- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по окружающему миру для 2 класса (Перспектива) на тему: Зима в мире растений
Разработка урока по окружающему миру для 2 класса (Перспектива) на тему: Зима в мире растений
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайнутдинова Г.Р. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Зима в мире растений»
Цель: закрепить знания о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», аудиозапись песни «Наш край» («То берёзка, то рябина…») (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца), фотографии растений и их плодов (берёза, осина, дуб, липа, клён, ясень, вяз, рябина, ель, сосна, можжевельник, кедровая сосна, пихта, копытень, земляника, заячья капуста, брусника, клюква, черника).
Примечание: заранее подготовленные ученики читают стихи о зимней природе.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний.
-
Проверка домашнего задания
-
Фронтальный опрос
-
- Что вам особенно запомнилось на прогулке?
(Учитель и ученики слушают фоторассказы о зимней прогулке.)
-
Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни Д.Кабалевского «Наш край».)
-Догадались ли вы, чему будет посвящён наш урок? (Ответы учеников.)
Сегодня на уроке будем говорить о нашем крае зимой.
-
Работа по теме урока.
-
Беседа.
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 20 учебника. Учитель вывешивает на доску фотографии с видами зимней природы.)
- На экскурсии мы видели много картин зимней природы в парке. А как выглядит лес после снегопада? (Заснеженный лес спит спокойно, безмятежно.)
-Какое настроение вызывают изображения заснеженного леса? (Ответы учеников.)
Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.
(Заранее подготовленные ученики читают стихотворения русских поэтов о красоте зимней природы.)
-
Сообщения учащихся
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф. Тютчев
- Какие слова используют поэты, рисуя сказочность леса после снегопада? (Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т.д.)
Видите, даже слова подобраны поэтами «сказочные».
-
Беседа
-Что помогает дереву выжить в холодную зиму? (Ответы учеников.)
Лиственные деревья зимой. Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.
Много выделяют тепла листья - долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листы дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.
Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в её порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще у него пробковый слой. Вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на стволиках и ветках.
Но самая лучшая защита от морозов - пушистое снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.
- Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими. На прогулке мы учились определять лиственные деревья. По каким признакам можно различить деревья? (По коре, по сохранившимся листьям, по плодам.)
- Как можно отличить по цвету коры ствола берёзы от осины? (У берёзы ствол белый, у осины зеленоватый.)
- Можно ли отличить ствол дуба от ствола липы? (У дуба ствол мощнее, чем у липы. Дуб можно узнать по оставшимся сморщенным сухим листьям.)
- Как ещё можно узнать деревья? (По плодам.)
- Какие плоды деревьев мы видели на прогулке? (Ответы учеников.)
- Установите соответствие. Соедините линиями слова каждого столбика.
Клён Яблоко
Ясень Крылатый орешек (семечко, окруженное крылаткой)
Вяз Крылатка (семечко с двумя крылышками)
Липа Крылатка (семечко с одним крылышком)
Рябина Орешки
Ответ: клён - крылатка (семечко с двумя крылышками), ясень - крылатка (семечко с одним крылышком), вяз - крылатый орешек (семечко, окруженное крылаткой), липа - орешки, рябина - яблоко.
Действительно, ягода рябины учёные относят к плодам-яблокам. Яркие плоды рябины, начинающие созревать в конце лета, часто называют ягодами, хотя по своему строению они соответствуют плодам яблони. Яблочки рябины, каждое не больше сантиметра в диаметре, собраны в гроздья по 25 - 40, а то и по 50 штук. В каждом из яблочек 4, а иногда 8 мелких семян.
В плодах рябины не только красота, но и большая польза, хотя он и с горьким привкусом. Да ведь знающие люди и не едят их в эту пору. Дожидаются, когда ударят первые морозы. Тогда и собирают ягоды. Холод отбивает у них горечь, а все полезные вещества сохраняются.
