Реферат на тему: «Влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся начальных классов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Реферат

на тему: «Влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся

начальных классов»




Выполнила: Подвигина Людмила Петровна





Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Ведь именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. Очень важно обратить внимание на такой вопрос, как программа обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которым будет учиться ребенок. От их качества будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу. Каждая из программ или система имеет свои цели, задачи, принципы и особенности. В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. В ходе исследования вопроса влияния типов учебных программ на качество знаний учащихся начальной школы было выявлено следующее противоречие: между традиционной системой построения образовательного процесса и многообразием современных альтернативных программ обучения. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каково влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся начальных классов? С учетом актуальности обозначенной проблемы определена тема исследования: «Влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся начальных классов».

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования - типы учебных программ в начальной школе. Цель исследования - исследовать влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

  1. Выявить принципы построения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  2. Дать сравнительную характеристику существующих учебных программ в начальной школе.
  3. Изучить психолого-педагогические предпосылки (проблемы) организации процесса обучения в начальной школе.
  4. Исследовать влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся начальной школы по информатике.
  5. Разработать информационную систему учета успеваемости в начальной школе.
Гипотеза исследования: использование учебных программ по информатике, предполагающих углубленное интегрированное изучение предмета, использование наряду с традиционным материалом практической и проектной деятельности учащихся, решение сложных информационных задач повисит качество знаний учащихся получила практичекое подтверждение.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;

  • эмпирические: изучение нормативных документов общеобразовательной школы, авторских учебных программ, учебников, учебных пособий и методической литературы, поурочных планов учителей; анализ процесса обучения на уроках.

Этапы исследования:

  1. этап (сентябрь - октябрь) - получение задания на дипломную работу, постановка проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач исследования, работа с литературой, составление плана выпускной квалификационной работы;
  2. этап (ноябрь - февраль) - оформление теоретической части, работа над отдельными главами;
  3. этап (март - апрель) - подготовка и проведение исследования, оформление результатов исследования, представление чернового варианта работы;
  4. этап (май) - окончательное оформление дипломной работы, внедрение программного продукта в общеобразовательное учреждение.


