- Преподавателю
- Начальные классы
- «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования»
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плотникова П.В. |
Дата | 14.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
« Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс - актуальная тенденция обновления образования».
Доклад подготовила
учитель музыки
МБОУ СОШ № 3
Плотникова П.В.
2012 г.
Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровье сбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречия с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке уч - ся, ухудшению их здоровья. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс - это актуальная тенденция обновления образования.
Педагогам - музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в образовании. Поэтому и мы с вами на наших заседаниях методического объединения будем рассматривать возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий , о профессиональной компетенции учителя музыки в реализации этих технологий. Познакомимся с вокалотерапией, музыкотерапией, фольклорной терапией, терапией творчества, сказкотерапией, улыбкотерапией.
Мне хочется познакомить вас с программой « Музыка для начальных классов» Т.И. Баклановой, где используется музыкальная терапия всех видов.
В практике преподавания музыки в школе арт - терапевтические методы и технологии пока используются у нас очень редко, хотя музыкальную терапию сегодня широко применяют во многих странах мира : Америке, Германии, Швеции, Великобритании. В России в области музыкальной терапии наиболее известны исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, М.Л. Лазарева и др. В их работы входят конкретные музыкально - терапевтические упражнения, рекомендуемые для занятий с детьми не только с целью лечения, но и для профилактики психологических заболеваний. Именно такие упражнения и предлагаются учителям музыки в учебнике « Музыка для начальных классов» Т.И. Баклановой.
Наряду с профилактическими функциями, многие из предлагаемых арт - терапевтических упражнений позволяют активно развивать у ребенка певческий аппарат, певческое дыхание, звукообразование и звуковедение, координацию слуха и голоса.
Программа Т.И. Баклановой - это передовые педагогические технологии, применений которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует :
- комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;
- полноценное соединение знаний и практических навыков;
- объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно - воспитательный процесс;
- обеспечение реальной социализации уч-ся.
Все программы 1 - 4 классы взаимосвязаны между собой темами :
- « Путешествие по музыкальному миру » 1 класс;
- « Композиторы - исполнители - слушатели » 2 класс;
- « Наше музыкальное наследие » 3 класс;
- « Современный мир музыки » 4 класс.
В 1 классе учащиеся в увлеченной форме путешествуют по Волшебному царству звуков.
Во 2 классе знакомятся с жизнью и творчеством русских композиторов - классиков ( М.И. Глинки, П.И. Чайковский, Н.А. Римский - Корсаков и др.), с известными музыкантами и певцами, с оркестрами , хорами.
В 3 классе учащимся предлагается совершить воображаемое путешествие по российским концертным залам, музыкальным театрам, музыкальным музеям.
В 4 классе основное внимание уделяется современной музыкальной жизни нашей страны, а также некоторых зарубежных стран. Учащиеся познакомятся с авторской песней, джазом, мюзиклом, музыкальной эстрадой.
Темы завершаются тренингами, творческими проектами в различных формах ( праздник, музыкальный салон, викторины, музыкальный спектакль, театрализованное представление ).
Программа для 1 класса структурирована в виде 4х больших тем :
« Волшебное царство звуков», « Сказочная страна», « На родных просторах», « Остров музыкальных сокровищ». Программа рассчитана минимум на 31 час ( по одному часу в неделю ). К программе изданы нотная хрестоматия в 3х частях и комплект рабочих тетрадей, учебники « Музыка» для каждого класса. Программа апробировалась на протяжении 8 лет в ряде разных регионов России.
К программе даны поурочные разработки для учителей музыки .
В каждом уроке есть :
- основы музыкальных знаний ;
- музыкально - исполнительская деятельность ;
- слушание музыки ;
- арт - терапевтическая деятельность ;
- музыкально - изобразительная деятельность .
Используется также музыкально - пластическая деятельность, подготовка к проектной деятельности.
На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально - педагогические методы обучения, но и музыкально - терапевтические для сохранения здоровья детей. Истинно такие методы позволяют регулировать психо - эмоциональное состояние слушателей, повысить их социальную активность, облегчить усвоение новых положительных форм поведения, приобрести новое средство эмоциональной экспрессии.
В последнее время в работе педагогов - музыкантов наблюдается тенденция разрабатывать сценарии уроков музыки по законам музыкальной формы :3х частной, репризной, рондо, вариаций. Своеобразны и « жанры» уроков музыки : урок - путешествие, урок - дискуссия, урок - экскурсия, урок - знакомство, урок - размышления.
Восприятие музыки, её исполнения и создание является основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапией. По существу, каждый учитель музыки, осознает он или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. В этом будет вклад учителей музыки в здоровьесберегающие технологии образовательного процесса.