- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса Театр в начальной школе
Рабочая программа курса Театр в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рясина С.С. |
Дата | 28.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя школа №16» город Пермь
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ТЕАТР»
в начальной школе
Программа разработана
учителем I категории Рясиной Светланой Сергеевной
Курс рассчитан на 4 года при 1 обязательном занятии в неделю и нескольких дополнительных.
Программа составлена на основе программы И. А. Генераловой «Театр» в начальной школе.
-
Пояснительная записка
Актуальность программы. «Театр» в начальной школе, является предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - всё это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театральные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками. Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слушать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Знакомство с позицией актёра - творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создания театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.». Каждый ребёнок может попробовать себя в роли автора, режиссёра, что позволяет развивать творческое начало ребёнка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. У ребёнка улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представления детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актёрском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи. Театр своей многомерностью, и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями. Ребёнок учится слушать других, развивается, творя и играя. Театральные занятия способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов. Театр - позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с воспитанием воли, воображения, инициативности, фантазии, речи. Программа курса «Театр» составлена с опорой на программу И. А. Генераловой «Театр» и программу А. М. Ладыженской «Риторика». Она не ограничивается 1занятием в неделю. Это кропотливая ежедневная работа, включающая индивидуальные занятия работы над словом, театротерапию, занятия корректирующие поведение, характер. Дети, занимающиеся в театральном кружке, помогают в проведении внеклассных мероприятий, в проведении праздников. Много времени уходит на работу по оформлению спектакля, на создание декораций и костюмов, музыкальное оформление, разучивание ролей. В программу входит обязательное посещение (1 раза в месяц или 1 раза в 2 месяца) какого-нибудь театра, просмотра спектакля. Цель программы:- эстетическое и нравственное воспитание детей, развитие их способностей, коммуникативных качеств личности и чувства прекрасного. Задачи:
- Раскрыть и развить творческий потенциал каждого ребёнка;
- Заложить основы культуры и сценической речи;
- Помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- Привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
- Научиться изготовлять куклы, маски, костюмы, декорации;
- Научиться творчески, с воображением и фантазией, относится к любой работе;
- Воспитать и развить понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего, художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
- Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
-
Игры и упражнения из театральной педагогики
-
Актёрские тренинги
-
Сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины
-
Тематические беседы, экскурсии
-
Посещение театров, музеев, выставок
-
Просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки
-
Работа с подручным материалом и изготовление бутафорий, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.
-
Постановка спектаклей
Отличительные особенности программы:
-
Взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
-
Практическая направленность;
-
Социальное партнёрство с родителями;
-
Выход в детские сады и шефская, волонтёрская помощь;
-
Связь с общественностью.
-
Содержание программы
При творческом подходе педагога к занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусства вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля - длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления декорации, шитьё костюмов. Необходимым условием является создание психологически комфортной атмосферы на занятии. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся мыслями, умениями, знаниями.
- «Мы играем - мы мечтаем!»
- Театр.
- Разновидности театров.
- Просмотр театральных постановок.
6. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли. Изготовление костюмов, декораций, программок. 7. Изготовление кукол.
- Перчаточных, которые надеваются на руку как перчатка;
- Верховых (ручных, механических и др.);
- Низовых (марионеток, прыгающих и др.);
- Настольных (плоских, картонных, из поролона, из коробок, из природного материала);
- Театра масок;
- Игрушек.
-
Ожидаемый результат
Результатом кропотливой работы является постановка самостоятельных спектаклей, творческое и духовное развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в театральном кружке. К концу I года обучения дети должны знать: - Что такое театр; как он зародился. - Жанровые особенности театрального искусства; - Правила поведения в театре (в зрительном зале и на сцене). Уметь: - Концентрировать своё внимание; - Направлять свою фантазию; - Работать с художественным текстом, в группе, входить в роль; - Давать характеристику героям; - Владеть мимикой, жестами, голосом, телом. А также избавиться от излишней стеснительности, суетливости и других отрицательных черт характера. К концу II года обучения дети должны знать: - Театральные профессии; - Устройство сцены; - Слова и понятия из театрального словаря. Уметь: - Рифмовать слова;
- Говорить, передвигаться по сцене, ощущать себя в сценическом
пространстве;
- Делать декорации, костюмы с помощью взрослых;
- Изготавливать маски из различного материала, куклы;
- Пользоваться гримом.
