- Преподавателю
- Начальные классы
- Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения
Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ашурова Е.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Занятие : Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь с учётом ФГОС нового поколения.
Тема: Обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь знак.
Класс: 2
Общая цель: Учить детей дифференцировать гласные 2 ряда и ь знак на письме, способствовать развитию познавательных процессов.
Тип занятия: закрепление пройдённого материала
Формы организации познавательной деятельности: групповое логопедическое занятие.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие: учащиеся владеют регулятивными УУД:
1.Определять тему и цель учебной деятельности с помощью учителя-логопеда .
2.Сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).
3.Владеть звуковым анализом и синтезом слов.
Коммуникативные УУД:
1.Оформлять свои мысли в устной форме только по алгоритму.
2.Отстаивать свою точку зрения только по инициативе учителя-логопеда.
3.Не всегда могут слышать ответы других.
Личностные УУД:
1.Радоваться своим успехам и успехам одноклассников.
2.Уважительное отношение друг к другу в процессе занятия.
Задачи как планируемые результаты УУД
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Предметные УУД(знать, уметь)
-
Учить применять полученные знания в практической деятельности.
-
Закреплять умение детей действовать по словесной инструкции.
-
Закреплять умение выделять мягкие и твёрдые звуки на слух и по артикуляции.
-
Закреплять зрительный образ букв.
-
Расширять знания детей о значениях слов, пополняя словарный запас.
-
Классифицировать предметы по форме единственного и множественного числа.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
-
Воспроизводить по памяти полученную ранее информацию.
-
Уметь выделять существенную информацию из источника.
Регулятивные УУД
-
Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно
-
Корректировать свою деятельность в процессе обучения самостоятельно
-
Планировать решение поставленной учебной задачи (с опорой на алгоритм).
-
Оценивать и корректировать свою деятельность
Коммуникативные УУД
-
Уметь работать в группах, в паре.
-
Совместно обсуждать проблемные вопросы.
-
Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
-
Осуществлять совместную деятельность (сотрудничать с учителем - логопедом, одноклассниками).
Личностные УУД
-
Умение позитивно настраиваться на работу.
-
Проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности (Смысл образование)
-
Формировать положительное отношение к процессу познания (самоопределение)
-
Применять правило делового сотрудничества.( Самоопределении)
Воспитательные УУД
-
Воспитывать культуру речевого общения, уметь слушать друг друга.
-
Умения работать как самостоятельно, так и в коллективе, оказывать взаимопощь
Оборудование: кассы букв и слогов на каждого ребёнка.гласные буквы на магнитах, карточки со словами, карточки звуковиков, картинки с предметами (мебель, короны), нет буки на количество учеников, мультимедийное оборудование, презентация.
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя - логопеда
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты УУД
1.Мотивация к деятельности.
Организационный момент.
Психологический настрой на занятие, активизация внимания, создание атмосферы дружелюбия и условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Активное участие в диалоге, в действиях.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Слайд 1)
Посмотрите на слайд, Что вы видите? (звуковиков)
- Сейчас мы их тихо (громко) пропоём. Для этого положите правую руку на грудь, а левую на диафрагму, ниже груди. Сделаем правильно глубокий вдох и плавно пропоём.
(учитель-логопед показывает на себе положение рук).
-Что мы сейчас попевали, меняя рисунок губ, (Гласные звуки?)
- Одинаково звуки произносились? (Нет. Одни звуки произносились твёрдо, другие звуки мягко.)
-У вас в лотках лежат предметы. Назовите их (орех и ватка).
-Можно ли их сравнить со звуками, докажите? (Гласные звуки 1 ряда твёрдые, как орех; гласные 2 ряда - мягкие, как вата).
-У вас на столах кассы букв.
-Выложите на верхней полоске гласные буквы 1 ряда.
-На нижней полоске гласные буквы 2 ряда.
-Кто готов, покажите готовность. (Учитель-логопед проходит и просматривает правильность выполнения задания.) (Слайд 2).
-Давайте ещё раз пропоём их. Делаем глубокий вдох, на выдох пропеваем. Молодцы!
Личностные:
Умение позитивно настраиваться на работу.
Коммуникативные:
Активно вступать в диалог, выполнять инструкцию учителя-логопеда
2.Актуализация знаний целеполагание, озвучивание темы урока.
Обеспечить актуализацию имеющих знаний. Организовать самостоятельно или с помощью учителя-логопеда формулирование постановки цели. Ставит перед учениками проблему. Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока.
Формулируется цель деятельности на занятии. Выявляют трудности и ищут пути решения поставленной проблемы.
(Слайд 3)
-Какие ещё есть звуки в алфавите? (Согласные)
-Гласные звуки и буквы могут жить без согласных? (Нет.)
-При слиянии согласных звуков и букв с гласными, что получается? (Слог)
-Что такое слог? (Часть слова)
-Одинаково слоги в словах произносятся? (Одни слоги звучат мягко, другие слоги звучат твёрдо)
-За счёт чего происходит разное звучание слогов в словах. (За счёт гласных 1 и 2 ряда).
- Я буду произносить слоги, а вы поднимете тот предмет (орех или ватку), который будет соответствовать звучанию слога. (БЬЮ, МА, БУ, ДЮ, ЛЬЁ, БО, ЗЕ, КА, ТО, ЛЁ, СЮ, ЗУ, РЫ, ФЮ, СЬЕ)
-Обратите внимание на слоги, что вы заметили? ( В слогах есть буква ь знак)
-Какую работу Ь знак выполняет? (Мягкий знак смягчает согласные звуки и буквы и разделяет согласную от гласной)
-Значит, мягкий знак, чем является на письме? (Показателем мягкости впереди стоящего согласного)
-Молодцы все старались быть внимательными.
-Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
(С гласными 1 ряда согласные читаются и произносятся твёрдо. С гласными 2 ряда согласные произносятся мягко. Гласные первого ряда показатель твёрдости, впереди стоящего согласного. Гласные 2 ряда - показатель мягкости, впереди стоящего согласного.)
-Тема нашего занятия обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме гласными первого и второго ряда и буквой Ь знак.
Познавательные:
Умение определять звуки, слоги по твёрдости - мягкости.
Коммуникативные:
Излагать свои мысли
Регулятивные:
Определять и осознавать цели учебной деятельности
3.Работа над темой занятия. Сравнительная характеристика звуков в словах.
Организует работу по сравнительной характеристике звуков в словах.
Работают по карточкам. 1 группа выбирает слова с твёрдыми звуками, а 2 группа выбирает слова, в которых есть хоть один мягкий звук.
(Слайд 4)
-Послушайте сказку. Жили-были два короля.
Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Первый король любил всё твёрдое, а второй всё мягкое. Во дворце твёрдого короля находились вещи - только твёрдые, а во дворце мягкого короля - только мягкие вещи. Не забудьте Твёрдому королю выбираем слова, только с твёрдыми звуками, а Мягкому - слова, в которых есть хотя бы один мягкий звук. А теперь поиграем в этих королей. Чтобы задание выполнить правильно, что мы должны помнить?
- Алгоритм действий: читаем, произносим, слушаем, выделяем. (Дети находят слова и помещают их на доску, распределяя на две группы.)
ТРОН, ШКАФ, ЛЕНЬ, СТОЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО, ЗЕЛЕНЬ, КНИГИ, ЛАМПА, ЛЕС, ЛОЖКА, ВИЛКА, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ, ФИЛИН, ЛЕБЕДЬ, СИРЕНЬ.
-Объясните правильность выбора.
(Потому что с гласными 1 ряда согласные читаются твёрдо, а с гласными 2 ряда и с буквой ь знак согласные в словах читаются мягко)
Познавательные:
Умение сравнивать и анализировать.
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
Высказывать своё мнение, свои предположения.
4. Работа над темой занятия. Закрепление зрительного образа буквы Ь знак.
Организует работу со словами в нетбуках. Следит за правильностью выполнения задания.
Дети читают слова, потом к каждому слову добавляют Ь знак и зачитывают новые получившиеся слова.
(Слайд 5)
У мягкого короля была дочка принцесса, посмотрите на слайд. Она лежит на нескольких предметах - словах с твёрдыми звуками. Ей жёстко спать и она попросила вас смягчить согласные так, чтобы получились новые слова.
- Подумайте, каким способом? (Изменить гласные 1 ряда на гласные второго ряда или добавить Ь знак)
- У вас на экране в нетбуках есть такой же слайд. Ваша задача правильно вставить в слова букву ь знак или гласную 2 ряда. Кто затрудняется, поднимет руку.
-Оценка выполненной работы.
-Прочитайте, какие новые слова получились?
Дети зачитывают новые слова. (Люк, галька, мель, шесть, уголь, кладь, моль, банька)
-Что произошло со словами? (Они изменили своё значение)
-Каким способом вы это сделали?
(Добавили Ь знак, и заменили гласную У на гласную Ю)
-Молодцы, а теперь немного отдохнём!
Познавательные:
Умение сравнивать и анализировать.
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
Высказывать своё мнение, свои предположения.
Регулятивные:
Контролировать процесс выполнения задания и результаты деятельности.
Внимательность.
5.Физкультминутка
-Тик - так, тик - так, (Наклоны вправо-прямо-влево-прямо)
-Тикают часы вот так.
-Шаг влево, шаг вправо, шаг вперёд и шаг назад.
-На часы мы поглядели (встают на носочки)
-И тихонько сели. (Дети садятся на свои места)
6.Закрепление полученных знаний. Развитие зрительного внимания и памяти. Работа с пословицей.
Организует работу учащихся, следит за правильностью выполнения задания.
Самостоятельно выполняют задание в карточках.
(Слайд 6)
- Короли не оставили и вас без внимания, прислали вам свитки с зашифрованным на нём посланием. Используя первые буквы изображений, напечатайте ниже эти буквы под каждой картинкой. Покажите готовность.
-Давайте прочитаем, что получилось. (Дети читают пословицу: УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА.)
-Как Вы понимаете смысл пословицы? (Высказывания детей)
- Ученье - это свет, потому что ученье - это знания, а знания - это сила! Если человек будет учиться, он узнает много нового, с ним интересно будет общаться. Умные люди добьются в своей жизни больше, они будут востребованы. Неученье - это тьма, потому что безграмотному человеку тяжело общаться с людьми, тяжело работу найти.
Предметные:
Умение читать без ошибок, различать буквы, выделять звуки и буквы 2 ряда в названиях картинок.
Познавательные:
Извлекать информацию.
Ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные
Контролировать выполнение результат деятельности.
Внимательность.
7.Итог занятия.
Рефлексия.
Обеспечить возможность осознания учащимися своей деятельности.
Осознание своей учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свою деятельность.
-Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?
-Что нового вы узнали?
-Что на уроке было сложным?
-Как Вы думаете, пригодятся ли Вам полученные на уроке знания?
-Прошу оценить себя на листе оценивания.
-Спасибо за урок.
Личностные:
Способность к самооценке.
Коммуникативные:
Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.
Регулятивные:
Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.
Литература:
-
Т.В. Александрова «Живые звуки, или фонетика для дошкольников издательство Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005
-
Г.В. Гераськина, М.А. Глазкова «Развитие техники чтения, или путешествие капитана Джима по стране знаний издательство «Экзамен» 2011
-
И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков» Ярославль «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ» «АКАДЕМИЯ, К» 1998