- Преподавателю
- Начальные классы
- Фрагмент урока по русскому языку на тему: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ
Фрагмент урока по русскому языку на тему: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова О.В. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Фрагмент урока./3кл./
Тема: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ.
Цели: познакомить с омонимами. Показать роль омонимов и многозначных слов художественных текстах. Учить определять их значения с помощью толкового словаря.
-
Знакомство с многозначными словами.
МАТЬ-ЗЕМЛЯ
Скажи мне,
Как правильней землю назвать:
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше, наверно,
Сказать ей:
«Родная!
Земля - наша милая,
Добрая мать!»
Так ласковей будет звучать
И вернее.
Ведь всё, что мы любим,-
Всё создано ею -
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик, и ты...
(Я.Абидов)
- О чем это стихотворение? (Назовите тему). Какова его главная мысль? Придумайте заголовок, синонимичный данному.
- В толковом словаре даются следующие значения слова «земля»
- Планета.
- Суша.
- Почва, грунт.
- Страна, государство.
- Поле, фон, по которому сделан рисунок.
- О какой «земле» говорится в стихотворении?
- Закончите словарную статью: придумайте или вспомните из художественных произведений примеры словосочетаний (коротких предложений), иллюстрирующих другие значения слова «земля». Запишите словарную статью в тетради.
- Слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»? Из стихотворения «Мать-земля» приведите примеры однозначных и многозначных слов.
- Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Подберите синоним к каждому значению.
Материал для справок:
1
мех, время, человек
2
человек, совет, весть, день, память
(стоящий больших денег; важный, ценный; милый, любимый)
(отзывчивый, исполненный добра к людям; хороший, нужный, полезный; очень хороший, отличный; безупречный, ничем не запятнанный)
- Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значения. В каком значении эти слова употреблены в художественном тексте?
- Какие же слова называются многозначными? (Сколько слов? Сколько значений? Как они связаны?)
2.Знакомство с омонимами.
- Отгадайте загадки.
- Право, я причёска - чудо!
- На лугу с шипеньем острым
- В воду я вдаюсь полоской -
- Похожи ли предметы, изображенные на рисунках?
- Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся).
- Есть ли сходство в значении этих слов?
- Сколько предметов изображено на рисунках? Сколько слов их обозначает? Почему здесь три разных слова?