Конспект урока чтения во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока. Богатырская «Сказка про Илью Муромца». (2 урок)


Цель урока: расширить представления учащихся о героическом прошлом Родины, о русских богатырях - защитниках земли Русской. Задачи:

  1. знакомить детей с устным народным творчеством, с историческим прошлым страны, прививать любовь к чтению;
  2. воспитывать чувство любви к Родине, уважение к представителям старшего поколения;
  3. развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, высказывать свое отношение к событиям, описываемым в произведении через использование технологии развития критического мышления (ТРКМ); развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст произведения, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», интерактивное оборудование, презентация. Ход урока.
  1. Приветствие, сообщение о начале урока.
Предлагаю сегодня вам ребята в удивительное путешествие по страницам русской детской литературы.
  1. Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова.
- Кто помнит, как она называется? - Как выдумаете, почему я решила напомнить вам эту репродукцию? (потому что мы сейчас читаем богатырскую «Сказку про Илью Муромца») - Благодаря кому до нас дошли такие произведения устного народного творчества? (благодаря сказителям, передававшим эти произведения из поколения в поколение). - Как вы считаете, на картине изображены реальные люди ил сказочные герои? (высказывания детей).
  1. Рассказ учителя.
На самом деле это собирательные образы русских воинов - защитников земли Русской. Из истории нашего государства вы знаете немало о подвигах людей защищавших родную землю, своих родных и близких не жалея ни сил, ни жизни. Картина «Богатыри» («Три богатыря») русского художника Виктора Васнецова написана в 1898 году. Над этим поистине русским шедевром он трудился примерно два десятилетия. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым небом необъятной Родины. В любой момент наши богатыри готовы отразить набеги врагов и защищать свою великую матушку Русь Великую. У автора этой картины название ее было достаточно длинным. Как он сам задумывал, то ее название Богатыри: Алеше Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Илья Муромец былинный герой. Это самый сильный и мудрый богатырь. Сидя на черном коне, он выглядывает из под мускулистой руки, с которой свисает булава. В другой его руке острое копье. Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич. От одного вида этих первых двух богатырей враги могут вздрогнуть и оробеть. Справа от Ильи Муромца на коне сидит Алеша Попович и держит в руках меткий лук, от стрелы которого ни один враг не увернется, его сила кроется в его хитрости и смекалке. Характеры трех богатырей переданы художником Васнецовым непререкаемо, в картине отражено величавое спокойствие, в котором присутствует дух правого дела. Эта картина самая значительная в творчестве Васнецова. Художник отдавал себя полностью былинно - эпическим сюжетам. После окончания работы над этой картиной, произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Третьяковым и сегодня картина находится в Третьяковской галерее.
  1. Работа с текстом сказки над характеристикой героев.
  1. Вы уже знакомы с текстом сказки. Поэтому давайте выясним, что же вы узнали о герое этой сказки? (высказывания детей).
  2. Составление кластера «Главный герой «Сказки Илья Муромец»: (на слайде)
- Кто является центральным персонажем сказки? - Что можно сказать об Илье Муромце (описание внешнего вида, характера, поступков, отношения к земле Русской? - Назовите героев - помощников. Что можете сказать о них? - Есть в сказке нейтральные герои? Кто они? Что узнали о них? - Есть ли отрицательные герои? - Всех ли героев мы вспомнили или еще есть герои, что о них можно сказать? (Постепенно в ходе обсуждения высказываний детей на доске появляется кластер, который является характеристикой главного героя сказки).
  1. Итак, подведем итоги. (Примерный рассказ детей об Илье Муромце). Илья Муромец - поздний ребенок, появившийся на свет на радость своим престарелым родителям. Быстро рос, радуя их. Но вскоре открылось, что мальчик не может ходить. Он вынужден сидеть дома, в то время как его родители трудятся. Появление странников изменило жизнь Ильи Муромца - кроме приобретения способности передвигаться, приобрел огромную силу. По отношению к родителям почтителен, заботлив. Относительно странников учтив, уважителен, слушается их беспрекословно.
  2. Работа с текстом, анализ поступков героев.
- Как вы думаете, почему Илья Муромец решил покинуть родной дом? (Высказывания детей. Выборочное чтение). - Как вы думаете, почему родители на стали останавливать сына? - Что увидел Илья Муромец у города Чернигова? (Выборочное чтение). - Как вы думаете, что помогло Илье Муромцу быстро расправиться с неприятелем? (Высказывания детей). - Как повели себя царевичи басурманские при виде Ильи Муромца? (Чтение отрывка). - Как вы считаете, почему Илья Муромец не стал убивать царевичей басурманских? Как это его характеризует? (Высказывания детей). - Какие слова велел Илья Муромец передать родителям царевичей басурманских?

Есть еще на Руси кому постоять за землю Русскую

- Как вы понимаете это выражение, что хотел сказать этим Илья Муромец?

- Можно ли эту фразу считать ключевой, главной в этой сказке?

- Что же дороже всего любому человеку?

- Какие пословицы, по вашему мнению, более всего подходят к этому произведению?

(На слайде)

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Своя земля и в горсти мила.

Нет в мире краше Родины нашей.

У народа один дом - Родина.

Нет сына без Отчизны.

Береги Родину, как зеницу ока.

Будь не только сыном своего отца, но и сыном своего народа.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  1. - Скажите, ребята, почему сказка названа богатырской? (она об одном из русских богатырей) Давайте подведем итог нашего урока, составив синквейн на слово «богатырь» (примерный вариант)

Богатырь

сильный, отважный

защищает, сражается, оберегает

богатырь - истинный сын народа

Воин (защитник)

  1. Итог урока.

- Какой вывод каждый из вас сделал после чтения сказки?

Рефлексия: (на слайде) 1. На уроке я узнал(а)….

2. Меня удивило….

3. Мне понравилось….

4. Я хотел(а) бы узнать….

Давайте оценим нашу работу на уроке. Какого смайлика выберете, почему и на какую ступеньку поставите?

  1. Домашнее задание: мы говорили сегодня о богатырях - защитниках своей родной земли, о Родине. Попробуйте дома составить синквейн на слово «Родина».



© 2010-2022