- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по музыке, УМК Школа России, 4 класс
Рабочая программа по музыке, УМК Школа России, 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рангина Н.Г. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Тип программы: программа начального образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Сроки освоения программы: 4 года.
Объем учебного времени: 135 ч. Рабочая программа по музыке для 1-4классов, авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей, эмоциональной, образной сферы учащегося, чувство сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое, сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дать ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников произведениями искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Цель обучения - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
Место предмета в базисном учебном плане:
В программе общее число часов 135, из них в 1 классе - 33 ч, во 2 - 34 ч, в 3 -34 ч, в 4- 34 ч, в каждом классе по 1 часу в неделю.
1 класс - в изучении тем «Образ Родины в музыке», «Народные праздники и традиции»;
2 класс- «Музыкальные образы родного края», «Фольклор - народная мудрость»;
3 класс - «Праздники русского народа», «Образ защитников Отечества», «Образы природы»;
4 класс - «Особенности жанров русской народной песни», «Музыкальные инструменты России».
Форма обучения - традиционная.
Методы обучения:
-
метод художественного, нраственно-эстетического познания музыки,
-
метод интонационно- стилевого постижения музыки,
-
методы эмоциональной драматургии,
-
метод концентричности организации музыкального материала,
-
метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному»,
-
метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и р.),
-
метод игры,
-
метод художественного контекста.
-
Использование ИКТ
Критерии оценки уровня музыкального развития учащихся:
- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
- умеет ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
- умеет ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
- каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях, содержание и характер исполняемых произведений.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - формирование общего представления о музыкальной картине мира; - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: - воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; - соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; - исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); - определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Требования к учащимся начальной школы I класс • развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;
• пробуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
• развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
• формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
• развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
• развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
• формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
• освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи. II класс
• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
III класс
• обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
• накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
• выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с
более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения)
миром музыкальных образов;
• совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);
• развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
• совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
• освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
• развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
IV класс
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования - формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности
Календарно-тематическое планирование -2кл
№
п/п
Тема урока.
Тип урока.
Цель.
Задачи.
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Планируемые результаты
Текущий и промежут. контроль
Дата проведения
Предметные
Метапредметные, личностные
Родина моя (3 ч )
1
Мелодия.
Повторение основных музыкальных понятий.
Вводный урок. Осознание мелодии как основы музыкального произведения.
1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений.
2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. 3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение. Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал:
.«Рассвет на Москве -реке» из о. «Хованщина Мусоргского;
2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой;
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Научатся правилам поведения на уроке музыки, правилам пения, определять общий характер музыки
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
Отклик на звучащую на уроке музыку.
Заинтересованность;
Участие в коллективной работе.
наблюдение
2
Здравствуй, Родина моя!
Освоение нового материала.
Урок-концерт Познакомить детей с песнями о Родине.
1.Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. 2.Создание в классе атмосферы «концертного зала». 3.Побудить к выразительному исполнению. Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал:
.«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков;
2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой
Размышлять об отечественной музыке, о ее характере и средствах выразительности.
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения, выполнять задания творческого характера, узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, распознавать особенности народных песен.
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-Понимание смысла духовного праздника.
- Освоить детский фольклор.
наблюдение
3
Гимн России.
Закрепление нового материала.
Урок-размышление Осознание гимна как главной песни страны.
1.Понять значение гимна для страны.
2.Воспитание чувства патриотизма. 3.Накопление слушательского опыта. . Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал:
«Гимн России»; 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки;
3. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой
Знать особенности исполнения Гимна России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Учащиеся научатся понимать особенности вокальной и инструментальной музыки, выявлять характерные особенности гимна, использовать различные приёмы вокального исполнения.
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
наблюдение
«День, полный событий» ( 6 ч)
4
Музыкальные инструменты.
Освоение нового материала. Роль фортепиано в музыке.
1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева. 2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя. Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент - фортепиано. Природа и музыка. Музыкальный материал: «Вальс»; 2.«Марш» Чайковского; 3. «Вальс»; 4. «Марш» Прокофьева
Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
.Умение сравнивать музыку;
2.Принимать участие в пластическом интонировании;
3.Слышать настроение звучащей музыки..
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
наблюдение; выбор движений для пластического интонирования
5
Природа и музыка.
