Конспект. «Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Приёмыш». Литературное чтение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ № 668 имени Героя Советского Союза В.П. Кислякова

4 класс. Учитель начальных классов: Челюскина Е.А.

Литературное чтение.

Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Цели урока:

-развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев;

-учить давать характеристику героям рассказа;

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Задачи:

-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;

-формировать навыки поискового чтения;

-расширять словарный запас;

-развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Учащиеся должны

Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.

Уметь:

-читать бегло, осознанно, правильно, выразительно;

-рассуждать о прочитанном;

-свободно делиться мыслями;

-при анализе художественного произведения обращаться к тексту;

-отстаивать личную позицию.

Оборудование: портрет писателя, книги «Серая Шейка», «Алёнушкины сказки»; плакат со словами Л.Н.Толстого; иллюстрации к рассказу; индивидуальные карточки «Лебедь», «Тарас», «Собака»; диск ДВД с музыкой Сен-Санса «Лебедь» и видеорядом «Лебеди»; конверты с заданиями; рисунки с лицами мальчика и девочки (у каждого ученика); толковые словари; кроссворд; таблицы: «Цифры», «Приёмыш», поделка «Лебедь»; карточки с загадками; чёрный и красный фломастеры.

Ход урока:

I.Орг. момент.

Учитель.

-Ребята, какое у вас настроение? (Дети показывают листочки, на которых условно изобразили своё настроение.)

-Я надеюсь, что такое настроение у вас останется и в конце нашего урока. А у некоторых ребят и улучшится.

-Как называется раздел, который мы начали вчера изучать? («Природа и мы»)

II. Речевая разминка. Введение в тему урока.

-Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого, которое будет эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

-Прочитайте птичьим базаром.

-Прочитайте шёпотом.

-Прочитайте выразительно.

«Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

-Как вы понимаете это высказывание? (Ответы уч-ся.)

III. Постановка цели урока.

  1. Разгадывание кроссворда.

- А теперь попробуем поработать в группах и разгадать кроссворд. Для этого нужно отгадать загадки, связанные с животными.

Работа в группе. (5 групп уч-ся получают кроссворд и 1 загадку.)

Проверка: 2 детей из группы выходят к доске. Один читает загадку, а второй записывает отгадку.)



5.

2.

4.

1.

3.






1. Дед в шубу одет,

Наружу мех. (Медведь)

2.Не говорит,

Не поёт,

А кто к хозяину идёт -

Она знать даёт. (Собака)

3.В лесу у пня

Суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет. (Муравьи)

4.Лежит под плетнём

И крутит хвостом.

Ничего не болит,

А всё стонет. (Свинья)

5. а). Дикая свинья, а также самец дикой свиньи.

б). Самец домашней свиньи. (Кабан)

- Какое слово получилось по горизонтали? (Мамин)

-Кто это?

-Что вы о нём знаете?

-Какие произведения читали? (Учитель открывает на доске портрет писателя и показывает книги, которые он написал. Выставка книг.)

-Я советую вам прочитать эти книги.

2.Расшифруйте название рассказа.

Соотнесите буквы левого столбика с цифрами правого столбика.

На доске:

Ш

Е

*

М

*

Ы

Р

И

П

7

4

5

6

2

3

1

Дети угадывают. На доске открывается карточка с названием рассказа «Приёмыш».

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели и задачи мы можем поставить на наш урок? (Ответы уч-ся.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет чудесный мир классики.

IV. Основная часть.

1. -Назовите жанр произведения, с которым мы будем сегодня работать. (Рассказ)

-Назовите главных героев этого рассказа. (Тарас и Приёмыш)

-Кто ещё действующие лица в рассказе? (Автор и Соболько)

-Кто же такой Приёмыш? Почему ему дали такое имя?

-Как лебедь попал к Тарасу? (Охотники подстрелили лебедя с лебёдушкой, а он забился в камыши. Тарас поставил сети и поймал Приёмыша.)

-Дома вы должны были перечитать внимательно рассказ.

-Скажите, где происходят события, описанные в рассказе? (На Светлом озере) А в какое время года? (На доску прикрепляется плакат, с изображением озера.)

-Кого первого встретил автор? (Собольку)

2. -В какой части рассказа описывается эта встреча?

-Давайте прочитаем об этом. (Выразительное чтение 1 отрывка.)

Оценивание чтения.

-Что такое «сайма»? (Саймой на Урале называют рыбацкие стоянки.) (Показать иллюстрацию.)

-А что такое «протока»? Где мы можем узнать значение слова? (Работа в группе. Использовать толковый словарь Ожегова)

(Боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоёма),

3.Давайте прочитаем 2 часть рассказа по ролям. Сколько нужно актёров?

Оценивание чтения.

V. Физминутка.

VI.Текст с пропуском слов.

-Откройте с. 80-81 учебника.

-Найдите отрывок, где Тарас рассказывает о том, как учат лебедей летать. (1 ученик зачитывает)

Закройте учебники.

Достаньте из конвертов «Текст с пропуском слов».

