• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения

Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие : Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения.

Тема: Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь знак.

Класс: 2

Общая цель: Учить детей дифференцировать гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать развитию познавательных процессов.

Тип занятия: закрепление пройдённого материала

Формы организации познавательной деятельности: групповое логопедическое занятие.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие: учащиеся владеют регулятивными УУД:

1.Определять тему и цель учебной деятельности с помощью учителя-логопеда .

2.Сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

3.Владеть звуковым анализом и синтезом слов.

Коммуникативные УУД:

1.Оформлять свои мысли в устной форме только по алгоритму.

2.Отстаивать свою точку зрения только по инициативе учителя-логопеда.

3.Не всегда могут слышать ответы других.

Личностные УУД:

1.Радоваться своим успехам и успехам одноклассников.

2.Уважительное отношение друг к другу в процессе занятия.

Задачи как планируемые результаты УУД

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные УУД(знать, уметь)


  • Учить применять полученные знания в практической деятельности.

  • Закреплять умение детей действовать по словесной инструкции.

  • Закреплять умение выделять мягкие и твёрдые звуки на слух и по артикуляции.

  • Закреплять зрительный образ букв.

  • Расширять знания детей о значениях слов, пополняя словарный запас.

  • Классифицировать предметы по форме единственного и множественного числа.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД


  • Воспроизводить по памяти полученную ранее информацию.

  • Уметь выделять существенную информацию из источника.

Регулятивные УУД

  • Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно

  • Корректировать свою деятельность в процессе обучения самостоятельно

  • Планировать решение поставленной учебной задачи (с опорой на алгоритм).

  • Оценивать и корректировать свою деятельность

Коммуникативные УУД


  • Уметь работать в группах, в паре.

  • Совместно обсуждать проблемные вопросы.

  • Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

  • Осуществлять совместную деятельность (сотрудничать с учителем - логопедом, одноклассниками).

Личностные УУД

  • Умение позитивно настраиваться на работу.

  • Проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности (Смысл образование)

  • Формировать положительное отношение к процессу познания (самоопределение)

  • Применять правило делового сотрудничества.( Самоопределении)

Воспитательные УУД


  • Воспитывать культуру речевого общения, уметь слушать друг друга.

  • Умения работать как самостоятельно, так и в коллективе, оказывать взаимопощь

Оборудование: кассы букв и слогов на каждого ребёнка.гласные буквы на магнитах, карточки со словами, карточки звуковиков, картинки с предметами (мебель, короны), нет буки на количество учеников, мультимедийное оборудование, презентация.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты УУД

1.Мотивация к деятельности.

Организационный момент.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания, создание атмосферы дружелюбия и условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Активное участие в диалоге, в действиях.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Слайд 1)

Посмотрите на слайд, Что вы видите? (звуковиков)

- Сейчас мы их тихо (громко) пропоём. Для этого положите правую руку на грудь, а левую на диафрагму, ниже груди. Сделаем правильно глубокий вдох и плавно пропоём.

(учитель-логопед показывает на себе положение рук).

-Что мы сейчас попевали, меняя рисунок губ, (Гласные звуки?)

- Одинаково звуки произносились? (Нет. Одни звуки произносились твёрдо, другие звуки мягко.)

-У вас в лотках лежат предметы. Назовите их (орех и ватка).

-Можно ли их сравнить со звуками, докажите? (Гласные звуки 1 ряда твёрдые, как орех; гласные 2 ряда - мягкие, как вата).

-У вас на столах кассы букв.

-Выложите на верхней полоске гласные буквы 1 ряда.

-На нижней полоске гласные буквы 2 ряда.

-Кто готов, покажите готовность. (Учитель-логопед проходит и просматривает правильность выполнения задания.) (Слайд 2).

-Давайте ещё раз пропоём их. Делаем глубокий вдох, на выдох пропеваем. Молодцы!

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Коммуникативные:

Активно вступать в диалог, выполнять инструкцию учителя-логопеда

2.Актуализация знаний целеполагание, озвучивание темы урока.

Обеспечить актуализацию имеющих знаний. Организовать самостоятельно или с помощью учителя-логопеда формулирование постановки цели. Ставит перед учениками проблему. Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока.

Формулируется цель деятельности на занятии. Выявляют трудности и ищут пути решения поставленной проблемы.

(Слайд 3)

-Какие ещё есть звуки в алфавите? (Согласные)

-Гласные звуки и буквы могут жить без согласных? (Нет.)

-При слиянии согласных звуков и букв с гласными, что получается? (Слог)

-Что такое слог? (Часть слова)

-Одинаково слоги в словах произносятся? (Одни слоги звучат мягко, другие слоги звучат твёрдо)

-За счёт чего происходит разное звучание слогов в словах. (За счёт гласных 1 и 2 ряда).

- Я буду произносить слоги, а вы поднимете тот предмет (орех или ватку), который будет соответствовать звучанию слога. (БЬЮ, МА, БУ, ДЮ, ЛЬЁ, БО, ЗЕ, КА, ТО, ЛЁ, СЮ, ЗУ, РЫ, ФЮ, СЬЕ)

-Обратите внимание на слоги, что вы заметили? ( В слогах есть буква ь знак)

-Какую работу Ь знак выполняет? (Мягкий знак смягчает согласные звуки и буквы и разделяет согласную от гласной)

-Значит, мягкий знак, чем является на письме? (Показателем мягкости впереди стоящего согласного)

-Молодцы все старались быть внимательными.

