Рабочая программа курса Театр в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя школа №16» город Пермь




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ТЕАТР»

в начальной школе




Программа разработана

учителем I категории Рясиной Светланой Сергеевной

Курс рассчитан на 4 года при 1 обязательном занятии в неделю и нескольких дополнительных.

Программа составлена на основе программы И. А. Генераловой «Театр» в начальной школе.


  1. Пояснительная записка


Актуальность программы. «Театр» в начальной школе, является предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - всё это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театральные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками. Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слушать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Знакомство с позицией актёра - творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создания театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.». Каждый ребёнок может попробовать себя в роли автора, режиссёра, что позволяет развивать творческое начало ребёнка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. У ребёнка улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актёрском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи. Театр своей многомерностью, и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями. Ребёнок учится слушать других, развивается, творя и играя. Театральные занятия способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов. Театр - позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с воспитанием воли, воображения, инициативности, фантазии, речи. Программа курса «Театр» составлена с опорой на программу И. А. Генераловой «Театр» и программу А. М. Ладыженской «Риторика». Она не ограничивается 1занятием в неделю. Это кропотливая ежедневная работа, включающая индивидуальные занятия работы над словом, театротерапию, занятия корректирующие поведение, характер. Дети, занимающиеся в театральном кружке, помогают в проведении внеклассных мероприятий, в проведении праздников. Много времени уходит на работу по оформлению спектакля, на создание декораций и костюмов, музыкальное оформление, разучивание ролей. В программу входит обязательное посещение (1 раза в месяц или 1 раза в 2 месяца) какого-нибудь театра, просмотра спектакля. Цель программы:- эстетическое и нравственное воспитание детей, развитие их способностей, коммуникативных качеств личности и чувства прекрасного. Задачи:
  • Раскрыть и развить творческий потенциал каждого ребёнка;
  • Заложить основы культуры и сценической речи;
  • Помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
  • Привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
  • Научиться изготовлять куклы, маски, костюмы, декорации;
  • Научиться творчески, с воображением и фантазией, относится к любой работе;
  • Воспитать и развить понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего, художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
  • Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 7-11 лет (1-4 класс) Сроки реализации: Программа кружка рассчитана на 4 года (134 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 кл. - 32 часа в год, 2 - 4 кл. - по 34 часа в год). Формы и методы:
  • Игры и упражнения из театральной педагогики

  • Актёрские тренинги

  • Сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины

  • Тематические беседы, экскурсии

  • Посещение театров, музеев, выставок

  • Просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки

  • Работа с подручным материалом и изготовление бутафорий, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.

  • Постановка спектаклей

Отличительные особенности программы:

  • Взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;

  • Практическая направленность;

  • Социальное партнёрство с родителями;

  • Выход в детские сады и шефская, волонтёрская помощь;

  • Связь с общественностью.

Школа и театр имеют много общего. Педагог - режиссёр, ученики - зрители или актёры, а место у доски - сцена. Поэтому каждому приходится выходить на сцену, а сможет ли он себя показать, раскрыть. Вот в чём вопрос? Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Для успешного освоения программы количество детей в группе не должно превышать 15 человек. Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале. Где было бы достаточно свободного места и для игр, и для просмотра спектакля. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, в котором педагог становится одним из участников театральной игры. Урок театра отличает гибкостью, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учеников, учитывать особенности того или иного школьного коллектива. Одной из идей программы по курсу «Театр» является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, основанным как на литературном материале, так и на выдуманных детских историях. Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учётом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга - пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Тренинг способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребёнок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности. В программе предусматривается так же работа по учебным тетрадям, автора И. А. Генераловой. Работа по этим учебным пособиям не должна превышать 20 мин, причём обращаться к ним можно несколько раз в ходе занятия на разных его этапах. Это определяется спецификой предмета и возрастными особенностями учеников начальных классов, которым необходима смена видов деятельности для удержания внимания. Остальное время отводится на тренинги, импровизации и другие нетрадиционные методы работы. В тетрадях предложено много видов деятельности: раскрашивание, рисование, изготовление игрушек, масок, декораций и т. д. Часть заданий имеет вариативный характер. На занятиях дети как бы включаются в работу существующих в театре технических мастерских: музыкального цеха, цеха по изготовлению декорации и реквизита, костюмерного цеха и т. д., где они не просто смотрят или слушают, но сами, собственными руками лепят, режут, клеят и т. д. Литературные тексты в учебных тетрадях можно дополнить, используя учебники по литературному чтению для 1 - 4 классов («Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света») авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов - задача не только программы «Чтение и начальное литературное образование», но и курса «Театр» в начальной школе.







