Аналитическая записка к номинации «Лучшая рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитическая записка к номинации

«Лучшая рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Программа разработана в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности). Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Принципы данного методического комплекта в полной мере способствуют реализации цели образовательного учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание оптимальных условий для охраны жизни и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся от двух до десяти лет. Определяя цель своей педагогической деятельности, я исхожу из того, что основная цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Определяю целью своей работы общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий. Если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия, одним из этих условий является личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт. Выбор учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» обусловлен тем, что он ориентирован не только на ребенка, с опытом городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и детей с опытом сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Воспитанники дошкольных групп и учащиеся прогимназии это дети городского поселения и близлежащих сельских поселений. В обучении русскому языку предусмотрено освоение не только федерального (в него входят сведения о русской культуре), но и национально-регионального компонента. Уместно заметить, что высок процент учащихся моего класса, для которых русский язык не является родным языком. К особенностям моей рабочей программы относится учёт взаимоотношения системы русского и родного языков. Одним из важных условий успешного обучения русскому языку двуязычных детей является знание и учет лексических, фонетических и грамматических особенностей русского языка в сравнении с родным. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, необходимо акцентировать внимание детей на причины разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Решение этой задачи требует создания многочисленных ситуаций, которые позволяют детям осознавать различие существительных по родам, осознавать разницу окончаний прилагательных, согласованных с существительными, и причины этой разницы. Постоянная работа с обратным словарем (включенным в корпус УМК), в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, также способствует не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка, для решения проблем двуязычных детей. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. На уроках русского языка с первых дней обучения уделяю особое внимание звуковому составу слова, орфоэпической и орфографической разминке на каждом уроке. Учу детей овладевать грамотной речью. Уделяю особое внимание формированию умения мыслить и доказывать свою позицию. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением, родным (кабардинским) языком. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умению организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия. Стараюсь строить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей. В своей деятельности использую проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения и др. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, дающего возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Основываясь на содержании личностно ориентированного подхода в образовании, я использую на уроках соответствующие формы, методы и приёмы работы. На моих уроках ученики выступают то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. УМК «ПНШ» предполагает задания разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах, программа помогает обеспечить условия, при которых обучение идёт в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, предлагаю решить в процессе коллективной деятельности. Одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников. На своих уроках я учу детей самостоятельной постановке целей (в начале с использованием речевых клише), планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности. В начале урока тренирую детей в самостоятельном формулировании не только темы, но и цели урока, порядка организации учебной деятельности. Мои вопросы («Что мы изучаем?», «Догадайтесь, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?», «Зачем нам это требуется?», «Какие термины в названии темы вам известны, что вы о них знаете?», «Как мы будем действовать?» и т.д.) подталкивают детей на самостоятельный поиск необходимой информации. Использую задания проблемно-поискового, развивающего характера, с интересным содержанием. Такой подход в обучении помогает мне вовлечь в активную работу каждого ученика. Всегда при выполнении заданий я внимательно выслушиваю различные ответы учеников, порой даже спорные. Как элемент социальной мотивации активно использую на уроках парную и групповую работу. