Урок по математике для 1 класса по теме «Составление задач по моделям и схемам»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики «Составление задач по моделям и схемам»

1 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Цель: создать условия для формирования у учащихся умения составлять и решать простые задачи с опорой на модели и схемы, сравнивать числа и отрезки, определять количество треугольников на рисунке

Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Научатся осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и пре-образовывать ее.

Познавательные: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, использование знаково - символических средств (моделей и схем) для составления и решения задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно); планировать свое действие.

Коммуникативные: учиться формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (работа в парах и группах), построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Тип урока комбинированный урок (закрепление умений и получение новых знаний)

Форма проведения урок-практикум

Оборудование:

- рабочие тетради на печатной основе; ручки, карандаши, фломастеры;

- жёлтые и красные звёздочки-наклейки (для этапа рефлексии);

- 2 вида карточек с условиями и схемами задач (для работы в группах и в парах);

- ленты с изображением групп предметов и фишек («машинки», «насекомые», «сливы»);

- набор на печатной основе «Компьютер» (для работы в группах);

- 4 зрительные метки со словами «условие», «вопрос», «решение», «ответ»;

- офтальмотренажёр Базарного;

- компьютер, проектор, экран, ЭОР «Математика, 1 класс».

Этапы урока

Ход учебного занятия (деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Организационный момент

Создание эмоционального настроя, приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Напоминание правил организации рабочего места (расположения необходимых принадлежностей на парте).

Проверка (самопроверка).

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Актуализация имеющихся знаний

Устный счёт:

  1. «Отправь поезд» - работа по ЭОР «Математика, 1 класс» (раздел «Число и счёт»):

учащимся необходимо самостоятельно расставить по порядку числа, начиная с самого маленького и записать их в тетради.

+ фронтальная проверка: один учащийся читает получившийся ряд чисел,

учитель в это время выставляет числа в вагончики и проверяет

5, 9, 14, 19, 24, 26.


  1. «Запиши ответы к примерам» - работа по ЭОР «Математика, 1 класс» (раздел «Арифметические действия с числами»):

учащимся необходимо самостоятельно записать в тетради ответы к примерам в 2 столбика.

+ фронтальная проверка: 2 учащихся поочередно читают получившиеся столбики чисел,

учитель в это время вставляет числа в поле ответов и проверяет.

- Если вы выполнили задания без ошибок или допустили 1 - 2 ошибки - поставьте на полях «+».

Введение в тему урока:

Работа со зрительными метками (физминутка + работа на внимание)

учащиеся встают, вытягивают вперёд одну руку и по команде учителя ищут необходимые метки, пытаясь одновременно запомнить слова, расположенные рядом с метками

1 - «условие», 2 - «вопрос», 3 - «решение», 4 «ответ»

Учащиеся садятся на свои места.

- Ребята, какие слова вы успели прочитать? (…)

- К какому математическому понятию (термину) можно отнести все слова? (задача)

- Что мы можем делать с задачами? (решать, составлять…)

Формулирование темы и постановка целей учебного занятия

На доске появляются карточки со словами «Составление», «решение», «задача».

- Что нам помогает составлять и решать задачи? (рисунки, краткая запись, модели, схемы…)

- Сегодня на уроке мы больше внимания уделим моделям и схемам при решении задач.

На доске появляются карточки со словами «моделям», «схемам».

- Прочитайте получившийся ряд слов и попробуйте узнать тему нашего занятия.

(Составление и решение задач по моделям и схемам»)

Учитель редактирует запись темы на доске

(дописывает союзы и предлоги, изменяет форму слова «задача»).


- Какие же цели мы поставим перед собой? (….научиться составлять задачи…, упражняться, тренироваться…в решении задач)

Смена поз в парах (конторка-учебная парта) за конторками сидят

Работа по теме занятия

- работа в макрогруппах (по рядам):

- Обратите внимание на доску. Перед вами 3 ленты с изображениями предметов.

Первый ряд работает со сливами, второй - с машинками, а третий - с насекомыми.

Задание - составить по рисункам задачи и обдумать как оформить (записать) решение.

Учащиеся «озвучивают» составленные задачи и один представитель от каждого ряда оформляет запись на доске, остальные учащиеся - записывают решение в тетради.

Учитель выставляет на доске 5 красных и 5 белых фишек.

- К каким задачам подходит эта модель с фишками? (…)

- Для чего мы используем фишки? (…) Они нам помогают или мешают? (…)

Учитель вывешивает на доску карточку с 1 синей и 3 красными фишками.

- Мы можем составить по этой модели задачу? (да)

- Кто готов предложить свой вариант задачи? (…)

- работа в малых группах:

используется набор на печатной основе «Компьютер».

1-я группа: модели с числами 3, 8 и рядами фишек разных цветов;

2-я группа: модели с числами 2, 6 и рядами фишек разных цветов;

3-я группа: модели с числами 5, 9 и рядами фишек разных цветов;

4-я группа: модели с числами 4, 7 и рядами фишек разных цветов;

5-я группа: модели с числами 1, 10 и рядами фишек разных цветов.

Задание - коллективно составить по моделям задачи и записать их решение и ответ.

!!! в одной группе должно быть всё записано одинаково

Физкультминутка по офтальмотренажёру Базарного

Смена поз в парах (конторка-учебная парта) за конторками стоят

- Ребята, у вас на рабочих столах есть карточки, на которых справа расположены слова на цветных фонах. Прочитайте группами эти слова и ответьте, какого слова не было на зрительных метках. (схема)

Задание - внимательно рассмотрите карточку, найдите на ней схему и фломастером соедините схему с соответствующим словом.

- Для чего нужны схемы задач? (…)Они нам помогают или мешают при поиске решения задачи? (…)

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов


Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

воспитание здорового образа жизни

Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные: формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме


Познавательные: формируем умение извлекать информацию из рисунков, на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме


Коммуникативные: формируем умение работать в группе


воспитание здорового образа жизни

Познавательные: формируем умение извлекать информацию с печатного носителя, на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

ΙΙΙ. Применение знаний и умений

Работа в парах:

- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. У вас на рабочих столах есть карточки с задачами и тремя схемами. Возьмите их, встаньте за конторкой, внимательно прочитайте задачи, рассмотрите схемы, выберите подходящую схему и запишите её номер в свои тетради.

проверка работы в парах + коллективная сверка учитель по цепочке предлагает парам прочитать задачу и назвать номер выбранной схемы. Пара, у которой совпала задача (ученики класса), соглашаются с выступающими или нет.

Примечание: на доске демонстрируются карточки выступающих.

! при наличии времени - учащимся предлагается составить и решить задачи к другим схемам.

Коммуникативные: формируем умение работать в паре

Познавательные и коммуникативные: формируем умение извлекать информацию из текстов и схем, обобщать и работать в парах

Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

ΙV. Рефлексия

- Чему мы сегодня учились?

- Зачем?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Достигли поставленных целей?

- Те ребята, которые довольны своей работой на уроке, возьмите жёлтую звёздочку-наклейку, отклейте её от основы, подойдите к доске и прикрепите звёздочку на поле со словом задача.

- Кто чем-то недоволен (уроком, своей работой или у кого после урока ухудшилось настроение) - выберите красную звёздочку-наклейку и разместите её на поле со словом «задача».

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

V. Итог

- Для чего решают задачи?

- Какие составные части задач вам известны?

- Что нам помогает составлять и решать задачи?


БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ.


ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ В СТРАНЕ «МАТЕМАТИКА»!


© 2010-2022