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Принципы построения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году была начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. В основу стандарта были положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся [11; c. 4-5]. Авторы новой Концепции были глубоко убеждены в том, что в ходе разработки стандарта, прежде всего, необходим общественный диалог о целях, задачах российской системы общего образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами - государством, обществом, каждой конкретной семьей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [2] представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: - к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; - к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. ФГОС учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. ФГОС направлен на обеспечение: - равных возможностей получения качественного начального общего образования; - духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; - преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; - сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; - единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; - демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения; - формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; - условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья [2]. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [2]. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - укрепление физического и духовного здоровья обучающихся [2]. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [11; c. 28-29]. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. - метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. - предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [2]. Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Он включает в себя требования: к результатам освоения, структуре и условиям реализации программы начального общего образования. Новый ФГОС построен на принципах: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ образования; единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; демократизации образования и всей образовательной деятельности; формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; разнообразия организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся. ФГОС выступает основой для разработки учебных программ в начальной школе. 1.2. Сравнительный анализ существующих учебных программ в начальной школе В настоящее время в образовательном процессе в начальной школе используется множество разнообразных учебных программ, комплексность и системность которых позволяют определять их не просто как программы обучения, а как учебно-методические комплексы - системы взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с той или иной учебной программой и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации целей и содержания образовательного стандарта [20; c. 61]. У каждой программы или системы есть свой научный руководитель, а также коллектив авторов, работающий над созданием УМК. Учебно-методический комплект (УМК) обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, мультимедийные приложения, методические рекомендации и поурочные планы. Все существующие на настоящий момент программы для начальной школы можно условно разделить на две группы. Первая - традиционные программы, вторая - так называемые программы развивающего обучения. Традиционная программа в исходном варианте - это та самая программа, по которой учились практически все советские школьники и большинство современных родителей. Сейчас она носит название «Школа России». В эту же группу можно включить такие программы, как «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Планета знаний», «Перспектива» и др. Среди программ развивающего обучения наиболее известны системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В эту же группу входят многочисленные авторские программы. Первоначальное различие традиционных программ и программ развивающего обучения состояло в том, что первые имели общую характерную особенность - в них учебный материал подавался так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». В таком случае постепенно нарабатывался определённый учебный навык (в идеале - доведённый до автоматизма). Самый простой пример - это большое количество однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им [16]. Именно эта технология обучения подвергалась критике за то, что многие дети в результате не умели применять знания в нестандартных условиях. Немного непривычно сформулирован текст задачи - и ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Программы развивающего обучения отличались более высоким уровнем сложности и разнообразием типов заданий, а также изучением терминологии, свойственной средней школе; были направлены главным образом на развитие умения учиться и соответствующих ему характеристик мышления, воображения, памяти учеников [27; c. 34-35]. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Разделение учебников по системам (традиционная или развивающая) и комплектам (программам) в Федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников убрали с 2006/2007 учебного года (правда, тогда об этом говорилось в дополнительной информации издательств к каждому учебнику), а с 2008/2009 учебного года такой информации в перечнях не стало. В связи с переходом образовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с 2011/2012 учебного года все образовательные программы были доработаны, учебники прошли Государственную экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения.
Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Чтобы не быть голословными, дадим краткую характеристику основных программ (традиционных и развивающих), используемых в современной начальной школе. «Школа России» - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям ФГОС. УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость. Учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». В качестве единого целого комплект «Школа России» работает с 2001 года. Авторский коллектив программы - ученые, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др. Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [33]. Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители - А.А. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, С.К. Бондырева, Ш.А. Амонашвили. «Школа 2100» для начальной школы - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС». Особенности УМК «Школа 2100»: 1. Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения. 2. Непрерывность. «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков. 3. Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад - начальная школа, начальная школа - основная школа, основная школа - старшая школа, школа - вуз, вуз - последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования [33]. Главная цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность [32]. Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики [32]. «Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна [30]. УМК «Начальная школа 21 века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах: 1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника. 2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения. 3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я - ученик», «я - школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли). 4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника. 5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная). 6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования [30]. Сформированность учебной деятельности школьника предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Приоритетная цель - формирование самоконтроля и самооценки ученика. Опираясь на опыт дошкольного детства и закладывая основы предметных знаний и универсальных учебных действий, система «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования [30]. В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей [29]. Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности. Рассматривая учебные книги, входящие в УМК (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий: - целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение); - приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания; - активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования; - соблюдение баланса между интуицией и знанием; - разноплановое рассмотрение одного и того же объекта; - опору на опыт ребенка; - параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических - и установление соответствия между ними; - взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений; - единство интеллектуальных и специальных умений; - создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний [29]. «Планета знаний» - учебно-методический комплект (УМК) для начальной школы. Руководитель авторского коллектива И.А. Петрова. Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов - сформировать положительную мотивацию к получению знаний [40]. Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность. Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении. Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.) позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения. Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала - базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности - поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности - по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной) [40]. Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования - формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности [37]. В системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами: 1. Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия. 2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением - информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде». 3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли [37]. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения - формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления. Результат обучения в образовательной системе Эльконина-Давыдова - на выходе из школы иметь развитую, свободную личность. Выпускник из начальной школы - школьник с развитым творческим потенциалом, а это значит с развитым воображением. Для решения этой задачи в системе существует ряд специальных учебных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35% учебного времени. Кроме этого, авторы системы хотят, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через: - знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного; - умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования; - умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной; - умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям [37]. Система развивающего обучения Л.В. Занкова [36] обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебно-методический комплект (УМК) для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей [36]. Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка. Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Дидактические принципы: - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - ведущая роль теоретических знаний; - осознание процесса учения; - быстрый темп прохождения учебного материала; - работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого [36]. Типические свойства методической системы - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность. В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников. Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы [36]. Таким образом, сравнительный анализ программ (УМК), используемых в образовательном процессе в современной начальной школе позволил отметить следующее. Все существующие на настоящий момент программы для начальной школы можно условно разделить на две группы. Первая - традиционные программы, вторая - так называемые программы развивающего обучения. К первой группе относятся такие программы, как «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Планета знаний», «Перспектива» и др. Ко второй - программы развивающего обучения по системам Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Первоначально программы развивающего обучения отличались от традиционных, направленных преимущественно на постепенное усвоение (от простого к сложному) определенной системы знаний, умений и навыков, более высоким уровнем сложности и разнообразием типов заданий, а также изучением терминологии, свойственной средней школе; были направлены главным образом на развитие умения учиться и соответствующих ему характеристик мышления, воображения, памяти учеников. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». 1.3. Психолого-педагогические предпосылки (проблемы) организации процесса обучения в начальной школе

