Анализ работы библиотеки коррекционной школы за период 2012-2014 гг

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное образовательное учреждение Омской области

«Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида»

646700, Омская область, р.п. Шербакуль, ул. Советская, 104

Тел/факс: 8(381-77) 2-14-61/2-11-53


Анализ работы библиотеки коррекционной школы

за период 2012-2014 гг. В коррекционной школе - интернат VIII вида осуществляет свою работу библиотека - центр информационной культуры для обучающихся, учителей, родителей. Библиотека выполняет основные функции: образовательную, информационную, культурную, воспитательную. Библиотека расположена на первом этаже школьного здания, имеет два помещения: абонемент совмещенный с читальным залом и хранилище учебников. Для занятий в библиотеке имеется 15 посадочных мест и 4 стола. Рабочее место библиотекаря оснащено компьютером (моноблоком), принтером, а также в библиотеке имеется проектор, что позволяет провести показ видеороликов, цифровых слайд-шоу, презентаций с графиками, таблицами и эффектами анимации - то есть представить для коллективного просмотра любую видеоинформацию. Для комфортной работы читателей в библиотеке составлен режим работы; с 11-00 до 13-00 ч. и с 16-00 до 18-00 ч. Собственного сайта библиотека не имеет, поэтому освещает библиотечную деятельность на сайте Шербакульской коррекционной школы - интерната VIII вида [ouint.sherb.obr55.ru/]. Работу библиотеки организует библиотекарь, имеющая высшее библиотечное образование, со стажем библиотечной работы 8 лет. Она является членом методического совета школы, но льгот как воспитатели и педагоги, библиотекарь не имеет. Библиотека доступна и бесплатна для читателей. Ее посещают учащиеся 1-11 классов, учителя, воспитатели, родители, студенты - дефектологи и сотрудники школы. Охват библиотечным обслуживанием обучающихся школы составляет 100 %. В библиотеке обеспечен свободный доступ читателей к библиотечным фондам. Посещение библиотеки организовано по классам, но воспитанник может прийти в библиотеку и самостоятельно. Библиотека общеобразовательного учреждения, являющаяся его структурным подразделением, обладает фондом разнообразной литературы: учебной для специальных общеобразовательных школ VIII вида, художественной, справочной, учебной, методической литературой на традиционных и нетрадиционных носителях, которая предоставляется во временное пользование обучающимся, учителям, родителям, сотрудникам школы, студентам. Библиотека располагает также наглядными пособиями и периодическими изданиями. Основные задачи деятельности библиотеки школы - интерната: - обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов, создание условий для повышения качества образования, приобщение детей к чтению, популяризация художественной литературы на основе традиционных и инновационных форм и методов библиотечной работы; - содействие социальной реабилитации раскрытие личности ребенка, его творческих способностей посредством организации культурно-массовых мероприятий (организация книжных выставок, проведение обзоров литературы, часы интересных сообщений, беседы, радиобеседы по школьному радио, игры, викторины, экскурсии); - активизация работы с краеведческой литературой; - активизация работы по пропаганде здорового образа жизни и правовых знаний; - духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся; - проведение мероприятий по безопасности и профилактике дорожно-транспортных происшествий, противопожарной безопасности; проведение мероприятий по профориентации; - работа с библиотечным фондом. Одной из обязательных составляющих работы школьного библиотекаря является проведение библиотечных уроков в классах: «Книга - детям» (беседа), «Выбор книг в библиотеке», «Вам знаком книжкин дом?». В течение года в нашей библиотеке ведётся как индивидуальная, так и массовая работа с читателями. По требованию членов педагогического коллектива подбирается необходимый материал для проведения классных часов, бесед, конкурсов и др. мероприятий. Выполняются различные запросы читателей по тематическим заявкам. Библиотекарь выступает на школьных методических объединениях, проводит обзоры новинок методической литературы. В течение года организуются выставки новых книг, а также тематические выставки, обзоры и рекомендательные беседы. В библиотеке проводится работа с родителями. Ежегодно осуществляется информирование родителей о наличии учебной литературы в библиотеке. Библиотекарь выступает на общешкольных классных собраниях. Основные направления работы библиотеки: - нравственно-патриотическое; - правовое; - экологическое; - библиотерапевтическое. В настоящий момент для нашей школьной библиотеки актуальным, является развитие творческих способностей воспитанников. Введение театрального искусства в библиотеке школы, способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество в школьной библиотеке. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постепенно перерастающий в работу (обучение).

