Диалог как условие успешного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Гайворонская Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназия № 6 г. Томска В статье обсуждаются педагогические возможности диалога, выступающего ключевым условием успешного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Доказывается, что диалог позволяет включать в совместную деятельность всех участников образовательного процесса, согласно их природным возможностям и способностям. На примере технологии «Дебаты» иллюстрируется практическое применение диалога в педагогической деятельности. Современное образовательное пространство претерпевает существенные изменения. Это связано с нормативными требованиями, которые предъявляет Федеральный государственный стандарт нового поколения. Речь идет о группе результатов: личностных, предметных и метапредметных, которые должны быть достигнуты школьниками в процессе обучения. Совершенно очевидно, что в пространстве традиционного урока это сделать очень трудно. Нужны иные формы взаимодействия участников образовательного процесса, позволяющие реализовать потенциал каждого из них. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда речь идет об учащихся с особыми потребностями. Дети с ОВЗ требуют особого внимания со стороны педагога. Думается, что каждый ребенок обладает особенными способностями, однако не все из них удается проявить. Когда же речь идет о школьной деятельности, то чаще всего дети с ограниченными возможностями не могут проявить себя в полной мере. И если предметные результаты еще как-то можно оценить, то личностные и метапредметные результаты, выдвигаемые ФГОС, остаются неоцененными. В подобной ситуации необходимо обращаться к иным способам работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В нашем случае таким способом выступает диалог. В понимании диалога мы отталкиваемся от исследований М.М. Бахтина, который утверждает, что «диалог - единственная форма отношения к человеку-личности» [1, с. 317] и условие актуализации смысла, который может актуализироваться, «лишь соприкоснувшись с другим смыслом» [1, с. 350]. Эту же мысль находим в философской концепции Бубера, которая основывается на том, что диалог предполагает межсубъектное общение, единение сознаний. Вместо привычной формулы «субъект - объект» Бубер предлагает би-субъектную коммуникацию, в которой объект предстает как равный партнер и собеседник. Выделяя три категории «Я», «Ты» и «Оно», Бубер подчеркивает, что отношения «Я - Ты» взаимны, а в паре «Я - Оно» активен только субъект. Человек должен относиться как к «Ты» к природе, другим людям и духовным субстанциям, под которыми понимается культура в целом. Философ утверждает, что каждое «Ты» самоценно, уникально и неповторимо, а отношения между «Я» и «Ты» сопровождаются любовью, которая понимается, прежде всего, как ответственность [2]. Такое понимание диалога позволяет развивать мысль о том, что каждый ребенок - это неповторимая, уникальная личность, имеющая право на выражение своей индивидуальной позиции. Когда мы в практической деятельности сталкиваемся с ребенком, имеющим особые физиологические, интеллектуальные потребности, то часто испытываем затруднения в обучении такого ученика и общении с ним. Это связано не только с особым уровнем его интеллектуальных потребностей и возможностей, но и с тем, что такому ребенку приходится подстраиваться под класс, учителя и его (учителя) подчас авторитарное мнение. В таких условиях ученик не находит способа предъявлять свои мысли и доводы свободно. Процесс обучения превращается для него в скучный и однообразный ритуал. Думается, что именно диалог позволяет ребенку выйти за привычные рамки традиционного урока и деятельности вообще, поскольку основная деятельность в диалоговом пространстве - это особая смыслодеятельность, предполагающая сложный процесс по выращиванию, разворачиванию и оформлению личностных смыслов учеников [3]. Смыслы эти могут быть разными, но обязательно будут равнозначными, поскольку работа в диалоге предполагает вовлечение всех учеников в совместную деятельность, независимо от их способностей и возможностей. Иными словами, диалог позволяет включить в образовательный процесс как одаренных детей, так и детей, имеющих отклонения в развитии. Диалог - это не просто феномен культуры и способ осуществления деятельности, диалог - это и технология, в основе которой лежит установка на равенство участников совместной деятельности, соблюдение их прав, интересов и способностей. В качестве примера приведем образовательную технологию «Дебаты», которая позволяет реализовать не только предметный, но и метапредметный, и личностный потенциал каждого из участников. Дебаты помогают создать коммуникативно-речевую среду как базу, в которой правомерно, органично любое проявление индивидуальности. Естественно, что смысловое наполнение этой среды должно быть культурологически грамотным, отвечающим содержанию образовательной ситуации. Контролировать эту семантическую адекватность - задача педагога. Дебаты учат не только навыкам критического мышления, текстопорождения, самопрезентации, но и позволяют ученикам занять определенные ролевые позиции, соответствующие их способностям. Вслед за И.Ю. Малковой мы выделяем следующие проектные позиции: «исполнитель проектных заданий», «разработчик проектных заданий», «разработчик проектных задач», «разработчик проекта», «организатор проекта»[4]. Каждая из этих позиций отличается друг от друга качеством проектного действия, степенью самостоятельности при подготовке версии, предъявляемой на основном этапе открытых дебатов. Кратко охарактеризуем каждую из позиций. «Исполнитель проектных заданий» - позиция, предполагающая минимальное проявление самостоятельности и составление текстов-версий по образцу, предложенному учителем или более сильными товарищами по группе. «Разработчик проектных заданий» - это позиция, которая предполагает большую самостоятельность и инициативность, однако работающие в этой позиции дети чаще всего обращаются за помощью к учителю. Позиция «разработчик проекта» означает, что ученик, занимающий ее, способен составлять, оформлять тексты различного уровня сложности без вмешательства со стороны. Работающий же в позиции «организатор проектной деятельности» имеет свой замысел, свое представление о развитии проекта и его результатах. Таким образом, диалог позволяет не просто охватывать и вовлекать в пространство урока и внеурочной деятельности всех учеников, но и обеспечивать им условия для проявления их индивидуальности и субъектности. Каждый ребенок может реализовывать свой потенциал, не ущемляя при этом интересы других учеников.

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М. : Искусство, 1986. - 444 с.
  2. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер. - М. : Высшая школа, 1993. - 173 с.
  3. Ковалевская Е.Н. Развитие диалога в педагогической практики Школы Совместной деятельности // Школа Совместной деятельности : концепция, проекты, практика развития. Кн. 1. / под ред. Г. Н. Прозументовой. -
Томск : Изд-во ТГПУ, 1997. - 79 с.
  1. Малкова, И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе : дис… д-ра пед. наук / И. Ю. Малкова. - Томск, 2008. - 286 с.



© 2010-2022