Элементы проблемного обу-чения с компьютерной поддер-жкой на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на МО учителей начальных классов





Элементы проблемного обу-чения с компьютерной поддер-жкой на уроках русского языка (4 класс)





Учитель начальных классов МБОУ-лицей Дагуева Л. М.







Владикавказ



Использование информационных технологий в обучении становится велением времени. На раз- На различных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуа- лизация необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала для выявления в ходе его анализа порядка действий с целью решения поставленной задачи, тренинг уме ний и навыков, их текущий и отсроченный контроль. Для учащихся 4-х классов Е. В. Гадустова совместно с программистом А. Э. Сарибекяном раз- работала пакет компьютерных программ для уроков русского языка по теме «Правописание безу- дарных гласных в окончаниях имён существительных». Учитывая возрастные особенности младших школьников , а именно преобладание наглядно-об- разного мышления , в программу включены занимательный дидактический материал , обучаюшие упражнения, а также сюжетные игровые задания. Приведу фрагмент урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже» с компьютерной поддержкой. Для повышения познавательной активности учащихся на уроке учитель создаёт проблемную ситуацию. На доске приведена таблица:



к морковке к кроватке к моркови к кровати


Учитель: - Можно ли сразу ответить, почему в словах к морковке - к моркови, к кроватке - к кровати разные окончания? Этот проблемный вопрос мотивирует дальнейшую работу учащихся по поиску правильного от- вета под руководством учителя. - Что общего в этих словахъ?(Падеж.) -Что общего в парах слов к морковке- к моркови; к кроватке - к кровати? (У них одинаковый корень.) -Чем различаются пары слов к морковке - к моркови, к кроватке - к кровати? (Окончанием, склонением, а также наличием суффикса -к- с уменьшительно-ласка- тельным значением в словах «к морковке» и «к кроватке».

-Можем ли мы сразу определить , е или и писать в окончании? (Нет.) Почему? На этот проблемный вопрос дети смогут ответить , если догадаются, что звуки стоят в слабых позициях(окончания безударные). После проведённой аналитической и сравнительной работы таблица приобретает следующий вид:

Д. п., 1 - е скл.

Д. п., 3-е скл. к морковке к кроватке

к моркови

к кровати

Какой можно сделать вывод о правописании безударных окончаний имён сущест- вительных в дательном падеже ? -Над какой же темой мы будем работать на уроке? -Чему мы должны научиться? Этот проблемный вопрос определяет, насколько внимательно дети следили за хо- дом размышлений и насколько поняли логику работы с языковым материалом. Созданная в начале беседы проблемная ситуация побуждает детей рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы. Учитель не даёт готовых знаний, а направ- ляет мыслительную деятельность учащихся в нужное русло. При запуске программы сначала детям предлагаются задания для подготовки к восприятию орфографического правила. -Определите , какие из данных существительных относятся к 1-му склонению, а какие к 3-му: к роще, к пристани, по тропе. Поочерёдно на экране появляются слова и типы склонений(1, 2, 3). Учащиеся с помощью мыши выбирают нужный тип склонения. - В каком падеже стоят эти имена существительные? Выберите нужное: Р. п., Д. п.,В. п., П. п. -Поставьте ударения в существительных.

После выполнения этих заданий перед учениками появляется новый слайд: «Рабо- та над орфографическим правилом». -Рассмотрите таблицу:

покатился по дорожке

подбежал к избушке

подошёл к кровати

идти по площади

-Прочитайте словосочетания в первом столбце.

-К какому склонению относятся имена существительные? Выберите нужное: 1-е

скл., 2-е скл., 3-е скл.

-Определите их падеж. Выберите нужное: Р. п., Д. п., В. п., П. п.

-Какие окончания пишутся у существительных 1-го склонения в дательном паде-

же? Выберите нужное: -е, -и.

-Ознакомьтесь с правилом:

У существительных 1-го склонения на - а (-я) в дательном падеже пишется окон-

чание -е: к больнице.

Аналогичная работа проводится со словами второго столбца. На экране появляет-

ся правило:

У существительных 3-го склонения в дательном падеже пишется окончание -и: к

проруби.

Чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в окончаниях имён сущест-

вительных, наджо помнить;

-окончание пишется у существительных 1-го склонения на -а (-я) в дательном

падеже: провести по линейке;

-окончание пишется у существительных 3-склонения в дательном падеже: по-

дойти к сирени.

Таким образом, компьютер не сразу выдаёт готовое правило. Его формулировка

появляется только после последовательного самостоятельного выполнения манипуля-

ций с дидактическим грамматико-орфографическим материалом, что позволяет акти-

визировать мыслительную деятельность и способствует запоминанию маршрута , ве-

дущего к правильным выводам.

Далее по образцу, предложенному компьютером, дети учатся обозначать в словах

изученную орфограмму с опорой на формулировку правила.

Затем учащимся предлагается выполнить ряд заданий из тренировочной програм-

мы.

Задание 1.

-Выберите номер столбца, в котором даны верные ответы.

Именительный падеж

1

2

Дательный падеж

Дательный падеж

Москва

капель

весть

поляна

правда

комната

гордость

Это проблемное задание может быть выполнено только после выполнения таких умственных операций, как анализ, сравнение, сопоставление, обобщение. Задание 2. -Найдите в предложениях однокоренные существительные , употребите их в дательном падеже. 1. Верхнюю ветвь ель особенно высоко вынесла к свету. 2. Ветка берёзы , которая заглядывала ко мне в окно, покрылась свежим пушистым снежком. 3. Пересаженная ёлка переболела зиму, а к весне ожила. Выполнение тестирующей программы целесообразно проводить на другом уроке, поскольку ученики только что познакомились с новой темой. Таким образом , работа с компьютерной программой позволяет увеличить объём выполненных на уроке заданий , при этом остаётся время и для выполнения письмен-

ных упражнений по учебнику. Сочетание проблемного обучения с информационными технологиями позволяет не только использовать разнообразные виды учебной деятельности, способствующие развитию основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, вообра- жения и речи, но и учитывать индивидуальные особенности учащихся, а также повы- сить мотивацию учения.



© 2010-2022