Фонд библиотеки коррекционной школы VIII вида как базовый ресурс социализации Информационное обеспечение учебного процесса требует от работников библиотеки не только знания репертуара нужных учебников, учебных пособий и методической и художественной литературы, но и знания особенностей восприятия информации их подопечными. Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие носители информации из фонда библиотеки, а также пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Главной функцией школьной библиотеки является обеспечение воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) воспитанников доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно - информационных ресурсов специальной (коррекционной) школы - интерната на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), фонд видеокассет, CD-диски, коммуникативном (компьютерные сети). Фонд расставлен согласно таблице ББК для школьных библиотек. В течение учебного года проводится работа с фондом: контроль своевременного возврата книг в библиотеку, мелкий ремонт книг, проверяется правильность расстановки фонда. Режим сохранности фонда соблюдается. Фонд доступен, открыт. Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, методической, художественной, справочной, учебной литературой. На сегодняшний день фонд научно-популярной и отраслевой литературы устарел. За последние годы он пополнился справочной литературой, что позволяет более полно выполнять запросы читателей. Общий фонд библиотеки на 01. 01. 2015 года составляет 8195 единиц хранения. Из них учебный фонд составляет 1480 единиц хранения, фонд периодических изданий - 312 единиц хранения, и основной фонд (художественная, научно-популярная, справочная, методическая литература) - 6715единиц хранения. Более подробно отраслевой состав фонда школьной библиотеки можно увидеть на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Отраслевой состав фонда библиотеки на 01.01.15 г.
Большую часть фонда составляет художественная литература, это закономерно, т.к. она является одним из самых важных инструментов в социализации личности. С помощью художественных образов ребёнок получает возможность познать мир во всех его проявлениях, и это при том, что в реальной жизни он может даже никогда не почувствовать и не пережить того, что прочел в книгах. Художественная литература способствует также глубокому и целенаправленному литературному развитию личности, понимающееся как необходимое условие становления человека культуры, который самостоятельно строит свою жизнь. В процессе чтения произведений художественной литературы у ребенка развивается речь, обогащается словарный запас, уточняется и активируется его словарь на основе формирования конкретных понятий и представлений, вырабатывается умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Все это происходит благодаря тому, что классические произведения художественной литературы написаны общепризнанным литературным языком, образным и точным, эмоциональным и согретым лиризмом, который наиболее соответствует особенностям детского восприятия. За период 2012-2014 гг. основной фонд библиотеки пополнился учебниками для коррекционных школ. Учебники получены из Министерства образования по программе «Модернизация общего образования»-374 единиц хранения, а также благодаря акции «Подари ребёнку книгу» на 247 единиц хранения. На сегодняшний день в школьной библиотеке учебный фонд составляет: современных учебников 450 экз., а необходимо 682 экз. что, составляет 67% от потребности. Учебник должен иметь каждый ученик школы - интерната. Неблагополучная ситуация сложилась с учебниками 10-11 классов. Учебные издания представлены на диаграмме 2. Диаграмма 2 . Фонд учебных изданий библиотеки на 01.01.15 г.



Качество знаний учащихся школы во многом зависит от наличия учебной литературы и наглядных пособий. Учебник - основной вид учебной литературы. Он содержит систематическое изложение знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относительно быстрому устареванию учебников, поэтому в дополнение к ним приобретаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др. Состояние учебного фонда на 2014 год отражено на диаграммах 3-5.