Особенно много в рябине витамина С - как в лимоне и чёрной смородине. По количеству каротина может поспорить с морковью. А ещё плоды рябины богаты сахарами, витамином А, яблочной кислотой и дубильными веществами.
Хвойные деревья зимой. Зимой, в заснеженном лесу зелёные, в белых шапочках и белых шарфиках ёлочки и сосны - первые красавицы.
- Почему хвойные деревья зелёные весь год? (Примерный ответ. Если лиственное дерево останется зимой с зелёными листьями, то погибнет от недостатка влаги, так как листья испаряют воду. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налёт.)
- А ещё почему остаются зелёными хвойные деревья? (Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов, в них сохраняются соки.)
- На экскурсии мы с вами не только смотрели, но и нюхали ветки деревьев, стараясь ощутить запахи зимнего леса. Вам нравится запах ёлочки? Чем она пахнет? (Новогодним праздником.)
- Какое настроение создаёт этот запах? Вы слышали когда-нибудь о фитонцидах?
Все растения выделяют особые вещества - фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов - хвойные деревья. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно людям с заболеваниями дыхательных путей.
-
Работа по учебнику.
С. 22
- Прочитаем текст о можжевельнике.
- Вспомните, как мы отличали ель от сосны. Чем интересны иголки кедровый сосны? А хвоя лиственницы? А хвоя пихты? (Сосна - длинные хвоинки расположены по две в пучке, ель - короткие колючие хвоинки расположены спирально вокруг ветки, пихта - короткие мягкие хвоинки расположены спирально вокруг ветки, кедровая сосна - длинные хвоинки расположены по пять в пучке.)
- Как ещё можно различить хвойные деревья? (По шишкам.)
(Учитель показывает шишки, учащиеся определяют каким деревьям они принадлежат.)
- Выполните задание в рубрике «Откроем атлас-определитель» на стр. 23 учебника.
- Как зимую кустарники? (Ответы учеников.)
Кустарники и травы зимой. Холодное время проводят кустарники в состоянии покоя. Веточки покрыты специальным защитным слоем, который предотвращает испарение влаги. Растения покрыты снегом. Поэтому их корни укутаны, словно пуховым одеялом. Им под снегом тепло и уютно.
- Как зимуют травы? (Ответы учеников.)
Некоторые их трав словно прячутся на зиму в землю. У них в зимнее время сохраняются живыми только подземные органы - корни, а вся надземная часть отмирает. Другие травы сохраняют зимой зелёные листья. Это копытень, земляника, заячья капуста.
Под снегом зимуют и маленькие кустарнички - брусника, клюква и черника. Черника теряет осенью свою листву, и зимует в виде голых кустиков, у неё остаются только зеленоватые тонкие прутики. Брусника и клюква, наоборот, остаются везде зелёными, сохраняют листья на зиму. Их внешний вид мало меняется на протяжении всего года.
- Откройте учебники на с. 21. С помощью атласа-определителя узнайте на рисунке растения, которые зимуют под снегом.
V. Физкультминутка.
Дом построен у сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные.
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа - хлоп, слева - хлоп.
-
Закрепление изученного материла.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Задание 1 (с. 12)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 2 (с. 12)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 3 (с. 13)
- Прочитайте, выполните задание.
VII. Рефлексия.
Игра «Узнай дерево»
(Учитель приносит на урок ветки хвойных растений, плоды лиственных деревьев.)
- Узнайте хвойное дерево. Узнайте лиственное дерево.
(Далее учащиеся работают по вопросу в рубрике «Подумаем!» на с. 23 учебника.)
-
Подведение итогов урока.
- Как зимуют растения?
- Почему в жизни растений происходят эти изменения?
- Прочитаем выводы учебника.
Домашнее задание.
-
Прочитать текст в учебнике (с. 20 - 23), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 23).
-
Выполнить задание 4 (с. 13) в рабочей тетради (задание необходимо приготовить как вопрос-загадку для своего соседа по парте).