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. В своей работе использую технологию сотрудничества, проблемно-диалоговую форму изложения учебного материала, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: чтение текста с остановками, маркирование текста символами. Широко использую приёмы внешней и внутренней дифференциации, приёмы графического моделирования, выбор способов решения задач. Большое внимание уделяю созданию положительного эмоционального настроя на работу всех учеников. Дети не боятся высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии. Поощряю творческую активность учащихся, ориентируя их на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации. На уроках использую сюжетно-ролевые игры, элементы тренинга, анализ ситуаций и их моделей. В результате у большинства обучаемых мною детей (к сожалению, не у всех) развивается интерес к процессу обучения, самостоятельность мышления, умение работать с различными источниками информации, применять знания на практике, рефлексировать и оценивать свою деятельность. Одной из главных проблем современного образования, над которой веду работу во время уроков и вне, является организация исследовательской деятельности с учащимися начальных классов. Дети по своей природе исследователи. Им интересно все. Этот интерес я поддерживаю на уроках Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит применять их на практике. Для развития у детей навыков исследовательского поведения на уроках учу видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Исследовательский метод в обучении даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Задания в учебниках дают возможность каждому ребёнку почувствовать себя исследователем. (Это вопросы типа-догадываешься, почему разные предметы названы одним и тем же словом? Как ты думаешь какое значение появилось первым? Проверь своё предположение. В упражнении проверяется знание нескольких правил. Распредели все слова с сомнительными написаниями по этим правилам).(Видеоролик) Для проверки своего предположения, как предлагается в упражнении ученик обращается к хрестоматии, к словарям, к ресурсам Интернета, а в идеале совершает поход в библиотеку. Первое посещение библиотеки - важный момент в жизни каждого человека. Это одно из самых эффективных средств пробуждения интереса к чтению, к познанию, развитию творческой деятельности младших школьников. Уже второй год учащимися моего класса практикуется еженедельное организованное посещение детской городской библиотеки. В связи с этим в рабочей программе обозначила проведение первого заседания клуба «Ключ и заря», в частности первых четырёх уроков по русскому языку в библиотеке. (Видеоролик) Умение пользоваться фондом библиотеки помогает школьнику самостоятельно подготовить доклад, сообщение, подбирать материалы по обозначенным темам исследовательских работ. (Приложение1) Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Считаю эту технологию эффективной в процессе познания и обучения, так как учащиеся получают не готовые знания, а добывают их собственными усилиями. Проблемную ситуацию создаю на различных этапах урока: определение темы урока, актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа. На уроке объяснения нового материала предлагаю задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило. На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. В самостоятельную работу включаю проблемные задания с учетом дифференцированного подхода. В учебниках данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания провоцируют ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт.(Например -Откройте Обратный словарь на буку И; -В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа? Можно ли поставить 1-ое, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет их начальной формой? сапоги-сапог, лыжи-лыжа, варежки-варежка. А теперь найдите 2-е, 10-е и 12-е слова. Понимаете ли вы значение этих слов? Работа с толковым словарём. Деньги, брюки, грабли- нет ед. ч.Можно ли эти слова поставить в форму единственного числа? Неужели у этих слов нет начальной формы?) (Приложение 3) В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю одаренным детям. Они обучаются на более высоком уровне сложности, выполняют индивидуальные проекты, готовятся к олимпиадам и конкурсам. Для них разрабатываю отдельные задания, которые они выполняют после обязательных на уроке, домашние задания носят творческий характер и требуют большего уровня самостоятельности. Дифференцированный подход способствует успешному выполнению каждым ребёнком задания, которое соответствует уровню развития учебно-познавательных способностей на данном этапе. Разноуровневое обучение позволяет сильным учащимся утверждаться в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Впоследствии дети получают возможность демонстрировать свои успехи на интеллектуальных играх разного уровня. Четвёртый год мною реализуется проект «Мои истоки», который пропагандирует осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами родного речевого этикета, культурой межнационального общения. В рамках данного проекта было проведено много мероприятий способствующих формированию функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. В интеллектуальной игре по данному проекту было предложено задание: перевод текста с русского языка на кабардинский и наоборот. Выполнение таких заданий побудило ученика моего класса результативно принять участие в республиканском конкурсе «Общества книголюбов Кабардино-Балкарии» (Призёр в номинации «Искусство перевода») На уроках русского языка провожу самостоятельные работы с карточками разноуровневых заданий. Развитию оперативной памяти способствуют зрительные диктанты. Для повышения активности на уроках включаю элементы занимательности, соревнования, игры, способствующие развитию логического мышления. Применяю разнообразные формы и методы обучения. Развивая орфографическую зоркость, в подготовительных диктантах ошибки у ребят не исправляю, а даю возможность их найти самим, вынося на поля чёрточки в тех строчках, где допущена ошибка. Также провожу работу в паре (взаимопроверка). Дети проверяют работы друг у друга, исправляют карандашом ошибки. Указывают на каллиграфическое написание букв. Им этот вид работы очень нравится. Через такие задания формируюдся личностные УУД: контроль процесса и результатов деятельности. В реализуемый комплект тоже включены разноуровневые задания, вариативность в решении учебных задач. Дети с ослабленным здоровьем также требуют особого внимания. Они быстрее устают, часто пропускают занятия по болезни. На уроках определяю для каждого доступный