Расширение знаний
Урок-путешествие
Значение выразительных средств в музыке.
1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать выразительные средства музыки.
2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.
Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал:
«Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева; 3 «Прогулка» Мусоргского;
4 «Прогулка» Прокофьева
Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений.
Научатся выделять характерные особенности марша, понимать термин «регистр» и определять, в каком регистре звучит музыкальный отрывок.
Понимание значения регистра в музыке
, исполнять песни, понимать термин «увертюра», узнавать на слух основную тему увертюры, выполнять задания творческого характера.
чувства, характер и мысли человека;
Отклик на звучащую на уроке музыку
Наблюдение; Выбор наиболее удачных сочинений.
6
Танцы, танцы, танцы
Расширение знаний.
Урок-концерт
Знакомство с танцевальными жанрами
1.Развивать ритмический слух. 2.Расширять представление детей о танцевальном многообразии. 3.Выявить характерные особенности в прослушанной музыке.
Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал:
«Вальс»; 2.«Полька»; 3.«Русская пляска»; 4.«Мазурка»
Чайковский; 5«Тарантелла» Прокофьев
1.Отличать танцевальные жанры.
Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца, исполнять и инсценировать песни
Музицирование;
2.Выбор характерных движений для танцев.
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
.слушание; 2.Поиск нужных танцевальных движений.
7
Эти разные марши.
Расширение знаний.
Умение находить отличия в музыке для ходьбы.
1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы.
2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта.
3.Сравнение музыки Чайковского и Прокофьева.
Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал:
. «Марш деревянных солдатиков»; 2.«Марш» Чайковского;
3. «Ходит месяц над лугами» Прокофьева;
4. «Вальсы» Чайковского, Прокофьева.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять своеобразие маршевой музыки.
Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки.
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
.наблюдение; 2.рассуждение
8
Расскажи сказку. Колыбельная. Мама.
Изучение нового материала.
Урок-путешествие по школе.
Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.
1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения.
2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни.
. Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал:
«Нянина сказка» Чайковский; 2.«Сказочка» Прокофьев;
3. «Спят усталые игрушки» А. Островский;
4. «Сонная песня» Р. Паулс
Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений.
Сопоставлять музыку, находить общие черты и различия.
Сочинить сказку. 2. Выбор характерных движений для музыки. 3. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского.
Отклик на звучащую на уроке музыку.
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
Контроль за выразительностью интонирования и фразировки.
2.Выбор наиболее удачных сказок и движений
9
Обобщающий урок 1 четверти
Закрепление знаний.
Урок - концерт.
Закрепить знания и навыки, полученные в 1 четверти.
1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.
2.Формировать общие понятия о жанрах.
3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей.
Произведения, звучащие в 1 четверти.
Научатся определять на слух знакомые жанры, узнавать мелодии изученных произведений, аргументировать свою позицию, оценивать результаты своей работы.
Уметь выражать себя в разных формах деятельности.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
«О России петь - что стремиться в храм»
(5 ч)
10
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Изучение нового материала.
Урок-обращение к духовной музыке. Вводный урок в тему духовной музыки.
1.Рассказать о значении духовной музыки.
2.Расширять слуховой опыт учащихся. 3.Воспитание любви к Родине, ее истории. Колокольные звоны России. Музыкальный материал:
Звучание колоколов из пролога о. «Б.Годунов»;
2.«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»;
3. «Вечерний звон» р.н.п.; 4.«Богатырские ворота» Мусоргского; 5.«Вставайте, люди русские» Прокофьев
Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи
Передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов.
Принятие духовной музыки как части музыкальной культуры страны. 2.Понимать новые слова.
Уметь слышать звучание колоколов в имитации на других инструментах..
Отклик на звучащую на уроке музыку,
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
Наблюдение.
11
Святые земли Русской. Князь А. Невский. С.Радонежский. «Утренняя молитва».
Расширение знаний.
Урок-путешествие
Образы героев в музыке и церкви.
1.Рассказать о национальных героях страны.
2.Развивать эмоционально-образное чувство детей.
3.Расширять слушательский опыт.