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный с: - изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; - освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; - принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; - формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; - изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; - моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения [12; c. 32-33]. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения [15; c. 64-65]. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: - преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования; начального общего образования и основной школы; - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей обучающихся; - вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); - диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения) [5; c. 24]. Серьезной психолого-педагогической проблемой в организации процесса обучения в начальной школе выступает проблема преемственности образовательного процесса в школе и психологические трудности перехода с одной ступени образования на другую. Проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность (эмоциональная готовность, интеллектуальная готовность, социальная готовность). Для обеспечения психологической готовности дошкольников к обучению в школе наиболее распространены два подхода к проблеме преемственности на этом возрастном этапе. Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой подгонке социально- педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения [5; c. 31]. Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребёнок приходит из детского сада. Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. В настоящее время на усиление преемственности дошкольного и начального образования направлены следующие практические меры (В.Т. Кудрявцев): определены разделы содержания подготовительной базы начального обучения; выделены критерии психологической и других видов готовности ребёнка к обучению в школе, и в соответствии с ними разрабатывается программа развивающих занятий; определена система диагностических методов, необходимых для обследования ребёнка дошкольного возраста, поступающего в 1класс; первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста [12; c. 71-72]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования. Универсальные учебные действия: обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания [7; c. 22]. Существенной проблемой, с которой сталкивается каждый учитель начальных классов при организации процесса обучения выступает уже отмеченное многообразие учебных программ и отсюда - проблема выбора той из них, которая позволит обеспечить оптимальное качество знаний учащихся. Практически у всех авторских обучающих программ есть как достоинства (о которых активно говорится), так и недостатки (информация о которых менее доступна). Если учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше. Программы составлены так, что за четыре года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. Кроме того, некоторые программы перегружены материалами, которые дети (а, порой, и родители) понимают и осваивают с большим трудом. А итоговые контрольные работы за четверть и за год все пишут одинаковые. И здесь многое зависит от учителя. Хорошо, если в школе соблюдается программная преемственность между начальным и средним звеном, совместно работают педагоги-предметники. Иначе, отзанимавшись четыре класса начальной школы по нестандартным учебникам, ребенок перейдет в пятый класс на стандартные образовательные «рельсы» и потеряет интерес к учебе. Согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» [1] к компетенции образовательного учреждения относятся: ...определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях. Согласно статье 55 Закона РФ «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением [1]. Таким образом, сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу (систему), но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе. При этом учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. В одной школе разные классы могут обучаться по разным программам. При этом один из классов чаще всего учится по УМК «Школа России». На сегодняшний день это самая распространенная образовательная система. Кроме того, возможен вариант образовательной программы, состоящей из завершенных предметных линий учебников, не входящих в определенные системы и программы.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПОВ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Реализация учебных программ на уроках информатики в начальной школе
Исследование влияния типов учебных программ на качество знаний учащихся по информатике в начальной школе было проведено на базе двух учебных заведений: Муниципального общеобразовательного учреждения № 3 г. Усмани (далее, МБОУ СОШ № 3), расположенного по адресу: 399370 Липецкая область, г. Усмань, ул. Шмидта, 15 и Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы (далее, МБОУ ООШ) с. Никольское, расположенного по адресу: 399350, Липецкая область, Усманский район, с. Никольское, ул. Советская, 79. В исследовании приняли участие ученики 4-х классов: 4 класса «А» МБОУ СОШ № 3 г. Усмани (20 учащихся), который стал контрольным, и 4 класса (в школе только по одному классу в параллели) МБОУ ООШ с. Никольское (всего 16 учащихся), ставшего экспериментальным. Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов. На первом (констатирующем) этапе исследования (октябрь - ноябрь 2013 г.) был проведен анализ учебных программ начальной школы, используемых в рассматриваемых образовательных учреждениях на предмет включения в них материала по информатике, разработаны критерии для оценки качества знаний по информатике младших школьников, принявших участие в эксперименте, а также методы оценки качества знаний. Кроме того, на начальном этапе с использованием разработанных методик проверки была проведена первичная диагностика качества знаний учащихся по информатике в контрольном и экспериментальном классах. На втором (формирующем) этапе исследования (декабрь 2013 -середина марта 2014 г.) с учетом данных первичной диагностики были разработаны соответствующие рекомендации по построению программы обучения информатике младших школьников, реализованные в педагогическом процессе в экспериментальном классе. На третьем (контрольном) этапе исследования (конец марта 2014 г.) была проведена повторная диагностика качества знаний учащихся по информатике в контрольном и экспериментальном классах, которая позволила выявить влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся младших классов по информатике. Анализ учебных программ начальной школы, используемых в рассматриваемых образовательных учреждениях на предмет включения в них материала по информатике позволил выявить следующее. И в том, и в другом образовательном учреждении обучение в начальных классах построено на основе использования традиционной программы «Школа России». При этом в МБОУ СОШ № 3 г. Усмани информатика в 4-х классах преподается в рамках курса «Технологии» - 34 часа (1 час на класс без деления на группы, минимальная модель материально-технического обеспечения). В обучении используется учебник, разработанный коллективом авторов под руководством Н.В. Матвеевой [18]. В МБОУ ООШ с. Никольское обучение информатике в 4-м классе осуществляется в рамках образовательной области «Математика» - 34 часа (1 час в неделю в дополнительное учебное время, базовая модель материально-технического обеспечения). В преподавании информатике используется учебник авторского коллектива под руководством М.А. Плаксина [24]. В содержательном плане оба учебника во многом повторяют друг друга, поскольку разработаны в соответствии с ФГОС. Примерное поурочное планирование материала по информатике, изучаемого в рассматриваемых учебных заведениях представлено в приложении 1. Так, в 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям. В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление - это особый, активный способ отношений между объектами. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений. Далее, автором на основе изучения соответствующей научной и учебно-методической литературы были разработаны критерии для оценки качества знаний по информатике младших школьников, принявших участие в эксперименте. Вообще, под качеством знаний понимается интегральная характеристика учебной деятельности, которая характеризует систему предметных знаний ученика с точки зрения их: - полноты и глубины знаний; - систематичности и системности; - оперативности и гибкости; - конкретности и обобщенности; - осознанности и прочности [22]. Полнота знаний характеризуется и измеряется количеством единиц программных знаний об изучаемом объекте. Глубина знаний характеризуется совокупностью осознанных учащимися существенных связей между знаниями. Проверка знаний по качеству их глубины должна проводиться через некоторый промежуток времени после начала изучения некоторой темы. Систематичность знаний характеризуется осознанием определенной последовательности в расположении элементов знания и их иерархии. Системность - важнейшее качество знания, оно определяется тем числом связей, которое устанавливается учеником при рассмотрении определений. Оперативность знаний - это готовность их использования. Оперативность - качество, характеризуемое числом ситуаций, в которых обучаемый это знание применяет (или числом способов, которыми он может его применить). Гибкость знаний проявляется в готовности человека находить новые способы применения знаний. Обобщенность знаний предполагает подвести конкретное под обобщенное от частного к общему синтез. Конкретность - показать конкретное как проявление обобщенного от общего к частному анализ. Осознанность знаний выражается в понимании личностью их связей, умении доказывать наличие связей, механизм их возникновения и действия.
Дополнительные признаки: ученик понимает расположенность и соподчиненность связей между знаниями, различия существенных и несущественных связей. Осознанность знаний проявляется в речи обучаемого, учащийся излагает материал своими словами, показывает связи между элементами знаний, способен осуществлять классификацию и систематизацию. Прочность знаний состоит в устойчивости хранения в памяти существенных элементов знания и в готовности их использования. Обучение должно быть ориентировано не на память, а на использование знаний. Прочность знаний достигается за счет всех выше обсужденных качеств, существенно зависит от интереса к изучению предмета [22]. Фактическое выражение качество знаний учащихся находит в их успеваемости - текущих (в рамках отдельных уроков, контрольных и самостоятельных работ) и итоговых (по итогам четверти, полугодия, учебного года) оценках по предмету. В качестве критериев для оценки качества знаний по информатике младших школьников, принявших участие в эксперименте, нами были выбраны: текущая успеваемость на уроках по информатике учащихся 4-х классов, принявших участие в исследовании, успеваемость, показанная в ходе написания контрольных работ по разделам программы, а также успеваемость по итогам учебных четвертей (первой четверти - на начальном этапе исследования, третьей - на контрольном). Нами были выделены три уровня качества знаний по информатике: - высокий, соответствующий успеваемости на оценку «отлично» (5); - средний, соответствующий успеваемости на оценку «хорошо» (4); - низкий, соответствующий успеваемости на оценку «удовлетворительно» (3). Непосредственными методами оценки качества знаний младших школьников по информатике на начальном этапе исследования стали:

  1. Анализ текущей успеваемости по предмету на основе оценок в классных журналах в рамках отдельных занятий. Процедура анализа состояла в подсчете общего количества баллов (текущих оценок), полученных каждым учащимся на занятиях, и выводе из них среднего арифметического.
  2. Проведение 2-х контрольных работ по изученным разделам программы по информатике и их оценка.
  3. Анализ итоговой успеваемости в первой четверти (на основе итоговых оценок, выставленных учителями информатики).
Подобная многоуровневая оценка качества знаний учеников позволяет получить статистически более достоверные результаты. Данные анализа текущей успеваемости по информатике на основе оценок в классных журналах в рамках отдельных занятий на начальном этапе исследования представлены в таблице 2.1. Как следует из полученных данных, уровень текущей успеваемости по информатике в обоих классах (контрольном и экспериментальном) примерно одинаковый (3,6 и 3,65 балла соответственно). Учитывая приведенные выше критерии, уровень текущих знаний учащихся по информатике в 4-м «А» классе МБОУ СОШ № 3 г. Усмани и 4-м классе МБОУ ООШ с. Никольское на начальном этапе исследования можно оценить как низкий (ниже среднего, для которого установлен показатель в 4 балла). Для выявления уровня знаний учащихся по пройденным разделам программы нами были проведены с разницей по времени в неделю две письменные контрольные работы по темам «Информация» и «Понятие, суждение и умозаключение» (см. приложение 2) в контрольном и экспериментальном классах. Данные анализа оценок по контрольным работам представлены в таблице 2.2

Таблица 2.1

Данные анализа текущей успеваемости в контрольном и экспериментальном классах на начальном этапе исследования

Ученик №

Показатель текущей успеваемости в баллах, ср.

