- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока математики на тему Числовой луч (1 класс, программа Планета знаний)
Технологическая карта урока математики на тему Числовой луч (1 класс, программа Планета знаний)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Каргина Е.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока математики в 1 классе А учителя начальных классов МБОУ СОШ № 17 Каргиной Е.В.
Тема урока: ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ
Тип урока: открытие нового знания
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с правилами построения числового луча и формирования графического образа числового ряда; дать представление о числовом луче; способствовать формированию умений сравнивать числовой луч со шкалой, совершенствовать умение рисовать на бумаге в клетку; продолжить формирование умения выполнять графический диктант.
Планируемые результаты
Предметные: познакомиться с правилами построения числового луча; научатся: строить числовой луч; сравнивать числовой луч со шкалой, выполнять задания на числовом луче; выполнять прямой и обратный счет в пределах первого десятка; выполнять графический диктант
Метапредметные: Познавательные: общеучебные: выполнять построение числового луча; прямой и обратный счет в пределах 10; использовать числовой луч и шкалу линейки при порядковом счете; логические: сравнивать предметы по длине "на глаз", описывать результат сравнения; конструировать логические высказывания на заданную тему. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Личностные: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; осознавать правила взаимодействия в коллективе и малой группе.
Образовательные ресурсы: М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика. 1 класс. 1 часть (с. 62-63), рабочая тетрадь к учебнику математики, карточки с изображением розового и голубого цветов (у каждого ученика), портрет Евдокса Книдского, картинки "Солнечный зайчик" и "Графический диктант "Зайчик", кодоскоп.
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые
способы
деятельности
обучающегося I. Актуализация опорных знаний
Организует устный счет с целью актуализации знаний:
- Сегодня к нам пришёл очень милый гость. Но он очень застенчивый и хочет, чтобы вы назвали его имя. Чтобы нам узнать имя гостя, надо соединить точки так, чтобы числа стояли по возрастанию.
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета: ...<1 9-8=... 7-5=... 2+1=... 8-4=... 5+0=... 10-4=... 4+3=... 12-4=... 8+1=... 7+3=... 6+5=... 3+9=... 8+5=... 11+3=... 9+6=...
Навыки устного счёта - Когда мы соединили все точки, получился портрет нашего гостя. Кто это? Правильно, зайчик! (демонстрирует "портрет" солнечного зайчика- приложение 1)Он прилетел к нам с солнышка, поэтому все зовут его Солнечный зайчик. Сегодня он расскажет нам об одном очень интересном математическом понятии. Соединяют точки от 0 до 15 Пространственное мышление II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока: - Солнечный зайчик прилетел к нам на солнечном лучике. Сегодня солнышко скрылось за тучами, и настроение у нас совсем пасмурное. Давайте разгоним хмурые тучи и нарисуем солнышко! - Тема урока - «Числовой луч». - Определите цели урока, используя опорные слова
Рисуют солнышко (круг, от которого в разные стороны уходят разноцветные лучики).
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему и цели урока
Принимать и сохранять учебную цель и задачу III. Открытие нового знания, способа действия Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Солнечный лучик берет начало от солнышка, луч света маяка - от прожектора, а где начинается числовой луч? Как можно обозначить начало?
- Как можно начертить числовой луч? (числовой луч строим при помощи линейки, отмеряя одинаковые отрезки для обозначения единиц числового луча) Рассматривают схему к заданию 1 учебника (стр.62), отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Выполняют построение числового луча в тетрадях, используя линейку. Строить изображение числового луча на бумаге в клетку, откладывать числовые отрезки и обозначать их.
Ориентироваться на листе бумаги; использовать линейку для построения числового луча Работа с учебником (стр.62): - В задаче 2 Незнайка встречается с гусеницей. -Можно ли записать условия задачи на числовой луч? - Можно ли назвать получившийся чертёж схемой к задаче? - Облегчает ли работу по решению задачи получившаяся схема? - Попробуйте вспомнить других персонажей повести Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей" и составить задачи с их участием по этой схеме
Составляют схему к задаче.