Святые земли Русской. Музыкальный материал:
.«Песня об А. Невском» Прокофьев; 2.Песнопение о Сергее Радонежском; 3.«О, Преславногочудесе» напев Оптиной пустыни. Молитва. Хорал. Музыкальный материал:
1.«Утренняя молитва»; 2 «В церкви» Чайковский;
3. «О, Преславногочудесе» напев Оптиной пустыни
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи
Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование и др.)
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Называть характерные особенности духовной музыки.
Определение на слух духовной и композиторской музыки
1. Знать правила поведения в церкви.
2.Уметь проводить сравнительный анализ муз.произведений
Отклик на звучащую на уроке музыку
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
Отклик на звучащую на уроке музыку
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
Наблюдение за эмоциональным откликом на музыку.
Наблюдение.
12
«С Рождеством Христовым!»
Познакомить с двунадесятым праздником Русской православной церкви - Рождеством Христовым.
1.Вспомнить историю праздника.
2.Разучить славянские песнопения, посвященные празднику.
3.Развивать исполнительские качества.
Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Музыкальный материал:
1.«Тихая ночь» Грубер; 2.«Колыбельная» польская н.п;
3.новогодние песни
Исполнять рождественские песни.
Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений.
1.Совместно исполнять песни.
2.Уметь находить верные пластические движения под музыку
Отклик на звучащую на уроке музыку
Совместное пение; Слуховой контроль.
13
Рождество Христово.
Закрепление знаний.
Урок-концерт
14
Обобщающий урок четверти.
Закрепление знаний.
Урок - концерт
Закрепить знания и навыки, полученные в 2 четверти.
1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах.
3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.
Музыка по выбору детей.
1.Желание принимать участие в играх, песнях, танцах.
2. Умение определять музыку композиторов
3.Эмоционально откликаться на музыку.
Отклик на звучащую на уроке музыку,
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
Наблюдение за эмоциональным фоном.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4ч )
15
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
Разыграй песню.
Расширение знаний.
Урок-игра
Значение фольклора в жизни каждого народа.
1.Развивать исполнительское качество.
2.Научить определять голоса музыкальных инструментов.
3.Воспитывать любовь к народной музыке. Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле.
1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;
3.«Выходили красны девицы»;
4. «Бояре, а мы к вам пришли» р.н.п.
Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Уметь совместно исполнять песни;
Понимать графическое изображение мелодии.
Придумывать свои движения при исполнении песен.
2.Нарисовать инструменты.
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
Отклик на звучащую на уроке музыку
Совместное пение и разыгрывание р.н. песен. Наблюдение.
16
Проводы зимы.
Расширение знаний
Урок-игра
Познакомить детей с приметами народных праздников
1.Рассказать о народных праздниках и их приметах.
2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся.
3. Воспитывать уважение к народным традициям.
Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Музыкальный материал:
1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;
3.масленичные песни; 4. весенние заклички; 5.импровизации
Знать особенности традиционных народных праздников.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.
1.Исполнение в характере. 2.Умение высказываться о музыке.
3.Знать масленичные песни. 4.Музицирование.
.Изобразительное и прикладное творчество-отклик на урок.
Понять связь между речью музыкальной и разговорной
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
1.Выразительное исполнение.
2. Наблюдение, эмоциональный отклик детей.
17
Встреча весны.
Углубление знаний.
Урок-концерт.
Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу - саму жизнь
1.Формировать знания о значении музыки в жизни человека
2.Развивать исполнительские качества, творческие способности. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Музыкальный материал:
1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;
3.масленичные песни; 4. весенние заклички;
5.игры; 6.импровизации
Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать впроцессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.
Знать особенности традиционных народных праздников.
1.Исполнение в характере. 2.Умение высказываться о музыке.
3.Знать масленичные песни. 4.Музицирование.
.Изобразительное и прикладное творчество-отклик на урок.
2.Предлагать свои весенние игры.
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
1.Слуховой контроль; 2.наблюдение;
3.эмоциональный отклик детей.
18
Народные песенки, заклички, потешки.
Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу - саму жизнь
1.Формировать знания о значении музыки в жизни человека
2.Развивать исполнительские качества, творческие способности.
Знать особенности традиционных народных праздников.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши.
1.Слуховой контроль; 2.наблюдение;
3.эмоциональный отклик детей.
19
Сказка будет впереди. Детский муз.театр. Опера. Балет.
Расширение знаний.
Традиционный, с элементами игры.
Заинтересовать детей произведениями крупных муз.жанров.
