- Преподавателю
- Начальные классы
- Окружающий мир Первые люди на нашей Земле
Окружающий мир Первые люди на нашей Земле
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стрешенец Л.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.
- Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
- Воспитывать культуру учебного труда.
I .Организационный момент.
I I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Что изучает история
Древнего мира?»
1.Подготовка устного ответа по карточке № I. Работа 2 учащихся с терминами у доски.
КАРТОЧКА № 1
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?» Для этого вспомни:
-
Кого называют археологами?
-
Как работают археологи?
-
Как находят археологические памятники?
-
Что называют историческим источником? Сделай вывод.
2. Фронтальная беседа с классом по вопросам.
- Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)
-
Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)
- Что изучает история Древнего мира? {История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)
III. Изучение новой темы
План
1.Облик далеких предков.
2.Первое орудие труда.
3.Охота и овладение огнем.
На доске записаны тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
1. Рассказ учителя. Согласно научным данным первобытные люди появились нм Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле). 2.Работа по карте (с. 15 учебника).
-
Где жили древнейшие люди? (В восточной и Северо-восточной Африке, Евразии кроме её северной части.)
- Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
- Как вы думаете почему? (Люди в те далёкие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)
3.Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника. Задание', рассмотрите рисунки (с. 13 учебника) и опишите облик древнейших людей.
. 4.Беседа по вопросам.
- Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза.) Демонстрация на с. 12 , посбия, таблица. И.С. Неодерталец, корманьонец, петикантроп и т.д.
-
Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
-
Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)
- Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потому я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.
- Огонь умер... - проворчал один начальник. - И пусть он будет отомщен.
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи__________________ (собирательство, охота).
VII. Итог урока
Домашнее задание: 1. Прочитать §1 учебника
2. Подготовить развернутый ответ по вопросу «Как жили древнейшие люди?».
3. Знать определение терминов.
*Подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?
Дополнительная информация В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Америке, почему они получили название южных обезьян (от лат. australis- южный и греч. pitekos- обезьяна). Ростом австралопитеки были примерно с современную шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главное отличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий груда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня - грубые желваки с режущим краем. Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitekos- обезьяна и anthropos - человек). Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см1). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудия груда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода. Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история. Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1994. - С. 386-387.
А) Австралопитек
1. Около 2-2,5 млн. лет назад
Б) Homohabilis(«человек умелый»)
2. Около 250 тысяч лет
В) Homoerectus(«человек прямоходящий», питекантроп)
3. Около 4 млн. лет назад
Г) Человек разумный - неандерталец
4. Около 40 тысяч лет назад
Д) Человек разумный - кроманьонец
5. 1,5 млн. лет назад