Электронный учебник по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поплаухина Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

I категории

МАОУ «СОШ№2»

Создание и апробация электронного учебника Современная система образования все активнее использует информационные и компьютерные технологии. Последнее время тема создания электронных учебников становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне. Достоинствами этих учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование. Современный компьютер позволяет использовать разнообразные типы информации. Это и текст, и чертежи, и графика, и анимация, и видео изображения, и звук, и музыкальное сопровождение. Эффективное использование различных типов предъявления информации с учетом психологических особенностей ее переработки детьми позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса. Понятие электронный учебник широко применяется нами в своей профессиональной деятельности. И так, что же такое электронный учебник? Учебник - это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определённой области знаний на современном уровне достижений науки, техники, культуры. Электронный учебник - электронное пособие(издание) для учащихся и студентов, содержащее систематический материал достижений науки и культуры, выполненное на электронном носителе. Электронный учебник относится к изданию потому, что он тиражируется и издается фирмами, создающими программные продукты. Электронный учебник, как и печатный, обладает следующими признаками: учебный материал излагается из определённой области знаний; этот материал освещен на современном уровне достижений науки, техники, культуры; материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершённое произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которое обеспечивают целостность учебника. И все же не смотря на сходство электронного учебника с печатным, есть различия. В таблице приведены основные отличительные признаки этих учебников. Печатный учебник рассчитан на определённый исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и д.р. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом весь размещён на одном или нескольких лазерных компакт-дисках, содержит иллюстрации, фото, видео и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний учащихся в интерактивном режиме для каждого уровня. На бумажном носителе представлено ограниченное число иллюстративного материала и он не динамичен. В электронном учебнике наглядность значительно выше, обеспечивается также использованием мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п. Ограниченное число проверочных заданий, что требует дополнительный материал других печатных учебников. Работа над ошибками ведется под руководством и контролем учителя. Обеспечивает многовариантность и многоуровневость, разнообразие проверочных заданий и тестов. Позволяет все задания и тесты использовать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе дается верный ответ с разъяснениями и комментариями. Дополнение не возможно. Переиздается автором через определенное время. Быстро устаревает. Является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. Состоит из нескольких частей для соответствующих предметов и классов. При подготовке к экзаменам необходим полный комплект учебников. Учитель не принимает участие в создании учебника, апробация в качестве эксперимента. Электронный учебник в зависимости от целей разработки имеет различную структуру. Состоит из одного или нескольких учебников, записанных на электронном носителе. Можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. В зависимости от целей обучения электронные учебники могут быть следующих типов: предметно-ориентированные; для изучения отдельных предметов общеобразовательного цикла в конкретном классе; предметно-ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала; предметно-ориентированные электронные тренажёры с наличием справочного учебного материала; электронные автоматизированные системы развития способностей. Структура электронного учебника несколько отличается от печатного. Так электронный учебник по русскому языку может содержать разделы: Повторение, предложение, текст, имя существительное; местоимение; имя прилагательное; глагол; повторение изученного материала за год. Каждый раздел электронного курса по русскому языку состоит из следующих компонентов: познавательный материал по разделам русского языка; задания, тесты для закрепления и контроля усвоения знаний; терминологический словарь или справочник по русскому языку; схемы, фото, видео, рисунки, чертежи необходимые для усвоения отдельных тем курса; историческая справка об ученых ,открытиях, значениях слов и т.п. Это очень удобно при использовании такого учебника. Электронный учебник используется учителем или учеником для: самостоятельной подготовки учащихся к урокам; подготовки к урокам учителя; объяснения нового материала на уроке; закрепления пройденного на уроке и дома; демонстрации событий и явлений; подготовки реферата и выступлений учащихся. А также как справочник. Почему возникла идея создания электронного учебника?

  1. Нет электронных учебников для начальной школы.
  2. Нехватка учебного материала в бумажном учебнике.
Наша группа состояла из трёх человек: Виктория Владимировна- руководитель группы, Сергей Винокуров- студент колледжа, отвечал за техническую реализацию проекта, я- за методическую часть и внедрение в практику. Какую часть удалось внедрить? *Предмет: Русский язык. Тема: ГЛАГОЛ. Блок из четырёх занятий + проверочная работа + тест. 1) Все занятия выполнены в едином стиле, не только в дизайне, но и в стиле изложения. 2) Трудные задания разобраны, даются подсказки. 3) Домашние задания даются в нескольких вариантах или по уровням. 4) В конце темы имеется контроль, его обрабатывает компьютер. Моя оценка работы. Проведя эту работу, я сделала следующие выводы: Подготовительный этап очень важен! Учитель должен чётко продумать цель, структуру своей работы. Всё зависит от материала, который подобран. Он должен быть адаптирован под определённый возраст и уровень развития детей. В электронном варианте достаточно материала, чтобы разнообразить виды деятельности, повышает мотивацию учения у детей. Ребёнок самостоятельно может изучить тему и проверить себя. Электронный учебник существенно экономит время, обеспечивает мгновенную обратную связь, также рассказывает, моделирует, позволяет быстро проверить знания по разделам. Обнаружились отрицательные моменты: Отсутствие компьютеров дома у учащихся и учителей; Отсутствие рекомендованных Министерством образования России электронных изданий; Не соответствие учебников программ обучения учащихся; Не владение учителями в должной мере информационными технологиями и не принятие самих методик использования данных учебников; В заключение хочу отметить, что это интересная, но трудная работа- создание своего учебника. Вы можете создать его под свою программу, свой стиль изложения, со своими наработками. Не стоит бояться трудностей! Первый учебник был создан в виде знакомых презентаций, в будущем есть желание создать учебник другого вида - гипертекстовый. Тем не менее, широкая информатизация общества требует применение новых методик и технологий использования ИКТ на уроках учителем.



© 2010-2022