1.Учить детей понимать муз.драматургию произведения.
2.Развивать творческие способности детей.
3.Воспитывать любовь к прекрасному. Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал:«Песня-спор» Г. Гладкова;
2. фрагменты о. «Волк и 7 козлят» М. Коваля;
3.«Вальс» из б. «Золушка» Прокофьева
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов
1.Иметь представление о крупных музыкальных жанрах.
2.Понять связь между речью музыкальной и разговорной.
3.Выразительно исполнять песню-спор.
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
Отклик на звучащую на уроке музыку
1.Пластическое интонирование;
2. Контроль за выразительностью исполнения.
20
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Углубление знаний.
Традиционный, с элементами игры.
Заинтересовать детей произведениями крупных муз.жанров.
1.Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева.
2.Уметь определять характер и настроение музыки.
3.Воспитывать умение вслушиваться в произведение. Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал:
1.«Марш» из «Щелкунчик» П.И. Чайковского;
2. «Марш» из о. «Любовь к 3апельсинам» С. С. Прокофьева;
3. «Марш Черномора» М.Глинки; 4. «Песня-спор» Г. Гладкова.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
1.Характеризовать музыкальные образы.
2.Принимать участие в играх, пластическом интонировании.
Знать правила поведения в церкви
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
.Пластическое интонирование. 2.Работа с учебником.
21
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал.
Углубление знаний.
традиционный
Познакомить с фрагментами оперы.
1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний.
2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные. Песенность, танцевальность, маршевость в опере . Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал: 1.Увертюра; 2. Финал. 7 урок: 1.«Первая песня Баяна» 2. хор «Лель таинственный»; 3. «Марш Черномора».
Выявлять особенности развития образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
1.Уметь определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику.
Принимать участие в различных формах музицирования на уроке.
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
1.Пластическое интонирование с элементами инсценировки.
2.Работа с учебником.
3.Имитация игры на гуслях.
22
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Комбинированный урок.
Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
-
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки
Уметь: узнавать изученные музыка-льные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
Отклик на звучащую на уроке музыку
23
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая.
-
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка
Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
24
Симфоническая сказка «Петя и Волк».
Расширения знаний.
Традиционный.
Познакомить детей с новым жанром - симфонической сказкой.
1.Расширять знания детей о многообразии муз.жанров.
2.Равивать способность сопереживания муз.образам.
3.Воспитывать чуткое отношение к «братьям меньшим». Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал:
Темы из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках.
1.Уметь определять по характеру музыки героев.
2. Знать тембровое звучание инструментов.
3. Знать состав симфонического оркестра
Отклик на звучащую на уроке музыку,
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
1.Слуховой контроль; 2.Наблюдение; 3.Работа с учебником.
25
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.
Углубление знаний.
Урок-экскурсия
Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского.
1.Развивать эмоциональное восприятие музыки.
2.Учить позитивно-эмоциональным отношениям.
3.Воспитание в атмосфере добра, любви. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал:
1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»;
3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
1.Назвать понравившиеся пьесы, звучащие на уроке и объяснить свой выбор. 2.Узнавать пьесы.
Изобразить впечатления от музыки в цвете, рисунках.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,
1.Наблюдение; 2.Работа с учебником.
26
Звучит нестареющий Моцарт!
Симфония №40.
Закрепить знания и навыки, полученные в 3 четверти.
1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.
2.Формировать общие понятия о жанрах.
3.Продолжить работу над вокальными умениями детей. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал:
Произведения, звучащие в 3 четверти.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
1.Уметь выражать себя в разнообразных формах деятельности.
2.Музицировать на уроке.
.Анализировать муз.произведения, определять настроение, выделять характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем.
2.Закрепление муз.понятий, умение оперировать ими на уроке.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,
Отклик на звучащую на уроке музыку
1.Викторина; 2. Письменное тестирование.
27
28
«Звучит нестареющий Моцарт».
Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
Расширение знаний.
Урок - цирковое представление.
Познакомить детей с музыкой Моцарта
1.Продолжить знакомство детей со звучанием симф. оркестра.
2.Показать значение муз.средств для раскрытия содержания произведения. 3.Развивать слуховую активность детей.
Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века? Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал:
Урок 1: симфония №40 экспозиция 1 часть. Урок 2:
1.Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;
2.Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки
Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках.