К концу III года обучения дети должны знать:
- Театры своего города, виды театров;
- Историю костюмов, основы грима.
Уметь:
- Работать с художественным словом;
- Отбирать необходимый сценический материал;
- Наблюдать, воображать;
- Писать свои миниатюры.
К концу IV обучения дети должны знать:
- Историю народного театра в России, историю возникновения
скоморошничества;
- Историю народного костюма;
- Историю грима;
- Знать и применять в речи театральные термины;
- Владеть комплексом артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Уметь:
- Выразительно читать поэтический и прозаический текст;
- Ставить мимические миниатюры.
Для подведения итогов используются следующие формы:
- театральные постановки
- открытые занятия
- анкеты
- устный опрос
- мониторинговое обследование памяти, внимания, воображения
- беседы с родителями
-
Учебно-тематический план 1-ый год обучения
№
п/п
Тема
Форма работы
Кол-во
часов
1
Знакомство с искусством театра.
Что такое театр? Когда он возник.
Беседа, игры
на знакомство (игра «Снежный ком»), импровизац.сказок «Теремок», «Колобок».
1
2
Античный театр. Театр древней Греции
Лекция, тренинг
1
3
Жанровые особенности театрального искусства.
Беседа,
тренинг
1
4
Детский театр. Правила поведения в театре.
Лекция, игра на внимание.
1
5
Внимание - основа основ.
Игры, тренинги
1
6
Работа над развитием внимания.
Игра «Зеркало»
упражнения
1
7
Память - помощник внимания.
Беседа, упражнение - игра «Что изменилось», заучивание цепочки слов, связанных и не связанных по смыслу.
1
8
Работа над развитием памяти.
Игры, (игра «Кто это») упражнения
1
9
Что такое мимика? Мимика и эмоции.
Беседа, рисунок
2
10
Работа над владением мышцами лица.
Упражнения, артикуляционная гимнастика
2
11
Работа над произведением. Выразительное рассказывание отрывка.
Практическое занятие
2
12
Голос и интонация образных героев.
Практическое занятие, игра «Весёлый язычок».
2
13
Музыкальный театр.
Лекция, практическая работа
1
14
Использование музыки в театре.
Практическое
занятие
1
15
Наше тело нам подвластно. Работа над основами сценического движения.
Упражнения, подвижные игры
3
16
Репетиционная работа (театрализация сказки «Репка» на новый лад, сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»)
Репетиция
9
17
Коллективная практическая работа
Показ
1
18
Подведение итогов обучения
Беседа, повторение практических работ.
1
Итого
32
2-ой год обучения
№
п/п
Тема
Форма работы
Кол-во
часов
1
Дорога в театр.
Упражнения, игры
1
2
Кто работает в театре? Знакомимся с театральными профессиями.
Экскурсия в театр
2
3
Знакомство со сценой. Сцена и её особенности.
Беседа и тренинг
2
4
Учимся со сцены говорить (выразительное чтение любимых стихов, басен)
Упражнения
2
5
Учим правила передвижения по сцене.
Упражнения
2
6
Как создаётся спектакль.
Лекция, упражнения
2
7
Гримёрная в кармане. Практическое занятие
2
8
Делаем декорации.
Практическое
занятие.
2
9
Придумываем и делаем костюмы
Практическое занятие
2
10
Делаем афишу и программку.
Практическое занятие
4
11
Пальчиковые куклы.
Практическое занятие
2
12
Учимся изготовлять маски.
Практическое занятие
2
13
Репетиционная работа (Театрализация сказки «Морозко», «Петушок и бобовое зёрнышко»)
Репетиции
8
14
Что мы знаем и умеем
Тренинг
2
Итого
34
,
3-ий год обучения
№
п/п
Тема
Форма работы
Кол-во
часов
1
Обновление и закрепление полученных знаний и умений. Работа над вниманием.
Игры, упражнения
1
2
Работа над памятью.
Игры, упражнения
1
3
Работа над развитием воображения.
Игры, творческие задания
1
4
Работа над развитием наблюдательности.
Творч. задания
1
5
История возникновения театра.
Экскурсия по театрам города
2
6 Театральный коллектив.
Лекция, упраж.
1
7
Выбор сценического материала.
Совместный поиск
1
8
Работа с художественным словом.
Тренинг «Скороговорки»,
«Докучные сказки» и др.
2
9
Интонация, выразительность.
Тренинг
1
10
Знакомство с понятием роли.