Контрольный класс

Экспериментальный класс

1

4,2

3,0

2

4,1

3,2

3

3,0

4,2

4

2,8

4,6

5

3,1

2,8

6

3,7

3,9

7

3,2

4,2

8

4,8

5

9

2,4

4,1

10

3,8

2,5

11

3,4

3,1

12

4,1

3,0

13

3,3

4,3

14

4,8

3,9

15

5,0

3,4

16

2,7

3,2

17

3,0

-

18

3,4

-

19

3,1

-

20

3,8

-

Ср. значение

3,6

3,65


Данные, полученные по итогам оценки письменных работ учащихся контрольного и экспериментального классов, во многом соответствуют текущей успеваемости по информатике в обоих классах, и свидетельствуют о низком (ниже среднего) уровне знаний учащихся 4-х классов по информатике, принявших участие в эксперименте. Их среднее значение 3,68 и 3,72 балла соответственно (при нормативном значении показателя для среднего уровня - 4 балла), т.е. существенной разницы между контрольным и экспериментальным классом по данному показателю не отмечено. При этом учащиеся в обоих классах лучше справились с контрольной работой № 1, что объясняется более легким материалом темы «Информация», которая по сути является повторением изученного в 3 классе.

Таблица 2.2

Данные анализа оценок за письменные работы в контрольном и экспериментальном классах на начальном этапе исследования

Ученик №

Оценка в контрольном классе, балл

Оценка в экспериментальном классе, балл

Работа № 1

Работа № 2

Работа № 1

Работа № 2

1

5

4

3

3

2

4

4

4

3

3

4

3

4

4

4

3

2

5

5

5

3

3

4

3

6

4

4

5

4

7

4

3

4

4

8

5

5

5

4

9

3

2

4

4

10

4

4

3

2

11

4

3

4

3

12

4

4

3

3

13

3

3

5

5

14

5

4

4

4

15

5

5

3

3

16

4

3

3

2

17

3

3

-

-

18

4

4

-

-

19

3

3

-

-

20

4

3

-

-

Ср. значение

3,9

3,45

3,94

3,5

Ср. балл класса по итогам 2-х работ

3,68

3,72
Данные анализа итоговой успеваемости в первой четверти (на основе итоговых оценок, выставленных учителями информатики) в контрольном и экспериментальном классах представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Данные анализа итоговой успеваемости в контрольном и экспериментальном классах на начальном этапе исследования

Ученик №

Итоговая оценка по информатике за I четверть в баллах

Контрольный класс

Экспериментальный класс

1

4

3

2

4

3

3

3

4

4

3

5

5

3

3

6

4

4

7

3

4

8

5

5

9

3

4

10

4

3

11

3

3

12

4

3

13

3

5

14

5

4

15

5

3

16

3

3

17

3

-

18

3

-

19

3

-

20

4

-

Ср. значение

3,6

3,7
Полученные значения итоговой успеваемости по информатике в контрольном и экспериментальном классах на начальном этапе исследования практически идентичны (расхождение незначительное (менее 0,05) и соответствуют данным текущей успеваемости учащихся. Интегральная оценка качества знаний учащихся по информатике на начальном этапе исследования, полученная как среднее арифметическое от средних показателей текущей, итоговой оценок и оценок за контрольные работы (по классам), представлена в таблице 2.4. и графически на рис. 2.1. Полученные значения интегрального показателя успеваемости (3,63 и 3,69 - в контрольном и экспериментальном классах соответственно) позволяют сделать вывод о низком уровне знаний учащихся 4-х классов, принявших участие в эксперименте, по информатике.

Таблица 2.4

Интегральная оценка качества знаний учащихся контрольного и экспериментального классов по информатике на начальном этапе исследования

Показатель

Значение показателя в баллах

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Текущая успеваемость

3,6

3,65

Оценка за контрольные работы

3,68

3,72

Итоговая успеваемость

3,6

3,7

Интегральный показатель

3,63

3,69

Отклонение

Меньше 0,05 (незначительное)


Данные первичной диагностики уровня знаний по информатике, проведенной в экспериментальном и контрольном классах позволяют отметить следующее. У учащихся 4-х классов, принявших участие в исследовании, отмечен низкий уровень качества знаний по предмету информатика, который проявляется в их неполноте и несистематичности, низкой способности использовать полученные знания в ходе решения практических задач по информатике.


Рис. 2.1. Интегральная оценка качества знаний учащихся по информатике на начальном этапе исследования
По нашему мнению, отмеченный низкий уровень знаний младших школьников по предмету вызван недостаточным вниманием к преподаванию информатики в отмеченных учебных заведениях, недостатками в построении и использовании учебных программ. На наш взгляд, с целью преодоления отмеченных недостатков, целесообразно использование углубленной интегрированной программы по информатике, которая бы позволила повысить уровень (качество) знаний учащихся. В соответствии с вышесказанным, были разработаны рекомендации по построению программы обучения по информатике младших школьников для экспериментального класса. Учебный процесс в экспериментальном классе на этапе формирующего эксперимента (декабрь 2013 г. - март 2014 г.) был организован на основе интегрированной программы углубленного изучения предмета «Информатика» - 68 часов (2 часа в неделю: по 1 часу из курса математики и 1 час дополнительного урочного времени из курса технологии, для расширенного компьютерного практикума и проектной деятельности учащихся, расширенная модель электронно-программного обеспечения с использованием ЦОР к урокам учащимися), предусматривающего наряду с традиционным материалом: - решение информационных задач: моделирование и виртуальные лаборатории; - участие в компьютерных проектах; - работу с текстом; - работу с графикой; - работу с компьютерными презентациями (или технология создания проектов). Цель реализации программы - повышение качества предметной подготовки и качества знаний учащихся, достаточных для продолжения образования в основной школе, создание дидактических условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания. Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (информатика), направленную:

  1. на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Информатики», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление.
  2. на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
  3. на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты , исследовать их структурный состав, описывать ситуации, моделировать, прогнозировать результаты, контролировать правильность и полноту выполнения действий, планировать решение деятельности, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, конструировать и пр.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям: информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления); информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись); источники информации (живая и неживая природа, творения человека); работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование); средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа); организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

2.2. Интерпретация результатов исследования влияния типов учебных программ на качество знаний учащихся начальной школы по информатике

На третьем (контрольном) этапе исследования (конец марта 2014 г.) была проведена повторная диагностика качества знаний учащихся по информатике в контрольном и экспериментальном классах, по показателям: текущей и итоговой успеваемости, по оценкам за контрольные работы, которая позволила выявить влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся младших классов по информатике. Данные анализа текущей успеваемости по информатике на основе оценок в классных журналах в рамках отдельных занятий на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2.5. Как следует из полученных данных, уровень текущей успеваемости по информатике в экспериментальном классе на контрольном этапе исследования существенно повысился, превысив значение в 4 балла (значение полученного показателя - 4,1 балла), что соответствует среднему уровню развития знаний по предмету информатика. Что касается уровня текущей успеваемости в контрольном классе, то он практически не изменился (значение полученного показателя - 3,7 балла) по сравнению с начальной диагностикой (3,6 балла). На контрольном этапе нами также были проведены с разницей по времени в неделю две письменные контрольные работы по темам «Модель и моделирование» и «Информационное управление» для выявления уровня знаний учащихся по разделам программы пройденным в период формирующего этапа эксперимента (см.: приложение 3). «Информация» и «Понятие, суждение и умозаключение» (см. приложение 2) в контрольном и экспериментальном классах. Данные анализа оценок по контрольным работам № 3,4 представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.5

Данные анализа текущей успеваемости в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе исследования

Ученик №

Показатель текущей успеваемости в баллах, ср.

Контрольный класс

Экспериментальный класс

1

4,1

3,6

2

4,2

3,9

3

2,8

4,5

4

3,0

4,9

5

3,3

3,5

6

3,9

4,3

7

3,3

4,4

8

4,7

5

9

2,9

4,5

10

4,0

3,5

11

3,0

3,8

12

4,2

3,9

13

3,1

4,6

14

4,6

4,3

15

4,9

3,8

16

3,2

3,6

17

3,3

-

18

3,4

-

19

3,2

-

20

4,0

-

Ср. значение

3,7

4,1


Данные, полученные по итогам оценки письменных работ учащихся экспериментального класса говорят о повышении качества знаний учащихся, их умений и навыков в выполнении практических работ. Полученная средняя оценка по итогам проведения контрольных работ № 3-4 на этапе вторичной диагностики в экспериментальном классе составила 4,1 балла, что говорит о среднем уровне качества знаний учащихся экспериментального класса по информатике. В контрольном классе данный показатель остался практически на прежнем уровне и составил 3,72 балла (по сравнению со значением 3,68 на начальном этапе исследования).



Таблица 2.6

Данные анализа оценок за письменные работы в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе исследования

Ученик №

Оценка в контрольном классе, балл

Оценка в экспериментальном классе, балл

Работа № 3

Работа № 4

Работа № 3

Работа № 4

1

5

4

3

3

2

4

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

3

5

5

5

3

3

4

3

6

5

5

5

5

7

4

3

4

4

8

5

5

5

4

9

3

3

4

4

10

4

4

4

4

11

3

3

4

3

12

4

4

4

4

13

4

3

4

5

14

5

4

5

4

15

4

4

4

4

16

4

3

4

4

17

3

3

-

-

18

4

3

-

-

19

3

4

-

-

20

3

3

-

-

Ср. значение

3,85

3,55

4,19

4

Ср. балл класса по итогам 2-х работ

3,72

4,1
Данные анализа итоговой успеваемости в третьей учебной четверти (на основе итоговых оценок, выставленных учителями информатики) в контрольном и экспериментальном классах представлены в таблице 2.7.








Таблица 2.7

Данные анализа итоговой успеваемости в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе исследования

Ученик №

Итоговая оценка по информатике за I четверть в баллах

Контрольный класс

Экспериментальный класс

1

4

4

2

4

3

3

3

4

4

4

5

5

3

4

6

4

5

7

3

4

8

5

5

9

3

4

10

4

5

11

3

4

12

4

4

13

4

5

14

5

4

15

4

4

16

4

3

17

3

-

18

3

-

19

4

-

20

3

-

Ср. значение

3,7

4,2
Полученные значения итоговой успеваемости по информатике в экспериментальном классе на контрольном этапе исследования свидетельствуют о том, что они соответствует среднему уровню развития знаний по информатике (значение показателя - 4,2 при нормативном значении для среднего уровня - 4 балла). Показатели итоговой успеваемости в контрольном классе, полученные в ходе повторной диагностики, остались практически на прежнем - низком уровне. Данные сопоставления интегральной оценки качества знаний учащихся по информатике на обоих этапах исследования, представлены в таблице 2.8. и графически на рис. 2.2.