Диаграмма 3. Обеспеченность учебниками учащихся младших классов


Диаграмма 4. Обеспеченность учебниками учащихся средних классов

Диаграмма 5. Обеспеченность учебниками учащихся старших классов


Статистические показатели обеспеченности учебниками данного учреждения позволяют сделать вывод, учащиеся старших классов занимаются по учебникам прошлых лет, из-за трудности в приобретении новых учебников. В связи с увеличением числа учащихся в школе, доля читателей, пользующихся учебной, справочной и художественной литературой из библиотечного фонда, по сравнению с прошлым годом возросла, увеличилась и книговыдача. Изучение «Дневника работы» библиотеки, который ведётся систематически, позволило установить сведения о количестве и составе читателей по группам. Об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации. Дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, дидактических материалов, аудиовизуальных материалов, наглядных пособий, журналов, газет, настольных игр, материалов методического уголка. По данным количественных показателей работы библиотеки за три года (2012-2014 гг.) был проведён мониторинг её деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Статистический анализ деятельности школьной библиотеки за 2012-2014 гг.


годы показатели 2014 2013 2012 Количество читателей 280 217 216 Посещаемость 2561 2281 2296 Книговыдача 8045 7980 7913 Массовые мероприятия 25 24 24 Величина фонда 8195 7345 6986


Помимо «Дневника работы» школьной библиотеки был проведён анализ читательских формуляров, который показал большой интерес детей к периодическим изданиям: Учащиеся 1-4 классов читают журналы «Штучка», «Мурзилка», «Непоседа», Они проявляют интерес как к изданиям, находящимся в читальном зале, так и к тем, что выдаются на абонементе. Учащиеся среднего школьного возраста проявляют примерно одинаковый интерес к периодическим изданиям «Штучка», «Веста», «Ровесник». Однако вне класса и библиотеки они читают книг очень мало. Старшеклассники отдают предпочтение только периодическим изданиям «Маруся», «Веста», «Ровесник», а также местной Шербакульской газете «Наша газета», где освещается жизнь не только всего района но, иногда и жизнь коррекционной школы. Педагогические же работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, новейшими педагогическими технологиями. Особой популярностью и повышенным спросом пользуются периодические издания «Развитие и коррекция», «Завуч», «Классный руководитель», «Педсовет», книги из серии «Коррекционная педагогика», информирование о которых систематически проводится на методических объединениях учителей и воспитателей в виде обзоров литературы и периодических изданий по темам «Творческая мастерская», «В методическую копилку учителя», «К педсовету». Высокий показатель выданных материалов методического уголка объясняется тем, что в библиотеке впервые создана служба правового информирования педагогов и всех других работников образовательного учреждения, содержащая документацию этого образовательного учреждения: устав, правила внутреннего распорядка, положение о премировании, должностные инструкции, образовательные программы, аттестационные материалы, нормативно-правовые документы, локальные акты. С документами, регулирующими деятельность образовательного учреждения, были ознакомлены 98% работников школы-интерната. Низкие количественные показатели выдачи книг по сельскому хозяйству и технике объясняются отсутствием какого-либо интереса читателей к такому виду литературы. Аудиовизуальные материалы, настольные игры только начали поступать в фонд библиотеки, и пока еще рано говорить об их широком распространении. Справочно - библиографическое обслуживание состоит из выполнения справок различной тематики. Так от читателей поступило 46 запросов различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов и педагогических чтений. Библиотекой ведётся достаточно большая работа по пропаганде чтения. Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу: внедряясь все более активно в нашу жизнь и деятельность, новые информационные и коммуникационные технологии вынуждают все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.
Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере детского чтения: спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать); функциональная (вторичная) неграмотность; взаимодействие чтения и средств массовой информации; проблема массовой культуры в чтении детей и подростков (чтение боевиков и любовных романов); проблема доступа к чтению и другие. Отметим, что воспитанники коррекционной школы не стали исключением - налицо почти все характерные проблемы сегодняшнего детского чтения - снижение интереса к чтению для удовольствия, бесспорный приоритет делового чтения, преобладание массовой литературы в круге чтения, предпочтение чтения периодики в старшем возрасте. Например, среди опрошенных учащихся пятых и восьмых классов 28% ответили, что они приходят в библиотеку с целью подготовки к докладам, урокам, написанию рефератов и т.п., 52% - для того, чтобы найти литературу для удовольствия, 20% ставят своей целью расширение кругозора. На диаграмме 6 представлены результаты опроса учащихся средних классов.