Беседа
1
11
Действие - есть движение.
Тренинг
1
12
Походки исторические и наблюдаемые.
Тренинг, творческие задания
2
13
Грим. Основы грима.
Лекция, упр., проба
1
14
История костюма.
Презентация проектов
1
15
Ролевое поведение
Тренинг
2
16 Творческие работы.
Репетиционный период
14
17
Контрольный урок.
Показ коллективной творч. работы
1
Итого
34
4-ый год обучения
№
п/п
Тема
Форма работы
Кол-во
часов
1
Продолжение работы над сценическим материалом. Обоснование выбора.
Беседа, чтение, тренинг
1
2
Миниатюра.
Постановка
1
3
Мимическая миниатюра.
Постановки «Немое кино», «Мультяшки-анимашки».
1
4
Пластика в миниатюре
Практическая работа , игра «Прикосновение»
1
5
Миниатюра с использованием речи.
Постановки
1
6
Выбор своей миниатюры.
Практическая работа
1
7
Репетиционный период.
Репетиции
3
8
Контрольный урок.
Показ работы
1
9
История театра в России. История скоморошества.
Лекция, проба
1
10
История народного костюма. Стилизация русского народного костюма.
Лекция, проба
1
11
История грима. Апробация на себе и партнёре.
Лекция, практич. занят.
1
12
История грима.
Практ. работа
1
13
Грим и мимика.
Практ. работа
1
14
История сценического костюма. Игра «Подбери костюм сказочному герою».
Лекция, практика
1
15
Ролевой костюм.
Лекция, практ.
1
16
Народный театр.
Лекция, практика, постановка
1
17
Работа над отрывком произведения. Выбор отрывка и его обоснование.
Беседа, чтение, тренинг
1
18
Распределение ролей.
Практика, проба
1
19
Работа над текстом.
Тренинг
2
20
Использование ролевых костюмов.
Практ. занятие
1
21
Взаимодействие костюма и пластики.
Практ. занятие
2
22
Использование ролевого грима.
Практ. занятие
1
23
Минимализм в гриме и костюмах.
Лекция, практ.
занятие
1
24
Свободная работа над отрывком.
Практич. занят.
1
25
Репетиционная работа (театрализация отрывков из сказки А. Толстого «Золотой ключик».
Репетиции
6
26
Контрольный урок.
Показ отрывка
1
Итого
34
-
Средства, необходимые для реализации программы.
-
Учебный кабинет и актовый зал со сценой.
-
Магнитофон и микрофон.
-
Компьютер, оснащённый звуковыми колонками.
-
Ширма
-
Фотоаппарат и видеокамера
-
Материальная база для создания костюмов и декораций.
-
Перчаточные куклы, мягкие игрушки, маски.
-
Литература
-
Безымянная О. В. «Школьный театр», О. В. Безымянная М.- Рольф, 2001 год
- Генералова И. А. «Театр. Пособие для дополнительного образования» 2, 3, 4 класс - М., 2004 год
- Гин А. «Сценарии мини-спектаклей для начальной школы» - М.: Вита- ПРЕСС, 2012.
- Кидин С. Ю. «Театр - студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарий» - Волгоград. Учитель, 2009 год.
- Колчеев Ю. В. «Театрализованные игры в школе». М. 2000 год
- Колодин А. Н. «Насущные проблемы дополнительного образования»./ Воспитание школьников, №2, 1997 год.
- Ладыжинская А. М. «Риторика».
- Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.
- Панфилова М. А. «Игротерапия общения», М. А. Панфилова - М. изд. «Гном и Д», 2000 год.
- Петрова А. Н. Игровой тренинг. Обновления содержания начального образования (основные упражнения и игры)
- Прибыловская С. В. «Кукольный школьный театр».
- Сериков В. В. «Личностный подход в образовательной системе».
- Сухих И. Г. «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков»./ Автор-составитель И. Г. Сухих. - Ярославль: Академия развития, 2006 год
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
- Тюханова Е. К «Театр и дети» - М. 2007 год
- Янсюкевич В. И. «Репертуар для школьных спектаклей», Пособие для педагогов, М. 2001.
Приложение
- Упражнения к теме «Учимся говорить красиво». (упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата)
- Дыхание
- Самомассаж
- Гимнастика для губ
- Тренинг гласных звуков.
- Тренинг согласных звуков.
- Скороговорки
- Тренинг речевого аппарата.