- Преподавателю
- Начальные классы
- Элементы проблемного обу-чения с компьютерной поддер-жкой на уроках русского языка
Элементы проблемного обу-чения с компьютерной поддер-жкой на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дагуева Л.М. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление на МО учителей начальных классов
Элементы проблемного обу-чения с компьютерной поддер-жкой на уроках русского языка (4 класс)
Учитель начальных классов МБОУ-лицей Дагуева Л. М.
Владикавказ
Использование информационных технологий в обучении становится велением времени. На раз- На различных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуа- лизация необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала для выявления в ходе его анализа порядка действий с целью решения поставленной задачи, тренинг уме ний и навыков, их текущий и отсроченный контроль. Для учащихся 4-х классов Е. В. Гадустова совместно с программистом А. Э. Сарибекяном раз- работала пакет компьютерных программ для уроков русского языка по теме «Правописание безу- дарных гласных в окончаниях имён существительных». Учитывая возрастные особенности младших школьников , а именно преобладание наглядно-об- разного мышления , в программу включены занимательный дидактический материал , обучаюшие упражнения, а также сюжетные игровые задания. Приведу фрагмент урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже» с компьютерной поддержкой. Для повышения познавательной активности учащихся на уроке учитель создаёт проблемную ситуацию. На доске приведена таблица:
-
к морковке к кроватке к моркови к кровати
Учитель: - Можно ли сразу ответить, почему в словах к морковке - к моркови, к кроватке - к кровати разные окончания? Этот проблемный вопрос мотивирует дальнейшую работу учащихся по поиску правильного от- вета под руководством учителя. - Что общего в этих словахъ?(Падеж.) -Что общего в парах слов к морковке- к моркови; к кроватке - к кровати? (У них одинаковый корень.) -Чем различаются пары слов к морковке - к моркови, к кроватке - к кровати? (Окончанием, склонением, а также наличием суффикса -к- с уменьшительно-ласка- тельным значением в словах «к морковке» и «к кроватке».
-Можем ли мы сразу определить , е или и писать в окончании? (Нет.) Почему? На этот проблемный вопрос дети смогут ответить , если догадаются, что звуки стоят в слабых позициях(окончания безударные). После проведённой аналитической и сравнительной работы таблица приобретает следующий вид:
-
Д. п., 1 - е скл.
Д. п., 3-е скл. к морковке к кроватке
к моркови
к кровати
После выполнения этих заданий перед учениками появляется новый слайд: «Рабо- та над орфографическим правилом». -Рассмотрите таблицу:
-
покатился по дорожке
подбежал к избушке
подошёл к кровати
идти по площади
-Прочитайте словосочетания в первом столбце.
-К какому склонению относятся имена существительные? Выберите нужное: 1-е
скл., 2-е скл., 3-е скл.
-Определите их падеж. Выберите нужное: Р. п., Д. п., В. п., П. п.
-Какие окончания пишутся у существительных 1-го склонения в дательном паде-
же? Выберите нужное: -е, -и.
-Ознакомьтесь с правилом:
У существительных 1-го склонения на - а (-я) в дательном падеже пишется окон-
чание -е: к больнице.
Аналогичная работа проводится со словами второго столбца. На экране появляет-
ся правило:
У существительных 3-го склонения в дательном падеже пишется окончание -и: к
проруби.
Чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в окончаниях имён сущест-
вительных, наджо помнить;
-окончание -е пишется у существительных 1-го склонения на -а (-я) в дательном
падеже: провести по линейке;
-окончание -и пишется у существительных 3-склонения в дательном падеже: по-
дойти к сирени.
Таким образом, компьютер не сразу выдаёт готовое правило. Его формулировка
появляется только после последовательного самостоятельного выполнения манипуля-
ций с дидактическим грамматико-орфографическим материалом, что позволяет акти-
визировать мыслительную деятельность и способствует запоминанию маршрута , ве-
дущего к правильным выводам.
Далее по образцу, предложенному компьютером, дети учатся обозначать в словах
изученную орфограмму с опорой на формулировку правила.
Затем учащимся предлагается выполнить ряд заданий из тренировочной програм-
мы.
Задание 1.
-Выберите номер столбца, в котором даны верные ответы.
-
Именительный падеж
1
2
Дательный падеж
Дательный падеж
Москва
капель
весть
поляна
правда
комната
гордость
-е
-е
-и
-и
-е
-е
-и
-е
-и
-и
-е
-е
-е
-и
ных упражнений по учебнику. Сочетание проблемного обучения с информационными технологиями позволяет не только использовать разнообразные виды учебной деятельности, способствующие развитию основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, вообра- жения и речи, но и учитывать индивидуальные особенности учащихся, а также повы- сить мотивацию учения.