уровень обучения, темп, использую разноуровневые задания. Дифференцированный подход - обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий привело к росту качества знаний по предметам. В данное время все обучающиеся являются успевающими, преодолели свои проблемы в учении. Применение здоровьесберегающих технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды деятельности, чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО. На уроках мы проводим физкультминутки, разминку для глаз, делаем релаксирующие упражнения, осваиваем приемы точечного массажа. Это дает положительные результаты в обучении. Считаю что в формировании здорового образа жизни у обучающихся возможности учителей начальных классов выше, чем у кого-либо. К известной пословице «Береги честь смолоду» следовало бы добавить - «Береги и здоровье смолоду». При нерадивом отношении к своему здоровью можно очень быстро его лишиться. Наибольшего эффекта в данном вопросе можно добиться в том случае, если вовлечь детей в проектные, исследовательские работы. Это не только формирование привычки к здоровому образу жизни, но и получение конкретных знаний о своём организме. Важно заметить, что выполняя работы такого вида дети научатся поиску информаций по теме; обобщению и систематизации полученной информации; представлению работы на конференции. Приведу конкретный пример. В требованиях СанПиН к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях есть рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся. В рекомендациях прописано, что в целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах. Мы провели исследовательскую работу по теме: «Условия формирования правильной осанки». В ходе этого исследования дети научились простым методам определения правильности осанки, почему возникает искривление позвоночника, как проводить профилактику нарушений осанки у детей. Правильная осанка это залог здоровья, а здоровье соответственно залог успешного обучения. Так методично, шаг за шагом прививаюдетям правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. На родительских собраниях знакомлю родителей с принципами ЗОЖ. Таким образом, охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - были и остаются первостепенной задачей для меня. В своей работе использую систему инновационной оценки «портфолио», учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Портфолио способствует самореализации ребенка уже в начальных классах иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому педагоги и родители должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Достижение образовательных целей возможно только в тесном сотрудничестве с родителями. Формы, методы и средства моего взаимодействия с родителями: основной документ учащихся - дневник, в том числе его электронная версия, «портфолио» учащегося, родительские собрания, консультации, беседы, посещение учащихся на дому, открытые уроки, внеклассные мероприятия с приглашением и участием родителей, электронная почта, сайт. Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей считаю индивидуальную форму общения-педагогические беседы с родителями. Сегодня выход в Интернет имеет практически каждый человек. Современное информационное пространство подразумевает под собой использование интернета, прежде всего, для решения двух задач: поиска информации и решения проблемы общения. Электронная почта, сайт учителя - это один из самых простых способов информатизации взаимодействия с родителями. Наличие персональный сайта даёт мне возможность поделиться своим опытом работы с коллегами, родителями, со своими учениками. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Как элемент социальной мотивации активно использую на уроках парную и групповую работу. (Видеоролик) Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. Если все уроки будут в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя. В связи с этим включаю в свою работу нестандартные формы уроков: урок - исследование, урок - путешествие, урок-суд, урок -аукцион, уроки типа КВН. Авторские уроки, позволяют отразить оригинальность мышления и творческие способности как ученика, так и учителя. Для создания условий воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей (Толковый Словарь, Орфографический словарь, Орфоэпический словарь, Обратный словарь, Словарь происхождения слов), которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге. Результатом такой целенаправленной работы является воспитание привычки обращаться к словарям. Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещенных в учебнике «Литературное чтение». Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает требованиям, которые касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.). Помимо предложенных организационных форм комплекта в своей практике использую такой вид опроса, как тестирование. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, большом охвате учащихся и объёма материала. Использование данных технологий и приемов обучения позволяют мне достигнуть хороших результатов обучения, активизировать познавательный интерес обучаемых, способствовать эффективному использованию времени на уроке. В итоге у учащихся формируется стремление к самоопределению и самообразованию: они любознательны, активно и заинтересованно познают мир; владеют основами умения учиться, способны к организации собственной деятельности; умеют самостоятельно работать с источникоми знаний, умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал. В программе учтены требования ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УДД), на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности Все вышеперечисленные положения нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа», через которую я реализую данную рабочую программу.


