Конспект урока по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению


Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Тип урока: урок - исследование.

Формы работы: фронтальная и групповая.


Цель урока: определение некоторых закономерностей сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и характера этой сказки как лирического. Задачи: Образовательная: формировать умение определять тип сказки на основе ее особенностей, развивать познавательную активность младших школьников.

Воспитательная: воспитывать культуру восприятия русской народной сказки на основе древних представлений человека об окружающем мире, обогащение мира чувств, эмоций учащихся, словарного запаса.

Развивающая: развивать осмысленное слушание и чтение, совершенствовать умение выразительно читать текст.

Планируемые результаты:

Личностные:личностное отношение к героям сказки, образности

авторского слова

Метапредметные: - целеполагание;

- прогнозирование;

- саморегуляция;

- оценка и коррекция своего мнения и высказывания;

- рефлексия;

- работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);

- коммуникация (развёрнутое высказывание);

- сотрудничество при работе в группе

Предметные: - выразительное осмысленное чтение текста;

- работа по плану;

- вычленение выразительных средств в произведении .

Ход урока: I.Организационный момент. 1.Прозвенел звонок Начинаем наш урок. Встали ровно, подтянулись И друг другу улыбнулись.

2.Речевая разминка.

- Научитесь читать красиво, без ошибок.

- Научитесь читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

II. Проверка домашнего задания. - Какие виды устного народного творчества вы знаете?

-Какой вид устного народного творчества вы использовали дома? (Чтение сочиненных сказок).

- Что значит докучные сказки?

III. Актуализация знаний. Прогнозирование темы урока.

- Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы.

- Соберите части пословиц и узнаете тему сказки, с которой познакомимся на сегодняшнем уроке. (Работа в парах).

Человек без семьи, (что дерево без плодов).

Человек без братьев и сестер - (одинокое дерево).

Семья в куче, (не страшна и туча). Доброе братство (лучше богатства).

- Какова тема сегодняшней сказки? Верно тема семьи. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». -Какие виды народных сказок вы знаете? Можете ли вы только по названию определить вид этой сказки?

III.Работа над сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». _ Давайте познакомимся с этой сказкой. ( Прослушивание аудиозаписи сказки). -Определите вид сказки. (Волшебная).

-Докажите. ( Происходит волшебство:

- Иванушка превратился в козлёночка и опять стал человеком;

- Алёнушка утонув, осталась живой;

- Ведьма оборачивается Алёнушкой.)

- Почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке «всё было ведомо"?

(Ведьма - из волшебного мира и её может видеть только тот, кто находиться сам в волшебном мире. А Иванушка, обернувшись в козленочка, тоже стал представителем волшебного мира).

- Сколько раз Иванушка просил выплыть Аленушку на бережок?

(Три раза).

- Найдите ещё примеры действия магии числа 3, поскольку это число волшебного мира.

(Три раза просил напиться, три раза перекинулся через голову ).

- Что ещё характерно для сказки, как русской народной?

- Зачин и счастливый конец. -Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка? -Что ему говорила сестра? -Что предложил ей купец? -Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж? -Что же произошло, пока купец не было дома? --Что хотела злая ведьма сделать с козленочком? -Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал? -Стал ли козленок снова мальчиком? Как? -Как поступили с ведьмой?

IV. Физминутка.

В тёмном лесу есть избушка

Стоит задом наперёд

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно уголья горят.

Ух, сердитая такая!

Дыбом волосы торчат.
V. Работа с репродукцией картины В. Васнецова «Алёнушка» - Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку? -А как вы себе представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда? -Художник Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку. (Демонстрация на экране картины)

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка.

Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его и прочитайте.

"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".

Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (Рассмотрите её позу).

(Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда).

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?

( С водой связаны все грустные события сказки)

- Найдите и прочитайте строчки, где рассказывается о грустных моментах сказки.

(Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.

Именно в воду бросила ведьма Алёнушку).

- Таким образом, вода главный источник несчастий в этой сказке, с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;

Ключевая вода оживляет Алёнушку).

- Так что же роднит сказку и картину?

(Грустное настроение, лирическая тональность).

VI. Рефлексия. Выберите и продолжите любое предложение: - На уроке я узнал…… - Сегодня я сумел…… - Я похвалил бы себя за…… VII. Итог урока. - Оцените свою работу на уроке, используя грустные и веселые смайлики.

VII. Домашнее задание. - Дома, прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились и нарисуйте иллюстрацию к одному из них.

- Мне было приятно работать с вами на уроке. Спасибо.

© 2010-2022