- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике для 1 класса
Рабочая программа по математике для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Наместникова М.Н. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), и авторской программы «Математика» для 1 класса В.Н. Рудницкой.
В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана на 132 часа в год, 4 часах в неделю.
Цель курса:
-
обеспечить интеллектуальное развитие младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися
математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира; количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
-
предоставить младшим школьникам основ начальных математических знаний и формировать соответствующие умения: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
-
уметь применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
-
реализовывать воспитательный аспект обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Задачи курса:
-
создать благоприятные условия для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям,
-
обеспечить необходимой и достаточной математической подготовкой для дальнейшего успешного обучения
-
овладение учащимися первого класса основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира,
-
усвоить общие приемы решения задач как универсального действия,
-
уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий,
-
использовать измерительные и вычислительные умения и навыки
-
создать необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся во втором классе.
Формы организации на уроке: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
-
.
-
Рудницкая В.Н. Математика. 1-4 кл. Программа курса (CD-диск). - М.: Вентана-Граф:2015.
-
Рудницкая В.Н. Математика. 1 кл. Методика обучения. - М.: Вентана-Граф, 2015.
-
Рудницкая В.Н. Математика. 1 кл. Дидактические материалы. №1-2. - М.: Вентана-Гре-
-
2015.
-
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика. 1-4 кл. Устные вычисления. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2012.
-
В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Оценка знаний).
-
Математика. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Диетическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. - KL Планета, 2013. - (Качество обучения).
-
Математика. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
-
Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева [и др.]; - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
-
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочная деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.; Планета, 2012. - (Качество обучения).
-
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
-
Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. 1,2/ В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова. - 5 изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2015. - (Начальная школа XXI века).
-
.Математика. 1 кл. Рабочая тетрадь. №1-3 / Кочурова Е.Э. - М.: Вентана-Граф, 2015.
-
Я учусь считать. 1 кл. Рабочая тетрадь / Кочурова Е.Э. - М.: Вентана-Граф, 2015.
-
Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы. 1-4 кл. / Рудницкая В.Н. - М.: Вентана-Граф, 2015
17.Дидактические материалы. 1кл. №1,2, Кочурова Е.Э. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Ценностные ориентиры содержания курса математики
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:
- сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах;
- владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;
- овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;
- решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.
Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в первом классе ученик научится:
называть:
-
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (по: данным предметом, между двумя предметами;
-
натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее при счете число;
-
число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
-
геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, ша:
различать:
-
число и цифру;
-
знаки арифметических действий;
-
круг и шар, квадрат и куб;
-
многоугольники по числу сторон (углов);
-
направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
-
числа в пределах 20, записанные цифрами;
-
записи вида 3 + 2 = 5, 6-4 = 2, 5-2 = 10, 9:3 = 3;
сравнивать:
-
предметы с целью выявления в них сходства и различий;
-
предметы по размерам (больше, меньше);
-два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
-
данные значения длины;
-
отрезки по длине;
воспроизводить:
-
результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
-
результаты табличного вычитания однозначных чисел;
-
способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
распознавать:
-
геометрические фигуры;
моделировать:
-отношения «больше», «меньше», «больше на...», «меньше на...» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
-
ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение деление);
-
ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
-
расположение предметов на плоскости и в пространстве;
-
расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
-
результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
-
предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
-
расположение предметов или числовых данных в таблице: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
анализировать:
-
текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-
предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
классифицировать:
-
распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
-
предметы (по высоте, длине, ширине);
-
отрезки в соответствии с их длинами;
-
числа (в порядке увеличения или уменьшения);
конструировать:
-
алгоритм решения задачи;
-
несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);
контролировать:
-
свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
оценивать:
-
расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
-
предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
-
пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
-
записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
-
решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
-
измерять длину отрезка с помощью линейки;
-
изображать отрезок заданной длины;
-
отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
-
выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки
-
ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
сравнивать:
-
разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;
-
воспроизводить способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;
классифицировать:
-
определять основание классификации;
обосновывать:
-
приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;
контролировать деятельность:
-
осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;
решать учебные и практические задачи:
-
преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
-
использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
-
выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.) пересчитывать число таких фигур;
-
составлять фигуры из частей;
-
разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
-
изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
-
определять, имеет ли данная фигура ось симметрии, и называть число осей;
-
представлять заданную информацию в виде таблицы;
-
выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы ориентировано на достижение первоклассниками трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы по математике
У первоклассника начнется формирование:
-
самостоятельности мышления; умения устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
-
готовности и способности к саморазвитию;
-
мотивации к обучению;
-
способности характеризовать и оценивать собственные математические знания и . умения;
-
заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний;
-
готовности использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельно- "и и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
-
способности преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
-
способности к самоорганизованности;
-
способности высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
-
приемов владения коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметные результаты освоения программы по математике
У первоклассника начнется формирование:
-
приемов владения основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
-
понимания и принятия учебной задачи, поиска и нахождения способов ее решения;
-
планирования, контроля и оценки учебных действий;
-
определения наиболее эффективного способа достижения результата;
-
выполнения учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);
-
умения создавать модели изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
-
понимания причины неуспешной учебной деятельности и способности конструктивно действовать в условиях неуспеха;
-
адекватного оценивания результатов своей деятельности;
-
активного использования математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
-
готовности слушать собеседника, вести диалог;
-
умения работать в информационной среде.
Предметные результаты освоения программы по математике
У первоклассника начнется формирование:
-приемов владения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
-умений применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
-
владения устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
-
умения работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного курса
Содержание учебного материала соответствует изложенному в программе курсу математика для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы (В.Н.Рудницкой. программа 1-4классы 2012г.) и федеральным. образовательным стандартам
Учебно-тематический план
№п\п
Содержание программного материала
Кол-во часов
1
Подготовительный период
60
2
Свойства сложения и вычитания
14
3
Сложение и вычитание в пределах 10
24
4
Сравнение чисел
12
5
Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9, с переходом через десяток
14
6
Симметрия
8
ИТОГО
132
Примерные сроки проверочных и диагностических работ
№
урока
Вид работы
Тема
Стартовая диагностика
Уровень готовности к изучению курса математики в первом классе
Промежуточная
диагностика
Уровень освоения программы по математике за первое полугодие
Проверочная работа
Свойства сложения и вычитания
Проверочная работа
Прибавление и вычитание чисел 1 и 2
Проверочная работа
Измерение длины
Проверочная работа
Прибавление и вычитание чисел 3 и 4
Проверочная работа
Решение задач на сложение и вычитание
Проверочная работа
Табличные случаи прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4 в пределах 20
Проверочная работа
Табличные случаи прибавления и вычитания чисел 5 и 6 в пределах 20
Итоговая проверочная работа
Уровень освоения программы по математике в третьей четверти
Проверочная работа
Сравнение чисел
Проверочная работа
Табличные случаи прибавления чисел 7, 8, 9 в пределах 20
Проверочная работа
Табличные случаи вычитания чисел 7, 8, 9 в пределах 20
Проверочная работа
Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20
Итоговая контрольная работа
Уровень освоения программы по математике в первом классе
Годовая проверочная работа
Уровень освоения программы по математике в четвертой четверти
Комплексная работа
Метапредметные результаты освоения программы по русскому языку, математике, чтению и окружающему миру