Диаграмма 6. Цель посещения библиотеки учащимися 5- 8 классов



Общая тендениция наблюдатся в том, что читают в основном для подготовки к учебным занятиям. Среди учащихся 9-11 классов 78% посещают библиотеку с целью делового чтения и только 13% ищут чтение для удовольствия. Расширять кругозор считают необходимым лишь 9% десятиклассников. Это наглядно видно на диаграмме 7.

Диаграмма 7. Цель посещения библиотеки учащимися старших классов



Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Они являются необходимым условием социализации последней. Нельзя не согласится с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде.


Массовая работа библиотеки как компонент социализации Роль библиотеки в жизни детей с ограниченными возможностями переоценить невозможно. Для многих из них мир открывается именно через книгу. Детям с ограниченными возможностями здоровья, которые по ряду причин не могут читать самостоятельно и воспринимать прочитанное вслух, библиотеки дают возможность общения со сверстниками и библиотекарями, привлекают их к посильному участию в различных мероприятиях. Массовая работа в школьной библиотеке имеет свои особенности: она развивает, воспитывает ребенка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребенку знание о книгах, привить любовь к чтению, курс к информации. Но в то же время она требует более тщательного изучения и подхода, что показало проведенное анкетирование педагогических работников на тему: «Массовая работа в библиотеке: «за» и «против». Всего в нем приняли участие 29 педагогов школы. Анкета состояла всего из четырех вопросов и ставила целью выяснить отношение к массовой работе учителей и воспитателей школьной библиотеки. На вопрос анкеты «Как Вы считаете, нужна ли в школьной библиотеке массовая работа?» Были получены следующие ответы (диаграмма 8):

Диаграмма 8. Потребность в массовой работе в библиотеке
Заинтересованные в мероприятиях библиотеки педагоги, ответили положительно, были и такие ответы « не нужна», и 56% специалистов считают, что нужна, но отвлекает от основной деятельности библиотекаря - качественного индивидуального обслуживания читателей.

Для чего массовая работа нужна в библиотеке, какова её роль?

Диаграмма 9. Повышения социокультурных навыков
Из диаграммы 9 следует что, 48% опрошенных считают, необходимость массовой работы для привлечения новых читателей. Половина респондентов (50%) видит необходимость массовой работы для вовлечения учащихся в посильную социокультурную деятельность. Меньшая часть педагогов (2%) считает, что массовые мероприятия могут поднять престиж библиотеки, что они способны «отвлечь детей от улицы», «решить часть школьных проблем». Необходимым условиям успешного проведения библиотечных массовых мероприятий является активное участие в них педагогических работников. На диаграмме 10 отражено количество педагогических работников, принимавших активное участие в деятельности школьной библиотеки.

Диаграмма 10. Количество педагогических работников, участвовавших в массовых мероприятиях
Некоторые считают, что это «бесполезная трата времени» и «устаревшая форма работы». Так или иначе, а любителями посещения массовой работы в школьной библиотеке являются всего лишь 54% из опрошенных педагогов. В 2010 году оптимизация работы школы сыграла отрицательную роль в жизни школьной библиотеки, вследствие чего часы работы сократились вдвое, соответственно на подготовку массовых мероприятий у библиотекаря остается времени. Исходя из этой ситуации, особенно актуальным становится вопрос о том, кто должен принимать участие в подготовке массовых мероприятий в библиотеке. Мнение педагогов по этому поводу видно на диаграмме 11.

Диаграмма 11. Совместная работа библиотеки и школы
Большинство респондентов (76%) сошлось во мнении, что массовой работой должны заниматься библиотекарь и педагог - организатор. Это объясняется тем, что массовая работа требует больших временных затрат и определенных педагогических способностей от библиотекаря. Приоритетными мероприятиями в школьной библиотеке, являются литературно - музыкальные композиции, обзоры книжных выставок, беседы, встречи с интересными людьми. Такие серьезные библиотечные формы, как читательские конференции, презентации книг, дискуссии о прочитанном, бенефисы писателей, все реже встречаются в нашей библиотеке. Интересным показался тот факт, ответы при опросе на предложенные вопросы ответы оказались одинаковыми. Для решения образовательных и творческих задач библиотека использует различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекарь неистощим на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению. Многие задумки очень интересны (табл. 2).

