римский - Корсаков и др.), с известными музыкантами и певцами, с оркестрами , хорами.

В 3 классе учащимся предлагается совершить воображаемое путешествие по российским концертным залам, музыкальным театрам, музыкальным музеям.

В 4 классе основное внимание уделяется современной музыкальной жизни нашей страны, а также некоторых зарубежных стран. Учащиеся познакомятся с авторской песней, джазом, мюзиклом, музыкальной эстрадой.

Темы завершаются тренингами, творческими проектами в различных формах ( праздник, музыкальный салон, викторины, музыкальный спектакль, театрализованное представление ).

Программа для 1 класса структурирована в виде 4х больших тем :

« Волшебное царство звуков», « Сказочная страна», « На родных просторах», « Остров музыкальных сокровищ». Программа рассчитана минимум на 31 час ( по одному часу в неделю ). К программе изданы нотная хрестоматия в 3х частях и комплект рабочих тетрадей, учебники « Музыка» для каждого класса. Программа апробировалась на протяжении 8 лет в ряде разных регионов России.

К программе даны поурочные разработки для учителей музыки .

В каждом уроке есть :

- основы музыкальных знаний ;

- музыкально - исполнительская деятельность ;

- слушание музыки ;

- арт - терапевтическая деятельность ;

- музыкально - изобразительная деятельность .

Используется также музыкально - пластическая деятельность, подготовка к проектной деятельности.

На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально - педагогические методы обучения, но и музыкально - терапевтические для сохранения здоровья детей. Истинно такие методы позволяют регулировать психо - эмоциональное состояние слушателей, повысить их социальную активность, облегчить усвоение новых положительных форм поведения, приобрести новое средство эмоциональной экспрессии.

В последнее время в работе педагогов - музыкантов наблюдается тенденция разрабатывать сценарии уроков музыки по законам музыкальной формы :3х частной, репризной, рондо, вариаций. Своеобразны и « жанры» уроков музыки : урок - путешествие, урок - дискуссия, урок - экскурсия, урок - знакомство, урок - размышления.

Восприятие музыки, её исполнения и создание является основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапией. По существу, каждый учитель музыки, осознает он или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. В этом будет вклад учителей музыки в здоровьесберегающие технологии образовательного процесса.



© 2010-2022