Приложение 1

Список победителей олимпиад, конкурсов,

научно-практических конференций различного уровня

учителя Шомаховой Мадины Анатольевны


2012-2013 учебный год
II Республиканский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»

  1. Ашижева Анжелика -1 место
  2. Хапажев Ахмед-1 место
Направление: «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Генеалогическое древо олимпийского бога»

2013-2014 учебный год
III Республиканский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку» 1. Ашижева Анжелика -2 место 2. Гоников Эльдар-2 место Направление: «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Тотемные растения и животные наших предков»

2013-2014 учебный год
Республиканский конкурс «Моя Кабардино-Балкария» Команда из 4 учащихся -1 место:

  1. Гоников Эльдар

  2. Хапажев Ахмед

  3. Тхакумашева Милана

  4. Шомахова Есения

2013-2014 учебный год

Кабардино-Балкарского института бизнеса образовательный проект "Хочу все знать".

  1. Хапажев Ахмед-лауреат

  2. Ольховик Вячеслав-лауреат

2013-2014 учебный год
Общество книголюбов КБР, Республиканский конкурс рукописной миниатюрной книги на тему: «Басни дедушки Крылова»

  1. Хапажев Ахмед-призёр

2014-2015 учебный год

Четвертый международный детский литературный конкурс «Сказка в новогоднюю ночь» Баждугов Кантемир

2014-2015 учебный год


Конкурс «Молодежное Движение», Международные олимпиады по основным школьным предметам.

  1. Баждугов Кантемир Диплом I степени

  2. Кодзокова Ясмина Диплом II степени

  3. Сохова Анжелика Диплом I степени

  4. Хапажева Диана Диплом II степени

2014-2015 учебный год


Центр выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Олимпиада по русскому языку.

1. Алижанова Дисана Диплом I степени

2. Жанказиева Амилла Диплом III степени

3. Псигусова Алия Диплом III степени

4. Хапажева Диана Диплом II степени

5. Хашева Дисана Диплом I степени

2015-2016 учебный год

Игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок-2015»

Все учащиеса 2 класса

Приложение 2

Результат освоения обучающимися образовательной программы по русскому языку учителя Шомаховой Мадины Анатольевны

Диагностика успеваемости и качества знаний по годам


2011-2012г.

2 класс

2012-2013г.

3 класс

2013-2014г.

4 класс

2014-2015г.

1 класс


Успеваемость

Качество

Успеваемость

Качество

Успеваемость

Качество

Успеваемость

Качество

Русский язык

94

72

100

75

100

78

безотметочное обучение




Тема урока: Начальная форма слов, называющих предметы.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Дата урока:

Цели урока : продолжить работу по определению начальной формы у слов - названий предметов;

развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; вырабатывать умения работать с толковым и обратным словарями; способствовать развитию речи учащихся, пополнению словарного запаса.

Формы и методы обучения: частично-поисковый метод--поиск информации на страницах учебника; беседа -система вопросов, чтение вслух формулировок заданий , решение познавательных задач.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Организация направленного внимания на начало учебного занятия. Читаем тему урока по учебнику и интригу на с. 9. Спрашиваем: «Какой вопрос мы будем рассматривать на уроке?»

Готовятся к уроку.

Читают название темы, формируют цель. Научимся ставить слово в начальную форму.

Саморегуляция

Актуализация знаний.

Мини- исследование.








Создание проблемной ситуации.

Упр. 4

-Откройте Обратный словарь на буку И;

-Чтение по цепочке каждого слова.
-В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа?
-Можно ли поставить 1-ое, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет их начальной формой?
А теперь найдите 2-е, 10-е и 12-е слова. Понимаете ли вы значение этих слов?
-Можно ли эти слова поставить в форму единственного числа?
-Неужели у этих слов нет начальной формы?