  1. Содержание программы


При творческом подходе педагога к занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусства вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля - длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления декорации, шитьё костюмов. Необходимым условием является создание психологически комфортной атмосферы на занятии. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся мыслями, умениями, знаниями.

  1. «Мы играем - мы мечтаем!»
Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К. С. Станиславского: «от внимания - к воображению». Актёрские тренинги.
  1. Театр.
История возникновения. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Проба себя в роли автора, режиссёра. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
  1. Разновидности театров.
Виды театров: -театр картинок; -театр игрушек; -«Волшебные пальцы»; -теневой театр; -драматический театр; -театр оперы и балета 4. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Темп спектакля. Зарисовки, иллюстрации. Развитие речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
  1. Просмотр театральных постановок.
Выезд детей в театр кукол, драматический, ТЮЗ. Дети учатся различать понятия «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Беседа после просмотра спектакля, обсуждение увиденного, работы актёров, создание реклам-афиш.

6. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли. Изготовление костюмов, декораций, программок. 7. Изготовление кукол.
  • Перчаточных, которые надеваются на руку как перчатка;
  • Верховых (ручных, механических и др.);
  • Низовых (марионеток, прыгающих и др.);
  • Настольных (плоских, картонных, из поролона, из коробок, из природного материала);
  • Театра масок;
  • Игрушек.
8. Обучение работе над ширмой. Физические упражнения для мышц рук и плеч. Движения вдоль ширмы. Повороты кукол в разные стороны.

  1. Ожидаемый результат


Результатом кропотливой работы является постановка самостоятельных спектаклей, творческое и духовное развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в театральном кружке. К концу I года обучения дети должны знать: - Что такое театр; как он зародился. - Жанровые особенности театрального искусства; - Правила поведения в театре (в зрительном зале и на сцене). Уметь: - Концентрировать своё внимание; - Направлять свою фантазию; - Работать с художественным текстом, в группе, входить в роль; - Давать характеристику героям; - Владеть мимикой, жестами, голосом, телом. А также избавиться от излишней стеснительности, суетливости и других отрицательных черт характера. К концу II года обучения дети должны знать: - Театральные профессии; - Устройство сцены; - Слова и понятия из театрального словаря. Уметь: - Рифмовать слова;

- Говорить, передвигаться по сцене, ощущать себя в сценическом

пространстве;

- Делать декорации, костюмы с помощью взрослых;

- Изготавливать маски из различного материала, куклы;

- Пользоваться гримом.

К концу III года обучения дети должны знать:

- Театры своего города, виды театров;

- Историю костюмов, основы грима.

Уметь:

- Работать с художественным словом;

- Отбирать необходимый сценический материал;

- Наблюдать, воображать;

- Писать свои миниатюры.

К концу IV обучения дети должны знать:

- Историю народного театра в России, историю возникновения

скоморошничества;

- Историю народного костюма;

- Историю грима;

- Знать и применять в речи театральные термины;

- Владеть комплексом артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Уметь:

- Выразительно читать поэтический и прозаический текст;

- Ставить мимические миниатюры.

Для подведения итогов используются следующие формы:

- театральные постановки

- открытые занятия

- анкеты

- устный опрос

- мониторинговое обследование памяти, внимания, воображения

- беседы с родителями


  1. Учебно-тематический план 1-ый год обучения

п/п

Тема

Форма работы

Кол-во

часов

1

Знакомство с искусством театра.

Что такое театр? Когда он возник.

Беседа, игры

на знакомство (игра «Снежный ком»), импровизац.сказок «Теремок», «Колобок».

1

2

Античный театр. Театр древней Греции

Лекция, тренинг

1

3

Жанровые особенности театрального искусства.

Беседа,

тренинг

1

4

Детский театр. Правила поведения в театре.

Лекция, игра на внимание.

1

5

Внимание - основа основ.

Игры, тренинги

1

6

Работа над развитием внимания.

Игра «Зеркало»

упражнения

1

7

Память - помощник внимания.

Беседа, упражнение - игра «Что изменилось», заучивание цепочки слов, связанных и не связанных по смыслу.

1

8

Работа над развитием памяти.

Игры, (игра «Кто это») упражнения

1

9

Что такое мимика? Мимика и эмоции.

Беседа, рисунок

2

10

Работа над владением мышцами лица.

Упражнения, артикуляционная гимнастика

2

11

Работа над произведением. Выразительное рассказывание отрывка.

Практическое занятие

2

12

Голос и интонация образных героев.

Практическое занятие, игра «Весёлый язычок».

