Фрагмент урока по русскому языку на тему: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагмент урока./3кл./

Тема: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ.


Цели: познакомить с омонимами. Показать роль омонимов и многозначных слов художественных текстах. Учить определять их значения с помощью толкового словаря.

  1. Знакомство с многозначными словами.

1)Работа над стихотворением.

МАТЬ-ЗЕМЛЯ

Скажи мне,

Как правильней землю назвать:

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше, наверно,

Сказать ей:

«Родная!

Земля - наша милая,

Добрая мать!»

Так ласковей будет звучать

И вернее.

Ведь всё, что мы любим,-

Всё создано ею -

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты...

(Я.Абидов)

  1. О чем это стихотворение? (Назовите тему). Какова его главная мысль? Придумайте заголовок, синонимичный данному.
2)Работа со словарем.
  1. В толковом словаре даются следующие значения слова «земля»
Земля -
  1. Планета.
  2. Суша.
  3. Почва, грунт.
  4. Страна, государство.
  5. Поле, фон, по которому сделан рисунок.
  1. О какой «земле» говорится в стихотворении?
  2. Закончите словарную статью: придумайте или вспомните из художественных произведений примеры словосочетаний (коротких предложений), иллюстрирующих другие значения слова «земля». Запишите словарную статью в тетради.
  3. Слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»? Из стихотворения «Мать-земля» приведите примеры однозначных и многозначных слов.
3)Игра «Кто больше?» Что (кто?) может быть 1 2 дорогим? добрым?
  1. Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Подберите синоним к каждому значению.

Материал для справок:


1


мех, время, человек

2


человек, совет, весть, день, память

(стоящий больших денег; важный, ценный; милый, любимый)

(отзывчивый, исполненный добра к людям; хороший, нужный, полезный; очень хороший, отличный; безупречный, ничем не запятнанный)

  • Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значения. В каком значении эти слова употреблены в художественном тексте?
4)Обобщение:
  • Какие же слова называются многозначными? (Сколько слов? Сколько значений? Как они связаны?)

2.Знакомство с омонимами.

  1. Отгадайте загадки.
  1. Право, я причёска - чудо!
Заплести меня не худо.
  1. На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
  1. В воду я вдаюсь полоской -
Узкой, серенькой и плоской. Словами «коса» подписываются 3 рисунка на доске.
  • Похожи ли предметы, изображенные на рисунках?
  • Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся).
  • Есть ли сходство в значении этих слов?
  • Сколько предметов изображено на рисунках? Сколько слов их обозначает? Почему здесь три разных слова?


© 2010-2022