- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Технолига
Программа внеурочной деятельности Технолига
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плотникова Г.П. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛИГА»
МАОУ СОШ №43 г.Томска.
Учитель: Плотникова Галина Петровна
Направление-интеллектуальное
1.Пояснительная записка.
Городская программа воспитания и дополнительного образования «ТехноЛига» интегрирует разные сферы научно-технического творчества (конструирование, программирование, моделирование и т.п.) и направлена на выявление и развитие практического (технического, конструкторского) мышления детей младшего школьного возраста. Под практическим мышлением подразумевается процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности и направленный на создание реальных предметов и явлений путем изменения окружающей действительности при помощи технических средств. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Программа предусматривает создание открытой деятельностной образовательной среды средствами легоконстрирования, информационных технологий, моделирования и других видов творческой деятельности.
Актуальность городской программы воспитания и дополнительного образования «ТехноЛига» обусловлена необходимостью создания современных условий для развития технического творчества детей в связи с ускоряющимся внедрением в производство высоких технологий. Программа способствует развитию качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым жизненным изменениям. В долгосрочной перспективе программа способствует успешной социализации в современном высокотехнологичном обществе. Мероприятия программы, опираясь на данную от природы способность к творческой деятельности, позволяют обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.
Ведущая идея данной программы заключается в профориентационном компоненте ее содержания. Программа формирует позитивное отношение школьника к профессиональной деятельности «Человек - техника» и развивает начальные трудовые компетенции. Участие в городской программе содействует самореализации и самоопределению обучающихся в области технического творчества, развитию способности систематического решения проблем, что повышает интерес к научно-техническому творчеству и увеличивает число школьников, занимающихся по дополнительным образовательным программам данной направленности.
Цель: создание условий для выявления и поддержки творческой активности детей в научно-технической сфере, формирования самоотношения к профессиям технической направленности.
Задачи:1.Развить практическое мышление.
2.Ознакомить с миром профессий научно-технической направленности, их социальной значимостью и содержанием в современном высокотехнологичном обществе.
Срок реализации программы - 1 год.
2.Общая характеристика курса :
Целевая группа городской программы воспитания и дополнительного образования «ТехноЛига» - младшие школьники 1 - 4 классов (7 - 12 лет), интересующиеся техническим творчеством.
При составлении программы были учтены возрастные особенности младших школьников:формирование произвольности, продуктивности и устойчивости - развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно - логическому).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации,мини - представления и «кругосветки»,ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей на сайт школы,составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, "круглые столы".
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ · Словесный метод - передача необходимой для дальнейшего обучения информации. · Наглядный метод - посещение экспозиций, выставок робототехники. · Поисковый метод - сбор информации по заданной теме. · Исследовательский метод - изучение документальных и вещественных предметов из фондов технического направления для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, конструкторская деятельность, художественное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность.
Формы и методы контроля
1. Участие в конкурсно- познавательных городских программах.
2. Самостоятельная организация подобных конкурсов и программ в классе, в школе.
3. Организация выставок технического творчества.
4.ВЕДЕНИЕ И ОФОРМЕНИЕ ЖУРНАЛА «Техноторт»
3.Место предмета в учебном плане
Учебный план МАОУ СОШ №43 отводит на курс «Технолига» во 2 классе 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
4. Ценностные ориентиры курса - Программа формирует позитивное отношение школьника к профессиональной деятельности «Человек - техника» и развивает начальные трудовые компетенции. -Участие в городской программе содействует самореализации и самоопределению обучающихся в области технического творчества, развитию способности систематического решения проблем, что повышает интерес к научно-техническому творчеству и увеличивает число школьников, занимающихся по дополнительным образовательным программам данной направленности. - Данная программа дает импульс к самостоятельному поиску знаний, углубляет предметные знания, создает базу для развития практических навыков, способствует созданию ситуации успеха ребенка в коллективе, обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.
-
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Технолига» внеурочной деятельности
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
-
Содержание курса внеурочной деятельности «Технолига»
- № раздела, темы Содержание курса «ТЕХНОЛИГА» Кол-во часов
15 часов
15 часов
14 часов
15 часов
10 часов
Итоговое занятие.Кругосветка «Технобум».
1 час
Итого 102 часа
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
- формирования у детей социокультурной идентичности: страной (российской), этнической, культурной, гендерной и др..
- 1 уровень:
- оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый "портфель достижений" обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы
- создание исследовательских мини - проектов совместно с учащимися - шефами
- 2 уровень
- оценка достижений обучающихся (портфолио);
- создание и защита собственных проектов;
- создание и защита презентаций - представлений по изученной теме 3 уровень:
- участие в технических конкурсах и конференциях исследовательских работах школьного, городского, всероссийского уровня;
- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
- создание и защита собственного проекта;
- создание презентаций;
- организация и проведение конкурсов технических работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.