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

(С гласными 1 ряда согласные читаются и произносятся твёрдо. С гласными 2 ряда согласные произносятся мягко. Гласные первого ряда показатель твёрдости, впереди стоящего согласного. Гласные 2 ряда - показатель мягкости, впереди стоящего согласного.)

-Тема нашего занятия обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь знак.

Познавательные:

Умение определять звуки, слоги по твёрдости - мягкости.

Коммуникативные:

Излагать свои мысли

Регулятивные:

Определять и осознавать цели учебной деятельности

3.Работа над темой занятия. Сравнительная характеристика звуков в словах.

Организует работу по сравнительной характеристике звуков в словах.

Работают по карточкам. 1 группа выбирает слова с твёрдыми звуками, а 2 группа выбирает слова, в которых есть хоть один мягкий звук.

(Слайд 4)

-Послушайте сказку. Жили-были два короля.

Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Первый король любил всё твёрдое, а второй всё мягкое. Во дворце твёрдого короля находились вещи - только твёрдые, а во дворце мягкого короля - только мягкие вещи. Не забудьте Твёрдому королю выбираем слова, только с твёрдыми звуками, а Мягкому - слова, в которых есть хотя бы один мягкий звук. А теперь поиграем в этих королей. Чтобы задание выполнить правильно, что мы должны помнить?

- Алгоритм действий: читаем, произносим, слушаем, выделяем. (Дети находят слова и помещают их на доску, распределяя на две группы.)

ТРОН, ШКАФ, ЛЕНЬ, СТОЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО, ЗЕЛЕНЬ, КНИГИ, ЛАМПА, ЛЕС, ЛОЖКА, ВИЛКА, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ, ФИЛИН, ЛЕБЕДЬ, СИРЕНЬ.

-Объясните правильность выбора.

(Потому что с гласными 1 ряда согласные читаются твёрдо, а с гласными 2 ряда и с буквой ь знак согласные в словах читаются мягко)

Познавательные:

Умение сравнивать и анализировать.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

Высказывать своё мнение, свои предположения.

4. Работа над темой занятия. Закрепление зрительного образа буквы Ь знак.

Организует работу со словами в нетбуках. Следит за правильностью выполнения задания.

Дети читают слова, потом к каждому слову добавляют Ь знак и зачитывают новые получившиеся слова.

(Слайд 5)

У мягкого короля была дочка принцесса, посмотрите на слайд. Она лежит на нескольких предметах - словах с твёрдыми звуками. Ей жёстко спать и она попросила вас смягчить согласные так, чтобы получились новые слова.

- Подумайте, каким способом? (Изменить гласные 1 ряда на гласные второго ряда или добавить Ь знак)

- У вас на экране в нетбуках есть такой же слайд. Ваша задача правильно вставить в слова букву ь знак или гласную 2 ряда. Кто затрудняется, поднимет руку.

-Оценка выполненной работы.

-Прочитайте, какие новые слова получились?

Дети зачитывают новые слова. (Люк, галька, мель, шесть, уголь, кладь, моль, банька)

-Что произошло со словами? (Они изменили своё значение)

-Каким способом вы это сделали?

(Добавили Ь знак, и заменили гласную У на гласную Ю)

-Молодцы, а теперь немного отдохнём!

Познавательные:

Умение сравнивать и анализировать.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

Высказывать своё мнение, свои предположения.

Регулятивные:

Контролировать процесс выполнения задания и результаты деятельности.

Внимательность.

5.Физкультминутка

-Тик - так, тик - так, (Наклоны вправо-прямо-влево-прямо)

-Тикают часы вот так.

-Шаг влево, шаг вправо, шаг вперёд и шаг назад.

-На часы мы поглядели (встают на носочки)

-И тихонько сели. (Дети садятся на свои места)

6.Закрепление полученных знаний. Развитие зрительного внимания и памяти. Работа с пословицей.

Организует работу учащихся, следит за правильностью выполнения задания.

Самостоятельно выполняют задание в карточках.

(Слайд 6)

- Короли не оставили и вас без внимания, прислали вам свитки с зашифрованным на нём посланием. Используя первые буквы изображений, напечатайте ниже эти буквы под каждой картинкой. Покажите готовность.

-Давайте прочитаем, что получилось. (Дети читают пословицу: УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА.)

-Как Вы понимаете смысл пословицы? (Высказывания детей)

- Ученье - это свет, потому что ученье - это знания, а знания - это сила! Если человек будет учиться, он узнает много нового, с ним интересно будет общаться. Умные люди добьются в своей жизни больше, они будут востребованы. Неученье - это тьма, потому что безграмотному человеку тяжело общаться с людьми, тяжело работу найти.

Предметные:

Умение читать без ошибок, различать буквы, выделять звуки и буквы 2 ряда в названиях картинок.

Познавательные:

Извлекать информацию.

Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные

Контролировать выполнение результат деятельности.

Внимательность.

7.Итог занятия.

Рефлексия.

Обеспечить возможность осознания учащимися своей деятельности.

Осознание своей учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свою деятельность.

-Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?

-Что нового вы узнали?

-Что на уроке было сложным?

-Как Вы думаете, пригодятся ли Вам полученные на уроке знания?

-Прошу оценить себя на листе оценивания.

-Спасибо за урок.

Личностные:

Способность к самооценке.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.

Регулятивные:

Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.

Литература:

  1. Т.В. Александрова «Живые звуки, или фонетика для дошкольников издательство Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005

  2. Г.В. Гераськина, М.А. Глазкова «Развитие техники чтения, или путешествие капитана Джима по стране знаний издательство «Экзамен» 2011

  3. И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков» Ярославль «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ» «АКАДЕМИЯ, К» 1998

© 2010-2022