Таблица 2.8

Интегральная оценка качества знаний учащихся контрольного и экспериментального классов по информатике на контрольном этапе исследования

Показатель



Значение показателя в баллах

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Нач. этап

Контр. этап

Нач. этап

Контр. этап

Текущая успеваемость

3,6

3,7

3,65

4,1

Оценка за контрольные работы

3,68

3,72

3,72

4,1

Итоговая успеваемость

3,6

3,7

3,7

4,2

Интегральный показатель

3,63

3,7

3,69

4,13

Отклонение

0,02 < 0,05 (незначительное)

0,12 > 0,05 значительное



Рис. 2.2. Интегральная оценка качества знаний учащихся по информатике на начальном и контрольном этапах исследования
Данные повторной диагностики качества знаний по информатике, проведенной в экспериментальном и контрольном классах позволяют отметить следующее. Внедрение занятий по программе углубленного изучения информатики в образовательный процесс в экспериментальном классе (4 класс МБОУ ООШ с. Никольское) позволило существенно поднять качество знаний младших школьников, сделать их системными, основательными и прочными, практически ориентированными. Гипотеза исследования о том, что использование учебных программ по информатике, предполагающих углубленное интегрированное изучение предмета, использование наряду с традиционным материалом практической и проектной деятельности учащихся, решение сложных информационных задач повисит качество знаний учащихся получила практичекое подтверждение. ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
3.1. Постановка задачи на разработку информационной системы 3.2. Обзор аналогичных информационных систем 3.3. Обоснование выбора среды разработки ИС 3.4. Проектирование информационной системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе проведенного исследования поставленная цель была достигнута. Проведенная работа позволила сделать следующие выводы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Он включает в себя требования: к результатам освоения, структуре и условиям реализации программы начального общего образования. Новый ФГОС построен на принципах: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ образования; единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; демократизации образования и всей образовательной деятельности; формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; разнообразия организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся. ФГОС выступает основой для разработки учебных программ в начальной школе. сравнительный анализ программ (УМК), используемых в образовательном процессе в современной начальной школе позволил отметить следующее. Все существующие на настоящий момент программы для начальной школы можно условно разделить на две группы. Первая - традиционные программы, вторая - так называемые программы развивающего обучения. К первой группе относятся такие программы, как «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Планета знаний», «Перспектива» и др. Ко второй - программы развивающего обучения по системам Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Первоначально программы развивающего обучения отличались от традиционных, направленных преимущественно на постепенное усвоение (от простого к сложному) определенной системы знаний, умений и навыков, более высоким уровнем сложности и разнообразием типов заданий, а также изучением терминологии, свойственной средней школе; были направлены главным образом на развитие умения учиться и соответствующих ему характеристик мышления, воображения, памяти учеников. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. В настоящее время все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу (систему), но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе. При этом учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. В одной школе разные классы могут обучаться по разным программам. Исследование влияния типов учебных программ на качество знаний учащихся по информатике в начальной школе было проведено на базе двух учебных заведений: МБОУ СОШ № 3 г. Усмани и МБОУ ООШ с. Никольское. В исследовании приняли участие ученики 4-х классов: 4 класса «А» МБОУ СОШ № 3 г. Усмани (20 учащихся), который стал контрольным, и 4 класса (в школе только по одному классу в параллели) МБОУ ООШ с. Никольское (всего 16 учащихся), ставшего экспериментальным. Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов. На первом (констатирующем) этапе исследования (октябрь - ноябрь 2013 г.) был проведен анализ учебных программ начальной школы, используемых в рассматриваемых образовательных учреждениях на предмет включения в них материала по информатике, разработаны критерии для оценки качества знаний по информатике младших школьников, принявших участие в эксперименте, а также методы оценки качества знаний. Кроме того, на начальном этапе с использованием разработанных методик проверки была проведена первичная диагностика качества знаний учащихся по информатике в контрольном и экспериментальном классах. На втором (формирующем) этапе исследования (декабрь 2013 -середина марта 2014 г.) с учетом данных первичной диагностики были разработаны соответствующие рекомендации по построению программы обучения информатике младших школьников, реализованные в педагогическом процессе в экспериментальном классе. На третьем (контрольном) этапе исследования (конец марта 2014 г.) была проведена повторная диагностика качества знаний учащихся по информатике в контрольном и экспериментальном классах, которая позволила подтвердить гипотезу исследования о том, что использование учебных программ по информатике, предполагающих углубленное интегрированное изучение предмета, использование наряду с традиционным материалом практической и проектной деятельности учащихся, решение сложных информационных задач повисит качество знаний учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации». - //СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
