Урок русского языка в 3 классе по теме Правописание парных согласных в корне

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Правописание парных согласных в корне слова»

составила учитель начальных классов МОКУ «СОШ с. Павлофёдоровка»

Данильченко Л.А.


Цель: формировать умения проверять парные согласные в корне разными способами Развивать фонематический слух Воспитывать сознательное отношение к учёбе Задачи урока: Развивать умения подбирать однокоренные слова, соответствующие правилу проверки парных согласных; Формировать навыки самоконтроля и саморегуляции.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:


Личностные УУД

Метапредметные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение:

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

2. Принятие образа «хорошего» ученика.

3. Умение слушать и слышать учителя.

Смыслообразование:

1. Мотивация учебной деятельности.

2. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

1. С помощью учителя формулировать учебную задачу.

2. Управлять своей деятельностью.

3. Использовать речь для регуляции своего действия.

4. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

5.Оценка:

Выделять усвоенное и то, что нужно усвоить.

Устанавливать правильность выполнения и результата действия с поставленной целью.

Формулировать познавательную цель.

Анализировать задачу, пользуясь памяткой.

Осуществлять смысловое чтение.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

1. Проявлять активность и инициативу.

2. Формулировать свои затруднения.

3. Вести устный диалог с учителем и одноклассниками.

4. Адекватно оценивать своё поведение и поведение товарищей.

5. Слушать собеседника.


Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать.

А работать и писать.

Оцените своё настроение в начале урока (смайлики)

Откройте тетради. Запишем число. Классная работа.


Сегодня к нам в класс пришли приятели-согласные. Они часто приходят к нам парами. Эти согласные очень похожи друг на друга. Но когда один говорит- его хорошо слышно, а другого - услышать трудно, даже когда он старается говорить громко. Что это за согласные? (парные согласные по звонкости-глухости)

«Эхо» Давайте поиграем в игру «Эхо». Я буду громко произносить звонкий согласный звук, а вы, как эхо, будете называть парный глухой, повторяя его 2 раза всё тише и тише.

Включаются в деятельность на уроке(я хочу)

Выделяется содержательная область деятельности (Я могу)

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для

работы на уроке.



III Постановка учебной задачи

Цель: определение темы урока,

выявление причины затруднения;

постановка цели урока.

Что вы знаете о парных согласных?

Посмотрите на экран.

После школы Петя получил записку от друга: «Приходи на поляну. Поиграем. Там гуси, но ты не бойся. Возьми с собой пруд» (Слайд)

Как вы думаете, какое слово вызвало улыбку у Пети? Почему?

Сформулируйте тему нашего урока.

Правописание слов с парными согласными в корне


Парные согласные самые опасные

В корне ты их проверяй

И ошибку не впускай.





Откройте учебник.

Прочитайте правило. (Хором)

Кто запомнил, как это правило можно изобразить на схеме?

Схема- модель

Повторение правила

Затруднение Цель

Прочитайте слова. Подберите проверочные слова, изменив форму слова. Вставьте пропущенные буквы.

Сле… тря…ка

Гри… ука..ка

Дру… ры…ка

Где возникло затруднение? Не получается проверить слова, изменив форму слова.

Значит, будем проверять слова другим способом.

Сформулируйте цель нашего урока.

Научиться проверять парные согласные в корне разными способами.

Задачи:

Выяснить способы проверки парных согласных.

Научиться правильно писать слова с парными согласными в корне.

Называют слабую позицию для парных согласных в корне

Соотносят слово и его лексическое значение

Выделяют орфограмму, объясняют слабую позицию для ПС

Аргументируют своё мнение.


Извлекают информацию, представленную в разных формах (правило, модель)

Изображают правило в виде модели.

Оценка-выделение и осознание того, что усвоено и нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Находят проверяемое и проверочное слова

Извлекают информацию, представленную в разных формах (правило, модель)

IV Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения

Правило с.112

Ещё раз обратимся к правилу

Назовите выделенные слова (Изменить слово, подобрать однокоренное слово)

Это способы проверки парных согласных.

Значит, слова второго столбика мы как будем проверять?

(подбирать однокоренное слово)

Как подобрать однокоренное слово?

Проверка слов и составление схемы учителем на доске

(Один выходит к доске, проверяет слово, называют способ проверки.

Учитель на доске выстраивает схему)

Читают правило

Выделяют способы проверки ПС

(Изменить слово, подобрать однокоренное слово)

Коллективно составляют кластер (схему)- Способы проверки ПС

Находят проверяемое и проверочное слова

Извлекают информацию, представленную в разных формах (правило, модель, кластер.)