Таблица 2 . Анализ используемых форм библиотечной деятельности за 2012-2014 г.


Мероприятия

Количество

Категория пользователей

Выставки

32

Учащиеся, педагоги, сотрудники школы, родители учащихся

Библиотечные уроки

18

Учащиеся

Выставки - викторины

3

Учащиеся

Литературно - музыкальные композиции

9

Учащиеся, педагоги,

Викторины

5

Учащиеся

Буклеты

6

Учащиеся, педагоги, сотрудники школы, родители учащихся

Конкурс рисунков

7

Учащиеся

Беседы

11

Учащиеся

Выставка классных газет

10

Учащиеся, педагоги, сотрудники школы, родители учащихся

Работа с задолжниками ШБ

Раз в квартал

Учащиеся, педагоги, сотрудники школы, родители учащихся

Спортивная игра «Колесо безопасности»

1

Учащиеся, педагоги

Электронные презентации

7

Учащиеся, педагоги

Выставка плакатов

2

Учащиеся

Обзор литературы

7

Учащиеся, педагоги, сотрудники школы, родители учащихся

Краеведческие чтения

1

Учащиеся, педагоги

Урок мужества

6

Учащиеся

Предметные недели

3

Учащиеся

Конкурс чтецов

1

Учащиеся, педагоги, сотрудники школы

Конкурс «ученик года»

1

Учащиеся, педагоги

Конкурс «лучший читатель»

1

Учащиеся, педагоги

Спортивные мероприятия

3

Учащиеся

Семинар

4

Выставки для педагогов

31

Педагоги

Подписка на периодических изданий

2

Учащиеся, педагоги, сотрудники школы, родители учащихся


Всего за 2012-2014 годы в школьной библиотеке проведено 170 мероприятий, которые посетили более 3 тысяч человек (35% от общего количества посещений за три года). Эти цифры еще раз доказывают, какие значительные средства задействованы в этом направлении. При проведении мероприятий активно используются видео-, аудиотехника, медиапроектор. Эти ресурсы позволяют поднять массовую работу на более высокий и современный уровень. Школьная библиотека активно принимает участие в общешкольных мероприятиях: новогодние праздники, выпускные вечера, осенние балы, дни именинника. Большинство мероприятий проводились совместно с классными руководителями (для привлечения большего контингента обучающихся), но также проводились мероприятия с участием воспитателей группы продлённого дня (ГПД) и интерната. Наиболее интересными для учащихся являются мероприятия с применение фото- и видео - презентаций: игра «Кто хочет стать юным миллионером?», интеллектуальная игра «Хочу всё знать», познавательное мероприятие «Поле чудес», познавательная игра «Лото сказок», интерактивная игра «Клуб любознательных» и т. д. Для недели посвященной профориентации учащихся была сделана подборка материала «Детям о профессиях» для младших школьников. В рамках школы был проведен конкурс презентаций «За здоровый образ жизни». Участниками этого конкурса были воспитанники среднего и старшего возраста. Подготовка презентаций на конкурс проводилась совместно с классными руководителями и воспитателями. Представленные на конкурс работы соответствовали тематики конкурса и были направлены на пропаганду и профилактику здорового образа жизни среди обучающихся, воспитанников школы. Так же с целью пропаганды здорового образа жизни школьной библиотекой был оформлен стенд «Виды спорта» В течение года в библиотеке было организовано 57 мероприятий, разной направленности, их процентное соотношение можно проследить на диаграмме 12.

Диаграмма 12. Количество массовых мероприятий по разным направлениям за 2013-2014 учебный год
Большее внимание уделяется проведению таких мероприятий как обзоры, беседы, выставки, экскурсии, дискуссии, литературно-музыкальные композиции, поэтические вечера. Наряду с этой деятельностью ведётся работа профориентационной направленности, изготовление буклетов, дайджестов «Куда пойти учиться», конкурсы рисунков «Чем пахнут ремёсла», интересные встречи, беседы «Хочу быть!», викторины и КВНы « Все работы хороши, выбирай на вкус», оформление выставок «Мастера своего дела». Библиотекарь должен обладать такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании. Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного читателя к формированию духовно - богатой личности.


© 2010-2022