2

13

Музыкальный театр.

Лекция, практическая работа

1

14

Использование музыки в театре.

Практическое

занятие

1

15

Наше тело нам подвластно. Работа над основами сценического движения.

Упражнения, подвижные игры

3

16

Репетиционная работа (театрализация сказки «Репка» на новый лад, сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»)

Репетиция

9

17

Коллективная практическая работа

Показ

1

18

Подведение итогов обучения

Беседа, повторение практических работ.

1

Итого

32

2-ой год обучения

п/п

Тема

Форма работы

Кол-во

часов

1

Дорога в театр.

Упражнения, игры

1

2

Кто работает в театре? Знакомимся с театральными профессиями.

Экскурсия в театр

2

3

Знакомство со сценой. Сцена и её особенности.

Беседа и тренинг

2

4

Учимся со сцены говорить (выразительное чтение любимых стихов, басен)

Упражнения

2

5

Учим правила передвижения по сцене.

Упражнения

2

6

Как создаётся спектакль.

Лекция, упражнения

2

7

Гримёрная в кармане. Практическое занятие

2

8

Делаем декорации.

Практическое

занятие.

2

9

Придумываем и делаем костюмы

Практическое занятие

2

10

Делаем афишу и программку.

Практическое занятие

4

11

Пальчиковые куклы.

Практическое занятие

2

12

Учимся изготовлять маски.

Практическое занятие

2

13

Репетиционная работа (Театрализация сказки «Морозко», «Петушок и бобовое зёрнышко»)

Репетиции

8

14

Что мы знаем и умеем

Тренинг

2


Итого


34

,


3-ий год обучения


п/п

Тема

Форма работы

Кол-во

часов

1

Обновление и закрепление полученных знаний и умений. Работа над вниманием.

Игры, упражнения

1

2

Работа над памятью.

Игры, упражнения

1

3

Работа над развитием воображения.

Игры, творческие задания

1

4

Работа над развитием наблюдательности.

Творч. задания

1

5

История возникновения театра.

Экскурсия по театрам города

2

6 Театральный коллектив.

Лекция, упраж.

1

7

Выбор сценического материала.

Совместный поиск

1

8

Работа с художественным словом.

Тренинг «Скороговорки»,

«Докучные сказки» и др.

2

9

Интонация, выразительность.

Тренинг

1

10

Знакомство с понятием роли.

Беседа

1

11

Действие - есть движение.

Тренинг

1

12

Походки исторические и наблюдаемые.

Тренинг, творческие задания

2

13

Грим. Основы грима.

Лекция, упр., проба

1


14

История костюма.

Презентация проектов

1

15

Ролевое поведение

Тренинг

2

16 Творческие работы.

Репетиционный период

14

17

Контрольный урок.

Показ коллективной творч. работы

1


Итого


34



4-ый год обучения


п/п

Тема

Форма работы

Кол-во

часов

1

Продолжение работы над сценическим материалом. Обоснование выбора.

Беседа, чтение, тренинг

1

2

Миниатюра.

Постановка

1

3

Мимическая миниатюра.

Постановки «Немое кино», «Мультяшки-анимашки».

1

4

Пластика в миниатюре

Практическая работа , игра «Прикосновение»

1

5

Миниатюра с использованием речи.

Постановки

1

6

Выбор своей миниатюры.

Практическая работа

1

7

Репетиционный период.

Репетиции

3

8

Контрольный урок.

Показ работы

1

9

История театра в России. История скоморошества.

Лекция, проба

1

10

История народного костюма. Стилизация русского народного костюма.

Лекция, проба

1

11

История грима. Апробация на себе и партнёре.

Лекция, практич. занят.

1

12

История грима.

Практ. работа

1

13

Грим и мимика.

Практ. работа

1

14

История сценического костюма. Игра «Подбери костюм сказочному герою».

Лекция, практика

1

15

Ролевой костюм.

Лекция, практ.

1

16

Народный театр.

Лекция, практика, постановка

1

17

Работа над отрывком произведения. Выбор отрывка и его обоснование.

Беседа, чтение, тренинг

1

18

Распределение ролей.

Практика, проба

1

19

Работа над текстом.

Тренинг

2

20

Использование ролевых костюмов.

Практ. занятие

1

21

Взаимодействие костюма и пластики.

Практ. занятие

2

22

Использование ролевого грима.

Практ. занятие

1

23

Минимализм в гриме и костюмах.

Лекция, практ.

занятие

1

24

Свободная работа над отрывком.

Практич. занят.

1

25

Репетиционная работа (театрализация отрывков из сказки А. Толстого «Золотой ключик».