На этом кусочке проверим ваше умение читать. Текст с пропуском слов. Подрастут __________________ (1), - отец с матерью выведут их сперва на _________________ (2), а потом начнут учить _______________ (3). Исподволь учат: все дальше да ______________ (4). Своими ____________ (5) я видел, как молодых обучают к ____________ (6). Сначала особняком учат, потом небольшими _____________ (7), а потом уже сгрудятся в одно большое ____________ (8). Похоже на то, как ______________ (9) муштруют.

Ответы: 1.-лебедята, 2.-воду, 3.-летать, 4-дальше, 5.-глазами, 6.-перелёту, 7.-стаями, 8.-стадо, 9.-солдат.

Взаимопроверка. Учитель читает ответ.

-У кого из вас нет ошибок? Молодцы!

А ребятам, которые допустили ошибки, что вы посоветуете?

5.Словарная работа.

Некоторые слова мы вчера на уроке с вами разобрали.

Но домашнее задание было внимательно перечитать рассказ.

Объясните значение нескольких слов, которые мы не объясняли:

особняком (отдельно, в стороне от других)

сгрудятся (собраться в кучу)

муштруют (обучают, муштра - суровая система воспитания)

VII. Работа с текстом учебника.

К кому из персонажей относятся слова, данные слева?

Поставьте знак «+» в нужную клетку.


Слова

Тарас

Лебедь

Собака

Пестрая



+

Умная


+

+

Лучший друг человека



+

Гуляка


+


Бобыль

+



Князь князем

+



Божья тварь


+


Гордая


+


Настоящая


+


Царская


+


Старый

+



Утомлённый

+



Дряхлый

+



Жалкий

+




Проверка. Используются индивидуальные карточки обратной связи со словами «Тарас», «Лебедь», «Собака». А теперь прочитайте слова, которые относятся только к Тарасу. Они нам могут помочь при составлении характеристики Тараса?
VIII. Характеристика героя. (Работа в группах)
-Отметьте в рассказе отрывки текста, относящиеся к Тарасу, используя следующий план:
1.Кто такой Тарас? Чем он занимался? 2.Где он жил? 3.Как Тарас относился к природе? 4.Почему он приютил Лебедя? 5.Как старик относился к лебедю? 6.Какие чувства испытал Тарас после отлёта Приёмыша? 7.Основные черты характера Тараса. 8.Выскажите своё отношение к Тарасу.

IX. Физминутка.

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

X. Просмотр DVD- фильма с музыкой Сен-Санса «Лебедь» и видеорядом «Лебеди» (продолжение физминутки)

Одним словом из текста скажите, какая же это птица. (Умная, особенная, гордая, учёная, царская.)

Испокон веков люди восхищались этими грациозными птицами, создавали красивую музыку, писали песни.

XI. Проблемный вопрос.

-Может быть и Тарас приютил эту птицу, чтобы хвастаться перед гостями, охотниками? (Обсуждение)

-Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

-Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями?

Задание №4 с.82 учебника.

-Что было правильнее:

- поступить так, как это сделал Тарас,

- подрезать лебедю крылья и навсегда сделать ручным,

- силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

XII.-Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?


  • Кто думает, что вернётся, становитесь с одной стороны класса, а кто думает, что не вернётся, становитесь с другой стороны.

  • А теперь спорьте, доказывайте, но уважайте, пожалуйста, друг друга, давайте время высказаться своим товарищам, умейте выслушать собеседника.

( Дети спорят, доказывают.)

Класс делится на 2 динамичные группы, в которых дети меняются местами в зависимости от мнения.

Вывод делают сами учащиеся..

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам - людям.

XIII.-Подумайте и скажите, где можно применить знания, полученные в рассказе?

-А как мы помогаем птицам? А зачем мы это делаем?

Рефлексия.

Проверь себя.

Проверь себя. Отметь в таблице знаком «v» то, что тебе удалось выполнить.

Установил кому из персонажей относятся слова

Правильно заполнил текст с пропуском слов

Составил характеристику героя

Подобрал надписи из текста к иллюстрациям

-У кого три «галочки»? Молодцы!

Оценивание уч-ся

XIV. Итог урока.

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока и ещё раз прочитаем слова Л.Н.Толстого.

- Ребята! Сегодня наш урок был посвящён важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:


Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик)

XV. Достаньте из конверта лицо девочки или мальчика.

Покажите ваше настроение после нашей совместной работы. Покажите нашим гостям.

Спасибо вам за работу.

Домашнее задание.

  1. Придумать, что случилось с Приёмышем дальше.

  2. Некоторым ребятам так понравился рассказ, что они нарисовали иллюстрации. Попробуйте подобрать к ним надписи из текста.


Физминутка.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

(Руки вверх, хлопок над головой)

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

(Руки за голову кладём и вразвалочку идём)

Снова дальше мы идём.

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз- два, раз- два -

Позади теперь вода!

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражали мы зайчишке,

Непоседе-шалунишке.

Но закончилась игра

И учиться нам пора.



© 2010-2022