Составляют новые задачи по данной схеме. Составлять схемы к задаче
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Анализировать текст с целью формулировки математической задачи по заданной схеме; планировать решение учебной задачи. Занимательная информация об истории математического открытия: - Числовой луч открыл древнегреческий математик и астроном Евдокс Книдский. (демонстрируется слайд с портретом математика) Он жил в 410-355 гг.до н.э. Он известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией и музыкой. В его честь названы кратеры на Луне и на Марсе. Одно из его открытий - это числовой луч, который позволяет сравнивать натуральные числа. Учился у Архита, поддерживал тесные научные контакты с Платоном. Много путешествовал по Греции и Египту, затем основал в родном городе Книде (на юго-западе Малой Азии) школу математиков и астрономов.
Евдокс Книдский одним из первых предпринял попытку построения теории движения планет. Прославился гипотезой подвижных небесных сфер. Принимал существование 27 таких сфер: одна для звезд, по три для Солнца и Луны и по четыре для Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Сенека утверждает,что Евдокс Книдский первым занес знания о движении планет в Грецию. Ему же приписывается введение в Греции календаря с годом, равным 365.25 суток. Евдокс Книдский составил древнейшую карту звездного неба, на которой созвездия были представлены фигурами различных животных и персонажами греческой мифологии; вычислил примерный объем Земли, которую считал шарообразной. К числу основных заслуг Евдокса Книдского в математике относятся создание учения о величинах (в т.ч. также иррациональных чисел) и выведение на базе косвенных доказательств положения об определении величины объема неплоскостных тел. Сочинения Евдокса Книдского не дошли до нашего времени.
- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч? ( линейка, метр, числовой ряд)
Слушают, воспринимают информацию
Отвечают на вопрос учителя Осмысленно воспринимать информацию. Анализировать информацию
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
IV. Включение нового знания
- Потренируйтесь в составлении числового луча. Нанесите на числовой луч числа, упоминающиеся в стихотворении: Один кузнечик стрекотал, Две бабочки летели, Гуляли вместе три кота, Четыре птички пели. Белок пять, а может, семь? В них я запутался совсем. Слон один, но тянет весом И на восемь, и на десять. Всех пока пересчитали, Что-то в счёте потеряли. - Какие числа "потеряны"? Нанесите и их на числовой луч (зеленым карандашом).
Работают в тетрадях самостоятельно.
Проверка правильности выполнения задания - с применением кодоскопа.
Осмысленно воспринимать информацию. Анализировать информацию
Пользоваться линейкой V. Физкультминутка - Устали, первоклассники? Наш гость Солнечный зайчик подготовил для вас "солнечное" упражнение. Но сначала давайте улыбнёмся друг другу. Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем солнцу ручки (потягивания - руки вверх) Руки в стороны потом Мы пошире разведём (потягивания - руки в стороны) Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки. Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз)- 2 раза По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны) На дворе у Снежной бабы (руки на пояс, поворот вкруг себя) Побелел морковный нос (дети показывают "нос"). В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда (прыжки на месте) Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся)
Заметает всё кругом Белоснежным серебром (имитируют движения руками).
Выполняют упражнения
Навыки снятия физического и психоэмоционального напряжения VI. Закрепление изученных знаний, способов действий Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.
Задание 6(с. 63): - Выполните построение числового луча в тетради. Какая дорожка длиннее?
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Ориентироваться на листе бумаги, выполняя указания учителя.
Задание 7 (с. 63):
- Расскажите, в каких приборах используется шкала (числовой луч).
- Назовите изображенные на рисунках (с.63) приборы Высказывают свои мнения и предположения на основе личного опыта.
Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.
Доказывают, аргументируют свою точку зрения
Графический диктант :
- В тетради отступите от левого края листа клетки (далее - по рисунку . Приложение 2)
Ориентироваться на листе бумаги, точно выполняя указания учителя.
VII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - По каким признакам можно сравнивать предметы? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Методика «Букет» развивает рефлексивные умения и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребенка две карточки с изображением цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня «спасибо»); розовый - тому, чьи высказывания на уроке вам понравились больше всего. Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?» Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности и коммуникабельности
9