V Первичное закрепление нового материала

Первичное закрепление

Слайд.

По очереди выходят к доске, объясняют написание слов

(3 чел.)

Потом проверка по слайду Самооценка: + ? -

ФИЗ. Минутка

Подбирают проверочные слова

Контролируют свою деятельность, соотносят собственный результат с правильным, проводят самооценку

VI Самостоятельная работа

Цель: проверка умения самостоятельно решать задачи, используя памятку, включая самоконтроль и самооценку.

Самостоятельная работа по выбору

1.№ 217 с.114 (вставь пропущенные буквы)

Дружит белка с ши…кой,

Заяц - с кочеры…кой,

Жеребёнок - с тра…кой,

Воробей - с козя…кой,

Шмель с цветочною пыльцой…

2.Слайд

Исправь ошибки. Около бесетки стоит круглый стол на трех ношках. Над ним раскачивается, роняет серешки стройная берёска. У деревца грятка. Что Машенька вырастила на ней - загатка для всех.

Выбрать наиболее интересное для вас задание

Самопроверка по образцу на слайде

+ ? -

Соблюдать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Контролируют свою деятельность, соотносят собственный результат с образцом, исправляют ошибки, проводят самооценку

VII Включение новых знаний в систему

Картины зимней природы

Какие чувства у вас возникли при просмотре картин зимней природы?

Групповая работа

Придумать слова с ПС по картине

Оценка групповой работы

Используют речь для регуляции своего действия.

Участвуют в работе группы, распределяют роли, договариваются друг с другом.

Соблюдать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

VIII

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

(На доске) Я умею:

  1. Выделять слабую позицию для ПС.

  2. Подбирать проверочное слово разными способами.

  3. Подбирать примеры слов с ПС

  4. Различать форму слова и однокоренные слова

  5. Различать проверочное и проверяемое слова


Номера тех умений, которые у вас хорошо получаются, поместите на листочках дерева. А те умения, которые усвоены не совсем хорошо - на листочках под деревом.
Проверка: 1 Я умею… 2Мне надо научиться… Оцените своё настроение в конце урока (смайлики)

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оценивают собственную успешность в выполнении заданий.

IX Домашнее задание

№ 214 с. 113, выучить правило




Самоанализ урока русского языка

по теме «Правописание парных согласных в корне» Цель: формировать умения проверять парные согласные в корне разными способами Развивать фонематический слух Воспитывать сознательное отношение к учёбе Задачи урока: Развивать умения подбирать однокоренные слова, соответствующие правилу проверки парных согласных; Формировать навыки самоконтроля и саморегуляции.
Это второй урок по данной теме. На первом уроке отрабатывались умения проверять слова с парными согласными на конце слова (способом изменить форму слова). Задача данного урока: научиться для проверки парных согласных в корне подбирать однокоренные слова. Для самоопределения к учебной деятельности применила игру «Эхо», в ходе которой учащиеся выделили содержательную область «Парные согласные по звонкости-глухости». Для повторения изученного материала о парных согласных по звонкости-глухости использовала жизненную ситуацию (слайд «Записка от друга»). На этом этапе задавала проблемные вопросы, отвечая на которые учащиеся вспомнили правило проверки парных согласных в корне. Для осознанного восприятия материала составили модель- схему, выделили условие проверки: чтобы после парного согласного стоял гласный звук. Выполняя эти действия учащиеся смогли сформулировать тему урока «Правописание парных согласных в корне». Для постановки учебной задачи ввела проблемную ситуацию, при решении которой учащиеся выделили причину затруднения и сформулировали цель урока: научиться проверять парные согласные в корне, подбирая однокоренные слова. Составили схему-кластер «Способы подбора однокоренных слов». Первичное закрепление провела в форме коллективной работы. Для поддержки ситуации успеха у слабых учащихся и развития познавательных способностей у сильных при проведении самостоятельной работы использовала задания разного уровня сложности. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществила в ходе самопроверки по образцу. Для включения новых знаний в систему использовала групповую работу. В конце урока провела рефлексию деятельности. На уроке развивала орфографическую зоркость, произвольное внимание, речь учащихся. Учащиеся отвечали на вопросы, высказывали своё мнение, исправляли и дополняли ответы товарищей, проявляли инициативу и интерес. Вырабатывала навыки самоконтроля и самооценки. Прививала эстетические чувства. Использовала современные образовательные технологии: технологию проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технологию дифференцированного подхода. Применялись здоровьесберегающие технологии (следила за посадкой, провела физминутку, чередовала виды деятельности). Урок носил развивающий и обучающий характер, построен на деятельностной основе. Считаю, что цели достигла.

6


© 2010-2022