.Знать ФИО композиторов и их музыку, звучащую на уроке.
2.Уметь определять национальную принадлежность музыки.,
Определить настроение музыки и передать ее особенности через словесные характеристики.
2.Рассказать о понравившейся музыке, услышанной на уроке.
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,
выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
1.Пластическое интонирование; 2.Наблюдение.
29 Волшебный цветик-семицветик.
И все это - Бах. Музыкальные инструменты (орган).
Расширение знаний.
Урок - путешествие.
Познакомить детей с органной музыкой.
1.Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности.
2. Познакомить с музыкой Баха.
3.Воспитание грамотного слушателя.
Где мы встречаемся с музыкой? Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы. Музыкальный материал:
1.«За рекою старый дом»; 2.«Волынка»; 3. «Менуэт» А. М. Бах.
Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках.
.Назвать произведения, которые понравились и объяснить свой выбор. 2.Различать мелодию и аккомпанемент.
3. Узнавать звучание органа.
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
Слуховой контроль; 2. Наблюдение; 3.Устный опрос.
30
Все в движении. Попутная песня.
Закрепление знаний.
Урок - путешествие.
Изобразительная сила музыки. 1.Учить понимать изобразительный язык музыки. 2.Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет.
3.Воспитывать грамотного слушателя.
Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал:
1.«Тройка» Свиридов; 2. «Попутная песня» Глинки;
3.«Карусель» Кабалевский
. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
.Уметь определять характер музыки.
2. Уметь подбирать цветовой фон.
3. Выражать стремление к осмысленному общению с музыкой.
Отклик на звучащую на уроке музыку,
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
.Конкурс на лучший цветовой фон, подходящий по настроению каждой части «Попутной песни»;
2.Пластическое интонирование.
31
Музыка учит людей понимать друг друга.
Закрепление умений.
Урок-импровизация.
Музыка - язык понятный всем.
.Раскрыть слушательские и исполнительские качества детей.
2.Формировать слушательский опыт детей.
3.Включить детей в осмысленную певческую деятельность.
У музыки есть свой язык? Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал:
.«Кавалерийская»; 2. «Клоуны»; 3. «Карусель».
Составление композиций, в котором сочетаются пение, пластическое интонирование, музицирование..
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
.Уважительно относиться к творчеству своих товарищей.
2. Владеть приемом соучастия в сочинении
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
Ролевые игра «Карусель»; 2.Наблюдение; 3.Слушание
32
Два лада. Природа и музыка.
Расширение знаний.
традиционный
Выразительность лада в музыке.
.Учить детей различать музыкальные лады.
2.Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать.
3.Воспитывать грамотных слушателей.
Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Рассвет на Москве-реке»; 2.«Вальс» из б. «Золушка»;
3.«Весна. Осень» Свиридов; 4. Конкурс любимой песни.
Понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.
Научатся различным приёмам дирижирования, давать определения характера музыки. Выполнять задания творческого характера.
Отклик на звучащую на уроке музыку,
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
1.Наблюдение; 2.Слушание; 3.Контроль за выбором цветового фона в («Весна.Осень»).
33
Печаль моя светла. Первый.
Закрепление знаний
Традиционный.
Лирическая музыка в творчестве композиторов.
.Закрепить знания детей.
2.Познакомить с новым произведением Чайковского.
3.Воспитывать грамотных слушателей.
Нужна ли лирическая музыка?
Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Жаворонок» Глинки; 2.«Весенняя песня» Моцарта;
3.Мелодия 1ч. Концерта; 4.Музыка на выбор учителя.
Узнавать изученные на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
.Узнавать знакомую музыку.
2.Уметь рассуждать о знакомой музыке.
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
.Наблюдение; 2.Слушание.
34 Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?
Обобщающий урок
Закрепление знаний.
Урок - концерт.
Обобщение музыкального стиля.
Определение уровня музыкальной культуры.
.Повторить изученную ранее музыку.
2.Учить детей выражать собственное отношение к музыке.
3. Воспитание грамотного слушателя.
Не иссякнет ли музыка? Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал: Пьесы из «Детского альбома». 2.Пьесы из «Детской музыки».
3. Конкурс любимой песни.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям.
Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта
Через различные формы деятельности показать свои знания и умения
.Заинтересованное отношение к музыке.
2. Запас музыкальных впечатлений.