  2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 18.12.2012) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 12.
  3. Аверкин Ю.А. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеева, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 215 с.
  4. Авторская мастерская Н.В. Матвеевой. - Электрон. дан. - Режим доступа: metodist.lbz.ru/authors/informatika/4.
  5. Алексеенко Е.В. Школа России. Концепция и программы для начальных классов / Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горячев и др. - М.: Просвещение, 2008. - 401 с.
  6. Афанасьева Е.В. Методика раннего обучения информатике: поиск, апробация, находки / Е.В. Афанасьева. - // Информатика. - 2007. - № 2 - С. 25-27.
  7. Возрастные возможности усвоения знаний учащимися младших классов школы /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2006. - 442 с.
  8. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса / А.В. Горячев. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.
  9. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса / А.В. Горячев. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.
  10. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки / Э.Д. Днепров. - М.: Мариос, 2011. - 456 с.
  11. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования / Э.Д. Днепров. - М.: Министерство образования РФ, 2004. - 104 с.
  12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2012. - 356 с.
  13. Интернет-лекторий «ИКТ в начальной школе». - Электрон. дан. - Режим доступа: metodist.lbz.ru/lections/8.
  14. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
  15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: РОУ, 2006. - 180 с.
  16. Майоров А.Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России / А.Н. Майоров. - Электрон. дан. - Режим доступа: 273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya.
  17. Маликов Р.Ф. Информатика классная и внеклассная / Р.Ф. Маликов, Р.Р. Сулейманов. - Уфа: БГУ, 2004. - 211 с.
  18. Матвеева Н.В. Информатика для 2-4 классов общеобразовательных учреждений /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. - М.: Бином, 2013. - 356 с.
  19. Минеева Т.Ф. Информатика в начальной школе /Т.Ф. Минеева. - //Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 87-92.
  20. Основы социально-гуманитарных наук. В 2-х ч. Ч. 1. /Под ред. Г.И. Бабко. - Минск: РИВШ БГУ, 2013. - 415 с.
  21. Первин Ю.А. Дидактика и информатика / Ю.А. Первин. - // Информатика. - 2007. - № 11. - С. 6-46.
  22. Пилипчук Э.В. Мониторинг качества знаний в работе учителя начальных классов / Э.В. Пилипчук. - Электрон. дан. - Режим доступа: kursk4gym.org.ru/index.php/sborniki/metodicheskieposobiya/informatizatsiya-innovatsionnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-problemy-i-poisk-reshenij.
  23. Пионтковская И.А. Специфика начального этапа пропедевтического курса информатики / И.А. Пионтковская. - // Информатика. - 2006. - № 9. - С 34-36.
  24. Плаксин М.А. Информатика и ИКТ : учебник для 3 класса / М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 159 с.
  25. Плаксин М.А. «Пермская версия» начального курса информатики / М.А. Плаксин. - //Информатика и образование. - 2003. - №1. - С. 84-90.
  26. Плаксин М.А. ТРИЗформашка /М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова. - //Информатика. - 2010. - № 5. - С. 3-19.
  27. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 400 с.
  28. Полежаева О.А. Информатика. УМК для начальной школы. 2-4 классы. Методическое пособие для учителя / О.А. Полежаева. - М.: Бином, 2013. - 136 с.
  29. Программа «Гармония» (ФГОС). - Электрон. дан. - Режим доступа: umk-garmoniya.ru.
  30. Программа «Начальная школа XXI века» (ФГОС). - Электрон. дан. - Режим доступа: vgf.ru.
  31. Программа «Перспектива» (ФГОС). - Электрон. дан. - Режим доступа: prosv.ru/umk/perspektiva.
  32. Программа «Школа 2100» (ФГОС). - Электрон. дан. - Режим доступа: school2100.ru.
  33. Программа «Школа России» (ФГОС). school-russia.prosv.ru
  34. Севрук А.И. Мониторинг информационного обеспечения качества образования / А.И. Севрук. - Пермь: Издательство ПРИПИТ, 2011. - 219 с.
  35. Симонович С.В. Специальная информатика: учебное пособие / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев, А.Г.Алексеев. - М.: АСТ-ГГРЕСС: Инфорком Пресс, 2010. - 400 с.
  36. Система Л.В. Занкова (ФГОС). - Электрон. дан. - Режим доступа: zankov.ru.
  37. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (ФГОС). - Электрон. дан. - Режим доступа: vita-press.ru.
  38. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. - М.: Высшая школа, 2004. - 223с.
  39. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения / Н.Д. Угринович. - М.: Школьная Пресса, 2011. - 48 с.
  40. УМК «Планета знаний» (ФГОС). - Электрон. дан. - Режим доступа: planetaznaniy.astrel.ru.
  41. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» для 2-4 классов. - Электрон. дан. - Режим доступа:school-collection.edu.ru.
  42. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская - М.: Сентябрь, 2006. - 96 с.

















© 2010-2022