ПО КУРСУ «ТЕХНОЛИГА»
Направление: «Общеинтеллектуальное»
на 2015-2016 учебный год
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Тип
Занятия (теоретическое,практическое)
Формы проведения
занятия
Виды
деятельности
обучающихся
Формируемые УУД
Система отслеживания и оценивания,контроль
1-3
Знакомство с содержанием городской программы «Технолига»;
знакомство с эциклопедией «Всё обо всём» («наука и техника»);
экскурсия в городскую библиотеку «Северная» 3
теоретическое исследовательская Создание настроя на учебную деятельность, знакомство с технической стороной развития общества,повторить правила поведения в общественных местах, правила поведения в общественном транспорте
Личностные УУД
У обучающегося будут сформировано
- представление о своей принадлежности к достижениям науки и техники.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию ТЕХНО, чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.
Оформление журнала «Техно-торт»
Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.
4-17
Творческий бум:
Работа по составлению кроссвордов, ребусов, загадок и шарад на техническую тему. 14
теоретическое Поисковая интеллектуальная Сбор информации, составление кроссвордов, ребусов, загадок и шарад на техническую тему решение проектных задач, участие в исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Проба пера
(первые стихи, рассказы, сказки, статьи, сочиненные детьми)
18-32
"Танграм".
Головоломка из картона" или "геометрический конструктор". 15
практическое Поисковая интеллектуальная
. В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.
Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание.
Личностные УУД:
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов мира;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
«Банк» идей.
33-47
Мировые головоломки.
«Архимедова игра»
практическое Исследовательская интеллектуальная
В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель
Личностные УУД:
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов мира;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.
Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Выполнение практических работ; создание «банка»
идей.
48-61
Игра-головоломка "Пазл",.
14
практическое Интеллектуальная исследовательская
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания.
Регулятивные УУД:
-уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. Познавательные УУД:
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- легко и быстро создать головоломку практически из любого изображения, которое находится в компьютере, и потом с удовольствием его собрать
Конкурс внутри группы ВУД.
- играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом конструкторском фрагменте.
Личностные: - Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества. - Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний. - Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества.
62-76
Конструкторы «ЛЕГО» , состоящие из разноцветных блоков, соединяемые круглыми шипами, с набором тематических фигурок. 15ч
практическое Интеллектуальная исследовательская Сбор фото и видео и мультимедио материалов, эскизы рисунков и поделок Познавательные УУД:
- называть основные элементы конструкции ,понимать особенности групповой проектной деятельности, и делать объемное изделие на основе разверток,о владевать навыками чертения чертежа,выполнять разметку деталей;самим управлять персонажами, находя собственные варианты развития игры
Конструирование поделок.
Фото-отчёт.
Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по моделированию и коструированию; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
-уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. Личностные: - Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества. - Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний. - Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества.
77-91
Мир изобретений 15ч
практическое Интеллектуальная исследовательская
Развитие технического творчества.
Познавательные УУД:
развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков.
Оформление журнала «Техно-торт»
Личностные: -повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Регулятивные УУД: -определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); -с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; -работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения технических операций;
Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала технического творчества, выполнение творческих проектов отдельных.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
92-101 Робототехника
Теоретическое
Мастер-класс Интеллектуальная исследовательская Экскурсионные занятия в Томском физико-техническом лицее. Познавательные УУД: -понимать, что конструирование самодельного робота не только увлекательное занятие, но и процесс познания в многих областях, таких как: электроника, механика, материаловедение, программирование; -осознавать, что совсем не обязательно быть инженером, чтобы создать робота. Собрать робота самостоятельно может даже и начинающий радиолюбитель. Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовывать место занятий.
Фото-отчёт
Личностные:
- Стать участниками развития «мастер-класса»
- Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний.
- Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала технического творчества, выполнение творческих проектов отдельных.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Защита рефера-тов
102 Кругосветка «Технобум»
Практическое
Игра
Технический марафон
Личностные УУД: называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений технического творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно; определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний; делать предварительный информации: ориентироваться в маршрутном листе; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях ВУД; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы; -преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, образы технического творчества. Коммуникативные УУД: -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках и схемах, доступных для изготовления изделия; -слушать и понимать речь других. -формированить технологию продуктивной творческой деятельности. -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
-строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовывать своё место занятий
Презентация журнала «Техно-торт»
Материально-техническое обеспечение:
- учебные кабинеты, оснащенные мультимедийными проекторами, интерактивными досками, конструкторами Лего, технологическими картами, книгами с инструкциями;
- компьютерные классы, объединенные в локальную сеть Internet, имеющими необходимое программное обеспечение;
- лаборатория психолого-педагогической диагностики, кабинет психологии.
Список литературы
- Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
- Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
- С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.; «ЛИНКА - ПРЕСС», 2001.
- Конвенция о правах ребенка: Нормативно-правовые документы.-М.: ТЦ Сфера, 2005 (Серия «Правовая библиотека образования»).
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. 1-6. - М.: РОСТ, 1997, 1999.
- Н.К.Винокурова «Развиваем способности детей» 4 класс, Москва Росмэн 2003 год
- Горский В.А. Техническое конструирование. - М., 2010.
- Примерные программы начального образования.
- Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
- Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
- Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2004.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2003.
- Сайфутдинов А.Ф. Открой в себе талант. Рукопись 1987-1992. Электронный ресурс trizminsk.org/e/2500700.htm
- Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М. Ассоциация авторов и издателей. «Тандем». 2000.
- Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения. // Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 65-74.