3. Знание понятий, терминов.
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
Отклик на звучащую на уроке музыку
Конкурс: 1.Исполнение любимых песен. 2.Наблюдение.
№ п\п
№ в теме
Раздел
Тема
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Вид
контроля
Дата
Примечание
Личностные
Метапредметные
Предметные
1.
1
Россия - родина моя (5 часов)
Мелодия - душа музыки
Мелодизм - основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4)
Наблюдать за музыкой в жизни ребёнка. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
Познавательные УУД:
Осознание восприятие содержания музыкального сочинения.
Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения.
Регулятивные УУД:
Осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя)
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оценка действий партнёра в коллективном пении.
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
Текущий
2.
2
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины»)
Текущий
3.
3
Виват, Россия! Наша слава - Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке.
Текущий
4.
4
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева
Текущий
5.
5
Опера «Иван Сусанин»
М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы.
Текущий
6.
1
4День, полный событий (4 часа)
С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ)
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД:
Формирование устойчивого интереса к уроку через творчество.
Учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия.
Извлечение необходимой информации из исполняемых произведений.
Регулятивные УУД:
Постановка и выполнение учебной задачи.
Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать.
Коммуникативные УУД:
Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен.
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
Текущий
7.
2
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка»)
Текущий
8.
3
Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом»)
Текущий
9.
4
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».
Текущий
10.
1
Ороссии петь, что стремиться в храм (7часов)
Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова)
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Текущий
11.
2
Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов
Текущий
12.
3
Образ матери в современном искусстве
Текущий
13.
4
Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Текущий
14.
5
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке
Текущий
15.
6
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.
Текущий
16.
7
Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.
Текущий
17.
1
гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа)
Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
Познавательные УУД:
Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки и её исполнения.
Умение строить речевое высказывание в устной форме.
Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
Регулятивные УУД:
Осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя)
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оценка действий партнёра в коллективном пении.
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
Текущий
18.
2
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля
Текущий
19.
3
Масленица - праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова
Текущий
20.
1
В музыкальном театре (6 часов)
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД:
Формирование устойчивого интереса к уроку через творчество.
Учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия.
Извлечение необходимой информации из исполняемых произведений.
Регулятивные УУД:
Постановка и выполнение учебной задачи.
Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать.
Коммуникативные УУД:
Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен.
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Текущий
21.
2
Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.
Текущий
22.
3
Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия).
Текущий
23.
4
Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова
Текущий
24.
5
«Океан - море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского
Текущий
25.
6
Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова
Текущий
26.
1
В концертном зале (5 часов)
Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
Познавательные УУД:
Умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.
Рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения)
Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
Анализ музыкального сочинения.
Регулятивные УУД:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт)
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Текущий
27.
2
Музыкальные инструменты -флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение.
Текущий
28.
3
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг»
Текущий
29.
4
Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов.
Текущий
30.
5
Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения)
Текущий
31.
1
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа)
Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз - одно из направлений современной музыки.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные:
Постановка и выполнение целей.
Познавательные:
Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительство и игру на музыкальных инструментах.
Формулирование цели своей деятельности. С какой целью мы поработали с этой песней?
Формирование умения структурировать знания. Обобщать знания о средствах музыкальной выразительности.
Коммуникативные:
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач.
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
Текущий
32.
2
Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора
Текущий
33.
3
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40»)
Текущий
34.
4
Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся 3 класса
Текущий
Список литературы для учащихся:
1. Учебник «Музыка» 1 класс
2. Учебник «Музыка» 2 класс
3. Учебник «Музыка» 3 класс
4. Учебник «Музыка» 4 класс
5. «Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс»
6. . «Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс»
7. . «Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс»
8. . «Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс»
Список литературы для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., «Просвещение», 2010. 2.Рабочая программа. Музыка 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М: Просвещение, 2009
4.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М : Просвещение, 2009
5. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М: Просвещение, 2009 г.
6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе в 2-х частях. М: Просвещение, 2009
7.Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М : Просвещение, 2009
8. Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2-х частях. М : Просвещение, 2009
9. «Уроки музыки. 1-4 классы»
10.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 1 класс
11.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 2 класс
12.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 3 класс
13.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 4 класс
Табличное представление листа корректировки учебной программы
№ урока в теме
Тема урока
Причина корректировки
Способ корректировки