Репетиции

6

26

Контрольный урок.

Показ отрывка

1


Итого


34



  1. Средства, необходимые для реализации программы.


  1. Учебный кабинет и актовый зал со сценой.

  2. Магнитофон и микрофон.

  3. Компьютер, оснащённый звуковыми колонками.

  4. Ширма

  5. Фотоаппарат и видеокамера

  6. Материальная база для создания костюмов и декораций.

  7. Перчаточные куклы, мягкие игрушки, маски.


  1. Литература

  1. Безымянная О. В. «Школьный театр», О. В. Безымянная М.- Рольф, 2001 год

  2. Генералова И. А. «Театр. Пособие для дополнительного образования» 2, 3, 4 класс - М., 2004 год
  3. Гин А. «Сценарии мини-спектаклей для начальной школы» - М.: Вита- ПРЕСС, 2012.
  4. Кидин С. Ю. «Театр - студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарий» - Волгоград. Учитель, 2009 год.
  5. Колчеев Ю. В. «Театрализованные игры в школе». М. 2000 год
  6. Колодин А. Н. «Насущные проблемы дополнительного образования»./ Воспитание школьников, №2, 1997 год.
  7. Ладыжинская А. М. «Риторика».
  8. Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.
  9. Панфилова М. А. «Игротерапия общения», М. А. Панфилова - М. изд. «Гном и Д», 2000 год.
  10. Петрова А. Н. Игровой тренинг. Обновления содержания начального образования (основные упражнения и игры)
  11. Прибыловская С. В. «Кукольный школьный театр».
  12. Сериков В. В. «Личностный подход в образовательной системе».
  13. Сухих И. Г. «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков»./ Автор-составитель И. Г. Сухих. - Ярославль: Академия развития, 2006 год
  14. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
  15. Тюханова Е. К «Театр и дети» - М. 2007 год
  16. Янсюкевич В. И. «Репертуар для школьных спектаклей», Пособие для педагогов, М. 2001.




Приложение
  1. Упражнения к теме «Учимся говорить красиво». (упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата)
  • Дыхание
Дыхание является основой речи. От умения пользоваться дыханием зависит красота, музыкальность и мелодичность речи, сила и лёгкость голоса. Начнём с осанки: - правильная осанка; - бесшумный вдох носом; - ровный, без толчков выдох.
  • Самомассаж
- Поглаживаются лицо, шея, грудная клетка кончиками пальцев обеих рук. Одновременно с поглаживанием лба и лица произносить «ми-ми-ми…», постукивание верхней губы со звуком «в», нижней - «ф», груди - «ж-ж-ж». - Кончиками пальцев поглаживать лоб от середины к ушам, - От середины подбородка к ушам, - Кончиками пальцев поглаживать лицо под глазами от носа к ушам, - Обеими руками поглаживать затылок, от затылка к подмышечным впадинам; - Поочерёдно каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди; - Легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание «ми-ми»; - Так же полость под глазами, произнося слитно сочетание «ку-ку- ку», «ни-ни-ни»; - Так же постукивать ладонями грудную клетку, произнося сочетание «ж-ж-ж», «м-м-м».
  • Гимнастика для губ
- «Пятачок». Губы вытягиваются вперёд, принимая формы пяточка. - Покусывание губ. - Натягивание губ. - «Свечи». Представим, что наши 10 пальцев - свечи и мы должны их задуть. - «Лошадка». Всем языком как бы прилипаем к нёбу. При отлипании языка раздаётся щелчок, изображающий скачущую лошадку. - «Колокольчик». Язык бьётся о края губ как язычок колокольчика. - «Уколы». Острым кончиком языка коснуться левой щеки, а затем правой. - «Часики». Язык двигается по часовой стрелке и против часовой стрелки. - Жуём язык. Как будто во рту находится жвачка. - Покусывание языка. - «Лопата».
  • Тренинг гласных звуков.
- С мячом. Мяч передаётся с одновременным произнесением гласных или ударяется о пол.
  • Тренинг согласных звуков.
- «б-п» - хлопки в ладоши. - «д-т» - попеременное постукивание кулаком по ладони. - «г-к» - шелчки и т. д.
  • Скороговорки
  1. Тренинг речевого аппарата.
- Испорченный телефон. Ведущий шепчет на ухо какое-то слово, рядом сидящему, а тот передаёт следующему, до последнего. - Рифма. Назвать слово в рифму. - Интонация. Произнести фразу с разной интонацией. - Пантомима. - Писатель. Сочинить сказку, историю. - Стихи. Сочинить стихи из предложенных слов.
















© 2010-2022