Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема урока. Богатырская «Сказка про Илью Муромца». (2 урок)
Цель урока: расширить представления учащихся о героическом прошлом Родины, о русских богатырях - защитниках земли Русской. Задачи:
- знакомить детей с устным народным творчеством, с историческим прошлым страны, прививать любовь к чтению;
- воспитывать чувство любви к Родине, уважение к представителям старшего поколения;
- развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, высказывать свое отношение к событиям, описываемым в произведении через использование технологии развития критического мышления (ТРКМ); развивать эстетический вкус.
Оборудование: текст произведения, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», интерактивное оборудование, презентация. Ход урока. - Приветствие, сообщение о начале урока.
Предлагаю сегодня вам ребята в удивительное путешествие по страницам русской детской литературы. - Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова.
- Кто помнит, как она называется? - Как выдумаете, почему я решила напомнить вам эту репродукцию? (потому что мы сейчас читаем богатырскую «Сказку про Илью Муромца») - Благодаря кому до нас дошли такие произведения устного народного творчества? (благодаря сказителям, передававшим эти произведения из поколения в поколение). - Как вы считаете, на картине изображены реальные люди ил сказочные герои? (высказывания детей). - Рассказ учителя.
На самом деле это собирательные образы русских воинов - защитников земли Русской. Из истории нашего государства вы знаете немало о подвигах людей защищавших родную землю, своих родных и близких не жалея ни сил, ни жизни. Картина «Богатыри» («Три богатыря») русского художника Виктора Васнецова написана в 1898 году. Над этим поистине русским шедевром он трудился примерно два десятилетия. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым небом необъятной Родины. В любой момент наши богатыри готовы отразить набеги врагов и защищать свою великую матушку Русь Великую. У автора этой картины название ее было достаточно длинным. Как он сам задумывал, то ее название Богатыри: Алеше Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Илья Муромец былинный герой. Это самый сильный и мудрый богатырь. Сидя на черном коне, он выглядывает из под мускулистой руки, с которой свисает булава. В другой его руке острое копье. Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич. От одного вида этих первых двух богатырей враги могут вздрогнуть и оробеть. Справа от Ильи Муромца на коне сидит Алеша Попович и держит в руках меткий лук, от стрелы которого ни один враг не увернется, его сила кроется в его хитрости и смекалке. Характеры трех богатырей переданы художником Васнецовым непререкаемо, в картине отражено величавое спокойствие, в котором присутствует дух правого дела. Эта картина самая значительная в творчестве Васнецова. Художник отдавал себя полностью былинно - эпическим сюжетам. После окончания работы над этой картиной, произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Третьяковым и сегодня картина находится в Третьяковской галерее. - Работа с текстом сказки над характеристикой героев.
- Вы уже знакомы с текстом сказки. Поэтому давайте выясним, что же вы узнали о герое этой сказки? (высказывания детей).
- Составление кластера «Главный герой «Сказки Илья Муромец»: (на слайде)
- Кто является центральным персонажем сказки? - Что можно сказать об Илье Муромце (описание внешнего вида, характера, поступков, отношения к земле Русской? - Назовите героев - помощников. Что можете сказать о них? - Есть в сказке нейтральные герои? Кто они? Что узнали о них? - Есть ли отрицательные герои? - Всех ли героев мы вспомнили или еще есть герои, что о них можно сказать? (Постепенно в ходе обсуждения высказываний детей на доске появляется кластер, который является характеристикой главного героя сказки). - Итак, подведем итоги. (Примерный рассказ детей об Илье Муромце). Илья Муромец - поздний ребенок, появившийся на свет на радость своим престарелым родителям. Быстро рос, радуя их. Но вскоре открылось, что мальчик не может ходить. Он вынужден сидеть дома, в то время как его родители трудятся. Появление странников изменило жизнь Ильи Муромца - кроме приобретения способности передвигаться, приобрел огромную силу. По отношению к родителям почтителен, заботлив. Относительно странников учтив, уважителен, слушается их беспрекословно.
- Работа с текстом, анализ поступков героев.
- Как вы думаете, почему Илья Муромец решил покинуть родной дом? (Высказывания детей. Выборочное чтение). - Как вы думаете, почему родители на стали останавливать сына? - Что увидел Илья Муромец у города Чернигова? (Выборочное чтение). - Как вы думаете, что помогло Илье Муромцу быстро расправиться с неприятелем? (Высказывания детей). - Как повели себя царевичи басурманские при виде Ильи Муромца? (Чтение отрывка). - Как вы считаете, почему Илья Муромец не стал убивать царевичей басурманских? Как это его характеризует? (Высказывания детей). - Какие слова велел Илья Муромец передать родителям царевичей басурманских? Есть еще на Руси кому постоять за землю Русскую
- Как вы понимаете это выражение, что хотел сказать этим Илья Муромец?
- Можно ли эту фразу считать ключевой, главной в этой сказке?
- Что же дороже всего любому человеку?
- Какие пословицы, по вашему мнению, более всего подходят к этому произведению?
(На слайде)
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Своя земля и в горсти мила.
Нет в мире краше Родины нашей.
У народа один дом - Родина.
Нет сына без Отчизны.
Береги Родину, как зеницу ока.
Будь не только сыном своего отца, но и сыном своего народа.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
-
- Скажите, ребята, почему сказка названа богатырской? (она об одном из русских богатырей) Давайте подведем итог нашего урока, составив синквейн на слово «богатырь» (примерный вариант)
Богатырь
сильный, отважный
защищает, сражается, оберегает
богатырь - истинный сын народа
Воин (защитник)
-
Итог урока.
- Какой вывод каждый из вас сделал после чтения сказки?
Рефлексия: (на слайде) 1. На уроке я узнал(а)….
2. Меня удивило….
3. Мне понравилось….
4. Я хотел(а) бы узнать….
Давайте оценим нашу работу на уроке. Какого смайлика выберете, почему и на какую ступеньку поставите?
-
Домашнее задание: мы говорили сегодня о богатырях - защитниках своей родной земли, о Родине. Попробуйте дома составить синквейн на слово «Родина».