Находят слова на букву - И.
Читают по цепочке каждое слово и определяют, что оно стоит в форме множественного числа.
Отвечают на вопросы.

Да, будет. Так, как начальная форма слов, называющих предметы, это обычно форма единственного числа, и они отвечают на вопросы: кто? или что?
-Учащиеся дают объяснения словам используя Толковый словарь.
Дают отрицательный ответ.


Выполняют зарядку под музыкальное сопровождение.

умение поиска информации в учебном словаре, понимание и преобразование информации.

Изучение нового материала

На этот вопрос нам поможет ответить Летучая Мышь.
- Все ли слова из списка имеют форму единственного числа?

1) Выписать пять слов, у которых есть форма единственного числа.

2) Выписать пять слов, у которых нет формы ед. числа.

- Среди всех записанных вами слов найдите слова в начальной форме и подчеркните.


У.3 с. 10 Читают плакат Летучей Мыши, а затем дают ответ на вопрос.
Читают и проверяют каждое слово.
1) Выписать пять слов, у которых есть форма единственного числа.
сапоги - сапог, лыжи - лыжа
варежки - варежка, чулки - чулок
ладоши - ладошка
2) Выписать пять слов, у которых нет формы ед. числа.
деньги-нет ед. ч., брюки- нет ед. ч., грабли- нет ед. ч., ясли- нет ед. ч., сени - нет ед. ч.
Делают вывод. о начальной форме слов.

понимание и преобразование информации.

Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.
Упр. 5, стр.11.
- Прочитайте двустишия и поставьте выдел. слова в начальную форму.

Работа по учебнику.
Упр. 5, стр.11.

что? иголки (они) - что? иголка (она, одна) от чего? от ёлки - ёлка (она, одна)
ветви что делают? шелестят - что делать? шелестеть.

сохраняют учебную задачу

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания. Р.Т.2 с.6 упр.7

Разбор упр.в тетради для самост. работ.

Записывают в дневник

Итоги урока.

Рефлексия

Какую цель мы поставили в начале урока? Комментированное выставление оценок. Выставляет оценки за урок.
Анализируют результаты своей работы на уроке.

Вспоминают цель, анализируют.

адекватно воспринимать оценку учителя


Тема урока: Начальная форма слов-названий действий.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Дата урока:

Цели урока : Познакомить с начальной формой глаголов; определение начальной формы у слов-названий действий (учить

задавать вопросы к сказуемому, выраженному глаголом, и учить ставить глаголы в начальную форму); развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; вырабатывание умения работать с толковыми и

обратными словарями;. Способствовать развитию речи учащихся, пополнению словарного запаса.

Формы и методы обучения: поиск информации на страницах учебника, беседа -система вопросов, чтение вслух формулировок заданий.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Организация направленного внимания на начало учебного занятия. Найдите границы нашего сегодняшнего урока.

Готовятся к уроку. Находят границы урока.

Саморегуляция

Актуализация знаний.

- Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих действия, но они дружно молчали. А вы можете ответить на этот вопрос? Подсказка Летучей Мыши.

Формируют цель. Научимся ставить в начальную форму слова, называния-действий. Отвечают на вопрос, если знают.

Читают подсказку Летучей Мыши.

Слова-названия действий в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ отвечают на вопросы: что делать? или что сделать?

1.Умение следовать инструкции.

Изучение нового материала

Упр.10 стр.17 (Учебник, часть 2)

- Выписывать из текста слова, называющие действия, столбиком;

- справа от каждого слова написать его начальную форму с вопросом

Выписывают из текста слова, называющие действия.

Он (что делает?) украшает - (что делать?) украшать, плоды (что делают?) созревают - (что делать?) созревать, птицы (что делают?)

поедают - (что делать?) поедать

2.Умение удерживать учебную задачу

Первичное осмысление и закрепление


Создание проблемной ситуации.

Работа по учебнику.

Упражнение 8, стр.13.

- Прочитайте отрывок из стихотворения:

Я коня водой пою,

Песню солнышку пою…

- Что необычного в этих стихотворениях? Неужели выделенные словаозначают одно и то же?

