- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зинова И.В. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Тип урока: урок - исследование.
Формы работы: фронтальная и групповая.
Цель урока: определение некоторых закономерностей сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и характера этой сказки как лирического. Задачи: Образовательная: формировать умение определять тип сказки на основе ее особенностей, развивать познавательную активность младших школьников.
Воспитательная: воспитывать культуру восприятия русской народной сказки на основе древних представлений человека об окружающем мире, обогащение мира чувств, эмоций учащихся, словарного запаса.
Развивающая: развивать осмысленное слушание и чтение, совершенствовать умение выразительно читать текст.
Планируемые результаты:
Личностные:личностное отношение к героям сказки, образности
авторского слова
Метапредметные: - целеполагание;
- прогнозирование;
- саморегуляция;
- оценка и коррекция своего мнения и высказывания;
- рефлексия;
- работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);
- коммуникация (развёрнутое высказывание);
- сотрудничество при работе в группе
Предметные: - выразительное осмысленное чтение текста;
- работа по плану;
- вычленение выразительных средств в произведении .
Ход урока: I.Организационный момент. 1.Прозвенел звонок Начинаем наш урок. Встали ровно, подтянулись И друг другу улыбнулись.
2.Речевая разминка.
- Научитесь читать красиво, без ошибок.
- Научитесь читать скороговоркой.
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
II. Проверка домашнего задания. - Какие виды устного народного творчества вы знаете?
-Какой вид устного народного творчества вы использовали дома? (Чтение сочиненных сказок).
- Что значит докучные сказки?
III. Актуализация знаний. Прогнозирование темы урока.
- Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы.
- Соберите части пословиц и узнаете тему сказки, с которой познакомимся на сегодняшнем уроке. (Работа в парах).
Человек без семьи, (что дерево без плодов).
Человек без братьев и сестер - (одинокое дерево).
Семья в куче, (не страшна и туча). Доброе братство (лучше богатства).
- Какова тема сегодняшней сказки? Верно тема семьи. На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». -Какие виды народных сказок вы знаете? Можете ли вы только по названию определить вид этой сказки?
III.Работа над сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». _ Давайте познакомимся с этой сказкой. ( Прослушивание аудиозаписи сказки). -Определите вид сказки. (Волшебная).
-Докажите. ( Происходит волшебство:
- Иванушка превратился в козлёночка и опять стал человеком;
- Алёнушка утонув, осталась живой;
- Ведьма оборачивается Алёнушкой.)
- Почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке «всё было ведомо"?
(Ведьма - из волшебного мира и её может видеть только тот, кто находиться сам в волшебном мире. А Иванушка, обернувшись в козленочка, тоже стал представителем волшебного мира).
- Сколько раз Иванушка просил выплыть Аленушку на бережок?
(Три раза).
- Найдите ещё примеры действия магии числа 3, поскольку это число волшебного мира.
(Три раза просил напиться, три раза перекинулся через голову ).
- Что ещё характерно для сказки, как русской народной?
- Зачин и счастливый конец. -Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка? -Что ему говорила сестра? -Что предложил ей купец? -Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж? -Что же произошло, пока купец не было дома? --Что хотела злая ведьма сделать с козленочком? -Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал? -Стал ли козленок снова мальчиком? Как? -Как поступили с ведьмой?
IV. Физминутка.
В тёмном лесу есть избушка
Стоит задом наперёд
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком, глаза большие,
Словно уголья горят.
Ух, сердитая такая!
Дыбом волосы торчат.
V. Работа с репродукцией картины В. Васнецова «Алёнушка» - Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку? -А как вы себе представляете облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда? -Художник Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку. (Демонстрация на экране картины)
Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка.
Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его и прочитайте.
"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".
Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (Рассмотрите её позу).
(Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.
Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда).
А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?
( С водой связаны все грустные события сказки)
- Найдите и прочитайте строчки, где рассказывается о грустных моментах сказки.
(Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.
Именно в воду бросила ведьма Алёнушку).
- Таким образом, вода главный источник несчастий в этой сказке, с ней связаны основные опасности.
Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;
Ключевая вода оживляет Алёнушку).
- Так что же роднит сказку и картину?
(Грустное настроение, лирическая тональность).
VI. Рефлексия. Выберите и продолжите любое предложение: - На уроке я узнал…… - Сегодня я сумел…… - Я похвалил бы себя за…… VII. Итог урока. - Оцените свою работу на уроке, используя грустные и веселые смайлики.
VII. Домашнее задание. - Дома, прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились и нарисуйте иллюстрацию к одному из них.
- Мне было приятно работать с вами на уроке. Спасибо.