- Что означает слово пою в первой строчке? Можете поставить это слово в начальную форму?

Миша определил её так → что делать? - пить. Маша определила её так → что делать? - поить

- С кем вы соглашаетесь?

- Что означает слово «пою» во второй строчке? Поставьте его в начальную форму.(Пою-петь).

Работа в тетради для самостоятельной работы №2. Упр.8, стр.7.

- Определите, какое из выделенных слов является словом-названием предмета, а какое - словом-названием действия;

Читают отрывок из стихотворения:

Я коня водой пою,

Песню солнышку пою…

Отвечают на вопросы. Доказывают свой ответ.


Выполняют зарядку под музыкальное сопровождение.

Работа в тетради

Мы щенка в воде и мыле ( … )

Два часа мочалкой мыли ( … ).

Мыле - мыло мыли - мыть.

умение работать в рамках диалога; осмысливают учебный материал;

Домашнее задание

Упр.7, стр.12. Учебник, часть 3.

Записывают в дневник

Итоги урока.

Рефлексия

- Над какой темой урока сегодня мы работали?- Что такое начальная форма слова? Приведите примеры. Какое из заданий больше понравилось? Комментированное выставление оценок. Отвечают на вопросы. Вспоминают цель, анализируют.

адекватно воспринимать оценку учителя

Тема урока: Постановка вопросов к главным членам предложения.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Дата урока:

Цели урока : Формировать умения: - определять основу предложения с помощью постановки вопросов; - пользоваться алгоритмом постановки вопросов к главным членам предложения; - выделять нескольких типов сомнительных написаний и группировать в соответствии с ними слова, имеющиеся в упражнении. познавательные .

Формы и методы обучения: поиск информации на страницах учебника, беседа -система вопросов, чтение вслух формулировок заданий.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Организация направленного внимания на начало учебного занятия. Определите границы данного урока.

Готовятся к уроку. Читают название темы, формируют цель.

Саморегуляция

Актуализация знаний.

Упражнение 2

Открой вторую часть учебника на стр. 56. Найди упр. 36. Маша из первых двух предложений выписала главные члены предложения. Проверь, правильно ли она это сделала. И помоги задать вопросы. -Важно, чтобы, выполняя это упр., школьник четко проговаривал окончания слов-названий действий.

Упражнение 2

Открывают вторую часть учебника на стр. 56. Читают первые два предложения. Выполняя это упражнение устно, четко проговаривают окончания слов-названий действий.

Умение следовать инструкции.

Изучение нового материала


Мини- исследование.


Упражнение 3 предполагает, что внимание детей будет по меньшей мере три раза привлечено к орфограммам: первый раз - когда они по цепочке дают проверки всем сложным случаям написания слов; второй раз - когда они еще раз просматривают все орфограммы и решают, на какие они правила

третий раз - когда они выполняют упражнение письменно

Читают по цепочке дают проверки всем сложным случаям написания слов; второй раз -просматривают все орфограммы и решают, на какие они правила (9 слов - на безударный гласный звук в корне слова; 3 слова - на парный звонкий глухой согласный в корне и 2 слова - на написание Жи под ударением); третий раз -выполняют упражнение письменно

1.Умение следовать инструкции, а также использовать поисковое чтение при работе с учебной книгой

Первичное осмысление и закрепление

Следующее упр. без номера на стр. 8 Предполагает работу со второй частью учебника. Важно, чтобы школьники задавали вопросы к главным членам и четко проговаривали окончания слов-названий действий. Сложность выделения главных членов в третьем и четвёртом предложениях состоит в том, что в них не привычный порядок слов.

Следующее упр. без номера на стр. 8 Открывают вторую часть учебника. Школьники задают вопросы к главным членам и четко проговаривают окончания слов-названий действий.

сохраняют учебную задачу, коммуникативные - парная работа.

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы № 2, упражнение 4 (с. 4).

Записывают в дневник

Итоги урока.

Рефлексия

Какую цель мы поставили в начале урока? Какое из заданий больше понравилось? Вспоминают цель, анализируют.

адекватно воспринимать оценку учителя




© 2010-2022